Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы, причем именно последние имели решающее значение в процессе становления человека и продолжают играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира. Каким же образом естественный отбор способствовал закреплению тех морфологических особенностей человека, которыми он отличается от ближайших родственников среди животных?

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну). Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным?

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5-6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изготовления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти - менее массивными, лицевой отдел - выпрямленным (рис. 101).

Рис. 101. Изменение пропорций черепа в ходе эволюции гоминоидов

Орудие труда может быть сделано только в том случае, если в воображении его создателя складывается мысленный образ и осознанная цель труда. Трудовая деятельность человека помогала развитию способности воспроизводить в уме связные представления о предметах и манипуляциях с ними.

Предпосылкой к развитию речи должен был служить достаточно развитый мозг, позволивший человеку ассоциировать разнообразные звуки и представления. Речь обязана своим происхождением подражанию и видоизменению различных естественных звуков (голосов животных, инстинктивных криков самого человека). Преимущества сплочения сообщества с помощью речевых сигналов становились очевидными. Тренировка и подражание делали речь все более членораздельной и совершенной.

Таким образом, отличительные особенности человека - мышление, речь, способность к орудийной деятельности - возникли в ходе и на основе его биологического развития. Благодаря этим особенностям человек научился противостоять неблагоприятным воздействиям среды в такой мере, что его дальнейшее развитие стало определяться не столько биологическими факторами, сколько умением создавать совершенные орудия труда, устраивать жилища, добывать пищу, разводить скот и выращивать съедобные растения. Формирование этих навыков происходит путем обучения и возможно только в условиях человеческого общества, т. е. в социальной среде. Поэтому орудийную деятельность наряду с общественным образом жизни, речью и мышлением называют социальными факторами эволюции человека. Дети, выросшие изолированно от людей, не умеют говорить, не способны к умственной деятельности, к общению с другими людьми. Их поведение больше напоминает поведение животных, среди которых они оказались вскоре после рождения.

Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Другими словами, антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества - антропосоциогенез.

Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Биологические факторы играли решающую роль на ранних этапах эволюции гоминид. Почти все они продолжают действовать в настоящее время. Мутационная и комбинативная изменчивость поддерживают генетическую разнокачественность человечества. Колебания численности людей во время эпидемий, войн случайным образом меняет частоты генов в популяциях человека. Перечисленные факторы совместно поставляют материал для естественного отбора, который действует на всех стадиях развития человека (выбраковка гамет с хромосомными перестройками, мертворождения, бесплодные браки, смерть от болезней и др.).

Единственным биологическим фактором, утратившим свое значение в эволюции современного человека, является изоляция. В эпоху совершенных технических средств передвижения постоянная миграция людей привела к тому, что почти не осталось генетически изолированных групп населения.

За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился. Но это не означает прекращения эволюции человека как биологического вида. Следует заметить, что 40 тыс. лет - это всего лишь 2% от времени существования человеческого рода. Уловить морфологические изменения человека за столь короткий в геологическом масштабе отрезок времени крайне сложно.

По мере становления человеческого общества возникла особая форма связи между поколениями в виде преемственности материальной и духовной культуры. По аналогии с системой наследования генетической информации можно говорить о системе наследования культурной информации. Их отличия заключаются в следующем. Генетическая информация передается от родителей к потомкам. Культурная информация доступна любому человеку. Смерть человека приводит к безвозвратному исчезновению уникальной комбинации его генов. Напротив, опыт, накопленный человеком, вливается в общечеловеческую культуру. Наконец, скорость распространения культурной информации гораздо больше скорости передачи генетической информации. Следствием указанных различий является то, что современный человек как социальное существо развивается гораздо быстрее, чем как существо биологическое.

В ходе эволюции человек приобрел величайшее преимущество. Он научился поддерживать гармонию между своим неизменяющимся телом и изменяющейся природой. В этом заключается качественное своеобразие эволюции человека.

Человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австралоидную). Расы - это большие группы людей, отличающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица. Формированию расовых признаков способствовало то, что расселение человека по Земле 100-10 тыс. лет назад проходило немногочисленными группами, составлявшими небольшую часть исходной популяции. Это приводило к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. Так как народонаселение Земли в течение этого периода было очень невелико (не более 3 млн человек 15 тыс. лет назад), вновь образовавшиеся популяции в разных частях света развивались изолированно друг от друга.

