Елена Гусева
Конспект занятия «Птицы на кормушке». Составление рассказа по картине

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Яблонька» р. п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области».

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи

в подготовительной группе

«Составление творческого рассказа по картине «Кормушка для птиц » и обучение детей рифмованию».

Воспитатель : Гусева Елена Ивановна

Цель : Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами . Развивать у детей умение подбирать рифму.

Задачи :

Обучающие –учить детей составлять связный рассказ по содержанию картины , упражнять в умении выделять конкретные объекты и устанавливать между ними эмоциональные и духовные связи, объясняя эти взаимодействия, умея строить рассуждения .

Развивающие - Развивать произвольное внимание, сообразительность, речевое творчество; продолжать развивать у детей умение подобрать рифмующие слова, упражнять в умении подбирать рифму к звукосочетанию, закреплять умение правильно произносить звуки. Развивать фонематический слух.

Воспитывающие –воспитание бережного отношения, любви к живой природе, продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища не перебивая его.

Оборудование : картина «Кормушка для птиц » , игрушка –птица ,конверт с картинками , на которых изображены зимующие птицы , карточки с загадками , стихотворением Мухаммади К., магнитофон с аудиозаписью «Голоса лесных птиц » .

Предварительная работа :рассматривание картин из серии «Перелетные и зимующие птицы » , проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине .

Ход НОД:

I. Организационный момент

Дети сидят полукругом на стульчиках, здороваются с гостями. Сюрпризный момент. (Звучит музыка : пение птиц ) . Воспитатель обращает внимание на пение птиц и предлагает подумать, о чём они могут петь. Художественное слово. Воспитатель читает стихотворение Мухаммади К. «Птицы зимой » .

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас .

Кормите их ! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу ,

А то и манной кашки

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая :

Спасибо вам великое!`

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, поясняют свой ответ, делают умозаключения.

Игра «Один – много»

Цель. Развивать у детей сообразительность, речевое творчество.

(Синица - много синиц, ворона - много ворон, снегирь - снегирей, дятел -дятлов, голубь - голубей, воробей – воробьев).

Сюрпризный момент : Появляется (прилетает) птица с конвертиком в клюве и просит помочь разобраться, что за птицы на карточках нарисованы . Рассматривание картинок с зимующими птицами .

Цель. Уточнить знания детей о зимующих птицах .

Физминутка. «Снегири»

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки)

Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели

II. Основная часть занятия

Рассматривание картины «Кормушка для птиц » .

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картину и составить по ней рассказ , придумать название своему рассказу . (Выслушать рассказ 5-6 детей ) . Если дети затрудняются, воспитатель предлагает несколько вариантов названий : Зимой в парке. Птичья столовая. Дети и птички. Как помочь птицам зимой ? Спасение птиц .

Физминутка «Птички»

Цель. Активизация двигательной активности.

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

И на место сели.

Художественное слово. Воспитатель читает стихотворение.

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи для вас

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка- там конец,

Кто подскажет -молодец!

Игра «Доскажи словечко» .

Цель. Упражнять детей в умении подобрать рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям загадку в стихотворной форме, а играющие должны назвать отгадку - рифму. Последнее слово в стишке – загадке-это отгадка. Срифмовав свою догадку предыдущей строчкой, ребёнок легко находит объект.

Чернокрылый, красногрудый

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут (снегирь) .

Чик-чирик!

К зёрнышкампрыг.

Клюй, не робей!

Ктоэто (воробей) .

Желтогрудая летает птичка

Никто иная как (синичка) .

Длинный хвост торчком

Ни минуты молчком.

Стрекотуньябелобока

А зовут её(сорока) .

Игра- упражнение. «Чистоговорки» .

Цель. Упражнять детей в умении подбирать рифму к звукосочетанию, закреплять умение правильно произносить звуки. Развивать фонематический слух.

Воспитательпроизносит определённое звукосочетание, дети сочиняют двустишье с ним.

Например :

Са-са-са…Прилетела к нам оса.

Са-са-са…На лугу роса.

Зу-зу-зу…Увидали стрекозу.

Жу-жу-жу…На крылечке я сижу.

Ра-ра-ра…На дворе жара и т. д.

Рефлексия.

Воспитатель задаёт вопросы детям - дети отвечают. Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? О ком составляли рассказ ? Как мы с вами будем относиться к птицам ? (Ответы детей) .

-Воспитатель : Ребята, давайте в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах . Повесим кормушки на участке , будем подкармливать зимой. А летом птицы помогут нам . Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Куры» Старший возраст (5-6 лет) «Составление рассказа по картине «Куры»» Веселова Александра Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад» № 47.

