Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вникая с рассуждением духовным в жизнь святителя и чудотворца Николая Мирликийского, задаёмся вопросом: что он в жизни своей совершил такого, чтобы его почитание охватило вселенский масштаб? Мы знаем, например, что творения апостола Павла, Антония Великого, Макария Великого две тысячи лет спустя переворачивают души читающих. Идёт счёт на миллионы тех, которых спасли они своими писаниями. Что написал святитель Христов Николай? Ничего, ни одной строчки не дошло до нас. Почему же такой маcштаб всенародного почитания именно этого святого? Ведь поражает то, трудно найти дом православного, где не было бы его святого образа. Все призывали Иоанна Кронштадтского? Нет не все. А Николая Угодника знают все. Его имя и мусульмане даже призывают. Этот угодник Божий настолько скор, насколько сильна его молитва к Господу, что слов не найти - такие силы являет Господь за его молитвы. Ну чем же он заслужил перед Богом такую силу молитв? Читаем житие и видим: да ничего особенного не сделал. Он был за имя Христово до принятия Константинова эдикта в 313 году в гонении за Христа - пробыл несколько лет в заключении. Иоанн Богослов 25 лет был на каторге в каменоломне. Мученика Авраамия рвали на куски, четвертовали среди толпы родные ему люди. Может, подвиги какие молитвенные или пост какой-то особый исполнял святой? Ничего об этом не сказано, не дошло до нас никаких знаний об этом. Он был на Вселенском соборе, против ереси арианства поднялся вместе с другими отцами. Но он не сделал столько для победы над арианством, как, например, Кирилл Александрийский, Макарий Великий.

Современные церковные археология и история свидетельствуют, что в жизнеописании святителя и чудотворца Николая переплелись биографии двух отдельных личностей. Николай Угодник жил в 4 веке, а лет через 300 в этом же городе, в Мирах Ликийских, был епископ под таким же именем, известный также великой жизнью в Боге. Церковные писатели, переписывая жития того и другого, в кучу всё смешали и перепутали и сейчас уже не понять, где про одного написано, где про другого.

Так чем же известен этот угодник Божий, почему Господь слышит так его молитвы, почему за его молитвы совершает такие потрясающие чудеса? Вопрос очень важный и для нас с вами очень принципиальный. Это не вопрос праздного исторического любопытства, этот вопрос имеет отношение к каждому из нас. Если так слышит Господь Своего угодника чудотворца Николая, если такие совершает по его молитвам чудеса, то получается одно: точно уже жизнь его была по-настоящему великой, хотя и неизвестной. Вот по тому-то и великая, что не известная.

Мы с вами знаем слова Христа Спасителя о том, что делая добро, не надо трубить пред собою (Мф. 6:2) и о том, что левая рука не должна знать, что делает правая (Мф. 6:3). Мы же, доброе дело не сделав, берём трубу большую и трубим на всех углах: «Я хочу сделать такое-то и такое-то добро». А уж если сделали, то язык чуть не отваливается от похвалы. Если же воздержимся от похвальбы вслух, то внутри, в душе о себе высоко мним. Терзаем всех и себя мучаем, ища себе славы человеческой. И потому-то, если доброе что делаем, то тщеславием, щекотанием своей гордости превращаем во зло.

Про святителя Николая не известно никаких подвигов, не известно никаких дел. Он совершал добрые дела, свои подвиги не пред людьми, не для того, чтоб кто-то записал это и прославил бы его или он сам прославил или хвалил себя, но пред Богом в полном бескорыстии. И вот об этом говорят те малые штрихи из его жизни, которые нам известны. Например, известно, когда он был епископом в Мирах, то он узнал, что один из людей этого города, некогда богатый и влиятельный, обнищал. У него было три дочери; и они были в таком возрасте, когда их нужно было выдавать замуж. Выдавать замуж нужно было с приданым по тем временам. Бесприданница - это та, которая замуж никогда не выйдет или за какого-нибудь старенького вдовца. Ну вот, он обнищал и о приданом для трёх дочерей не было и речи.