В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду - человек разумный. По способности к познанию, к трудовой деятельности, творческим способностям все расы одинаковы. В настоящее время расовые признаки не являются приспособительными. Увеличение народонаселения, резкое снижение уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. По-видимому, в будущем эти различия должны исчезнуть.
  1. Что подразумевают под биологическими и социальными факторами эволюции человека?
  2. Антропогенез неотделим от социогенеза. Обоснуйте это утверждение.
  3. На конкретных примерах покажите, что уникальные биологические формы (какой, бесспорно, является человек) могут формироваться в результате действия обычных биологических факторов.
  4. Подводя итоги обсуждению возможных способов развития человека из некоторой низшей формы, Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» сделал вывод, что «имеющиеся у человека физические признаки приобретены в результате действия естественного отбора, а некоторые - полового отбора». Герцог Аргайль заметил, что в целом «организация человека отклонилась от организации животных в сторону большей физической беспомощности и слабости - уклонение, которое из всех других всего меньше можно приписать естественному отбору». Дарвин блестяще вышел из этой ситуации. А что бы ответили вы с позиций современных знаний об эволюции человека?
  5. Продолжается ли эволюция человека как биологического вида? Как вы считаете, останется ли человек разумный единым видом?
  6. Приведите примеры, доказывающие, что культурное развитие человечества идет гораздо быстрее, чем биологическое. Почему?

Как вы думаете, применимы ли принципы, объясняющие происхождение и эволюцию видов животных, для объяснения происхождения и эволюции человека? С позиции синтетической теории биологические факторы эволюции органического мира — мутационный процесс, волны жизни, дрейф генов, изоляция, борьба за существование и естественный отбор — применимы и к эволюции человека. Похолодание климата и вытеснение лесов степями обусловило переход предков человекообразных обезьян к наземному образу жизни. Этот факт стал первым шагом на их пути к прямохождению.

Недостатки в скорости передвижения при прямохождении восполнялись тем, что освободились передние конечности. В то же время вертикальное положение тела позволяло получать больший объем информации. Например, предки человека могли более своевременно реагировать на приближение хищников. Руки стали использоваться для изготовления и применения различных орудий. Поскольку перечисленные приспособления были направлены на повышение выживаемости, именно по этому пути осуществлялось дальнейшее действие естественного отбора. Следовательно, биологические факторы антропогенеза способствовали формированию морфофизиологических особенностей человека (прямохождение, увеличение объема головного мозга, развитая кисть руки).

Роль социальных факторов в антропогенезе раскрыл Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Социальные факторы эволюции логично выстроить в следующую последовательность: совместный образ жизни → мышление → речь → труд → общественный образ жизни . Предки человека стали объединяться в группы для совместного проживания, освоили изготовление орудий труда. Именно изготовление орудий труда является четким рубежом между обезьяноподобными предками и человеком. В борьбе за существование преимущество стали получать группы особей, которые сообща могли противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды. Таким образом, социальные факторы антропогенеза были направлены на совершенствование отношений между людьми в пределах группы.

Роль труда в формировании человека

Эволюция руки после освобождения от функции опоры шла в направлении ее совершенствования для трудовой деятельности. Данный факт нашел отражение в изготовлении различных орудий труда. Это отмечено при изучении ископаемых останков Человека умелого (Homo habilis ).

Строение костей кисти Homo habilis указывает на хорошо развитую хватательную способность верхней конечности. Ногтевые фаланги стали короткими и плоскими, что еще раз подчеркивает активное использование кисти. Расширенные фаланги пальцев являются свидетельством выполнения тяжелой физической работы. Кроме того, рука стала ведущим органом человека в осуществлении контактов на расстоянии при помощи различных предметов.

Использование изготовленных орудий охоты существенно повысило эффективность этого процесса. Человек наряду с растительной пищей стал широко включать в рацион и более калорийную пищу животного происхождения. Приготовление пищи на огне уменьшило нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему. В результате стал легче скелет головы, укоротился кишечник.

С развитием трудовой деятельности происходило дальнейшее объединение людей для совместной жизни. Это расширяло представления человека об окружающем мире. Новые представления обобщались в виде понятий, что способствовало развитию мышления и формированию членораздельной речи. С совершенствованием речи шло развитие головного мозга. Именно в перечисленных направлениях реализовывалось действие движущей формы естественного отбора. Как результат, у древних людей за очень короткий срок значительно увеличился объем головного мозга.