Организованная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема: Составление рассказа по серии картинок и плану.

«Кормушка».

Цель : учить составлять рассказ по картинке с опорой на план; закреплять ранее данный словарь; обогащать словарный запас; корректировать речь детей, следить за правильным произношением.

Оборудование: серия картинок «Кормушка»; таблички со словами и предложениями; план; индивидуальные задания на карточках.

ХОД УРОКА.

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания .

а). Назовите птиц.

А сейчас?

б).- Что клюют птицы?

Воробьи клюют хлебные крошки.

Синицы клюют сало.

Снегири клюют рябину.

3. Работа по теме.

а). Работа с планом (соотнесение картинок с пунктами плана).

б). Беседа по картинке №1.

Какое время года на картинке?

Какая погода на улице?

Как живут птицы зимой?

Какие птицы прилетели к кормушке?

Кормушку засыпало снегом (повтори, Дима)

4.Физкультминутка.

в). Работа с картинкой №2.

Расскажите, что вы видите на картинке?

г). Работа с картинкой №3.

(вставить пропущенные слова)

д). Работа в тетрадях.

Дополнить предложения.

Убрать лишнее.

5.Итог урока.

Что мы делали на уроке?

6.Оценка.

7.Задание на дом.

Воробей, синица, снегирь.

Воробьи, синицы, снегири.

Пшено, рябину, хлебные крошки, сало, семечки.

Зима. Наступила зима.

На улице морозная погода.

Кругом много снега.

На улице холодно. Мороз.

Голодно и холодно птицам зимой.

Воробьи, синицы, снегири прилетели к кормушке.

Кормушку засыпало снегом.

Ребята решили помочь птицам.

Саша взял веник и убрал снег.

Вова насыпал пшено, а Юля хлебные крошки.

Катя принесла рябину.

Витя повесил на дерево сало.

Прилетели птицы.

Ребята наблюдали, как птицы весело клевали корм.

…, …, … прилетели к ….

Птицы клевали пшено, конфеты, хлебные крошки, шоколад.

М ы составляли рассказ, отвечали на вопросы, рассказывали, писали.

Кормушка.

Наступила зима. На улице морозная погода. Кругом много снега. Голодно и холодно птицам зимой. Воробьи, синицы, снегири прилетели к кормушке. Кормушку засыпало снегом.

Ребята решили помочь птицам. Саша взял веник и убрал снег. Вова насыпал пшено, а Юля хлебные крошки. Катя принесла рябину. Витя повесил на дерево сало.

Прилетели птицы. Ребята наблюдали, как птицы весело клевали корм.

Ольга Троянская

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цели : составлять рассказ по картине , развивать мелкую моторику рук.

Задачи :

Составлять рассказ по картине , используя имеющиеся знания о зимующих птицах ;

Различать зимующих птиц по внешнему виду ; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь , вывешивая кормушки .

Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Закреплять умение лепить фигурку птицы конструктивным способом, используя разные усвоенные приемы : раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Создавать в лепке образ птицы , передавая ее позу; Формировать умение детей лепить птиц из пластилина и бросового материала. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Планируемые результаты : выражает положительные эмоции при прослушивании и рассказывании , умеет поддерживать беседу, рассуждает , составляет рассказ по картине , активно участвует в подвижной игре, с увлечением работает с пластилином и бросовым материалом по собственному замыслу.

Материал для занятия :

1. Картина с изображением птиц на кормушке .

2. Пластилин цветной

3. Контейнеры пластмассовые

4. Перышки, стеки, салфетки матерчатые, бусинки для глаз.

5. Коробка картонная небольшая , тесьма, корм в баночках с крупой , семечками, кусочек хлеба, сало.

Организационный момент.

Бескрайни просторы нашего северного края. Прекрасны леса, реки и озера. Разные птицы прилетают к нам весной и остаются на зиму в этом суровом крае. Дни зимой коротки, редко выглядывает солнце, а ночи длинные и морозные. В такое время года птицы всегда страдают от голода и холода. Люди проявляют заботу о них и помогают перезимовать.

Загадка о кормушке .

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом .

Почему столовую для птиц называют кормушкой ?

Показ картины и беседа по ней .

1. Куда прилетели птицы ?

2. Кто сделал кормушку для птиц ?

3. Как вы думаете, что нужно для постройки кормушки ?

4. Куда дети повесили кормушку ?

Рассказ воспитателя .

