Происхождение человека

Доказательства эволюционного происхождения человека

Вариант 1

1 . Как называлась группа человекообразных обезьян, состоящая из наиболее ранних приматов?

1)антропоиды

2) понгиды

3) гоминиды

4)долгопяты

2 . Какие обезьяны не относятся к понгидам?

1) шимпанзе

2)горилла

3) орангутанг

4) капуцины

3 . Какой ученый впервые подавил человека в одну груп пу с приматами?

1) Ч. Дарвин

2)Ж.Б.Ламарк

3) К. Линней

4) Т. Гексли

4. Какая биологическая особенность не характеризует вид Человек разумный?

1) большой объем головного мозга

2) сильные челюсти

3) преобладание мозгового отдела черепа над лицевым

4) прямохождение

5 . Чему соответствует стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид?

1) архантропу

2) палеоантропу

3)протоантропу
4) неоантропу

6 . Как называется древнейший человек, ископаемые останки которого были найдены на острове Ява?

1) протоантроп

2) питекантроп

3) палеоантроп

4) синантроп

7 . Какие люди современного типа появились на Земле 40-30 тыс. лет назад и продолжают жить сегодня?

1) неоантропы

2) архантропы

3) неандертальцы

4) палеоантропы

8 . На каком этапе становления человека как биологиче ского вида появились древние люди - неандертальцы? 1) на этапе неоантропов

2) на этапе архантропов

3) на этапе протоантропов

4) на этапе палеоантропов

9 .К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный?

1)сумчатые

2)грызуны

3)хищные

4)приматы

10 .Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

1)членораздельная речь

2)способность к орудийной деятельности

3)наследственность

4)абстрактное мышление

11. Первыми научились пользоваться огнём

1)австралопитеки

2)питекантропы

3)неандертальцы

4)кроманьонцы

12. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1)избыточная волосатость

2)наличие копчика

3)наличие хвоста

4)дополнительные молочные железы

13. У человека, в отличие от млекопитающих

1)верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

2)кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем

3)нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

4)большой палец образует прямой угол по отношению к другим пальцам

14. Какой признак отличает Человека разумного от животных?

1)развитие периферической нервной системы

2)наличие двух кругов кровообращения

3)развитие S -образной формы позвоночника

4)формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

15. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?

1)речь

2)сознание

3)регулярная трудовая деятельность

4)прямохождение

16. О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека на ранней стадии его развития?

1)о развитии с полным превращением

2)об изменчивости организмов

3)о происхождении человека от животных

4)об отклонении в его развитии

17. К группе древних людей учёные относят

1)австралопитека

2)кроманьонца

3)неандертальца

4)питекантропа

18. Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нем изображён человек прямоходящий?

1)1

2)2

3)3

4)4

19.

1)наличие зубов в лунках челюстей

2)способность регулировать температуру своего тела

3)наличие нервной системы

4)альвеолярное строение лёгких

5)закладка у зародышей нервной трубки над хордой

6)наличие сводчатой стопы

20 используемых в систематике человека, начиная с наиболее крупного.

1) гоминиды

2) приматы

3) хордовые

4) человек

5) млекопитающие

6) человек разумный

21.

трудовая деятельность

Б)

абстрактное мышление

В)

изоляция

Г)

мутационная изменчивость

Д)

популяционные волны

Е)

вторая сигнальная система

биологический

2)

социальный

Происхождение человека (антропогенез). Эволюция приматов.

Доказательства эволюционного происхождения человека

Вариант 2

1 . Как назывались вымершие древесные человекооб разные обезьяны, являющиеся предками современных человекообразных обезьян и человека?
1) гоминиды 3) дриопитеки
2) долгопяты 4) понгиды

2 . Какая ранее существовавшая группа долгопятов счи тается начальной в эволюционном стволе обезьян Старого Света?