Общественный образ жизни как фактор эволюции человека

При переходе к наземному образу жизни предки человека столкнулись с рядом трудностей в борьбе за существование. Это и освоение новых мест обитания, и постоянная опасность, связанная с хищниками в условиях открытых пространств. Для успешного выживания предки человека объединялись в группы, а труд способствовал сплочению их членов. Древние люди коллективно защищались от хищников, охотились и занимались воспитанием детей. Старшие члены обучали младших отыскивать природные материалы и изготавливать орудия труда, учили охотиться и поддерживать огонь. Использование огня, помимо приготовления пищи, помогало защищаться от непогоды и хищников.

Общественная жизнь давала неограниченные возможности общения с помощью звуков и жестов. Постепенно неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьяноподобных предков превратились в органы членораздельной речи человека. Этому способствовали наследственная изменчивость и естественный отбор.

Ведущая роль социальных факторов в истории развития человека

На этапе эволюции древнейших людей ведущая роль принадлежала биологическим факторам — борьбе за существование и естественному отбору. Отбор был направлен на выживание отдельных популяций людей. Выживали наиболее приспособленные к неблагоприятным условиям и более умелые в изготовлении орудий труда. По мере объединения людей в группы ведущую роль в антропогенезе стали играть социальные факторы. Преимущество в борьбе за существование не обязательно получали самые сильные. Постепенно объектом отбора стали стадность и связанные с ней формы общения. Выживали те, кто максимально сохранял детей — будущее популяции и стариков — носителей жизненного опыта.

Посредством труда и слова человек стал постепенно овладевать культурой производства орудий труда, устройства жилищ. Обучение и воспитание, а также передача опыта явились важной предпосылкой зарождения элементов человеческой культуры. Вначале они проявлялись в виде наскальных рисунков, статуэток, погребальных обрядов. Совершенствование коллективного образа жизни, распределение обязанностей между членами группы снижали роль биологических факторов в эволюции человека.

Качественные отличия человека

Говоря о качественных отличиях, попытаемся подытожить рассмотренные ранее предпосылки антропогенеза. Человека умелого, первого настоящего представителя рода Homo , отличает от представителей животного мира именно способность изготавливать орудия труда.

Здесь важно именно изготовление, а не простое использование палки или камня обезьяноподобными предками для удовлетворения потребностей в защите или пище. Животные также могут применять подручные средства для добывания корма. Обезьяны, например, палками и камнями сбивают бананы и кокосы с пальм. Морские выдры пользуются камнями для раскалывания раковин моллюсков. Некоторые виды галапагосских вьюрков применяют колючки кактусов, чтобы доставать насекомых из-под коры деревьев.

Все способы использования предметов в жизнедеятельности животных носят случайный характер или обусловлены инстинктами. Поэтому главным качественным отличием человека является, безусловно, осознанный труд. Именно труд представляет собой границу, разделившую человека и его далеких предков.

Человек имеет такой же план строения организма, как и все млекопитающие. В то же время в строении тела человека есть ряд отличий, связанных с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием речи.

В связи с прямохождением изменилось положение тела и произошел перенос центра тяжести на нижние конечности. Это обусловило изменение формы позвоночника с дугообразной на S-образную. Такая форма придала позвоночнику дополнительную гибкость при передвижении. Укорочение позвоночного столба обеспечивает устойчивое положение тела на нижних конечностях, которые у человека, в отличие от обезьяноподобных предков, длиннее верхних.

Другими прогрессивными элементами, связанными с хождением на двух ногах, стали: сводчатая, пружинящая стопа, расширенный таз, а также более короткая и широкая грудная клетка. Затылочное отверстие у человека перемещается к центру основания черепа, что позволяет сбалансировать череп на шейных позвонках.

В связи с трудовой деятельностью рука человека имеет небольшие размеры, отличается тонкостью и подвижностью. Это дает ей возможность совершать разнообразные движения. Отведение в сторону большого пальца и его противопоставление остальным позволяет человеку не просто брать предмет, но и удобно обхватывать его.