Наступила холодная зима. Голодно птицам в лесу . Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц . Принесли дощечки, молоток, гвозди. Когда кормушка была готова , дети повесили ее на березе и насыпали корм : крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за елку и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробье , потом синицы. Птицы быстро клевали корм .

Воспитатель : А теперь вы будите составлять свой рассказ по картине .

Творческое задание.

1. Придумать рассказ по аналогии .

(дети придумывают свои рассказы аналогичные воспитателю)

Воспитатель : Вы составили интересные рассказы , а теперь я приглашаю вас поиграть в игру «Птицелов » .

2. Подвижная игра «Птицелов »

Играющие выбирают себе названия птиц крику которых они могут подражать, встают в круг в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят на распев : в лесу во лесочке на зеленом дубочке птицы весело поют . Ах! Птицелов идет ! Он в неволю нас возьмет, птицы улетайте ! Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте и водящий начинает искать птиц . Того кого он нашел подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока . Играющий становится птицеловом . Правила игры : играющий не должен прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

(дети усаживаются)

Воспитатель : дети, а из чего можно сделать кормушку еще ?

(пластиковой бутылки, коробки)

Воспитатель : (воспитатель показывает разные кормушки )

вот посмотрите, как можно сделать кормушку из коробки .

(педагог изготавливает небольшую кормушку , предлагает выбрать корм для птиц какой дети вынесут птицам на прогулку ) воспитатель помещает на изготовленную кормушку птичку , изготовленную из бросового материала и пластилина.

Воспитатель : вот посмотрите, на кормушку уже прилетела моя птичка. А хотите, что бы и ваши птички тоже прилетели на кормушку и поклевали угощения.

(дети самостоятельно выбирают предложенный материал и мастерят птиц . Готовых птиц помещают на кормушку . По желанию, некоторые дети лепят корм для птиц ).

Рефлексия.

1. О чем мы составляли рассказ ?

2. Что мы лепили?

3. В какую игру играли?

Кормушка выносится для показа родителям

На уроке окружающего мира учительница Татьяна Ивановна сказала ученикам:
— Зима в этом году снежная, холодная. Мы с вами сидим в теплых домах, а вот птичкам приходится туго. Тёплое местечко под крышей они себе сами отыщут, а вот еду добыть снежной зимой – проблема. Давайте поможем птицам, ребята.
— Давайте, — зашумел первый «Б». – А как им помочь?
— Надо сделать для птиц кормушки и не забывать каждый день насыпать в них пшено, семечки или класть кусочки хлеба, — объяснила учительница. — Тогда птички будут каждый день прилетать в вашу столовую, чтобы позавтракать.
Решил Вася сделать кормушку для птиц. Нашёл в учебнике картинку – деревянная дощечка прибита к столбу, а над ней крыша сделана, чтобы снег не попадал. Отыскал дома гвозди, взял полочку от старой тумбочки и пошёл во двор делать кормушку. Только начал дощечку к дереву прибивать, прибежал сосед Иван Иванович.

— Что ж ты делаешь, варвар, — стал он Васю ругать. – Дерево живое, а ты в него гвозди вбиваешь! Чему вас только в школе учат!
— Кормушки учат делать, — хмуро отвечает Вася Ивану Ивановичу. – А столба, чтобы прибить дощечку, у нас во дворе нет.
— Птицы в твою кормушку не будут прилетать, — всё ещё сердится Иван Иванович. – Дощечка скользкая, полированная. Птицам будет на неё садиться неудобно.
Загрустил Вася. Сколько разных правил, оказывается. Он-то думал, что кормушку сделать легко. Поблагодарил Ивана Ивановича за советы, пошёл домой думать, как кормушку смастерить. Нашёл в детском журнале совет – сделать кормушку из пластиковой бутылки. Картинку рассмотрел и всё сделал, как написано. Насыпал каши гречневой пару ложек в кормушку и пошёл её вешать. Повесил на ветке, сам сел на лавочке, сидит тихонько. Ждёт, когда птички прилетят. Птичек не дождался, а тёзка, соседский кот Васька, пришёл. Залез по стволу дерева, сунул голову в кормушку и начал кашу есть.
— Кормушку такую надо на тоненькое дерево вешать, — объяснила Васе хозяйка кота, соседка Мария Петровна. – А то в неё любой кот влезет и всех птичек распугает. И место ты выбрал для кормушки не лучшее, людное, машины ездят. Здесь и птиц-то нет.
Огляделся Вася – ни одного тоненького дерева во дворе нет. Сказал Марии Петровне спасибо за совет, совсем загрустил и пошёл домой уроки делать.
Вечером Васина мама Аня, с работы пришла, увидела, что сын грустный. Стала его расспрашивать, что случилось. А когда узнала, что всё дело в кормушке, рассказала Васе, как бабушка в детстве её учила кусочек несолёного сала для синиц за окно вывешивать. Вася, конечно, не поверил, что синица прямо к окошку прилетит сало клевать, не побоится. Да и как она узнает, что здесь для неё еду повесили? Но маму послушался, шкурку от сала за окно повесил. А сам спать лёг.
А на следующее утро стал Вася собираться в школу и услышал, как кто-то в окно стучит. Синичка прилетела! Увидела, что Вася на неё смотрит, чирикнула и улетела. Но Вася уже уверен был – синичка вернётся и подруг с собой приведёт. Вот какую он хорошую столовую для птиц сделал!