1) лемуры 3) рамапитеки
2) некролемуры 4) павианы

3 . Какой ученый впервые в своем труде доказал родство человека с человекообразными обезьянами?
1) К. Линней 2) Т. Гексли
3) Ж.Б. Ламарк 4) Ч. Дарвин

4 . Какое свойство вида Человек разумный не является социальным?

1) большая мозговая коробка

2) создание и применение орудий труда

3) сознание и речь

4) общественный образ жизни

5 . Как с латинского языка переводится слово «австра лопитек»?

1) австралийская обезьяна |

2) древнейшая обезьяна

3) человекообразная обезьяна

4) южная обезьяна

6 . Ископаемые останки какого древнейшего человека были найдены вблизи Пекина?

1) питекантропа

2) палеоантропа

3) синантропа

4) австралопитека

7. Как называются первые представители биологическо го вида Человек разумный?

1) австралопитеки

2) кроманьонцы

3) неандертальцы

4) палеоантропы

8. На каком этапе появились синантропы и питекант ропы?

1) на этапе архантропов

2) на этапе палеоантропов

3) на этапе неоантропов

4)на этапе протоантропов

9. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?

1)наличие выступающего подбородка

2)вертикальный лоб

3)срастание костей черепа

4)увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

10. У человека, в отличие от орангутанга

1)больше лицевой отдел черепа

2)больше объём головного мозга

3)верхние конечности длиннее нижних

4)грудная клетка образована рёбрами

11. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1)трудовая деятельность

2)наследственная изменчивость

3)борьба за существование

4)естественный отбор

12. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

1)диафрагма

2)лёгочное дыхание

3)головной и спинной мозг

4)замкнутая кровеносная система

13. Какому из представителей рода Человек принадлежат представленные изображения наскальных рисунков?

1)питекантропу

2)неандертальцу

3)кроманьонцу

4)австралопитеку

14. К группе древнейших людей учёные относят

1)кроманьонцев

2)австралопитеков

3)неандертальцев

4)синантропов

15. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

1)древнейшие люди предшественники людей неандертальцы кроманьонцы

2)предшественники людей древнейшие люди неандертальцы ⇒ кроманьонцы

3)кроманьонцы ⇒ неандертальцы ⇒ предшественники людей ⇒ древние люди

4)неандертальцы древнейшие люди предшественники людей кроманьонцы

16. Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

1)лёгкие, состоящие из альвеол

2)нервная система узлового типа

3)волосяной покров

4)жаберные щели в стенке глотки зародыша

17. Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1)заселению новых территорий

2) более быстрому передвижению по земле

3) более тесному общению людей

4 ) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

18. Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нём изображён кроманьонец, если под цифрой 1 изображён австралопитек?

1)5

2)4

3)3

4)2

19. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)нервная система трубчатого типа

2)жаберные щели на глотке зародыша

3)четырёхкамерное сердце

4)ушные раковины

5)скелет верхних и нижних конечностей

6)борозды и извилины в коре больших полушарий

20. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

вторая сигнальная система

Б)

проявление мутаций

В)

борьба за существование

Г)

передача накопленного опыта

Д)

традиции и ритуалы

Е)

изоляция

биологический

2)

социальный

21 .Установите хронологическую последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наименьшего

1) позвоночные

2) человек разумный

3) хордовые

4) человек

5) млекопитающие

6) эукариоты

Тест по теме " Эволюция человека".

Вариант 1

Выберите один верный ответ

1. Основным фактором антропогенеза является: а) общественный образ жизни б) труд в) речь г) рассудочная деятельность

2. Причиной возникновения прямохождения явилось: а) засушливость климата б) стадный образ жизни в) необходимость в освобождении рук г) трудовая деятельность

3. Что в переводе с латинского означает "австралопитек": а) австралийская обезьяна б) древнейший человек в) южная обезьяна

г) древнейшая обезьяна

4. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их:

а) родстве б) одинаковом уровне организации в) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков

5. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус-фактор б) рассудочная деятельность в) четырехкамерное сердце г) абстрактное мышление