Увеличение объема головного мозга привело к увеличению размеров мозгового отдела черепа в среднем до 1500 см 3 . По объему он превосходит лицевой отдел в 4 раза, хотя у обезьян это соотношение составляет 1: 1.

С развитием речи нижняя челюсть человека приобрела вид подковы с выступающим подбородком. Еще одной отличительной чертой стало наличие второй сигнальной системы. Слово и связанное с ним мышление позволяют человеку рассуждать логически и обобщать накопленные факты. На этом основана передача опыта, культуры, традиций, знаний на протяжении многих поколений. Знания и опыт, накопленные человеком в течение жизни, становятся достоянием всего общества. Это стало возможным благодаря развитию речи, а впоследствии — письменности.

Такие качества человека, как трудолюбие, пластичность мышления, культура речи, развиваются на основе образования и воспитания в обществе. Вне человеческого общества формирование гармонично развитой личности невозможно.

В основе эволюции человека лежат биологические (мутационный процесс, волны жизни, дрейф генов, изоляция, борьба за существование, естественный отбор) и социальные (труд, мышление, речь, общественная жизнь) факторы эволюции. Труд способствовал объединению предков человека в группы. Развитие речи, совершенствование коллективного образа жизни, распределение обязанностей между членами группы — все это усиливало роль социальных факторов антропогенеза. Слово и связанное с ним мышление позволили человеку рассуждать логически и обобщать накопленные факты. Отличительной чертой человека является наличие второй сигнальной системы.

Эволюция человека началась более 10 млн. лет назад и продолжается до сих пор. На формирование современного вида человека действовали социальные и биологические факторы антропогенеза.

Факторы

Человек - биологический вид, вышедший из биосферы и создавший искусственную среду, которую назвали ноосферой. Поэтому развитие человечества зависит от двух факторов:

  • биологических - естественных и одинаковых для всех видов живых существ;
  • социальных - обусловленных обществом, нормами поведения, трудом, культурой.

Изначально на эволюцию человека действовали только биологические факторы. Однако по мере эволюционного усложнения, как отдельного вида человека, так и общества (племени) в целом, значительную роль стали играть социальные факторы.

Антропогенез иногда называют антропосоциогенезом, подчёркивая значимость социальной жизни в эволюции человека.

Биологические

Человечество, как любой другой вид, формировался под влиянием движущих сил эволюции, к которым относятся:

  • изменчивость;
  • естественный отбор;
  • мутации;
  • изоляции;
  • борьба за существование.

На ранних этапах антропогенеза решающую роль играл естественный отбор. Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных человекообразных обезьян. Эволюции во многом способствовало изменение образа жизни в связи с изменением климата и рельефа местности.
Благодаря естественному отбору человечество приобрело:

  • развитый мозг;
  • хватательную кисть;
  • прямохождение;
  • голую кожу (волосы сохранились только на голове).

    Рис. 1. Отличия человека от шимпанзе.

    Считается, что предками человека были дриопитеки, жившие на деревьях. С исчезновением лесов им пришлось постепенно выйти в саванны и приспособиться к новым условиям, что способствовало дальнейшей эволюции.

    Рис. 2. Дриопитеки.

    Социальные

    На развитие способностей человека повлияли социальные факторы антропогенеза. В первую очередь выделяют коллективный труд, а именно охоту. Человек - довольно слабое существо, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. Поэтому сплочение племени, распределение задач, налаживание отношений способствовали успешной охоте.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Рис. 3. Коллективная охота.

    Также социальными факторами являются:

    • речь - способность к общению;
    • мышление - развитие логического мышления, применение опыта, обучение;
    • творчество - способность создавать предметы, произведения искусства, решать нестандартные задачи;
    • общественный образ жизни - проявление альтруизма, заботы, уважения к социально значимым особям.

    Главное преимущество человечества перед другими животными - наличие речи. С помощью системы слов люди могут общаться, решать сложные задачи, объяснять чувства, эмоции, своё физическое состояние. Это увеличивает скорость обмена информации и принятия решения.

    Социальные факторы характерны только для эволюции человека, несмотря на то, что многие животные ведут социальный образ жизни.

    Что мы узнали?

    Рассмотрели основные факторы антропогенеза. На эволюцию человека оказывают влияние биологические и социальные факторы. К ведущим биологическим факторам эволюции человека относятся изменчивость и естественный отбор. Социальными факторами, присущими только эволюции человека, являются труд, мышление, творчество, речь и социальный образ жизни.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 177.

