Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн, события которых невидимым образом режиссировались тайными религиозными обществами типа «Белого лотоса». В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., к концу же столетия начинают нарастать отрицательные явления. Вся вторая половина династийного цикла (XVI – первая половина XVII вв.) характеризовалась затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всеобщий и всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328-1398) начал проводить дальновидную аграрную и финансовую политику. Он увеличил долю крестьянских дворов в земельном клине, усилил контроль за распределением казенных земель, стимулировал опекаемые казной военные поселения, переселял крестьян на пустующие земли, ввел фиксированное налогообложение, предоставлял льготы малоимущим дворам.

Его сын Чжу Ди ужесточил полицейские функции власти: было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору – Парчовые халаты, поощрялось доносительство. В XV в. появилось еще два карательно-сыскных учреждения.

Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV-XV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, однако набеги продолжались еще и в XVI в. От нашествия на страну войск Тамерлана, начавшегося в 1405 г., Китай спасла смерть завоевателя.

В XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела, захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 – около 1434).

В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Эти вояжи имели целью установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Государственная политика в отношении внутренней торговли не была последовательной. Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей.

Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензии на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Основой денежной системы страны оставались в этот период ассигнация и мелкая медная монета. Запрет на использование золота и серебра в торговле хотя и ослаблялся, но, однако, довольно медленно. Четче, чем в предыдущую эпоху, обозначаются хозяйственная специализация районов и тенденция к расширению казенного ремесла и промыслов. Ремесленные объединения в этот период постепенно начинают приобретать характер цеховых организаций. Внутри них появляются письменные уставы, возникает зажиточная прослойка.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуан-чжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими яркими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Нарастание кризисных явлений в конце XV в. начинается исподволь, с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры после Чжу Ди были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков.

Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзычэнем. В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи.

Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.

Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они нисколько не отменяли, а наоборот, переплетались с требованиями социальной справедливости.

Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.

Номер фонда:

Наименование

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ МВД

Историческая справка

Образовано 6 апреля 1865 г. для заведования делами цензуры и печати. При учреждении в его функции входило: наблюдение за действиями местных комитетов по делам печати, и инспекторов по делам печати, цензоров драматических сочинений, а также установление цензуры иностранной; разрешение недоразумений и вопросов; рассмотрение жалоб, наблюдение за произведениями печати и сообщение о возбуждении судебного преследования; ведение дел об открытии типографий, литографий, металлографий и заведений, производивших и продававших принадлежности тиснения; надзор за этими заведениями и за книжной торговлей.
Первоначально распределением занятий между чиновниками ведал начальник Главного управления по делам печати.
После отмены предварительной цензуры повременной (21 ноября 1905 г., 18 марта 1906 г.) и неповременной печати (26 апреля 1906 г.) функции Главного управления по делам печати были распределены между 5 ю отделениями: 1 е отделение вело дела по периодическим органам печати и по книгам, выходившим в Петербурге и Москве, по округу Санкт Петербургской судебной палаты; а также делопроизводство по всем правительственным изданиям; 2 е отделение ведало делами о газетах и книгах по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат; 3 е отделение занималось делами периодических органов печати и по книгам, выходившим по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской, Ташкентской, Иркутской и Омской судебных палат; 4 е отделение разрабатывало Законодательство о печати; составляло циркулярные разъяснения; вело дела по иностранной цензуре; дела о книгах и газетах по округам Варшавской и Виленской судебных палат; 5 е отделение заведовало личным составом Управления и цензурных учреждений; счетной частью; библиотекой; делами по типографиям, литографиям, металлографиям и книжной торговлей. Хозяйственный комитет (с 30 октября 1908 г.) рассматривал все предложения, касавшиеся хозяйственной части ведомства и отчетной части; ведал делами типографии МВД и редакциями газет “Правительственный вестник” и “Сельский вестник”. Осведомительное бюро (с 26 августа 1906 г., с 1915 - Бюро печати) - обслуживало официальные и частные повременные органы печати достоверными, подлежавшими оглашению, сведениями, касавшимися предположений действий и деятельности правительства, правительственных и административных лиц и учреждений; а также “главнейших фактов общественно политической жизни России и заграницы”. На сотрудников бюро кроме того возлагалась проверка слухов и сообщений печати. Отдел иностранной и «инородческой» печати (передан из Департамента полиции в августе 1906). Отдел обслуживания ведомств и информации делал подборки газетных вырезок для докладов министрам, главноуправляющим, директорам департаментов и начальникам управлений; составлял проекты сообщений, разъяснений и опровержений; а также занимался созданием “справочно руководственного и информационного” архива; дежурно техническая часть осуществляла дежурства, выпуск бюллетеней, прием запросов и выдачу справок; а также ведала регистратурой, перепиской, изготовлением вырезок, печатных обзоров и бюллетеней, обслуживанием телефонов. Военная цензура (с 20 июля 1914 г.) следила за тем, чтобы в печать не проникли военные сведения, представлявшие военную тайну. Военные цензоры находились в подчинении Петроградского комитета по делам печати, выполняли задания Главной военно цензурной комиссии при Главном управлении Генерального штаба и местных военно цензурных комиссий при военно окружных штабах.
Особая комиссия по ликвидации Главного управления по делам печати существовала с 27 апреля по 16 сентября 1917 г. После упразднения Главного управления по делам печати был учрежден новый орган цензорского контроля - Книжная палата. Осуществление цензуры на местах возлагалось на губернских и уездных комиссаров. 30 ноября 1917 г. Книжная палата была включена в состав Наркомата по просвещению.
После 1 июня 1918 г. фонд вошел в состав ЕГАФ.

