Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Отец - корабельный врач, участвовал в нескольких кругосветных плаваниях и много рассказывал сыну о море и путешествиях.

Николай Гумилев много путешествовал - побывал в Италии, во Франции, совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке, откуда привез в Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию фотографий и предметов. А опыт многотрудных скитаний отразился в стихотворениях, сборниках, поэмах…

О да, мы из расы
Завоевателей древних,
Которым вечно скитаться,
Срываться с высоких башен,
Тонуть в седых океанах
И буйной своею кровью
Поить ненасытных пьяниц -
Железо, сталь и свинец.



В литературе Гумилев дебютировал как символист. Первый сборник стихов «Путь конквистадоров», изданный в 1905, был удостоен рецензии одного из авторитетнейших поэтов того времени Валерия Брюсов а. Долгое время Гумилев считал Брюсова своим учителем, и мэтр покровительствовал молодому поэту, относясь к нему по-отечески.

Детство

Я ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога.

Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»

Только, дикий ветер осенний,
Прошумев, прекращал игру, —
Сердце билось еще блаженней,
И я верил, что я умру

Не один, — с моими друзьями.
С мать-и-мачехой, с лопухом.
И за дальними небесами
Догадаюсь вдруг обо всем.

Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.



С легкой руки Николая Гумилёва молодые приятели стали называть друг друга «стариками», в качестве эталона мужской красоты утвердился типаж небрежно одетого бородатого увальня, а те, кому даже после Чехова еще неясна была великая сила подтекста, наконец убедились в том, что главный смысл всегда заключен не в произнесенных словах, а в тех, которые никогда не будут произнесены.

Одним из важных событий в творческой биографии Гумилева стало провозглашение нового литературного направления - акмеизма, ставшего для поэта выражением его внутренней художнической и личностной сути и привлекшего крупнейшие таланты эпохи, такие как А. Ахматова, О. Мандельштам.

Любовь весной

Перед ночью северной, короткой,
И за нею зори — словно кровь,
Подошла неслышною походкой,
Посмотрела на меня любовь…

Отравила взглядом и дыханьем,
Слаще роз дыханьем, и ушла
В белый май с его очарованьем,
В лунные, слепые зеркала…

У кого я попрошу совета,
Как до легкой осени дожить,
Чтобы это огненное лето
Не могло меня испепелить?

Как теперь молиться буду Богу,
Плача, замирая и горя,
Если я забыл свою дорогу
К каменным стенам монастыря…

Если взоры девушки любимой
Слаще взора жителей высот,
Краше горнего Иерусалима
Летний Сад и зелень сонных вод…

День за днем пылает надо мною,
Их терпеть не станет скоро сил.
Правда, тот, кто полюбил весною,
Больно тот и горько полюбил.



Анна и Николай познакомились в Рождественский с очельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

В конце 1908 года Гумилев возвращается на родину. С мечтами завоевать сердце Ахматовой молодой поэт так и не расстался. А потому он продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество. Анна дала согласие на брак.

25 апреля 1910 Николай Гумилев венчается с Анной Горенко (разрыв их отношений произошел в 1914 году). Осенью 1911 создается «Цех поэтов», манифестировавший свою автономию от символизма и создание собственной эстетической программы (статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», напечатанная в 1913 в «Аполлоне»). Первым акмеистическим произведением считали в Цехе поэтов поэму Гумилева «Блудный сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое небо» (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация «мастера», «синдика» (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных поэтов.

Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уехал на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), там он вёл путевой дневник (отрывки из «Африканского дневника» публиковались в 1916, более полный текст увидел свет в недавнее время).

В начале Первой мировой войны Гумилев, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста».

В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения — «Дитя Аллаха» (в «Аполлоне») и «Гондла» (в «Русской мысли»). Патриотический порыв и упоенность опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: «Искусство для меня дороже и войны, и Африки».

Гумилев переходит в гусарский полк и добивается отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но по пути задерживается в Париже и Лондоне до весны 1918. К этому периоду относится цикл его любовных стихов, составивший вышедшую посмертно книжку «Кенией звезде» (Берлин, 1923).

Приверженец монархии, Гумилев не принял революции 1917 года, однако эмигрировать отказался. В 1918 он возвращается в Россию . Гумилев интенсивно работал как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918). В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, — лучшая из всех, им созданных, — «Огненный столп».

Николай Гумилёв был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда этого времени - много печатался, руководил в Петрограде Союзом поэтов, читал лекции, вместе с Блоком, Горьким, Чуковским работал в издательстве «Всемирная литература».



В августе 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. И по постановлению Петроградской ГУБЧК от 24 августа 1921 года один из лучших поэтов «серебряного века» Николай Степанович Гумилев был расстрелян.

УДК 94(4/5)(075.8)(049.32)

П. Н.Базанов

Культура и история в творчестве Л. Н. Гумилева: рецензия на учебное пособие Ю. А. Сорокина и Н. Г. Суворовой «Евразийство Л. Н. Гумилева: к истории изучения степных цивилизаций Евразии» (Омск, 2015)

Culture and history in L. N. Gumilev"s works: review on course book «L. N. Gumilev Eurasianism: history of study of Eurasian steppe civilizations» by Yu. A. Sorokin and N. G. Suvorova (Omsk, 2015)

Сорокин Ю. А. Евразийство Л. Н. Гумилева: к истории изучения степных цивилизаций Евразии: учеб. пособие / Ю. А. Сорокин, Н. Г. Суворова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Омск. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского». - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2015. - 256 с. - ISBN 978-5-7779-1905-2: 100 экз.

В новом учебном пособии Омского государственного университета рассматриваются вехи сложной жизни и основные направления творчества одного из самых незаурядных мыслителей России ХХ в. - Льва Николаевича Гумилева (1910-1992). Л. Н. Гумилев, как известно, очень не любил, когда его представляли сыном поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой, всегда произнося ритуальную фразу: «Ну, я и сам чего-то в жизни достиг». Действительно, Л. Н. Гумилев известен как историк, географ, философ, культуролог и этнолог, но более всего знаменит благодаря своей теории «пассионарности» и пропаганде идей евразийства. Недаром именно последний термин вынесен первым в заглавие книги.