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как сформировался современный человек? Каковы движущие силы антропогенеза?

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека, который осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого процесса?

Общество как единая система

Каждое живое существо на планете представляет собой отдельный организм, которому присущи определенные стадии развития, например рождение, рост и смерть. Однако никто не существует изолированно. Многим организмам свойственно объединяться в группы, внутри которых они взаимодействуют и влияют друг на друга.

Человек - не исключение. Объединяясь на основе общих качеств, интересов и занятий, люди образуют общество. Внутри него формируются определенные традиции, правила, устои. Зачастую все элементы социума взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, оно развивается как единое целое.

Социальная эволюция подразумевает скачок, переход общества на качественно другой уровень. Изменения в поведении и ценностях индивидуума передаются остальным и переносятся на весь социум в виде норм. Так, люди переходили от стада к государствам, от собирательства к техническому прогрессу и т. д.

Социальная эволюция: первые теории

Суть и закономерности социальной эволюции всегда трактовались по-разному. Ещё в XIV веке философ Ибн Хальдун придерживался мнения, что социум развивается в точности, как индивидуум. Вначале он зарождается, далее следует динамический рост, расцвет. Затем наступает упадок и смерть.

В эпоху просвещения одной из главных теорий был принцип «стадиальной истории» общества. Шотландские мыслители высказали мнение о том, что социум поднимается по четырем ступеням прогресса:

  • собирательство и охота,
  • скотоводство и кочевничество,
  • земледелие и сельское хозяйство,
  • торговля.

В XIX веке в Европе появляются первые Сам термин с латинского означает «развертывание». Он представляет теорию постепенного развития сложных и многообразных форм жизни из одноклеточного организма посредством генетических мутаций у его потомков.

Идею становления сложного от простейшего подхватили социологи и философы, считая эту мысль актуальной и для развития общества. Например, антрополог Льюис Морган выделял три стадии древних людей: дикость, варварство и цивилизация.

Социальная эволюция воспринимается как продолжение биологического формирования видов. Она является следующим этапом после появления человека разумного. Так, Лестер Уорд воспринимал её закономерным шагом развития нашего мира после космогенеза и биогенеза.

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Эволюция стала причиной появления всех видов и популяций живых существ на планете. Но отчего люди продвинулись намного дальше остальных? Дело в том, что параллельно с физиологическими изменениями действовали и социальные факторы эволюции.

Первые шаги к социализации совершил даже не человек, а человекообразная обезьяна, взяв в руки орудия труда. Постепенно навыки усовершенствовались, и уже два миллиона лет назад появляется который активно использует инструменты в своей жизни.

Однако теория о столь значительной роли труда не поддерживается современной наукой. Этот фактор действовал в комплексе с другими, такими как мышление, речь, объединение в стадо, а затем и в общины. Уже через миллион лет появляется человек прямоходящий - предшественник человека разумного. Он не только использует, но и изготавливает орудия труда, разжигает огонь, варит пищу, использует примитивную речь.

Роль общества и культуры в эволюции

Ещё миллион лет назад биологическая и социальная эволюция человека происходит параллельно. Однако уже 40 тысяч лет назад биологические изменения замедляют свой темп. Кроманьонцы практически не отличаются от нас по внешним признакам. Со времени их возникновения большую роль играют социальные факторы эволюции человека.

Согласно одной из теорий выделяют три основных этапа общественного прогресса. Первый характеризуется появлением искусства в виде наскальных рисунков. Следующим этапом является приручение и разведение животных, а также занятие земледелием и бортничеством. Третьим этапом становится период технического и научного прогресса. Он начинается с XV века и длится до сих пор.

С каждым новым периодом человек увеличивает свой контроль и влияние на окружающую среду. Основоположные принципы эволюции по Дарвину, в свою очередь, отодвигаются на второй план. Так, например, естественный отбор, который играет важную роль в «отсеивании» слабых особей, уже не настолько влиятелен. Благодаря медицине и другим достижениям слабый человек может и дальше жить в современном обществе.

Классические теории развития

Одновременно с трудами Ламарка и Дарвина о происхождении жизни появляются теории эволюционизма. Окрыленные идеей постоянного улучшения и прогресса жизненных форм европейские мыслители считают, что существует единая формула, по которой и происходит социальная эволюция человека.