Аннотация

Доклады министра внутренних дел по главному управлению за 1865–1917 гг. (оп. 1).
Журналы заседаний совета главного управления за 1865–1905 гг. (оп. 2).
Отчеты по главному управлению; дела о рассмотрении книг и рукописей, разрешении и запрещении рукописей к печати и распространении книг, аресте изданий, запрещении переиздания их; о рассмотрении заграничных изданий, нот и репродукций картин; об издании газет и журналов, наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; об открытии книжных магазинов, типографий, литографий и надзоре за ними; об открытии библиотек и читален и надзоре за ними за 1868–1870 гг. (оп. 4).
Дела об издании газет и журналов в России (с 1878 г. только в Петербурге и Москве), наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях - материалы I отделения за 1871–1875 гг. (оп. 5), 1876–1880 гг. (оп. 6).
Отчеты главного управления, цензурных комитетов и отдельных цензоров - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11).
Дела о рассмотрении книг и рукописей, разрешении и запрещении рукописей к печати и распространении книг; аресте изданий; исключении и изменении в рукописях части текста, уничтожении изданий, рассмотрении заграничных изданий; об издании газет и журналов (с 1878) в разных городах (за исключением Петербурга и Москвы), наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; открытии библиотек и читален, книжных лавок, типографий, литографий и надзоре за ними - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15); материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1905 гг. (с 1898 г. - за исключением отчетов и дел о библиотеках, читальнях, книготорговле, типографиях) (оп. 21, ч. 1).
Отчеты цензурных комитетов и отдельных цензоров - материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1905 гг. (с 1898 г. - за исключением отчетов и дел о библиотеках, читальнях, книготорговле, типографиях) (оп. 21, ч. 1).
Дела о рассмотрении книг и рукописей и возбуждении судебного преследования против авторов, издателей, владельцев типографий; наложении ареста на книги, уничтожении их; по запросам разных учреждений о разрешении распространения изданий; об издании газет и журналов, наблюдении за ними и разных цензурных репрессиях против них; о редакторах и издателях; отчеты о периодической и непериодической печати - материалы I–III отделений: по округу Петербургской судебной палаты за 1906–1911 гг. (оп. 9), 1912–1917 гг. (оп. 10); по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат за 1906–1908 гг. (оп. 16, ч. 1), 1909–1910 гг. (оп. 16, ч. 2), 1911–1917 гг. (оп. 17); по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской и Ташкентской, Иркутской и Омской за 1906–1917 гг.. (оп. 21, ч. 2), Виленской и Варшавской судебных палат за 1898–1917 гг. (оп. 22).
Дела о рассмотрении заграничных изданий - материалы IV отделения за 1898–1917 гг. (оп. 22);