И что умыслил их отец? Он решил открыть частный публичный дом. Кто в нём будет работать? Да его дочери. Проститутками. А он, как сейчас говорят, сутенер. Он будет деньги считать. Зачем всё это? Да чтобы накопить денежки, а потом, для блага дочерей, уехать в другое место, где их никто не знает, перечеркнуть как бы всё бывшее. Деньги уже будут и с этим приданным, нажитым таким образом, потом их достойно выдать замуж. Про дочерей и про свою душу он не думал, ему было важно в духе времени пребывать. Ведь мы сами про себя знаем, как нам важно, что про нас люди скажут, как трепетно мы относимся к этой болезненной теме. Нам всё равно, что скажет Бог. Вот люди что скажут порочные, подобные мне люди, их мнение для меня очень важно.

Святитель Николай узнал об этом. И что он делает? Написано в житии: ночью тихонечко идёт и, что у него было, собрав в кошелёчек - кожаный мешочек - и тихонечко через окошко закидывает в дом. Хозяин увидел: что-то упало. Пошёл смотреть. Батюшки, золото, деньги! Что это такое? Вышел - никого нет, тишина.

Старшую дочь этот человек выдал замуж без греха. Епископ Николай узнал об этом и повторил во второй раз то же самое тихонько ночью. Отец выдал вторую дочь. Он понял, что это не просто так чудо такое, кто-то явно помогает. Но кто - он не знал и стал следить. И, когда рука тянулась в третий раз к окошку, он выскочил из дома. А там - только удаляющаяся вдаль фигура. Он бежит, просит остановиться. Тот не останавливается, убегает дальше. Едва догнал отец таинственного человека: так это же епископ нашего города Николай! Владыка взял с него слово, что пока он жив, никому он не говорил про это и сам забыл.

И так, спасая его душу и души его дочерей, он совершил своё дело по евангельской заповеди: левая рука не знала, что делает правая. Он делал свою милостыню тайно, не трубя пред собою. Вот этот штрих из жизни Николая Угодника показывает, почему так мало известно о его жизни. Вся его жизнь была сокрыта во Христе. Ему было безразлично, что про него скажут люди, какое он будет иметь мнение в глазах людей. Для него было важно, чтоб сердце горело Духом Святым.

Второй случай был, когда шли войска на восток через области Мир Ликийских. В это время шла жестокая длительная война Византии с Ираном и через город проходила военная часть. Три военачальника стали свидетелями картины, которая их поразила: на центральной площади готовится казнь и в это время епископ города Николай выбегает из толпы и удерживает за руку палача, не давая совершиться казни. Палач был в недоумении и не знал, что делать, а этот Николай стал говорить что жертва невинно осуждена и что он может доказать правоту этого человека. Вот только задумаемся: высокого звания вельможу приговорили к казни. Причиной были, конечно, интриги. Его свалил тот, кто сильнее его и этот епископ вступается за него. Что будет с тем, кто ему помешал извести и ограбить этого богатого человека? Думал ли об этом святитель Николай? Нет. Не сильным века сего угодить он хотел, но правда Божия чтобы восторжествовала. Он был архиепископом, пастырем, который должен был спасти, сохранить. Не о себе помышлял, а о каждом из тех, кто верен был ему.

Эти трое военачальников были потрясены увиденным. Казнь-то они видели многократно, сами в них участвовали. Но чтобы вот так бескорыстно собой закрыл кто обвиняемого, это была редкость.

Вскоре этих военачальников отозвали из армии ко двору императора Константина и посадили в тюрьму без суда и следствия. Они там сидели и не понимали, что случилось. Употребив связи и деньги, подкупив кого-то, они узнали, что поклёп на них возвели, клевету какую-то и готовят к казни. Что оставалось делать им? Отчаяние и ужас готовы были их охватить. И что они выдумали? Они придумали молитву, которой стали молиться. Они были не христианами, а язычниками и стали говорить так: «Бог, в Которого верит епископ Николай из города Миры, услышь нас и помоги нам!»

Видите, как интересно они видели силу епископа? Понимали, от кого она и стали молиться этому Богу.

Вскоре их вызвали к императору, который стал расспрашивать о том, знают ли они православного епископа и описал его внешность: седина, борода, невысокий рост, залысины. Один из военачальников говорит: «Лично не знаем, но видеть его видели. По описанию это епископ в городе Мирах». Император вопросил: «Что вас связывает с ним?» Они говорят: «Ничего, кроме молитвы Тому Богу, Которому он служит, чтоб тот Бог спас нас».

Константин помолчал и рассказал, что ночью во сне ему предстал епископ с описанной им внешностью и повелел не делать зла невиновным и выпустить из тюрьмы оклеветанных напрасно и пригрозил ему наказанием, если тот не послушается. Император приказал провести чёткое расследование, в ходе которого выяснилось, что они были оклеветаны напрасно.