В период советского единомыслия, коммунистической идеократии, безраздельного властвования марксизма-ленинизма живой струей воздуха были работы Л. Н. Гумилева, пробивавшиеся свозь плиты цензуры. В этот период нашей истории нельзя было читать эмигрантские книги и журналы, и мы узнавали основные постулаты евразийства в пересказах Л. Н. Гумилева.

«Востокофильство» («востокоцентризм») как идеолого-философское направление русской мысли имеет многовековую традицию противопоставления «западничеству» и «славянофильству» («почвенничеству»), но сам термин появился только в 1920-х гг. Основателями евразийства являются Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский. Чуть позже к ним примкнули Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин, Н. Н. Алексеев, В. П. Никитин, Э. Хара-Даван, Я. А. Бломберг и многие другие.

В 1956 г. из эмиграции вернулся сын известного художника и философа Н. К. Рериха -Юрий Николаевич Рерих, который подружился с вышедшим из ГУЛАГа Л. Н. Гумилевым и помог связаться с П. Н. Савицким и Г. В. Вернадским. Лев Николаевич долгие годы не только получал от зарубежных евразийцев в подарок из-за границы книги и периодику, но и рекомендации, какую литературу и источники надо привлечь. Они обсуждали проблемы истории и географии с евразийских позиций, нюансы их теории. При этом самобытность Л. Н. Гумилева как мыслителя настольно уникальна, что не вписывается в рамки классического или «левого» евразийства, а представляет новую теоретическую систему - «неоевразийство», не говоря уже о его идее «пассионарности» и «пассионариев» (даже следов которых нет у эмигрантов-классиков). Вместе с тем Л. Н. Гумилев творчески «обновил» евразийство, добавив свои теории «пассионарности» и «этногенеза». Поэтому правильнее в отношении творчества ученого говорить о «неоевразийстве», тем более что в творчестве Л. Н. Гумилева и, особенно, его восточных последователей появляются элементы русофобии, которую так пламенно обличали создатели евразийства у западников.

Авторы рецензируемой работы - доктор исторических наук, профессор Юрий Алексеевич Сорокин и кандидат исторических наук, доцент Наталья Геннадьевна Суворова - известные омские историки, много лет преподающие в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского. Обширный преподавательский опыт отражен в структуре и тексте

РЕЦЕНЗИИ

учебного пособия. Книга разделена на введение, четыре главы, заключение, библиографический список и контрольные вопросы для студентов.

В первой главе «Феномен евразийства» дается анализ этому идеолого-философскому течению, рассматриваются вехи развития данного направления и современное восприятие и изучение евразийства в различных гуманитарных науках. Ю. А. Сорокин и Н. Г. Суворова сравнивают евразийство с концепциями славянофилов, Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, В. П. Семенова-Тян-Шанского и др. Оригинальными можно признать и поиски параллелей евразийцев с сибирским областничеством.

Вторая глава «Творчество Л. Н. Гумилева» разделена на три раздела. В первом дается обзор трагической биографии Льва Николаевича: расстрел отца, «шеспировские» отношения с матерью А. А. Ахматовой, взаимная ненависть с семьей Пуниных (утверждают, что они послужили прообразом «людей химеры» Л. Н. Гумилева), два ареста, и в силу этого оторванность о науки на 20 лет, война, гонения и тяжелые условия жизни в 1950-1980-х гг., две защиты одной докторской, - все это наложило отпечаток на творчество мыслителя. В этой главе авторы учебного пособия поместили раздел о пассионарной теории этногенеза. При всей спорности этой теории, благодаря Л. Н. Гумилеву, придуманное им понятие пассионарности стало общеизвестным и употребляется в качестве синонима социальной и биологической активности. Термин «этнос» начали использовать не в старом этнографическом значении, а именно в новом - гумилевском. Понятия «субпассио-нарность» и «химера» используются в истории, политологии, культурологии и публицистике. В третьем разделе данной главе «Евразийство и Л. Н. Гумилев» рассматривается влияние евразийцев на мыслителя, их совместная антиевропоцентристская позиция, отрицание монголо-татарского ига и т. д. При этом Ю. А. Сорокин и Н. Г. Суворова ставят под сомнение почетный титул Л. Н. Гумилева - «последний евразиец», считая его очередным интеллектуальным кокетничаньем ученого мыслителя. Можно только согласиться с предпоследним предложением этой главы: «Оттолкнувшись от евразийства, Гумилев действительно выдвинул положения, под которыми, должно быть, не подписались бы ни Трубецкой, ни Савицкий» (с. 106).

Третья глава «Изучение Л. Н. Гумилевым истории степных цивилизаций Евразии. Степная трилогия» посвящена ориенталистским работам ученого, которые считаются наиболее научными в его творчестве. Это книги и статьи, в которых исследуются степные народы (хунну,

гунны, тюрки, монголы и др.), в них Л. Н. Гумилев удачно боролся с европейским расизмом, отказывавшим этим народам и их потомкам в статусе цивилизованности. Глава кончается разделом «Тюркские начала в русской истории. Золотая Орда и Русская земля», повествующим о самых спорных темах в многообразном творчестве ученого.

Последняя глава «Критика взглядов Л. Н. Гумилева в отечественной исторической науке», наверное, самая интересная в книге. Противоречивое, популяризаторское, своеобразное, эпатажное творчество Л. Н. Гумилева всегда вызывало самые разные противоречивые оценки -от апологетического восхищения до полного отрицания псевдонаучного хулиганства. С началом «перестройки» полемика о творчестве Л. Н. Гумилева приобрела массовый и, к сожалению, чаще всего ненаучный характер. «Освобождение» от марксистко-ленинской идеологии позволило напрямую без «политико-критического» подхода обратиться к манящим сюжетам творчества известного мыслителя. Ведь здесь сходились пути отечественной истории с историей зарубежной, включая диапазон исторических разделов всех смежных дисциплин - от географии до философии. Именно это чаемое «царство альтернатив» позволяло разгуляться интеллигентской фантазии, ранее ограниченной весьма жесткими рамками коммунистической идеологии. «Гумилевоведение», «левогумиле-воведение», «пассионариология», не побоюсь употребить эти полуанекдотичные термины, как и любая научная конъюнктура, породили множество непосредственных и опосредованных коммуникаций и привлекли к себе массу людей случайных, от «пенкоснимателей» до «праздношатающихся» в научной сфере.