Дела об открытии библиотек, читален, книжных лавок, типографий, литографий и фотографий и надзоре за ними - материалы II отделения за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15); материалы III отделения за 1878–1895 гг. (оп. 20), за 1896–1898 гг.(оп. 21, ч. 1); материалы IV и V отделений за 1898–1917 гг. (оп. 22, 23).
Дела о службе цензоров за 1865–1867 гг. (оп. 3), 1868–1870 гг. (оп 4), за 1871–1879 гг. (оп. 11), 1878–1895 гг. (оп. 20), 1880–1897 гг. (оп. 12), 1898–1900 гг. (оп. 13), 1901–1904 гг. (оп. 14), 1905 г. (оп. 15), 1896–1905 гг. (оп. 21, ч. 2,. 22), за 1906–1917 гг.. (оп. 23)
Дела Счетно финансового отделения за 1909–1917 гг. (оп. 24).
Дела по драматической цензуре: о рассмотрении драматических сочинений и либретто опер; разрешении и запрещении представления их на сцене, исключении и изменении в них части текста; о народных и провинциальных театрах, увеселительных заведениях за 1865–1917 гг. (оп. 25).
Рапорты цензоров о рассмотренных пьесах и либретто опер; алфавитные списки драматических сочинений; циркуляры по драматической цензуре за 1865–1917 гг. (оп. 26).
Рукописи драматических сочинений за 1884–1912 гг. (оп. 27).
Материалы Комиссии для пересмотра действующих положений о цензуре и печати за 1868–1871 гг. (оп. 28).
Отчеты инспекторов типографий и других полиграфических заведений о состоянии этих заведений; отчеты инспекторов о состоянии книжной торговли, публичных библиотек и читален; описи имущества типографий за 1865–1915 гг. (оп. 29).
Материалы библиотеки неповременных изданий: переписка о получении главным управлением и рассылке соответствующим учреждениям обязательных экземпляров непериодических изданий; списки непериодических изданий, представленных в главное управление за 1822–1916 гг. (оп. 30).
Материалы библиотеки повременных изданий: переписка об организации библиотеки, о доставлении периодических изданий из разных губерний; учетные карточки периодических изданий, содержащие сведения о времени выдачи свидетельств на разрешение издания, о дате выхода в свет первого номера, фамилии редактора и издателя и о репрессиях в отношении издания за 1906–1916 гг. (оп. 31).
Материалы Осведомительного бюро и Отдела иностранной и инородческой печати за 1901–1917 гг. (оп. 32).
Дела о правительственных периодических изданиях: «Московские ведомости», «Петербургские ведомости», «Правительственный вестник», о периодических изданиях, получавших правительственные субсидии, о расходах по Осведомительному бюро и по личному составу его за 1881–1917 гг. (оп. 33).
Вырезки из газеты «Правительственный вестник» со сведениями и распоряжениями по делам печати; циркуляры по вопросам печати за 1879–1916 гг. (оп. 34).
Настольные реестры за 1881–1917 гг. (оп. 36).
Журналы входящих и исходящих бумаг за 1865–1917 гг. (оп. 37).
Материалы Особой комиссии по ликвидации Главного управления по делам печати за 1917 г. (оп. 38).