6. Череп человека отличается от черепа приматов а) наличием только одной подвижной кости б) наличием швов между костями мозговой части в) более развитой мозговой частью г) строением костной ткани

7. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: а) прогрессивное развитие мозга б) заботу о потомстве в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких

8. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

а) дриопитеков б) рамапитеков в) австралопитеков г) неандертальцев

9. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: а) плечо б) предплечье в) кисть

г) плечевой пояс

10. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи

11. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

а) наличие хвоста б) расчлененность тела на отделы в) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей

12. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: а) питекантроп

б) синантроп в) неандерталец г) кроманьонец

13. Каково место человека в систематике живых организмов?

Вариант 2.

Выберите один верный ответ

1. Что не относят к социальным факторам эволюции человека:

а) речь б) прямохождение в) труд г) сознание

2. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы: а) сформировался свод б) когти превратились в ногти в) срослись фаланги пальцев г) большой палец противопоставлен всем остальным

3. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

а) многососковость б) наличие хвоста в) остаток третьего века

г) избыточное оволосение на теле.

4. К движущим силам антропогенеза не относят: а) борьбу за существование б) общественный образ жизни в) наследственную изменчивость

г) модификационную изменчивость

5. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

а) китайский человек б) обезьяночеловек в) человек умелый

г) человек прямоходящий

6. Какие люди относятся к виду Человек разумный:

а) неандертальцы и кроманьонцы б) питекантропы и синантропы

в) кроманьонцы и современные люди г) современные люди

7. Что представляют собой человеческие расы а) разные популяции

б) разные виды в) разные роды г) разные семейства

8. Каково значение светлой кожи у европеоидов а) отталкивание ультрафиолетовых лучей б) улавливание ультрафиолетовых лучей

в) защита от переохлаждения г) улучшенное кожное дыхание

9. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:

А) Америка б) Африка в) Европа г) Азия

10. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека

а) состав пищи б) развитие речи в) объем мозга

г) прямохождение

11. Человека разумного отличает от других видов людей: а) умение производить орудия труда б) развитие заботы о потомстве

в) использование топлива и одежды г) появление науки и искусства

12. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:

а) Энгельс б) Дарвин в) Ламарк г) Линней

Дайте краткий ответ на вопрос

13. Составьте эволюционное древо человека.

Ответы:

Вариант 1

1б 2а 3в 4а 5г 6в 7а 8в 9в 10а 11а 12г

Вариант 2

1б 2а 3в 4г 5б 6в 7а 8б 9а 10а 11г 12а


Вариант №1

    К какому классу относится человек?

а) приматов в) млекопитающих

б) хордовых г) позвоночных

    Самыми древними предками человека являются…

а) кроманьонцы в) питекантропы

б) неандертальцы г) австралопитеки

    К видовым признакам человека относится…

а) 46 хромосом в) дифференцированность зубов

б) живорождение г) наличие млечных желез

    Под буквой «А» на рисунке располагается…

а) трахея

б) печень

в) сердце

г) диафрагма

д) желудок

ж) легкое

    Объем головного мозга до 500-600 см 3.Высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа. Не владели речью. Жили группами, самки заботились о детях, самцы добывали пищу. Кто подходит под это описание?

    Человек относится к классу млекопитающих, потому что у него…

а) пальцы имеют ногтевые пластинки

б) головной мозг имеет 5 отделов

в) сформирован внутренний скелет, основой которого является позвоночник

г) есть диафрагма и млечные железы

    Какой буквой обозначена иллюстрация атавизма человека?

    Признаком типа хордовых является…

а) легочное дыхание

б) формирование нервной трубки над хордой

в) замкнутая кровеносная система

г) наличие диафрагмы

    Для представителей класса млекопитающих характерно…

а) закладка хорды на ранних стадиях эмбрионального развития

б) замкнутая кровеносная система

в) наличие диафрагмы, отделяющей грудную полость от брюшной

г) плоские ногти на пальцах

    Подбородочный выступ получил некоторое развитие. Левая часть мозга была несколько больше, чем правая, то есть появилась асимметрия мозга. Были искусными каменотесами. Умело использовали огонь. Занимались охотой и собирательством. Пользовались одеждой, которую изготавливали из звериных шкур. Кто подходит под это описание?