Мы ради собственного земного блага готовы продать и предать кого угодно или хотя бы скромно промолчать, не защищая невинного. Не таков был тот, память которого мы сегодня совершаем, не таков. И поэтому-то Господь, видя тайные подвиги святого, заступничество за невинных, помощь обездоленным, в которых этот раб Божий столько преуспел, поднял его на такую великую высоту христоподобия, что теперь молитвы его имеют неизреченную силу.

Изумительно, что историки, этнографы церковные и по сей день не могут указать национальность святителя Николая. Но спроси любую бабуленьку малограмотную в любой глухой деревне, она скажет, что Николай - наш родной, русский. Конечно же русский! А какой же ещё? Так же, какой-нибудь якут скажет, что он якут. А немец признает его немцем, естественно. Санта Клаус - святой Николай. Вот это изумительно, насколько он близок и дорог стал всем и его молитва перед Богом имеет такую силу.

Будет правильно, я думаю, если я расскажу о последнем факте, пережитом мною, как священником, в рассказе человека, который был потрясён молитвой святителя Николая.

Приехали паломники, среди которых был один мужчина. Он говорит мне: «Я был в вашей церкви четыре недели тому назад. Приехал потому, что у меня была беда. Я занимал очень высокий пост, привык жить по-барски, на широкую ногу. Команду собрал около себя, которая меня поддерживала и жил безбедно. Но те, которых я поднял, они меня потом интрижечкой и свалили. И я из князей, да в грязь. А у дочки свадьба подходила к этому времени, а я уж единственной дочке обещал свадьбу - там такие деньги! Я вообще без всего остался, но отступиться не мог от слова, влез в долги. Свадьбу сыграли, как принцессе моей дочери, а теперь в таких долгах, что думать об этой цифре даже боюсь и как буду жить теперь после многолетнего барства в грязи - не представляю. Тогда приехал сюда и Вы посоветовали молиться каждый четверг в восемь вечера, читая акафист Николаю Угоднику. И вот, как велели мне, жёстко всё выполняю».

Вопрос: что это «всё»? Раз в неделю читает акафист Николаю угоднику, 20 минут. Давно? Он сам сказал: 4 недели. Вот и всё задание, вот и весь подвиг, что он совершил. А теперь он приехал и задал вопрос: «Стал я читать акафист и вспомнил обо мне один друг и позвал меня на высокую должность. Я стал думать: стоит идти, или нет? В это время другой звонит, узнав, что я теперь не у дел. Тот тоже зовет меня. Я в раздумьях: куда же лучше-то? Пока думал, третий обо мне вспомнил. Вот и приехал посоветоваться, куда из трёх мест лучше пойти». Все три должности начальствующие, все - три только сидеть, да пальцем показывать. Я ему: «Скажи, что для тебя наиболее важно в этой работе?» Он говорит: «Правду?». - «Конечно правду!». Он отвечает: «Стыдно в церкви это говорить, но для меня важны сейчас, в долгах с этой свадьбой жестоких. Да и живу не по возможностям, а по потребностям, долги не перестают расти. Деньги для меня важны, чтобы с долгами расплатиться». - «Ну так и выбирай ту должностьгде больше денег». Он помолчал и говорит: «Все три должности высокого положения и весьма денежные, все три». Я не удержался, меня пробили слезы: «Послушай, брат, тебе подходит 60 лет, молился ли ты Богу когда-нибудь или нет?» Он говорит: «Никогда». - «Вот слушай теперь, что с тобой произошло: под 60 лет ты первый раз Бога вспомнил. И не потому что душа твоя истину запросила или о вечности, о Боге вспомнил. Нет, деньги, деньги, шикарная жизнь, вот что заставило тебя к Богу повернуть и ты стал молиться. И сколько раз помолился в четырёх неделях? Сколько четвергов-то? Четыре раза. Николай Угодник просит за тебя Царя миров и Господь, слыша молитву Николая Угодника о тебе, вышел к тебе навстречу и на подносе несёт с золотой каемочкой три должности, три должности, все три начальствующие и одна другой богаче и говорит: «Ты меня под 60 лет первый раз вспомнил, но за тебя Николай Угодник просит. Выбирай. Не нравится? Может, тебе ещё лучше предложить?» Изумительно! Ты сам-то слышишь что ты говоришь?» Он на меня посмотрел, сделал паузу и со слезами на глазах сказал: «Вот теперь-то Бога из сердца у меня никто калёным железом не вырвет!»