Авторы учебного пособия рассматривают точки зрения известных ученых В. В. Мавроди-на, Л. С. Клейна, Б. А. Рыбакова, Ю. В. Бромлея, Я. С. Лурье, В. И. Козлова, Н. Я. Эйдельмана, А. Г. Кузьмина и др. В начале приводится общая точка зрения основных претензий оппонентов с цитатами и примерами, затем подытоживаются выводы, и по пунктам даются ответы на критику. Лучше всего, на взгляд рецензента, написал о теории Л. Н. Гумилева филолог и историк культуры Я. С. Лурье, который, по словам словам Ю. А. Сорокина и Н. Г. Суворовой, «полагал, что схема Гумилева основана не на научных гипотезах, опирающихся на факты, а на догадках, под которые факты потом подгоняются» (с. 173).

В историографии сложилась точка зрения о пренебрежительном отношении Л. Н. Гумилева к историческим источникам. Действительно, ошибки Л. Н. Гумилева порой носили настоль-

ко курьезный характер, что многие читатели его произведений гадали: они появляются по небрежности, или это специальный розыгрыш профессиональных историков. Как выявляются фактические данные, которые неизвестно откуда берутся через несколько веков, никто не мог понять. Ладно, если это про средневековый Китай или про Центральную Азию с Левантом, там подробности известны только узким специалистам, но когда читаешь про русскую историю феноменальные ляпы, тут уж поневоле задумаешься. А все эти «девицы, отблагодаривающие пассионариев самым доступным им способом» или знаменитое «так оно и было» в качестве высшего аргумента и т. д. - производили и производят трагикомическое впечатление. Недаром, даже А. Г. Кузьмин - совсем не идеал академической науки - предлагал ради Л. Н. Гумилева отрыть разделы юмора в исторических журналах.

К сожалению, в книге среди критиков Л. Н. Гумилева нет представителя эмигрантской харбинской научной школы, историка, востоковед-синолога Анатолия Гавриловича Малявкина (1917-1994). Так же как и Л. Н. Гумилев, он был заключенным ГУЛАГа, пережил многолетний запрет на научную деятельность в своей специальности. Его известная монография «Уйгурские государства в IX-XII вв.» (Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. 297 с.) порой умиляет читателя рассуждениями: есть такая точка зрения, можно поспорить с такой гипотезой. И всегда отдельный абзац: а еще Л. Н. Гумилев считает... с добавлением в конце - «откуда он это взял, никому не известно».

В то же время в указанном разделе зачем-то на протяжении пяти страниц (с. 184-194) излагается критика американского публициста А. Л. Янова, перед которым Л. Н. Гумилев - пример академичности, точности, научной объективности, академической традиционности и т. д.

Так же вызывает недоумение рецензента и один достопримечательный абзац в учебном пособии: «Признавая несомненную эрудицию своего оппонента, Н. Я. Эйдельман утверждал, что взгляды Л. Н. Гумилева, по его мнению, увлеченного своей теорией и впадающего в крайность, не только противоречат фактам, но и опровергаются фактами (с. 185). Оставим в стороне кажущуюся нам смешной убежденность Н. Я. Эйдель-мана в том, что теория может опровергаться фактами (мы вполне разделяем мнение Гегеля на этот счет и уверены, что теория может быть опровергнута только теорией, и если факт противоречит теории, тем хуже для факта; не может

быть теории, которая объясняет всю совокупность фактов; необъяснимые факты есть всегда и называется артефактами) и посмотрим, какими же фактами Н. Я. Эйдельмана пытается обозначить «слабости теоретических конструкций Л. Н. Гумилева» (с. 185). Не принадлежа к поклонникам Н. Я. Эйдельмана, надо заметить, что все его аргументы абсолютно справедливы. Монголо-татарское иго отбросило Русь на века назад, большинство городов было не раз разрушено, государственность ослабла, объединительные процессы затормозились, и, главное, уровень и многообразие русской культуры резко упали. Все эти постулаты подтверждаются огромным комплексом фактической информации от археологии до экономики. Рассматривать гумилев-ские анекдоты про военный союз Орды и Руси и «неграмотных монахов-летописцев» просто несерьезно. Возникает естественное желание поспорить и том, может ли теория опровергаться фактами? Может, ибо если теория не соответствует фактам - это неверная теория. Все факты правильная теория объяснить не может, но подавляющее большинство - может. А если теория заведомо построена на неверных фактах, то это фальсификация. А считать, что «факт противоречит теории, тем хуже для факта», - это как раз и есть признак методологической ненаучности.

Стоит отметить удачную структуру «Библиографического списка» учебного пособия. В «Основной литературе по евразийству» представлены работы самих евразийцев, монографии и статьи Л. Н. Гумилева. Далее следуют мемуары, воспоминания и переписка (включая труды самого Л. Н. Гумилева и воспоминания о нем), диссертационные работы о евразийстве и о Л. Н. Гумилеве, библиографические указатели и, наконец, «Статьи и монографии по теме исследования», «Интернет-ресурсы». Такая структура позволит студентам дополнительно ознакомиться с творчеством Л. Н. Гумилева, евразийством и их исследователями, последователями и оппонентами.

Можно только порадоваться, что в городе Омске, где Л. Н. Гумилев отбывал второе заключение (краеведы даже утверждают, что три первых дома на ул. Малунцева от ул. Нефтеза-водской построены мастерком историка) вышла книга о его жизни и творчестве. К сожалению, тираж книги - лишь 100 экземпляров, и с момента публикации она стала библиографической редкостью. Пожелаем авторам нового многотиражного, дополненного издания учебного пособия.