а) питекантропы в) австралопитеки

б) неандертальцы г) кроманьонцы

Тема 2. Происхождение человека

Внимательно прочитайте задание. Продумайте ответ и найдите его среди предложенных вариантов. Запишите соответствующую букву в матрицу для ответов, которую необходимо начертить в тетради для проверочных работ.

Вариант №2

    К какому типу относится человек?

а) хордовых в) позвоночных

б) приматов г) млекопитающих

    Сколько видов человека существует на Земле в настоящее время?

    Какие признаки не передаются от предков к потомству?

а) цвет кожи в) инстинкты

б) условные рефлексы г) форма и цвет глаз

    Под буквой «В» на рисунке располагается…

а) трахея

б) печень

в) сердце

г) диафрагма

д) желудок

ж) легкое

5. Объем головного мозга – 1100 см 3. Сохранились многие примитивные черты: мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть. Вели активный образ жизни. Изготавливали примитивные орудия, были свирепыми охотниками. Кто подходит под это описание?

а) австралопитеки в) неандертальцы

б) питекантропы г) кроманьонцы

6. К какому отряду относится человек?

а) насекомоядных в) грызунов

б) хищных г) приматов

    Что из перечисленного относится к атавизмам человека?

а) третье веко в) ушная раковина с дарвиновским бугорком

б) наличие хвоста г) способность шевелить ушами

8. Какой буквой обозначена иллюстрация рудимента человека?

9. Какие органы человека являются рудиментарными?

а) многососковость

б) сильное оволоснение всего тела

в) аппендикс – отросток слепой кишки

г) хвостатость

    Объем головного мозга до 1800 см 3. Высокий лоб, отсутствие надбровных валиков и хорошо развитый подбородочный выступ. Лобные и височные доли достигли своего окончательного развития. Изготавливали разнообразные орудия из камня, кости, рога. Умели сверлить, шлифовать свои изделия. Развитие получили искусства: живопись и скульптура. Были умелыми охотниками.

а) неандертальцы в) австралопитеки

б) кроманьонцы г) питекантропы

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Коды ответов

Тема 2. Происхождение человека

Вариант №1

Вариант №2

Тест по теме: «Происхождение и эволюция человека».

(Урок №30)

Вариант 1.

1.К каким людям относится питекантроп?

а) древние, б) древнейшие; в) новые.

2.У каких людей возникли социальные отношения?

3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни?

а) речь; б) дыхание; в) мышление.

4.К каким людям относится человек умелый?

а) древнейшие; б) древние; в) новые; г) ни к каким

5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью?

а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) питекантропы.

6 .Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку?

а) труд; б) четырехкамерное сердце; в) 4 группы крови.

7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным?

а) наследственная изменчивость; б) речь; в) борьба за существование.

8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится:

а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп.

9.Трудовая деятельность обеспечила:

а) прямохождение; б) сплочение членов общества; в) свод стопы.

10.Какое значение имеет темная кожа коренных африканцев?

а) защита от перегрева; б) маскировка; в) защита от ультрафиолетовых лучей.

1.Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад.

2.Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек.

3.Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека.

4.Питекантроп относится к древнейшим людям.

5.У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом.

Вариант 2.

1.Чем человек отличается от человекообразных обезьян?

а) 4 группы крови; б) наличие молочных желез; в) способность говорить.

2.Какой фактор эволюции человека относится к биологическим факторам?

а) труд; б) мышление; в) изоляция.

3.К социальным факторам эволюции человека относится:

а) мутации; б) речь; в) естественный отбор.

4.Общественный образ жизни у предков человека способствовал:

а) прямохождению; б) появлению речи; в) освобождению рук.