Вот, смотрите, как действует Дух Святой молитвами Николая Угодника! Он не просто выпросил этому человеку должность, деньги. Нет, он сделал это так, что у того в сердце загорелся огонь веры так, что теперь калёным железом никто не выжгет, как он сказал. Выходит, решая земную проблему, святитель Николай всю жизнь его повернул к Богу. Вот как действуют Святые Божии! Это, вроде, бытовой пример. Но святитель Николай не в великом проявлял себя, не в делах целой страны или государства, как преподобный Сергий, а в личной жизни конкретных людей нужду конкретную видя, конкретному человеку в конкретной нужде помогая. Действуя силой Божией и решая проблему земную конкретную, душу к преображению ведёт, к Богу разворачивает на 180 градусов, в царство Божие направляет стопы. Милость Господа умножается на молитву святых, потоком неисчерпаемым изливаясь на нас, просящих Его о милости. Мир этот меняется, неизменна любовь Божия и любовь Его святых к Нему и к нам.

О святителе Николае сегодня в каноне было сказано, что он и по смерти жив. Душой предстоит пред Богом и думает о нас, совершая вещи, которые только могут потрясать, заставляют изумляться. Поэтому в сегодняшний день от всей души рады всех поздравить с памятью этого великого угодника Божия, имя которого знают все, которого мы с вами постоянно призываем и за молитвы к которому Господь столько милости являл, являет и будет являть над всеми и над каждым из нас с вами. К нему Господь нас призвал со своей молитвой обратиться. А чтоб молитва наша была ещё более действенна, взирая на святых Божиих, постараемся подражать житию их. Дай Бог, чтоб, молясь святителю Николаю, мы обрели тот дух горения, который был в нём, тот дух бескорыстия, которым он был богат, тот дух истинности, дух настоящей любви, которым горела его душа. С праздником всех!

/ 19.12.2014

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно поздравляю с днем памяти великого угодника Божия, святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца!

Во всех уголках мира не только православные христиане, но и последователи иных конфессий чувствуют на себе благодатную помощь этого угодника Божия. Святитель Николай является покровителем и путешествующих, и в море плавающих, и торгующих, и просто всех страждущих – всех обремененных заботами, житейскими скорбями, тех людей, которые терпят бедствия в море житейских страстей. Этому святому дана от Господа сугубая благодать приходить на помощь тем людям, которые находятся в крайних затруднениях и нуждах. Приходить, чтобы являть им милость Божию, чтобы через эту помощь люди задумывались и о Подателе этой помощи – о Господе нашем Иисусе Христе. Господь избрал святителя Николая Своим помощником, благодатным «орудием», через которое Господь подает помощь всем бедствующим и страждущим.

Сегодня в городе Бари, где находятся мощи святителя Николая, совершается великое торжество. И мы очень рады, что в этом торжестве принимает участие делегация Казанской духовной семинарии во главе с протоиереем Николаем Тимофеевым. Мы с нетерпением ждем возвращения наших посланцев, чтобы услышать рассказ об этом праздновании. О том, как в день памяти святителя Николая они молились у его цельбоносных мощей.

Однако, чтобы испытать для себя благодатную помощь святителя Николая, вовсе не обязательно предпринимать столь дальнее путешествие, ибо на Русской земле находится много храмов, посвященных святителю Николаю. В том числе мы вспоминаем, что и во граде Казани один из центральных храмов, где находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, храм святителя Николая Тульского в Богородицком монастыре также освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Ныне, правда, он находится в запустении, но мы не оставляем надежд и упования на то, что по милости Божией молитвами святителя Николая он будет воссоздан и в нем снова будет совершаться как молитва перед чудотворным Казанским образом Божией Матери, так и молитва великому угоднику Божию.

Я верю, что многие православные христиане имеют опыт благодатной помощи, явленной им по молитвам святителя Николая Чудотворца. Именно поэтому сегодняшний праздник столь широко празднуется по лицу всей Земли, но особенно это празднование совершается в России. Многие верующие нашей Церкви, убеждены в том, что Николай Чудотворец – это русский святой. И хотя это не соответствует действительности, по духу он русский святой. Он наш в том смысле, что к России, к людям, живущим в нашей стране, святитель всегда был особенно милостив. Известно множество чудес и чудотворений, совершившихся по молитвам этого угодника в нашей стране.