Япония - одна из современных великих мировых держав. Название страны происходит от слова Ниппон - буквально «страна восходящего солнца». Островное положение страны, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические древности, опираясь на которые можно воссоздать развитие государственно-правовой истории. Все попытки захватчиков из соседних стран поработить Японию терпели неудачу. Правда, в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров: в знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла основные стадии:

VII-XII вв. - раннее средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;

XIII-XVII вв. - развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевластием сегуна - «великого воеводы, покорявшего варваров»;

XVIII-XIX вв. - в Новое время феодальные отношения сёгуната переживают кризис, это начало их распада.

К VII в. произошли крупные перемены в общественной жизни Японии. Родовой строй пришел в упадок, уступив место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно «сын Неба» - Тенно). Император Камму перенес в 784г. столицу из Нара в соседний город Киото.

Легальное утверждение раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ, получивших название «Манифест Тайка» (646г). Согласно реформам почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население - подданными императора, его вассалами, которые делились на две социальные группы: свободные - от крестьянина до аристократа и подлые - рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.

Эти реформы имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом - императором. В эру Тайка создается Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца Второй мировой войны. Впоследствии, с ростом благосостояния и усилением клановых распрей в Японии увеличивается политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: Императорский двор; домоуправление правящего клана; буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник - послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики.

Возглавлял Государственный совет канцлер или старший министр. Непосредственные функции управления осуществляли два высших министра: левый (старший), и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на старших и младших советников.

Государственному совету подчинялось восемь министерств (Министерство императорского двора, общих дел, финансов, юстиции и др.), которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским домом.

Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.

Кардинальные перемены в стране наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны и создают свои правящие династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятежных варварских племен). В общем значении сегун - это военный диктатор, ставший наследственным должностным лицом, который доминировал над всеми властными структурами Японии с 1192 по 1867 гг. Режим сёгуната именовался также бакуфу - «правительство в походной палатке».

Всего за свою историю Японии пережила три сёгуната. На протяжении нескольких веков статус императора как главы государства был номинальным, поскольку вся административная и судебная иерархия находилась под контролем сегуна - военачальника. Император почти безвыездно жил в своем дворце, причем видели его преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция, поощрявшем удаление от мирских дел в уединенные монастырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть сегуна обычно переходила к его сыну. Характерно, что в договорах с иностранцами сегуна, нерешительного в своих властных возможностях, называли тайкун (великий государь).

Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий «свет-государь».

С установлением первого сёгуната Минамото (1192-1333 гг.) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство и свою власть. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение статуса императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгунате какой-либо заметной политической роли. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно – к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603г.), когда ужесточаются методы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с этих пор политическая воля императора вообще перестала учитываться, а в императорской столице (г. Киото) была введена новая должность наместника сегуна, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же (1635г.) сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё (крупные землевладельцы, князья) должны были попеременно проживать в доме сегуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сегуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу. внутренних дел, иностранную, военную, военно-морскую, финансовую. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сегуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда феодалы условно подразделяются на две основные группы: гокенин - непосредственные вассалы правителя-сегуна; хигокенин - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава, в 1615г. издается Закон 18 статей, которыми регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си; крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия – кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сегуна. Исключались из общества социальные изгои – эта.

Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать зависимых крестьян - рисовая рента доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы - они фактически были рабами.

Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604г.). Но право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм. Древняя религия японцев - синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с проникшим в страну буддизмом. Сосуществование двух религий стало своеобразным духовным плюрализмом. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались населением при радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т.д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на поминках. При этом день поминовения усопших отмечали песнями и танцами: буддизм, как известно, отрицая реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира «вечного блаженства».

Приверженность японцев своим вероучениям, духовным ценностям частично объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к проповедникам иной веры, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев в страну разрешался только для торговли и через один порт - Нагасаки.

Нормы поведения, близкие установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии гири: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но прежде всего это мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, готовым на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.

Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого периодически уточнялись в сборниках рицу-рё. Характерно, что карательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные - термином «рё».

Идеи и призывы конституции Сетоку 604 г. нашли воплощение в последующем законодательстве, которое содействовало преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного государства. Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро рицу-рё (718 г.). Тайхо большей частью посвящен регулированию земельных отношений, а Ёро - уголовным и административным предписаниям.

Тайхо-рё представляет собой сборник тридцати законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций по справедливому осуществлению общественных обязанностей правителя и народа и соблюдению традиционных морально-этических требований.

Ёро рицу-рё регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям здесь отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждается солидарная ответственность наряду с персональной и должностной; различается степень соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий предусмотрено смягчение наказаний.

В период третьего сёгуната Токугавы оживилось законотворчество, самым крупным достижением которого стал Закон 18 статей Иэясу Токугавы, регламентировавший статус императора и даймё, а также правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си: крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё.

Кодекс 100 статей, принятый в 1742 г., имел главной заслугой обобщение основного содержания признанных законов, в том числе Тайхо и Ёро.

На основе надельной системы сложилась социальная иерархия. Все ступени которой подчинялись главе государства – императору или «сыну неба». Глава государства рассматривался как посредник между землей – т. е обществом и государством и обожествленным небом. Поэтому личность главы государства также обожествлялась. Запрещалось приближаться сидеть в его присутствии, смотреть в глаза, император мог строить без ограничений пагоды и другие зданий, обладал исключительным правом носить желтые одежды.

Ниже императора следовали 9 домов аристократии, происходившей из потомков «сильных домов» и многочисленных императорских родственников и их потомков. Представитель высшего2-ого ранга получал от государства надел в 10 тысяч му, а представитель низшего 9 ранга в 500 му. Аристократия легально и нелегально увеличивала размер наделов за счет рабов и крупнорогатого скота, а также прямым захватом.

Ниже аристократии стояли 9 домов государственной бюрократии, которая имела внутреннее деление на 30 разрядов. Представитель первого высшего ранга получал государственный надел 1200 му, а низшему 9 рангу полагалось 80 му.

В начале 7 века появилась практика сдачи государственных экзаменов для гражданских чиновников, а в конце 7 века для военных чиновников. Более простые экзамены в силу значительно меньшего социального престижа военной профессии. В последующие века система государственных экзаменов совершенствовалась, чем выше был ранг, тем более сложные становились экзаменационные испытания. Начиная с 5 ранга экзамены сдавались только в столицах (знание наизусть трудов Конфуция, философию даосизма, буддизма, древней китайской истории, умение писать стихи, каллиграфия). Чиновники 3-х высших рангов имели право на жилище построенное по оригинальным проектам (с учетом социального статуса).

«Добрый народ» - свободный и полноправный, их обязанность и право – это уплата государственного налога. Эта категория имела право сдавать государственные экзамены, повышать свой социальный статус через приобщение к чиновничеству. 4 категории: ученые, крестьяне, ремесленники (скульпторы), торговцы.

«Низкий народ» - низы, с ограниченным социальным статусом: кэху и рабы. Кэху – полусвободные крестьяне, держатели земли у частных лиц, работали за половину урожая, выполняли нефиксированную ренту, подвергались любым наказаниям. Рост численности кэху – показатель кризиса политического централизма, максимально высокой отметки численность достигла в период кризиса 10 века – 10% от общей численности крестьянства. Рабы делились на государственных и частных, рабы были в крестьянском хозяйстве. В 60 лет им предоставлялась полусвобода, а в 70 полная свобода.

Политическая система была представлена государственной властью, которую возглавляла императорская власть. Императору подчинялся государственный совет, 3 палаты ведомства . Формально императорская власть была не ограничена, но регулировалась конфуцианскими нормами. В разные периоды государственным советом, политическими традициями, существовало должность специального чиновника («увещеватель»), который был обязан указывать «сыну неба» на совершенные им просчеты и ошибки.