5.Какие из предков человека относятся к древним людям?

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.

6.Отличие человека от человекообразных обезьян проявляется в наличии:

а) 4 групп крови; б) ногтей; в) S – образного позвоночника.

7.Прямохождение человека привело к появлению:

а) речи; б) свода стопы; в) мышления.

8.К первым современным людям относятся:

а) кроманьонцы; б) питекантропы; в) неандертальцы.

9.У кого из предков человека объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ?

а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп.

10.Какое значение имеет узкий выступающий нос коренных европейцев?

а) для согревания вдыхаемого воздуха; б) для красоты;

в) для охлаждения вдыхаемого воздуха.

В1. Выберите правильные суждения:

1. Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения.

2.Австралопитеки были переходным звеном от животных к человеку.

3.Социальные отношения возникли уже у питекантропов.

4.Неандертальцы – это древние люди.

5.Речь появилась раньше, чем общество.

Вариант 1

1-б, 2-в, 3-а, 4-г, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-в

Вариант 2

1-в, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а, 10-а























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Типология урока:

  • По дидактической цели – обобщение и систематизация знаний.
  • По форме проведения – сочетание различных форм: конференция, заочная экскурсия.

Цель урока: Обобщить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных, стадиях (этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.

Задачи урока:

  • Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения находить и сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности; создать условия для повышения интереса к использованию компьютерных технологий в изучении биологии, заинтересовать учащихся творческим процессом оформления презентаций.
  • Воспитание нравственных ценностей.
  • Предоставить возможность учащимся проявить себя.

Оборудование урока. Технические и программные средства обучения:

  • Компьютер, проектор, экран, ученические компьютеры.
  • Программа Microsoft Office PowerPoint 2007.
  • Презентация учителя.
  • Творческие работы (презентации) учащихся.
  • Экспонаты школьной антропологической коллекции.
  • Раздаточный материал – тестовые задания.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока. Актуализация и мотивация знаний. Стихотворение «Первый мост» В. Шефнера.
  2. Обобщение материала.
    1. Занимательный момент. «Хронология эволюции жизни на Земле»
    2. Доказательства происхождения человека от животных.
    3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.
    4. Стадии развития человека.
    5. Биологическая равноценность человеческих рас.
  3. Подведение итогов урока. Тестирование.
  4. Постановка домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент урока. Актуализация и мотивация знаний. Вступительное слово учителя. Стихотворение «Первый мост» (Вадим Шефнер).

Слайд 4

…И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересёк.
На берегу другом – добыча,
Для всей семьи его – еда:
Нетронутые гнёзда птичьи,
Косуль непуганых стада…
Себе, представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потёр.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою сведён.
И вдруг – голодный, низколобый –
Он встал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев – гнильё! –
Он стал раскачивать её.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешёл другой,
И пот со лба отёр усталой –
Уже не лапой, а РУКОЙ.

Добрый день, ребята! Я начала наш необычный урок стихотворением Вадима Шефнера «Первый мост». Понравилось ли вам это стихотворение? Можем ли мы его использовать в качестве эпиграфа к уроку?

Сегодня наш кабинет «превратился» в музее. И, хотя, экспонаты его ненастоящие, а созданы обучающимися нашей школы и собраны на протяжении уже двадцати лет, они могут нам представить те далёкие года, когда шла эволюция наших предков. Так же мы познакомимся с некоторыми материалами, представленными в Дарвиновском музее Москвы. А современные информационно-коммуникативные средства обогатили наши выставочные экспонаты электронными презентациями и добавили выставке наглядности. Презентации выполнены в виде учебных проектов, разработаны вами самостоятельно, и темы проектов вы выбирали по своему желанию. Всё это нам необходимо для обобщения знаний по теме «Эволюция человека». Слайд 2–3

Так же, в ходе урока, мы выполним ряд заданий, с помощью которых повторим и обобщим знания по теме, а в конце урока выполним тестовую работу.