В стольном граде Москва около трети храмов освящено в честь этого угодника Божия. Немало их и во граде Казани, и во многих других местах. Известно, что незадолго перед революцией велись переговоры, чтобы мощи святителя и чудотворца Николая были переданы в Россию. Наш последний русский государь также носил имя этого великого святого. К сожалению, революционные планы помешали этим планам воплотиться, однако, мы не оставляем надежды, что когда-нибудь этим планам будет суждено сбыться, и святитель Николай будет пребывать здесь и духовно, и телесно. Но об этом знает один Господь.

Еще раз сердечно поздравляю с днем памяти святителя Николая Чудотворца!

Все ближе и ближе чувствуется дыхание великого праздника Рождества Христова. Уже преполовился Рождественский пост. Мы должны усугубить наши молитвенные труды, поста и посильного подвига благочестия, милосердия, чтобы достойным образом приготовиться к празднику Рождества Христова. Не случайно Святая Православная Церковь празднует день памяти святителя Николая именно в эти дни, поскольку, взирая на образ этого великого угодника Божия, мы и сами должны учиться быть такими милосердными как он: приходить на помощь к нашим близким, оказывать им то содействие, то внимание, которое в наших силах. И помнить, что если мы будем оказывать милосердие нашим ближним, то и сами мы не останемся безответными на Страшном Судищи Христовом.

Х ристос воскресе! Воистину воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы светло торжествуем величайший день памяти в русской православной Церкви, память перенесения святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Сегодня мы празднуем вдвойне торжественную пасхальную радость, потому что память этого великого угодника всегда настраивает наш ум, сердце и душу на совершение правды и добра.

Никто так не угодил Богу, как этот великий угодник. В чем, дорогие братья и сестры, его богоугождение? Потому что он всем своим существом — умом, сердцем, душой и телом служил верой и правдой Богу и людям. Неразрывная цепь. Невозможно служить Богу и невозможно не служить человеку. Служение и спасение — вот наша задача. Мы не просто живем ради себя. Сила христианства, в чем заключается? В чем сила соли, о которой Господь говорит, что вы соль земли? Если соль обуяет, чем она осолится? Соль земли, что каждый из нас в отдельности, и все мы образуем тело Христово, Церковь Христову. Но каждый из нас должен по чистой совести и сердца своего стараться жить по святым евангельским заповедям. Невозможно надеяться на кого-то, не исправляя себя. И невозможно исправляя себя, жить вне тела Христова, вне святой православной апостольской Церкви. Задача стоит перед каждым из нас. В этом случае только лишь тогда мы получим положительный результат, если мы будем через покаяние и веру себя совершенствовать и совершенствовать себя через таинства святой православной Церкви.

Совоскресение со Христом в чем состоит? Есть такое понятие глубочайшее, догматическое, вероисповедное и спасительное, в чем совоскресение со Христом, в чем смысл, дорогие братья и сестры, зачем мы празднуем Пасху? Ну, неужели куличи кушать? Мы празднуем нашу надежду на возможное личное исправление через действие всесвятой благодати Божьей, которая подается в таинствах Церкви. Эта надежда несокрушимая, если мы стараемся хоть в какой-то степени себя исправлять по святым Христовым заповедям. Что говорит святой апостол Павел? «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ». То есть, по-русски: только те являются Христовыми, настоящими христианами, которые распяли в своей душе и в своем теле страсти. Сораспятие со Христом, победа в себе всякого зла. Что такое страсти? Это все безнравственные и греховные наклонности, которыми изначально поражена наша человеческая природа. Вот такое наследие мы получили от Адама и Евы. И теперь, к сожалению, приходится каждому из нас, родившись невинным младенцем, но неся в себе уже ужасающий отрицательный потенциал зла.

Вот смотришь на грудного младенца — это же ангел. Но какое горе — уже в нем заложена смерть. В нем заложено все зло, которое мы видим вокруг нас. И поэтому призвание чести христианского звания, дорогие братья и сестры, в этом и заключается, чтобы с Божьей помощью победить зло. Победить, сокрушить зло, а не лицезреть, кто как там живет, поживает, исправляется. А то все судят православных, а сами пальцем не желают пошевелить.