В виду того, что работа по развитию связной речи проводится на 3 этапе и за несколько занятий "успешно развить" связную речь невозможно. Было разработано перспективное планирование логопедических занятий с учетом работы по развитию связной речи с 1 логопедических занятий. Приведу примеры некоторых занятий по обучению рассказыванию по картине и серии картин.

2 этап, предлоги, №9.

Тема: Составление рассказа и запись по серии картин «Друзья птиц».

Цель: обучение рассказыванию по серии картин, закрепление знаний о зиме и зимующих птицах.

Сегодня мы будем составлять рассказ по 3 картинкам.

Посмотрите на каждую картинку очень внимательно. Какое время года изображено на картинках?

Как вы догадались, что на картинках зима?

Поставьте картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Какая картинка будет первой? Расскажите что на ней изображено.

1). Каких птиц вы видите? Как они себя чувствуют? (им голодно.)

Почему птицы, утром прилетев к кормушке, остались голодные? (Птицы, подлетев к кормушке, нашли на ней вместо корма – снег.)

Наверное, ночью шел снег и поэтому утром, кормушка была занесена снегом.

Давайте, придумаем название к этой картинке. («Голодные птицы»)

Запишем слова, которые помогут рассказать по этой картинке.

(Кормушка в парке, занесена снегом, прилетев к кормушке, остались голодные)

2). Кого вы видите на этой картинке? Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало. Как одним предложением сказать про остальных детей? (они принесли ягоды, семена.)

Как назовём эту картинку? («Друзья птиц»)

Запишем «слова – помощники» (Сметает, вешает, принесли семена и ягоды)

У нас осталась ещё одна картинка. Нам нужно закончить рассказ.

Посмотрите ещё раз на все картинки. Чем отличается 2 картинка от 1 и 3? Кого на ней нет? Почему?

(Куда подевались птицы, на 1 и 3 они есть?)

(Птички ждали, когда ребята уйдут. Они боятся людей, т.к. маленькие, беззащитные.)

3). Как только ребята отошли к скамеечке, птицы тут же слетели…(откуда?) с дерева и налетели на корм.

Как изменилось настроение у птичек? Почему? Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются).

Что делают дети? Какое у них настроение? (У ребят было хорошее и веселое настроение оттого, что они помогли пернатым друзьям.)

Как их можно назвать? (Друзья птиц.)

Придумайте название этой картинке. («Все рады»)

«Слова - помощники»: (Отошли, слетели, беззащитные, клюют, угощаются, обедают, весёлое настроение, помогли, пернатые друзья)

Сейчас вы запишите свои рассказы.

На доске даны вопросы, которые помогут составить хороший рассказ.

1. Какое время года наступило? Зима

2. Что засыпал снег? Кормушку

3. Кому стало голодно? Птицам

4. Что решили сделать ребята? Помочь

5. Кто смёл снег с кормушки?

6. Что положили туда дети? Ягоды, семена

7. Кто повесил сало?

8. Как угощаются синицы, Весело

Снегири, воробьи?

Дайте название своему рассказу? (Друзья птиц)

Примерный рассказ:

Наступила зима. Ребята повесили кормушку в парке.

Ночью выпал пушистый белый снег. Утром птицы прилетели к кормушке, а вместо корма – снег.

Пришли ребята. Ваня сметает веником снег с кормушки. Оля и Саша принесли корм. Маленькая Маша принесла гроздья рябины. Коля развешивает на ветках кусочки сала.

Закончив работу, ребята отошли к скамеечке и стали наблюдать. Птицы тут же слетели с деревьев и налетели на корм.

Ребята были рады, что помогли птицам.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png