Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (?) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние).

Биотические связи? взаимоотношения между различными организмами. Они могут быть прямыми (непосредственное воздействие) и косвенными (опосредованными). Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного организма на другой. Косвенные связи проявляются через влияние на внешнюю среду или другой вид.

Таким образом, все биотические связи можно разделить на 6 групп:

1 Нейтрализм - популяции не влияют друг на друга (00);

2а. Протокооперация - популяции имеют взаимовыгодные связи (++) (Взаимодействие друг с другом полезно для обеих популяций, но является не обязательным);

2в. Мутуализм - популяции имеют взаимовыгодные связи (++) (Обязательное взаимодействие, полезное для обеих популяций);

3. Конкуренция - отношения вредны для обоих видов (? ?);

5. Комменсализм - один вид получает пользу, другой не испытывает вреда (+0);

6. Амменсализм - один вид угнетается, другой не извлекает пользы (? 0);

Типы взаимодействий

В природе часто встречается сожительство двух или более видов, которое в ряде случаев становится необходимым для обоих партнеров. Такое сожительство называют симбиотическим взаимоотношением организмов (от сочетания сим? вместе, био? жизнь) или симбиозом. Термин «симбиоз» является общим, им обозначают сожительство, обязательным условием которого является совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.

Классическим примером симбиоза являются лишайники, представляющие собой тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей.

Типичный симбиоз представляют отношения термитов и живущих в их кишечниках одноклеточных? жгутиковых. Эти простейшие производят фермент, разлагающий клетчатку на сахар. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые находят в кишечнике благоприятные условия, способствующие их выживанию. Широко известный пример симбиоза? сожительство зеленых растений (прежде всего деревьев) и грибов.

Тесные взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов-партнеров становится обязательным, называется мутуализмом (++). Таковы, например, взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхидные) с опыляющими их видами насекомых.

Симбиотические взаимоотношения, при которых один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется комменсализмом (+0). Проявления комменсализма разнообразны, поэтому в нем выделяют ряд вариантов.

Нахлебничество? потребление остатков пищи хозяина. Это, допустим, взаимоотношения львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной пищи, или акул с рыбами-прилипалами. Сотрапезничество? потребление разных веществ или частей одной и той же пищи. Пример? взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли. Квартирантство? использование одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространен у растений? примером могут служить лианы и эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи), поселяющиеся непосредственно на стволах и ветвях деревьев.

В природе встречаются и такие формы взаимоотношений между видами, когда совместное существование не является для них обязательным. Эти взаимоотношения не относятся к симбиотическим, хотя и играют важную роль в существовании организмов. Примером взаимополезных связей является протокооперация (буквально: первичное сотрудничество) (++), к которой можно отнести распространение муравьями семян некоторых растений леса или опыление пчелами разных луговых растений.

Если два и более вида используют сходные экологические ресурсы и обитают совместно, между ними может возникнуть конкуренция (? ?), или борьба за обладание необходимым ресурсом. Конкуренция происходит там, где экологические ресурсы находятся в недостатке, и между видами неизбежно возникает соперничество. Каждый вид при этом испытывает угнетение, что отрицательно сказывается на росте и выживаемости организмов, на численности их популяций.

Конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе. Так, например, растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение своей территории. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища (если они в дефиците), то есть, в конечном счете, также за территорию. Конкурентная борьба ослабевает в местностях с редким населением, представленным малым числом видов: например, в арктических или пустынных областях почти нет конкурентной борьбы растений за свет

Хищничество (+ ?) ? такой тип взаимоотношений организмов, при котором представители одного вида убивают и поедают представителей другого. Хищничество? одна из форм пищевых отношений.

Если два вида не влияют друг на друга, то это? нейтрализм (00). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные взаимодействия, эффекта которых мы не видим в силу неполноты наших знаний.

http://www.gymn415.spb.ruru

Класс 12

Тема урока: Основные типы экологических взаимодействий.

Цели урока : Сформировать понятия о шести группах биотических взаимодействий в живой природе как проявлении совокупности биотических факторов среды обитания.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для получения знаний учащимися о типах межвидовых взаимодействий, многообразии связей между организмами разных видов, обитающих в сообществе.