Первая палата являлась центральной и объединяла императорские службы, в нее входили секретариат и канцелярия, которые готовили указы и распоряжения общегосударственного и религиозного значения. В эту палату входил комплекс служб, которые обслуживали персону императора, входила личная гвардия и служба посольств, отвечавшая за прием иностранных гостей, внешнеторговые отношения Китая.

Вторая палата отвечала за основные сферы государственного управления. В нее входили 6 ведомств, которые делились на две структуры, каждую из которых возглавлял канцлер.

Главным считался левый канцлер, ему подчинялись три главных ведомства: 1 ведомство чинов, 2 ведомство обрядов, 3 ведомство финансов.

1 ведомство чинов – перемещение чиновников по стране и перемещение по иерархии.

2 ведомство обрядов контролировало церковные учреждения и религиозное поведение Китайцев, в 9-10 веках это ведомство ослабило экономические позиции буддизма, не затронув его церковно-религиозную деятельность (конфискация земельной собственности). Государство контролировало выполнение конфуцианских норм всеми слоями населения, конфуцианство – основа государственной стабильности.

3 ведомство финансов осуществляло сбор налогов и регулировало финансовую систему в целом.

Правому и менее значимому канцлеру подчинялись судебные ведомства, военные ведомства, ведомства общественных работ. Военный чиновник в социальной иерархии занимал более низкое место чем гражданский чиновник. Военным чиновника давали усеченное образование. Ведомство общественных работ занималось распределением рабочей силы крестьян, строительство дорог, мостов, административных зданий и резиденций.

Третья палата цензоров. Она контролировала деятельность 1 и 2 палат, боролась с коррупцией и сепаратизмом, деятельность этой палаты оценивалась по форме: укрепление ствола и ослабление ветвей. В территориально сильном отношении Китай делился на 10 провинций, которые подразделялись на округа, а округа на уезды. Границы округов и уездов устанавливались по численности населения. В правление династии Там в Китае было примерно 358 уездов, которые разделялись на 1500 уездов. Кроме того существовало от 600 до 800 военных округов. Во время войны армия должна была сама себя обеспечивать (кроме оружия, боеприпасов и военного обмундирования).

Структура центрального аппарата управления (по данным законодательных сводов)

Палата небесных и земных божеств (Дзингикан)

Палата Большого государственного совета (Дайдзёкан)

Левая ревизионная канцелярия (Сабэнкаи)
Правая ревизионная канцелярия (Убэнкан)

Министерство Центральных дел (Тюмусё)

Управление двора государыни (Тюгусики)
Левое и Правое управления охранников-отонэри (Саоотонэрирё, Уоотонэрирё)
Архивное управление (Дзусёрё)
Бюро дворцовых кладовых (Ути-но кура цукаса)
Швейное бюро (Нуидоио-ио цукаса)
Астрологическое управление (Оммёрё)
Бюро живописи (Этакуми-но цукаса)
Аптекарское бюро (Найякуси)
Бюро придворных ритуалов (Найрайси)

Министерство Церемоний (Сикибусё)

Управление столичной школы чиновников (Дайгакурё)
Управление придворных рангов (Санъирё)

Министерство управления (Дзибусё)

Музыкальное управление (Гагакурё)
Управление монахов и чужеземцев (Гэмбанрё)
Бюро государевых усыпальниц (Мисасаги-но цукаса)
Бюро похоронных ритуалов (Согиси)

Министерство Народных дел (Мимбусё)

Счетное управление (Сюкэйрё)
Налоговое управление (Сюсайрё)

Военное министерство (Хёбусё)

Кавалерийское бюро (Хёмэси)
Арсенальное бюро (Дзохёси)
Военно-музыкальное бюро (Косуйси)
Бюро учета судов (Сюсэнси)
Бюро соколиной охоты (Сюёси)

Министерство наказаний (Кэйбусё)