II . Обобщение изученного материала.

1. Занимательный момент. «Хронология жизни на Земле» Слайд 3 → Слайд 15

Действительно ли так быстро шла эволюция человека, как рассказывается в стихотворении «Первый мост»? Продолжается ли эволюционный процесс в отношении человека?

Если всё время развития нашей планеты образно сравнить с сутками, то жизнь появилась в 3 часа утра, а человек в 23 часа 59 минут 50 секунд. За последние 10 секунд эволюции на Земле появился Человек.

2. Начнём с доказательств эволюции человека

Задание 1. Назовите доказательства эволюции человека и кратко охарактеризуйте каждое из них. Слайд 5

От кого человек унаследовал данные черты: генетический код ядра и митохондрий, двухсторонняя симметрия, костный скелет, пятипалые конечности, легочное дыхание, амниотическое яйцо, удлинённые конечности, молочные железы, теплокровность, дифференцированная зубная система? Слайд 6

3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Какие факторы способствовали эволюции человека? Слайд 8

Задание 2. Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите доказательства вашей правоты. Слайд 9

Ответ. Данное утверждение ошибочно, поскольку плохо адаптирующиеся люди продолжают погибать от инфекционных болезней, наследственных заболеваний и ряда других заболеваний.

4. Стадии развития человека. Конференция.

Обучающиеся выступают с докладами и демонстрируют свои выполненные проекты - презентации.

План конференции. Слайд 10

1. Австралопитеки – высокоорганизованные человекообразные обезьяны. Выступление обучающихся.

Задание 3 Слайд 3 → Слайд 11 . На витрине 26 Дарвиновского музея, представлены материалы, рассказывающие о высокоорганизованных человекообразных обезьянах. Слайд 11. Характер пищевого поиска ранних гоминид (австралопитеков и древнейшие представители рода Ноmо) был связан со средой обитания – полусухой африканской саванной с выраженной сезонной изменчивостью. Выживание их зависело от способности получить доступ к источниками пищи в сильно меняющихся в разное время года условиях.

  1. Используя рисунок 1, определите, какой способ питания характерен для каждого вида ранних гоминид.
  2. Выясните, какое значение для выживания ранних гоминид имело употребление ими мясной пищи в определённый сезон года.


Рис 1. Высокоорганизованные человекообразные обезьяны.

2. Человек умелый. Выступление обучающихся.

Задание 4. Слайд 11 → Слайд 12. На витрине 27 Дарвиновского музея представлены гипсовые реконструкции архантропов.

Архантропы – собирательное название ископаемых людей, рассматриваемых как древнейшие представители человеческого рода.

Для каких целей архантропы использовали огонь:

А. Для выплавки металлов.
Б. Приготовления пищи.
В. Отпугивание хищников.
Г. Обогрева жилища.
Д. Охоты на диких зверей.
Е. Обжига посуды

3. Древнейшие люди. Человек прямоходящий. Выступление обучающихся.

Задание 5. Слайд 12 → Слайд 13. Какие виды орудий использовали архантропы?

Для каких видов деятельности архантропы использовали рубило?

А. Для разрубания костей и сухожилий убитых животных.
Б. Для выкапывания съедобных луковиц и кореньев.
В. Для обработки дерева и костей.
Г. Для раскапывания нор мелких животных.
Д. Для охоты на крупных животных.

Верны все ответы.

4. Древние люди. Неандертальцы.

5. Современные люди. Кроманьонец.

5. Биологическая равноценность человеческих рас. Слайд 13 → Слайд 14

Задание 6. На центральной витрине Дарвиновского музея представлены материалы, характеризующие древние и современные расовые типы. Определите, каким древним расовым типам людей верхнего палеолита соответствуют современные расовые типы по наличию у них общих монголоидных, европеоидных и австралоидных черт. Назовите фактор генетического родства человеческих рас.

Ответ. Всё человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, плодовитости потомков, браков между представителями разных рас.