Развивающие : создать условия для формирования навыков целеполагания, самостоятельного анализа информации при работе с текстом параграфа, преобразования информации из текстовой в структурированную (таблицу), высказывание своего мнения, самопроверки и самооценивания.

Воспитательные: создать условия для воспитания усидчивости, дисциплинированности, умение слушать других, бережного отношения к природе.

Тип урока: Изучение нового

Форма проведения урока: групповая, индивидуальная.

Методы: проблемный, словесный, самостоятельная работа, работа с текстом,

План урока.

    Организационный момент.

    Актуализация знаний (Задание № 1 на карточках с самопроверкой)

    Изучение нового

    Определение темы урока

    Постановка целей урока

    Самостоятельная работа с карточками по заполнению таблицы

    Обсуждение (по слайдам). В конце обсуждения раздать всем таблицы.

    Закрепление. (Слайд со схемой взаимоотношений)

    Творческое задание (если останется время)

Ход урока.

    Приветствие. Проверка готовности класса к уроку, наличие учебников, ручек, раздаточного материала у обучающихся (Слайд 1)

    Актуализация знаний. Выполнение заданий № 1 по карточкам с самопроверкой и самооцениванием) (Слайды 2-4)

    Изучение нового. (Слайд 5)

Послушайте стихотворение Марии Левитман и попробуйте определить о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Мы все снимаем угол свой

У матушки-Природы.

И крыша нам над головой-

Суть купол небосвода.

А ведь большой и старый дом

Битком набит жильцами,

И уживаться надо в нем,

Хоть мы «с усами сами».

Ответ: О взаимоотношениях.

Мыслью нашего урока является: Как ужиться всем видам в огромном доме Природы, в одной экологической нише? (Слайд 6)

Итак, тема нашего урока « Типы экологических взаимодействий» (Слайд 7)

(Записывают дату и тему в тетрадь)

Целеполагание. Давайте наметим цели, которых мы должны достичь по окончанию изучения данного материала.

Цели урока (для учеников) : (Слайд 8)

    Познакомиться с группами биотических взаимодействий.

    Узнать разновидности основных типов экологических взаимодействий

    Познакомиться на конкретных примерах с экологическими взаимодействиями.

Интрига: У меня на слайде нарисованы значки. Как вы думаете, что они могут обозначать. (Слайд 9)

Чтобы об этом узнать поработаем с учебником и выполним Задание № 2. (заполнить таблицу) Работают либо в парах, либо индивидуально. (5-7 минут)

Заслушиваем выступления учеников. (по гиперссылке со слайда 9)

    (0 0) –нейтрализм

    (+ +) – протокооперация

    симбиоз

    мутуализм

    (+ 0) – комменсализм – нахлебничество

    сотрапезничество

    квартиранство

    хищничество

    (- -) конкуренция – межвидовая

    внутривидовая.

    (- 0) – аменсализм

После последнего выступления раздать готовые таблицы.

Закрепление:

А теперь попробуйте определить, какой тип экологических взаимодействий описывается в данном стихотворении?

«Вот красивый мотылек, у болота на цветок

Сел, нектара пригубил, и взлетел, что было сил (протокооперация, взаимополезные (++))

Но недолго он летал, жабе на обед попал

Жаба глазки закрывала, глядь и цаплю прозевала

Это цапля не простила, раз и жабу проглотила, ((+ -) хищничество, полезно-вредные)

Но не глянула в леса, там в лесах жила лиса

Цапля жирная была, лиса цаплю унесла ((+ -) хищничество, полезно-вредные)

Ведь такой прекрасный ужин, был давно лисице нужен.

«Стыд, лиса, тебе и срам, ты пойдешь на ужин нам».

Послушайте ещё одно стихотворение.

«Сосед- конкурент-это тоже опасно,

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только может он вас потеснит

Участок отнимет, и свет заслонить.

Умело обставит он вас на охоте-

Вы даже не сразу все это поймете.

Сумеет он и невесту отнять,

Останется вам только горько рыдать».

Вопрос: « О каком типе экологического взаимодействия в нем говориться?