П: Николай Степанович Гумилев прожил яркую, но короткую жизнь. Несправедливо обвиненный в антисоветском заговоре, он был расстрелян. Погиб на творческом подъеме, полный ярких замыслов, признанный Поэт, теоретик стиха, активный деятель литературного движения. Свыше 60 лет его произведения не переиздавались, имя умалчивалось. Только в 1987 году открыто сказали о его невиновности.

Вся жизнь Н.Гумилева необычна, увлекательна, свидетельствует о силе духа удивительной личности.

Каковы пути формирования неординарной личности Н. Гумилева?

Цель: Для этого познакомимся с жизненным и творческим путем Поэта и создадим воображаемую книгу по биографии и творчеству Н. Гумилева.

Вот ее страницы.

Вехи жизни Гумилева

  1. Детство. Юность и первые произведения.
  2. Самая большая любовь.
  3. Путешествия.
  4. Участие в I мировой войне
  5. Деятельность после Октябрьской революции.

Каждую страницу воображаемой книги готовила творческая группа учащихся. Ребята обращались к биографии, воспоминаниям современников, критическим и научным статьям. Собранные ими материалы будут представлены вам.

Ваша задача – записать основные факты жизни и творчества Н. Гумилева.

1 страница – Детство, юность, первые произведения (1886-1906)

Работать, гнуть, бороться!
И легкий сон мечты
Вольется
В нетленные черты.

Н. Гумилев. “Искусство”

Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в семье корабельного врача в Кронштадте. В ночь его рождения был шторм. Старая нянька увидела в этом своеобразный намек, сказав, что у родившегося будет бурная жизнь. Она оказалась права. У Гумилева была необычная судьба, талант поэта, которому подражали, он любил путешествия, которые стали частью его жизни. Наконец, он создал литературное направление – акмеизм.

В 1887г. семья переехала в Царское Село, где Николай стал учиться в Царскосельской гимназии, затем – гимназии Петербурга, а когда в 1900г. семья переезжает в Тифлис, – в тифлисской гимназии.

Особым пристрастием к наукам Гумилев не отличался ни в детстве, ни в юности. С детства Николай мечтал путешествовать, недаром его любимыми лекционными дисциплинами были география и зоология. С упоением он предавался игре в индейцев, чтению Фенимора Купера, изучал повадки животных.

С 5 лет рифмовал слова, будучи гимназистом сочинял стихи, в которых главное место отводилось экзотике, приключениям, путешествиям, мечтам о необычном.

В 1903г. семья возвращается в Царское Село, Гумилев привозит альбом стихов – подражательных, романтичных, искренних, которые сам высоко ценил и даже дарил девушкам.

Гумилев опять посещает Царскосельскую гимназию, он подружился с директором – Иннокентием Анненским, который воспитывал в учениках любовь к литературе и поэзии. Ему Гумилев подарит свой первый настоящий сборник стихов. Памяти его посвящены замечательные строки благодарного ученика:

Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.

Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространство безымянных
Мечтаний – слабого меня…

Детство заканчивалось. 18 лет. Гумилев был в неопределенном состоянии: с одной стороны, – ученик 7-го класса, разрисовывавший стены комнаты под подводный мир, а с другой – 18 лет… А это что-нибудь да значит.

Но сам этой неопределенности не ощущал, т.к. занят был главным – делал себя .

Современники описывают “белобрысого самоуверенного юношу, внешне крайне некрасивого, с косящим взглядом и шепелявой речью”. В юности с подобной внешностью недолго впасть в комплекс неполноценности, озлобленности. Но Гумилев поставил перед собой цель – стать героем, бросившим вызов миру. От природы слабый, робкий, он приказал себе стать сильным и решительным. И стал. Позднее о его характере будут говорить как о твердом, надменном, очень уважающим себя. Но его все любили и признавали. Он сделал себя.

В детстве, вопреки физической слабости, старался верховодить в игре. Быть может, и стихи стал сочинять из жажды славы.

Всегда казался спокойным, ибо считал недостойным показывать волнение.

В 1905 году вышел скромный сборник стихов Н. Гумилева под названием “Путь конквистадоров”. Гумилеву только 19 лет.

– Кто такие конквистадоры?

Конквистадоры –

1) испанские и португальские завоеватели Центральной Южной Америки, жестоко истребляющие местное население;

2) захватчики.

– Прочитайте стихотворение “Я конквистадор в панцире железном…” В каком образе предстает лирический герой? Что вы можете о нем сказать?

В первой строке лирический герой заявляет, что он конквистадор. Можно сказать, открыватель новых земель, его отличает активность, жажда подвига:

Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

И тут же герой заявляет, что он “пропастям и бурям вечный брат”.

– Что можно сказать о лирическом герое других стихов сборника?

Герой стихов то гордый король, то пророк, но всегда это мужественная личность, он стремится многое узнать, почувствовать. Стихи даже мужественно звучат.

– Н. Гумилев сумел воплотить в стихах первого сборника собственный характер – сильный, смелый. Поэт и его герой стремятся к новым впечатлениям.

Маска завоевателя в 1 сборнике не случайный образ, не дань юношеским мечтам, а своего рода символ сильного, надменного героя, который всем бросает вызов. Таким сильным героем хотел стать Н. Гумилев.

Поэт никогда не переиздавал сборник. Но вождь символистов, поэт В. Брюсов, дал благосклонный отзыв: Книга – “только путь нового конквистадора” и что его победы и завоевания впереди, а также отметил, что в сборнике есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов.

1906 г. Гумилев закончил гимназию.

В 1908 году Гумилев публикует второй сборник стихов – “Романтические цветы”. И. Анненский, перечисляя достоинства книги, отметил стремление к экзотике: “Зеленая книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий.

А для Гумилева это было время исканий. Первый сборник “Путь конквистадоров” был декадентским, второй сборник “Романтические цветы” – был символистским. Но главным для поэта было то, что он взошел еще на одну ступеньку самоутверждения.