Бюро финансовых взысканий (Дзосёкуси)
Бюро тюрем (Сюгокуси)

Министерство Большой казны (Окурасё)

Литейное бюро (Тэндзюси)
Лакировочное бюро (Нурибэ-но цукаса)
Бюро по пошиву одежды (Нухибэ-но цукаса)
Ткацкое бюро (Орибэ-но цукаса)

Министерство Двора (Кунайсё)

Управление дворцового стола (Дайдзэнсики)
Строительное управление (Мокукурё)
Продовольственное управление (Оохирё)
Интендантское управление (Сюдэнрё)
Аптекарское управление (Тэнъякурё)
Бюро по делам государевой семьи (Оокими-но цукаса)
Бюро государева стола (Найдзэнси)
Кузнечное бюро (Танъяси)
Бюро по делам государственных рабов (Якко-но цукаса)
Бюро садов и прудов (Соноикэ-но цукаса)
Гончарное бюро (Цутитакуми-но цукаса)
Бюро по делам «унэмэ» (Унэмэ-но цукаса)

Бюро по снабжению двора маслом (Абура-но цукаса)
Хозяйственное бюро дворца (Ути-но канимори-но цукаса)
Посудное бюро (Хокосуэ-о цукаса)
Красильное бюро дворца (Ути-но сомэмоно-но цукаса

Палата Цензоров (Дандзётай)

Управа внешней охраны дворца (Эмонфу)

Бюро по делам «хаято» (Хаято-но цукаса)

Управа Левой и Правой дворцовой гвардии (Саэсифу, Уэсифу)

Левая и Правая управы дворцовой охраны (Сахёэфу, Ухёэфу)

Левое и Правое управление конюшен (Самэрё, Умэрё)

Управление Левого и Правого арсеналов (Сахёкорё, Ухёкорё)

Внутридворцовый арсенал (Найхёго-но цукаса)

Управление Левой части столицы (Сакёсики)

Бюро Восточного рынка (Химугаси-но ити-но цукаса)

Управление Правой части столицы (Укёсики)

Бюро Западного рынка (Ниси-но ити-но цукаса)

Женский дворец (Гоку)

Бюро управления делами (Найси-но цукаса)
Бюро кладовых (Кура-но цукаса)
Архивное бюро (Фуми-но цукаса)
Аптекарское бюро (Кусури-но цукаса)
Оружейное бюро (Цувамоно-но цукаса)
Бюро охраны (Микадо-но цукаса)
Интендантское бюро (Тономори-но цукаса)
Хозяйственное бюро (Канимори-но цукаса)
Бюро водоснабжения (Мохитори-но цукаса)
Бюро дворцового стола (Касивадэ-но цукаса)
Винокуренное бюро (Сакэ-но цукаса)
Швейное бюро (Нухитоно-но цукаса)

Управление делами дворца наследника престола (Сюнгубо)

Бюро охранников-тонэри (Тонэрикан)
Бюро стола престолонаследника (Сюдзэнкэн)
Бюро кладовых (Сюдзокэн)
Хозяйственное бюро (Сюдэндзё)
Архивное бюро (Сюсёдзё)
Бюро водоснабжения (Сюсуйдзё)
Строительное бюро (Сюкудзё)
Арсенальное бюро (Сюхёдзё)
Конюшенное бюро (Сюмэдзё)

Четыре разряда должностей

Согласно кодексу «Тайхорё», все чиновники в соответствии с занимаемой должностью были причислены к одному из четырех больших разрядов: «тёкан» или «ками», «дзикан» или «суке», «хаикаи» или «дзё» и «сютэн» или «саван». Разряд «тёкан» (доел, «старший чин») включал в себя всех чиновников, которые занимали высшие посты в соответствующих учреждениях, будь то «палаты» (Дзиигикан, Дайдзёкан, Дандзётай), министерства (яп. сё), ведомства (Сиби тюдай), различные управления (яп. рё, сики, бо), бюро (яп. си, цукаса, кэн, дзё) или управы (яп. фу). К разряду «дзикан» (досл, «следующие [за начальником] чины») относились все заместители руководителей соответствующих департаментов, иначе говоря, ближайшие помощники «начальников». К разряду «канкан» причислялись все остальные помощники глав ведомств. Что же касается «сютэн», то к этому разряду были отнесены все мелкие ведомственные чиновники, как, например, писцы.