Ответ: О конкуренции

Если осталось время

У меня для вас ещё одно интересное задание

Задание № 3

В свое время Ч. Дарвин задал такой вопрос: « Какая связь между старыми девами и удоями молока у коров?

Постройте логическую цепочку, используя ключевые слова: «старые девы, кошки, клевер, коровы, шмели, мыши, молоко»

Ответ: Построим логическую и пищевую цепочки

Увеличение числа старых дев в данной местности приводит к увеличению количества кошек, которых заводят старые девы. Увеличение количества кошек приводит к уменьшению количества мышей. Мыши разоряют гнезда шмелей, раз их становится меньше, значит шмели не погибают! Увеличение количества шмелей приводит к увеличению урожайности клевера. Высокие урожаи клевера приводят к увеличению удоя у коров в данной местности.

Выводы:

    Отношения в природе сложны и многообразны, часто грань между ними условна. Один и тот же организм в одно и то же время находится в разных связях с окружающими его видами.

    В результате сложности и переплетения связей между организмами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведет к неожиданным и нежелательным последствиям.

Рефлексия . Мишень.

Подробное решение параграф § 77 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 10 класс можно найти

1. Какие биотические факторы среды вам известны?

2. Какие виды конкурентной борьбы вам известны?

Ответ. Конкуренция - в биологии, любые антагонистические отношения, связанные с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами, видами или популяциями видов, нуждающимися в одних и тех же ресурсах.

Внутривидовая конкуренция - это конкуренция между представителями одной или нескольких популяций вида. Идёт за ресурсы, внутригрупповое доминирование, самок/самцов и т.д.

Межвидовая конкуренция - это конкуренция между популяциями разных видов несмежных трофических уровней в биоценозе. Она связана с тем, что представители разных видов сообща используют одни и те же ресурсы, которые обычно ограничены. Ресурсы могут быть как пищевые (например, одни и те же виды жертв у хищников или растений - у фитофагов), так и другого рода, например наличие мест для выведения потомства, убежищ для защиты от врагов и т. п. Виды могут конкурировать и за доминирование в экосистеме. Существует две формы конкурентных взаимоотношений: прямая конкуренция (интерференция) и косвенная (эксплуатация). При прямой конкуренции между популяциями видов в биоценозе эволюционно складываются антагонистические отношения (антибиоз), выражающиеся разными видами взаимного угнетения (драки, перекрытие доступа к ресурсу, аллелопатия и т.д.). При косвенной конкуренции один из видов монополизирует ресурс или местообитание, ухудшая при этом условия существования конкурентного вида сходной экологической ниши.

Конкурировать могут в природе как эволюционно (таксономически) близкие виды, так и представители очень далеких групп. Например, суслики в сухой степи выедают до 40% растительного прироста. Это значит, что пастбища могут прокормить меньшее число сайгаков или овец. А в годы массового размножения саранчи пищи не хватает ни сусликам, ни овцам.

3. Что такое симбиоз?

Обычно симбиоз бывает мутуалистическим, т. е. сожительство обоих организмов (симбионтов) взаимовыгодно и возникает в процессе эволюции как одна из форм приспособления к условиям существования. Симбиоз может осуществляться как на уровне многоклеточных организмов, так и на уровне отдельных клеток (внутриклеточный симбиоз). В симбиотические отношения могут вступать растения с растениями, растения с животными, животные с животными, растения и животные с микроорганизмами, микроорганизмы с микроорганизмами. Термин «симбиоз» впервые введён немецким ботаником А. де Бари (1879) в применении к лишайникам. Яркий пример симбиоза среди растений представляет микориза - сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы) ; некоторые орхидеи не могут расти без микоризы.

Природе известны многочисленные примеры симбиотических отношений, от которых выигрывают оба партнера. Например, для круговорота азота в природе чрезвычайно важен симбиоз между бобовыми растениями и почвенным бактериями Rhizobium. Эти бактерии - их еще называют азотфиксирующими - поселяются на корнях растений и обладают способностью «фиксировать» азот, то есть расщеплять прочные связи между атомами атмосферного свободного азота, обеспечивая возможность включения азота в доступные для растения соединения, например аммиак. В данном случае взаимная выгода очевидна: корни являются местообитанием бактерий, а бактерии снабжают растение необходимыми питательными веществами.