2 страница – Самая большая любовь (1903-1906,1918).

И ты ушла в простом и черном платье,
Похожая на древнее распятье.

Н. Гумилев

Приводим отрывок сочинения ученицы, которое создано на основе сообщения на эту тему.

Самые замечательные страницы жизни Н. С. Гумилева.

Н. Гумилев – удивительный мастер слова, основатель литературного течения акмеизм.

Его биография показалась мне очень интересной, а совсем новым стал для меня факт, что поэт являлся мужем знаменитой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

24 декабря 1903 года в Царскосельской гимназии, где тогда учился молодой Гумилев, он познакомился с Анной Горенко – будущей поэтессой А. Ахматовой. Произошло это вот как. Николай Гумилев с братом Дмитрием покупали рождественские подарки и столкнулись с общей знакомой Верой Тюльпановой, которая была с подругой. Дмитрий Гумилев стал говорить с Верой, а Николай остался со светлоглазой и хрупкой девушкой с черными и длинными волосами и с таинственной бледностью лица. Вера их познакомила:

– Моя подруга, Анна Горенко, учится в нашей гимназии. Мы живем с ней в одном доме.

Да, Аня, я забыла тебе сказать: Митя у нас капитан, а Коля пишет стихи.

Николай гордо посмотрел на Аню. Она не сказала, что сама пишет стихи, а только попросила:

– А не могли бы Вы прочесть что-нибудь из ваших.

– Вам нравятся стихи? – спросил Гумилев. – Или Вы из любопытства?

– Нравятся, но не всякие, а только хорошие.

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

– Ну, что, хорошие?

– Только немного непонятные.

Вторая их встреча произошла вскоре на катке.

На Пасху 1904 года Гумилевы давали бал, в числе приглашенных гостей была Анна Горенко. С этой весны начались их регулярные встречи. Они вместе посещали вечера в ратуше, залезали на Турецкую башню, смотрели гастроли Айседоры Дункан, были на студенческом вечере в Артиллерийском собрании, участвовали в благотворительном спектакле и были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя относились к ним весьма иронически. На одном из концертов Гумилев познакомился с Андреем Горенко, братом Анны. Они подружились и любили обсуждать стихи современных поэтов.

В 1905 году Анна с матерью и братом переезжают в Евпаторию. В октябре этого же года Гумилев издает первую книгу стихов “Путь конквистадоров”.

Вскоре Николай уезжает в Париж и становится студентом Сорбонны. В начале мая 1907 года Гумилев отправился в Россию для отбытия воинской повинности, но был освобожден по причине астигматизма глаз. Тогда он отправился в Севастополь. Там, на даче Шмидта, Горенко проводила лето.

Гумилев делает Анне предложение, но его ждет отказ. Он решает свести счеты с жизнью, пытаясь утонуть, но остается живым и невредимым. Поэт возвращается в Париж, где друзья пытаются отвлечь его от грустных мыслей. Вскоре в Париж приехал Андрей Горенко и остановился, естественно, у Гумилева. Были рассказы о России, о юге, об Анне. Снова надежда… Постепенно настроение Николая стало выправляться, и уже в октябре, оставив Андрея в своей комнате на попечении друзей, он вновь уехал к Анне. И опять отказ… Гумилев вернулся в Париж, но скрыл свою поездку даже от семьи. Но от себя ему было не уйти, так что не случайна и новая попытка самоубийства – отравление. По рассказу А. Н. Толстого, Гумилев был найден без сознания в Булонском лесу. Ахматова, узнав об этом от брата, прислала Гумилеву великодушную успокоительную телеграмму. Искорка надежды вспыхнула снова. Боль отказов, согласий и снова отказов Анны приводила Николая в отчаяние, но так или иначе он продолжал писать. В начале 1908 года выходит книга стихов “Романтические цветы”, посвященная А. Ахматовой. 20 апреля Гумилев вновь приезжает к ней. И снова ему отказ. 18 августа 1908 года поэт был зачислен студентом на юридический факультет. А в сентябре он уезжает в Египет…

По возвращении он продолжил учебу. А 26 ноября 1909 года в гостинице “Европейская” вновь сделал предложение А. Ахматовой и на этот раз получил согласие. 5 апреля 1910 года Гумилев подал прошение ректору университета разрешить ему вступить в брак с А. Ахматовой. Разрешение было получено в тот же день, а 14 апреля – и разрешение уехать в отпуск за границу. 25 апреля в Николаевской церкви села Никольская Слободка произошло венчание с потомственной дворянкой Анной Андреевной Горенко, ставшей Гумилевой. Но даже после брака любовь их была странной и недолговечной.

3 страница – Путешествия (1906-1913)

Я пойду по гулким шпалам
Думать и следить
В небе желтом, в небе алом
Рельс бегущих нить.

Н. Гумилев

Отрывок сочинения на основе сообщения на эту тему.

Сочинение.

Самые замечательные страницы жизни Н. Гумилева.

И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.

Н. Гумилев

Николай Степанович Гумилев – это необыкновенный человек с редкой судьбой. Это один из величайших поэтов серебряного века. Но он был и неутомимым путешественником, изъездившим много стран, и бесстрашным воином, не раз рисковавшим жизнью.

Талант поэта, смелость путешественника привлекали к нему людей, внушали уважение.

Путешествия Гумилева – это одна из ярких страниц его жизни. В детстве у него родилась страстная любовь к путешествиям. Недаром он любил географию, зоологию. Фенимор Купер – любимый писатель Гумилева. Семья мальчика много переезжала, и он имел возможность видеть другие города, другую жизнь. Гумилевы жили сначала в Кронштадте, затем в Царском Селе и около 3-х лет в Тифлисе. После окончания царскосельской гимназии в 1906г. поэт уезжает в Париж, где собирается учиться в Сорбонне.