Ведомство

Название должности для глав учреждений (тёкан, ками)

Название должности для старших помощников (дзикан, сукъ)

Название должности для младших помощников (ханкан, дзё)

Название должности для мелких служащих (стопин, сакан)

Дзингикан

Дайдзёкан

дайдзё-дайдзин,
садайдзин,
удайдзин

дайнагон,
тюнагон,
санги

са-но дайбэн,
у-но дайбэн,
са-но тюбэн,
у-но тюбэн,
са-но сёбэн,
у-но сёбэн,
сё-нагон

си,
гэки

Министерства
(сё)

дайфу,
софу

дайдзё,
сёдзё

дайроку,
сёроку

Управления
(сики, бо)

дайсин,
сёсин

дайдзоку,
сёдзоку

Управления
(рё)

дайин,
сёин

дайдзоку,
сёдзоку

Бюро
(си, цукаса)

сё,
будзэн

Управление делами женского дворца
(Гоку)

Дандзётай

дайтю,
сётю

дайсё,
сёсё

Сиби тюдай

дайхицу,
сёхицу

дайтю,
сстю

дайсё,
сёсё

Эмонфу,
Сано эдзифу,
У-но эдзифу,
Са-но хёэфу,
У-но хёэфу

току,
бэтто

дайн,
сёи

дай си,
соси

Тюэфу,
Гайэфу,
Коноэфу

тюдзё,
сёсё

Дадзайфу

дайгэн,
сёгэн

дайтэн,
сётэн

Кокуси
провинциальные управы)

сю,
мори

Гунси
(уездные управы)

сютё

Соответствия между рангом и должностью в местном аппарате управления (период Хэйан)

Классы принцев и чиновничьи ранги

Тиндзюфу

Дадзайфу

Дайкоку (большая провинция)

Дзёкоку (крупная провинция)

Тюкоку (средняя провинция)

Гукоку (малая провинция)

3-й и 4-й класс

3-й младший

5-й старший верхней ступени

5-й младший верхней ступени

сю,
мори,
ками,
гон-но ками

5-й младший нижней ступени

сю,
мори,
ками,
гон-но ками

6-й старший нижней ступени

сукэ,
гон-но сукэ

сю,
мори,
ками,
гон-но ками

6-й младший верхней ступени

сукэ,
гон-но сукэ

6-й младший нижней ступени

дайхандзи

сю,
мори,
ками

7-й старший верхней ступени

дайтэн,
сёхандзи

7-й старший нижней ступени

дайдзё,
гон-нодайдзё

7-й младший верхней ступени

сёдзё,
гон-но сёдзё

дзё,
гон-но дзё

7-й младший нижней ступени

8-й старший верхней ступени

сётэн,
санси,
иси

8-й младший верхней ступени

8-й младший нижней ступени

Начальный старший нижней ступени

Начальный младший верхней ступени

Министерства и управления в Японии периодов Нара и Хэйан

Центральный аппарат управления в период Нара

сэккаи сэйдзи )

Центральный аппарат управления в период Хэйан (система инсэй )

(пер.)
Текст воспроизведен по изданию: Такла-Хайманот у Коптов // Записки Восточного отделения императорского русского археологического общества, Том XVIII. СПб. 1908

Текст - Тураев Б. 1908
сетевая версия - Strori. 2012
OCR - Karaiskender. 2012
дизайн - Войтехович А. 2001
ЗВОРАО. 1973

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png