Рис 2. Древние расовые типы.

В своих презентациях вы указывали на ряд анатомических особенностей. А какими особенностями обладает современный человек – наш современник? Слайд 16

Современный средний человек: рост 170 см, масса тела – 70 кг, поверхность тела – 1, 8 м³; продолжительность жизни – 70 лет (150 лет назад – 38 лет).

Задание 7. Объясните, почему учёные считают, что биологическая эволюция человека замедлилась.

Ответ. Биологическая эволюция осуществляется интенсивно, если популяция данного вида испытывает активное воздействие со стороны изменяющихся условий природной среды. Поскольку человек способен создавать себе стабильные и благоприятные условия, действие естественного отбора в человеческих популяциях оказалось ослабленным. Вероятно, это и привело к уменьшению темпов биологической эволюции человека.

III. Проверка знаний. Итоговое тестирование по теме «Эволюция человека»

Слайды 17-20

    Для человека характерны признаки типа Хордовые:
    А) теплокровность,
    Б) наличие позвоночного столба,
    В) развитие плода в теле матери,
    Г) две пары конечностей.

    О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует:
    А) четырёх камерное сердце,
    Б) наличие млечных желёз,
    В) конечности хватательного типа,
    Г) сильно развитая кора головного мозга.

    Доказательством родства человека с обезьянами служат следующие факторы:
    А) их скелет имеет общее строение,
    Б) многие белки человека и шимпанзе взаимозаменимы,
    В) группы крови человека и обезьян тождественны,
    Г) для тех и других характерна двусторонняя симметрия.

    Антропогенез – процесс:
    А) исторического развития живой природы,
    Б) индивидуального развития человека,
    В) эмбрионального развития человека,
    Г) эволюционно-исторического формирования человека.

    К биологическим движущим силам антропогенеза относятся:
    А) наследственность,
    Б) речь,
    В) изменчивость,
    Г) воспитание.

    У представителей всех рас имеются общие признаки, доказывающие их принадлежность к одному виду:
    А) высокоразвитый мозг,
    Б) способность к творческой деятельности,
    В) развитая речь,
    Г) способность к трудовой деятельности.

    Социальными движущими силами антропогенеза явились:
    А) естественный отбор,
    Б) борьба за существование,
    В) труд,
    Г) образование.

    Человеком современного типа считают:
    А) неандертальцев,
    Б) кроманьонцев,
    В) синантропов,
    Г) питекантропов.

    Ведущую роль в эволюции человечества играют:
    А) только социальные факторы,
    Б) только биологические законы,
    В) социальные факторы и биологические законы,
    Г) движущие формы естественного отбора.

Ответы к тестам. Проверку можно провести в форме само- или взаимопроверки.

Слайд 21

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Б, Г А, Б, Г Б, В Г А, В А, Б, В, Г В, Г Б В

IV. Подведение итогов урока.

Обсуждение учебных проектов, удачных и неудачных моментов урока.

V. Постановка домашнего задания .

Приготовить по 1-2 экспонату для школьной антропологической коллекции.

(Можно работать в парах). Слайд 22

Литература:

  1. Беляев Д.К., Рувинский А.О, Воронцов Н.Н. и др. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1997.
  2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. эволюция органического мира: Факультативный курс.: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1991.
  3. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.
  4. Дубинина Н.В. Уроки зачёты в биологическом музее. //Биология в школе, 2006. - 8.
  5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И. Биология: общие закономерности. Учеб. для 11 кл. М.: Дрофа, 2006.
  6. Козлова Т.А. Жизнь появилась на Земле в 3 часа утра. //Биология в школе, 2010. - 4
  7. Кулёв А.В. Вопросы и задания по общей биологии. //Биология в школе, 2008. - 8
  8. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология: общие закономерности: Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1996.
  9. Суровегина И.Т. Кто есть человек, или загадка человека. //Биология в школе, 2010. - 2
  10. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Изд. «Аванта +», 1994.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png