Навсегда запомнил поэт свое 1-ое путешествие в Египет (1908г.). А в 1910 г. он добирается до центра африканского континента – Абиссинии. В 1913 г. Гумилев возглавляет экспедицию Российской Академии наук в эту страну. Экспедиция была тяжелой, долгой, но она познакомила с нравами, обычаями местных жителей. Вынесенные впечатления окупили трудности.

Гумилева тянет в экзотические, мало изученные страны, где приходится рисковать жизнью. Что же заставляет его совершать эти путешествия? Современники отмечали молодость его души: ему будто всегда было 16 лет. К тому же им владело огромное желание познать мир. Поэт понимал, что жизнь коротка, а в мире столько интересного. Но главное, что Гумилев привозил из путешествий, – массу впечатлений, тем, образов для стихов. В сборнике “Романтические цветы” Гумилев рисует образы экзотических зверей – ягуаров, львов, жирафов. А его герои – капитаны, флибустьеры, открыватели новых земель. Даже названия стихов поражают широтой географических названий: “Озеро Чад”, “Красное море”, “Египет”, “Сахара”, “Суэцкий канал”, “Судан”, “Абиссиния”, “Мадагаскар”, “Замбези”, “Нигер”. Гумилев увлекался зоологией и собирал чучела экзотических животных, коллекции бабочек.

4 страница – участие в I мировой войне(1914-1918).

Николай Степанович постоянно искал испытаний характера. Когда начинается I мировая война, Гумилев, несмотря на полученное освобождение, записывается добровольцем в лейб-гвардии уланский полк охотником, как тогда их называли. Война – это стихия Гумилева, полная риска и приключений, как Африка. Гумилев ко всему относился очень серьезно. Добившись зачисления в армию, он совершенствовался в стрельбе, езде и фехтовании. Служил Гумилев прилежно, отличался храбростью – о том говорит быстрое продвижение до прапорщика и 2 Георгиевских креста – IV и III степеней, которые давались только за мужество. Современники вспоминали, что Гумилев в дружбе был верен, в бою – отважен, даже безрассудно храбр. Но и на фронте он не забывал о творчестве: писал, рисовал, вел споры о поэтике. В 1915г. вышла книга “Колчан”, в которую поэт включил то, что создал на фронте. В ней Гумилев раскрыл свое отношение к войне, говоря о ее тяготах, смерти, муках тыла: “Та страна, что могла быть раем, стала логовищем огня”.

В июле 1917г. Гумилев получил назначение в экспедиционный корпус за границу, прибыл в Париж. Он хотел попасть на Салоникский фронт, но союзники его закрыли, затем и Месопотамский.

В 1918г. в Лондоне Гумилев оформил документы для возвращения в Россию.

5 страница – Творческая и общественная активность в 1918-1921гг.

И умру я не в постели
При нотариусе и враче…

Н. Гумилев

По возвращении на Родину начался самый продуктивный период жизни Гумилева. Это объясняется соединением расцвета физических сил и творческой активности. Вне России, наверное, Гумилев не смог бы стать метром русской поэзии, классиком серебряного века. С 1918г. и до гибели Гумилев – одна из видных фигур русской литературы.

Поэт включился в напряженную деятельность по созданию новой культуры: читал лекции в институте Истории искусств, работал в редколлегии издательства “Всемирная литература”, в семинаре пролетарских поэтов, во многих других областях культуры.

Поэт рад вернуться к любимому делу – литературе. Один за другим выходят поэтические сборники Гумилева:

1918 г. – “Костер”, “Фарфоровый павильон” и поэма “Мик”.

1921 г. – “Шатер”, “Огненный столб”.

Писал Гумилев и прозу, драмы, вел своеобразную летопись поэзии, занимался теорией стиха, откликался на явление искусства других стран.

М. Горький предлагает стать редактором “Всемирной литературы”, где стал формировать поэтическую серию. Гумилев буквально объединил вокруг себя всех петербургских поэтов, создал петроградский отдел “Союза поэтов” , Дом поэтов, Дом искусств. Он не сомневался в том, что сможет возглавить литературную жизнь Петрограда. Н. Гумилев создает 3-ий “Цех поэтов”.

Творческая и общественная деятельность Гумилева сделала его одним из самых значительных литературных авторитетов. Выступления в институтах, студиях, на вечерах принесли ему широкую известность и сформировали широкий круг учеников.

Сборник “Костер”, (1918г.) – самая русская по содержанию из всех книг Гумилева, на ее страницах видим Андрея Рублева и русскую природу, детство поэта, городок, в котором “крест над церковью взнесен, символ власти ясной, Отеческой”, ледоход на Неве.

В последние годы он много пишет африканских стихов. В 1921г. они войдут в сборник “Шатер”. В эти годы Гумилев осмысливает жизнь, учит читателей любить родную землю. И жизнь и землю он видел бескрайними, манящими своими далями. Видимо, по этому и вернулся к своим африканским впечатлениям. Сборник “Шатер” является примером огромного интереса поэта к жизни других народов. Вот как он пишет о реке Нигер:

Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И, когда приближаешься ты к океану,
Середины твоей не видать берегов.

На тебе словно бисер на яшмовом блюде,
Расписные узорные пляшут ладьи,
И в ладьях величавые черные люди
Восхваляют благие деянья твои…

Русский поэт восхищается землею, давшей его родине прародителя великого А. С. Пушкина. (Стих “Абиссиния”).

3 августа 1921г. Н. Гумилев арестован по подозрению в участии в заговоре против Советской власти. Это было так называемое “таганцевское дело”.

24 августа 1921г. Петроград. Губчека приняла постановление о расстреле участников “таганцевского заговора” (61 человек), в том числе Н. Гумилева.

Участие его в заговоре не установлено. Ни одной контрреволюционной строчки Гумилев не напечатал. Политикой не занимался. Гумилев стал жертвой культурного террора.

35 лет прожил поэт. Сейчас наступила его 2-ая жизнь – возвращение к читателю.

П: Подведем итоги .

Личность Гумилева необыкновенно яркая. Это талантливый поэт, смелый путешественник и отважный воин. Детство протекало в спокойной, ничем не замечательной обстановке, но самовоспитание закалили характер Гумилева.