Одним из первых свои гипотезы выдвинул Огюст Конт. Он выделяет теологическую (примитивную, начальную), метафизическую и позитивную (научную, наивысшую) стадии развития разума и мировосприятия.

Сторонниками классической теории были также Спенсер, Дюркгейм, Уорд, Морган и Теннис. Их взгляды различаются, но существуют и некоторые общие положения, которые легли в основу теории:

  • человечество представляется единым целым, а его изменения естественны и необходимы;
  • социальная эволюция общества происходит только от примитивного к более развитому, а её этапы не повторяются;
  • все культуры развиваются по универсальной линии, этапы которой для всех одинаковы;
  • примитивные народы находятся на очередном этапе эволюции, по ним можно изучать первобытное общество.

Отрицание классических теорий

Романтические убеждения о стабильном усовершенствовании общества уходят в начале XX века. Мировые кризисы и войны заставляют ученых по-другому взглянуть на происходящее. Идея о дальнейшем прогрессе воспринимается скептически. История человечества представляется уже не линейной, а цикличной.

В идеях Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби появляются отголоски философии Ибн Хальдуна о повторяющихся стадиях в жизни цивилизаций. Как правило, их выделялось четыре:

  • рождение,
  • подъем,
  • зрелость,
  • смерть.

Так, Шпенглер считал, что от момента рождения до затухания культуры проходит около 1000 лет. отводил им 1200 лет. Западная цивилизация считалась близкой к закономерному упадку. Приверженцами «пессимистической» школы были также Франц Боас, Маргарет Мид, Питирим Сорокин, и т. д.

Неоэволюционизм

Человек как продукт социальной эволюции вновь фигурирует в философии второй половины XX века. Взяв на вооружение научные данные и доказательства антропологии, истории, этнографии, Лесли Уайт и Джулиан Стюард разрабатывают теорию неоэволюционизма.

Новая идея является синтезом классической линейной, универсальной и многолинейной модели. В своей концепции ученые отказываются от термина «прогресс». Считается, что культура не совершает резкий скачок в развитии, а всего лишь несколько усложняется по сравнению с прошлой формой, процесс изменений происходит более плавно.

Основоположник теории основную роль в социальной эволюции отводит культуре, представляя её главным инструментом для адаптации человека к окружающей среде. Он выдвигает энергетическую концепцию, согласно которой с развитием культуры развивается количество источников энергии. Таким образом, он говорит о трех этапах становления общества: аграрном, топливном и термоядерном.

Постидустриальная и информационная теории

Одновременно с другими концепциями в начале XX века возникает идея постиндустриального общества. Основные положения теории видны в работах Белла, Тоффлера и Бзежинского. выделяет три стадии становления культур, которым соответствует определенный уровень развития и производства (см. таблицу).

Постиндустриальный этап относят ко всему XIX веку и второй половине XX. По мнению Белла, его главными особенностями являются улучшение качества жизни, снижение роста населения и рождаемости. Роль знаний и науки увеличивается. Экономика ориентирована на производстве услуг и взаимодействие человека с человеком.

В качестве продолжения данной теории появляется концепция информационного общества, которое является частью постиндустриальной эпохи. «Инфосфера» часто выделяется как отдельный экономический сектор, вытесняющий даже сферу услуг.

Для информационного общества характерно возрастание инфоспециалистов, активное использование радио, телевидения и других средств информации. В качестве возможных последствий выделяют развитие общего информационного пространства, возникновение электронной демократии, правительства и государства, полное исчезновение нищеты и безработицы.

Заключение

Социальная эволюция является процессом преобразования и перестройки общества, в ходе которой оно качественно изменяется и отличается от предыдущей формы. Не существует общей формулы для этого процесса. Как и во всех подобных случаях, мнения мыслителей и ученых расходятся.

Каждая теория имеет свои особенности и различия, однако можно увидеть, что все они имеют три основных вектора:

  • история человеческих культур циклична, они проходят несколько стадий: от рождения до смерти;
  • человечество эволюционирует от простейших форм к более совершенным, постоянно улучшаясь;
  • развитие общества является результатом адаптации к внешней среде, оно изменяется в связи со сменой ресурсов и необязательно во всем превосходит предыдущие формы.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png