Имеются также многочисленные примеры симбиоза, выгодного для одного вида и не приносящего другому виду ни пользы, ни вреда. Например, кишечник человека населяет множество видов бактерий, присутствие которых безвредно для человека. Аналогично, растения, называемые бромелиадами (к которым относится, например, ананас), обитают на ветвях деревьев, но получают питательные вещества из воздуха. Эти растения используют дерево для опоры, не лишая его питательных веществ.

Разновидность симбиоза - эндосимбиоз, когда один из партнёров живёт внутри клетки другого.

Наука о симбиозе - симбиология.

Вопросы после § 77

1. Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?

2. В чем заключается сущность отношений типа «хищник – жертва»?

Ответ. Хищничество (+ −) – такой тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т. е. организмы одной популяции служат пищей для организмов другой. Хищник обычно сам ловит и умерщвляет свою жертву, после чего съедает ее полностью или частично. Для таких хищников характерно охотничье поведение. Но кроме хищников-охотников, существует еще и большая группа хищников-собирателей, способ питания которых заключается в простом поиске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях.

Хищничество – широко распространенная форма связей, причем не только между животными, но и между растениями и животными. Так, травоядность (поедание растений животными), в сущности, тоже хищничество; с другой стороны, ряд насекомоядных растений (росянка, непентес) также можно отнести к хищникам.

Однако в узком, экологическом смысле принято считать хищничеством только поедание животных животными.

4. Какие наиболее известные примеры симбиотических взаимоотношений вам известны?

Ответ. Симбиотические отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом. Таковы, например, взаимоотношения рака-отшельника и актинии или узкоспециализированных к опылению растений с опыляющими их видами насекомых (клевер и шмель). Кедровка, питающаяся только семенами (орешками) кедровой сосны, является единственным распространителем ее семян. Мутуализм весьма широко развит в природе.

5. Как вы понимаете мутуализм и симбиоз?

1. Общая характеристика экологических взаимодействий;

2. Типы взаимоотношений.

1. В природных условиях каждый живой организм живет не изо­лированно, а среди множества других представителей живой природы. Взаимодействия между организмами, а также влия­ние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. В сообществах организмы одной популяции могут питаться осо­бями другой; могут использовать их как среду обитания; один из видов может испытывать на себе влияние продуктов жизне­деятельности другого. Все это непосредственные взаимодействия: их исход решается в ходе прямого контакта между особями.

Экологические взаимодействия обычно имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях. Это делает их трудно пред­сказуемыми.

2. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много об­щего у организмов разных систематических групп.

Нейтрализм, при котором совместно обитающие на одной тер­ритории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Например, белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.

Антибиоз, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

Комменсализм - форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося дру­гому ни вреда, ни пользы. Отношения такого типа широко рас­пространены в природе. Например, крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян с зацеп­ками (вроде репейника), не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Аменсализм - это взаимоотношения, при которых для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно, в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы. Напри­мер, светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это не приносит неудобств.

Симбиоз (от греч. "сим" - вместе, "биос" - жизнь) - сожительство; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу от другого.

Самый простой тип симбиотических связей - протокооперация. При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т. е. не является не­пременным условием выживания популяций. Примером таких отношений можно назвать распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных луговых растений - в этих случаях отсутствует необходимая тесная связь конкретной пары партнеров.



Если в экологической системе два или более вида популяции со сходными экологическими требованиями обитают совмест­но, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа, которые называются конкуренцией.

Вобщем смысле слово "конкуренция" означает сталкивание, соперничество, соревнование.

Хищничество - такой тип взаимоотношения популяций, при ко­тором представители одного вида поедают (уничтожают) пред­ставителей другого, т. е. организмы одной популяции служат пищей для организмов другой.

Таковы основные типы биотических взаимоотношений в жи­вой природе. Необхо­димо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары видов может изме­няться в различных усло­виях и в зависимости от стадий их пожизненных циклов. Кроме того, один и тот же вид в сообществе может находиться в раз­ных отноше­ниях с окружающими его видами.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png