Домашнее задание:

1. Написать сочинение на тему: “Самые замечательные страницы из жизни Н. Гумилева”. (Рассказать о понравившемся этапе жизни Н. С. Гумилева, обосновать свой выбор.

Влияние пассионариев на творчество Н. С. Гумилёва , на его мировоззрение и взгляды.

Имя Николая Степановича Гумилёва знают сейчас не только любители и знатоки поэзии. О нем как о человеке и поэте можно писать целые монографии, освещая его творчество и жизнь в разных ракурсах.

Наша задача — представить его творчество в новом аспекте — через пассионарность и показать, какое значение занимает эта черта в характере поэта.

Немного о пассионарности. Этот термин был введен в обиход известным историком Л. Н. Гумилёвым «…для определения поведенческого человеческого качества, когда индивид во имя реализации своей мечты или идеи готов идти на риск, не уравновешенный инстинктом личного или видового самосохранения, и может пожертвовать собой ради поставленной цели, в том числе и иллюзорной».

Пассионарность — довольно новое понятие в литературе

1. Немного о пассионарности Н. Гумилёва рассказал в своей книге «Николай Гумилёв. Поэт и воин» А. Доливо-Добровольский. Автор, исследуя жизнь и творчество поэта, указывает, что сам «Николай Гумилёв был в высшей степени пассионарен. О нем писали, что он любил все красивое, жуткое, опасное, любил контрасты нежного и грубого, изысканного и простого. Он влекся к страшной красоте, к пленительной опасности. Героизм казался ему вершиной духовности». Хотя автор монографии считает, что «героизм казался ему (поэту — Е.С.) вершиной духовности», но это только субъективное мнение А. Доливо-Добровольского. Сам поэт едва ли признавал, что вершиной духовности может быть только героизм. Ведь Гумилёв был утонченно-изыскан, аристократичен до мозга костей. Действительно, он был храбр до безрассудства, но все-таки считал, что вершиной духовности является красота, стихи.

Автор монографии обмолвился, что поэт «родился хилым и болезненным ребенком, а стал физически сильным, неутомимым, с железными мускулами». Да, Гумилёв усовершенствовал себя в физическом отношении. А поскольку он сделал себя выносливым и храбрым, то ему были интересны такие же люди. Его манили приключенческие романы. Мальчик жаждал романтики, приключений, его привлекали герои Буссенара, Жюль Верна, Майн Рида, Гюстава Эмара и Фенимора Купера. Он зачитывался приключениями «Детей капитана Гранта» и «Путешествиями капитана Гаттераса». Один из младших современников поэта — Виктор Шкловский однажды заметил: «Вы сейчас читаете другого Жюль Верна», имея в виду мировосприятие читателей другой эпохи.

Мир будущего поэта был волшебным и недоступным для понимания непосвященных. Он жил в нескольких измерениях, и парил на крыльях. Его увлечение приключенческими романами не прошло даром, т.к., в дальнейшем отразилось в творчестве. Но детство, как самая интересная, длинная и волшебная сказка, очень быстро заканчивается. Миг — и совсем другой мир раскрывается перед подростком: мир обыденный, жестокий, когда человек для реализации своей идеи или мечты готов пожертвовать собой во имя поставленной цели.

Юный поэт любил читать о личностях сильных и мужественных, что способствовало развитию его мировоззрения и формированию как личности. Благодаря прочитанным книгам, под влиянием судеб литературных героев Гумилёв публикует первый полудетский стихотворный сборник «Путь конквистадоров», где впервые появляется образ конквистадора, проходящий через все творчество будущего поэта. Но это не тот конквистадор, который покрыл себя людской кровью, беспринципный и алчный, искатель богатств и золота. Герой Гумилёва предстает скорее как странствующий рыцарь, как гордый и неуязвимый, бесстрашный покоритель неизведанных стран:

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам,
И отдыхаю в радостном саду.

Николай Степанович предугадал появление пассионарности, разработанной впоследствии как теория в работах известного историка — Л. Н. Гумилёва, поскольку в своем творчестве поэт прославлял тех, кто бесстрашно смотрел смерти в лицо. Это и «конквистадоры в панцире железном», и путешественники «умиравшие от жажды в пустыне», и «открыватели новых земель». У героев Гумилёва чувство риска, пассионарности во имя идеи постоянно преобладало над инстинктом самосохранения.

Но всего прекрасней жажда славы;
Для нее родятся короли,
В океане ходят корабли.

В дальнейшем творчестве поэт показал своих героев настоящими пассионариями2, и поэтому они отвергают спокойную, тихую жизнь. Для них важнее всего — жажда жизни:

Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает тяжело,
Я каждого утешить волен.

В последних классах гимназии ему близки герои Ницше, в особенности — Заратустра. Этот образ наталкивает начинающего поэта на мысль о создании «Песни Заратустры» и вошедшей в сборник « Путь конквистадоров». Благодаря этому образу сформировались некоторые жизненные позиции будущего автора, поскольку Заратустра, в какой-то степени, тоже являлся пассионарием, т.к. ему были подвластны природные стихии.

Именно под влиянием пассионариев формируется жизненное кредо самого Николая Гумилёва, который хотел активно строить свою жизнь. Для него на первом месте — подвиг, стремление к подвигу, а не размеренный уклад жизни:

Всегда ненужно и непрошено
В мой дом спокойствие входило.
Я клялся быть стрелою брошенной,
Рукой Немврода иль Ахилла.

Риск во имя идеи, даже необдуманной, пассионарность, у него постоянно превосходит инстинкт самосохранения:

И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

Страсть к путешествиям победила даже любовь, стремление быть с любимой женщиной. Наиболее ярко пассинарность поэта проявилась во время путешествий, поскольку поэт имел возможность увидеть не только неизвестные страны, но и реализовать свои духовные силы и на благо любимой Родины совершить подвиг, что он и сделал. Поскольку путешествия, предпринятые им в Африку, уже можно считать подвигом.

И позже, в годы 1-й мировой войны, у Гумилёва пассионарность проявляется достаточно ярко. О бесстрашии поэта, о его смелости в полку ходили легенды. Он, как Дон Кихот, следовал поставленной цели, и с блеском преодолевал трудности, встававшие на его пути:

Я не раз в упованье великой борьбы,
Побеждаем был вражеской силой
И не раз под напором жестокой судьбы
Находился у края могилы.
Но отчаянья не было в сердце моем
И надежда мне силы давала,
И я бодро стремился на битву с врагом,
На борьбу против злого начала.

В стихах о войне он поднимает жизненные принципы, присущие ему самому и проповедуемые им самим:

Победа, слава, подвиг — бледные
Слова, затерянные ныне
Звучат в душе, как громы медные,
Как голос Господа в пустыне.

В военное время он, попавший вольноопределяющимся в кавалерийский полк, и прошедший путь до офицера, был для товарищей по оружию вдохновляющим примером. Поскольку он был одним из немногих военных и отличался особенным бесстрашием, то вскоре дважды был награжден георгиевскими крестами за личную храбрость: один — за опасную разведку в тылу врага, второй — за выведение из-под огня, брошенного пулемета. Мужество и оптимизм поэта, его высокая пассионарность подсказывают, что смерть минет его на войне стороной:

Военная лирика поэта дала читателю представление о войне, увиденное глазами непосредственного участника. Он один из немногих военных, в душе, которого остались патриотические чувства, ощущение долга перед Родиной, и позитивное мироощущение. Гумилёв довольно сдержан в своем патриотизме, хотя чувство горячей любви к Родине и согражданам постоянно присутствует в творчестве. Его патриотизм и человечность проявились особенно ярко, когда он находился рядом с солдатами в окопах во время военных действий, поняв достаточно глубоко высокий дух русского воина.

И мечтаю я, чтобы сказали
О России, стране равнин:
— Вот страна прекраснейших женщин
И отважнейших мужчин.

Период войны для Гумилёва — это период становления новых этапов в его творчестве, т.е. он другими глазами начал смотреть на жизнь и окружающую его действительность. Стихи поэта о войне составили ядро сборника «Колчан» и явились прекраснейшим образцом военной лирики в русской литературе, поскольку автор удивительно реалистично описал военные действия и показал патриотический подъем лирического героя. Упомянутый сборник характеризует также о духовной зрелости поэта. Переживания героя показаны не только в стихах, но и в прозе, особенно в военных заметках «Записки кавалериста».

Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, точно пчелы,
Собирая ярко — красный мед.

Сборник «Колчан» можно назвать в какой-то степени лирическим дневником, поскольку отразилось видение поэтом собственной концепции личности в истории. У исследователей творчества Гумилёва после прочтения военных стихов из сборника «Колчан» сложилось как позитивное, так и негативное мнение. Мы хотели закончить описание этой темы оценкой известного литературоведа Ю. В. Зобнина : «…военный цикл Гумилёва — это целое созвездие прекрасных произведений искусства, дошедших до нас в своем первозданном, ничуть не потускневшем за семидесятилетнее полуподпольное существование блеске”. Гумилёв был убежден, что война, в которой принимает участие русский народ, является борьбой за правое дело:

Но воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, огненно-крылаты,
За плечами воинов видны.

«Стихов, посвященных войне, немного в книгах поэта, но ко всему в этом мире он подходит, как воин, которого на время отпустили из стана, чтобы он отдохнул и пображничал», — считал современник поэта Г. И. Чулков. (15)

Некоторые исследователи творчества Гумилёва считают, что войну он идеализировал и изобразил ее как в «Записках…», так и в «Колчане» чуть ли не празднично: «Настроение у всех самое идиллическое». Поскольку одной фразой нельзя охарактеризовать ни настроения человека, ни его взгляды, поэтому мнение данных исследователей весьма и весьма субъективно. (4) Но, помимо этого мнения, бытовало еще и другое. Цитируем дословно: «…как подлинному конквистадору, ему было безразлично, под каким знаменем бороться. Его увлекал самый процесс борьбы, романтика войны, — больше того: романтика проливающейся крови влекла к себе Гумилёва». (7) Т.е., опять исследователь хочет доказать читателю, что поэт захотел поиграть в войну и только, некоторым образом — развлечься, ощутить адреналин в крови. Но, к счастью, это неверное мнение. Гумилёв, как истинный пассионарий, не стремился к бездумным действиям, а совершал поступки в зависимости от обстоятельств, поскольку со временем пришел к выводу, что война — всеобщая человеческая бойня. И благодаря изменению взглядов поэта, под его пером родились такие прекрасные строки о войне.

Пассионарность как черту характера он сохранил до конца своих дней. Его арестовали летом 1921 года якобы за участие в контрреволюционном заговоре. В застенках ЧК он держался мужественно, и на вопрос конвоира, есть ли в камере поэт Гумилёв, ответил:

— Здесь нет поэта Гумилёва, здесь есть офицер Гумилёв.

Безусловно, он не искал себе смерти в застенках ЧК, но в какой — то степени предвидел свой конец.

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в диком плюще.

Гордые и смелые люди для любой власти всегда были опасны, а во времена революционных преобразований — особенно. Именно так и произошло с Гумилёвым. Слова одного из стихотворений можно отнести и к нему самому:

Но когда вокруг свищут пули,
И волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться, и делать что надо.

Гумилёв однажды сказал: «Поэт — всегда господин жизни, творящий из нее, как из драгоценного материала, свой образ и подобие. Если она оказывается страшной, мучительной и печальной, — значит, таковой он ее захотел».

Мы не будем доказывать аксиомы о том, что человек смертен, а настоящая поэзия бессмертна. Это и так известно. Хочется только отметить, что поэзия Николая Гумилёва — гениальна, и как поэт он занял достойное место в русской литературе.

Его имя является для потомков символом благородного и мужественного человека, воплотившего в себе пример позитивного мироощущения по отношению к людям, религии и природе.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png