В чем сила наших предков? Последняя тысяча лет это православная Церковь была объявлена государственной религией. А так на Руси святой апостол Андрей Первозванный по свидетельству всех европейских источников и византийских образовал у нас Церковь еще в первом веке. Святые мученики Инна, Пинна и Римма — это ученики святого апостола Андрея из числа русов. Причем точно известно, святитель Димитрий Ростовский сообщает: их место жительства было озеро Ильмень. Греческие ученики они в других местах устроили епархию. То есть нашей Церкви две тысячи лет. Не удивляйтесь. К сожалению тема очень большая. Можно было бы её развить, но это невозможно в рамках проповеди церковной. 10-15 минут — это очень мало.

Но хочу самое главное сказать, что наши предки не просто слышали Христа. Почему до сих пор несокрушимое основание мы имеем? Нас бьют со всех сторон, развращают, спаивают, топчут, лгут на нас, не знают, как со света нас сжить, наш великий русский народ. А почему нас со света сживают? Так потому, что мы не желаем жить злом. И вы все свидетели этому. Русский человек, лучше с горя … . Мы видим, как уходят со сцены жизни. Это я говорю, к сожалению величайшему. У некоторых сердце не выдерживает, потому что такова наша природа, которую заложили нам наши величайшие, Царство им Небесное, дорогие наши предки, дорогие братья и сестры. Вот какая сила праведности.

Даже мы никуда уже не годные со своими грехами, страстями, а вот это желание жить правдой и нежелание соглашаться с беззаконием, сатанизмом, который захлестнул мир, Америку, Европу. Мы видим, что это не грехи уже, дорогие братья и сестры, что мы слышим по средствам массовой информации? Это уже не грехи, а это сатанизм, когда пропагандируется самопожирание, извращение, безумие. То есть это пытаются изначально в корне уничтожить христианскую цивилизацию. Это не шутки! Что можно сказать, оно уже давно идет. Сейчас мы видим всю эту мерзость и погань, которая вскрыла свою мерзейшую пасть нечистоты, беззаконий, сатанизма, которое скрыла все эти годы и пытается нам сюда все это впихнуть через телевидение. Особенно интернет. Бедная молодежь. В свои годы какие у нас были соблазны, и то, что мы творили. А что бедные эти дети? Хорошо, если контроль есть у родителей хоть какой-то. А то сейчас можно на такие сайты зайти, что: да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, — что, прости Господи, не все об этом в храме можно говорить!

Поэтому дорогие братья и сестры, во славу Божию и в светлую память наших предков мы, не хорошее слово «обязаны», а по долгу чести, почести высшего звания, как говорит апостол Павел, мы должны себя понудить. Сил не хватает, просите всеми своими силами. Вот как дети, прямо так говорить: Господи Иисусе Христе, ничего не могу, ничего не понимаю, ничего не умею, только один грех во мне; но Ты имеешь абсолютную любовь и силу, любовь жертвенную, за которую, даже не зная меня за тысячу лет вперед Ты уже умер за нас, чтобы отдать Себе нам жизнь. Вот что такое Пасха. Поверьте, Он всегда слышит, не думайте, что … . А то очень часто слышится отговорка: а я там уже совсем греховный человек, что мне бесполезно. Это лукавство либо глупость. Нет такого греха, которого не превозмогло бы милосердие Божие. Вот вы сами родители, вы знаете, если ребенок заболел у вас, и у вас даже есть другие дети, но все ваше внимание вы направляете к больному ребенку. Это свойство любви. Тоже самое и Господь. Чем ниже мы и хуже живем, Господь не только от нас не отказывается, но посмотрите, Он же дал нам залог совершенной надежды, что Он так возлюбил нас, что жизнь Свою отдал за нас.

И апостол Павел рассуждает: едва слышно, чтобы за праведника кто-то свою жизнь отдал. А за нас, пораженных не просто грехом, а сознательным выбором наших предков Адама и Евы, сознательный выбор зла. Поэтому дорогие братья и сестры, возможно, и мы к этому призваны, для этого Бог пришел на землю, чтобы человека сделать богом. Это слова святителя Василия Великого. Величайшие божественные крылатые слова. Это не просто слова надежды, это закон. Так Бог возлюбил человека, то есть представьте, если Он нам дал ум и сердце живое, которое может любить, и ум, который может взвесить силу любви, чтобы понимали до какой степени Он … , если люди могут любить друг друга до смерти и люди могут умирать за свое отечество, за свою семью, за свою родню, за правду Божию жизнь свою отдают. Какая сила дана человеку, о чем апостол Павел и говорит, что это ангелам даже не дано, дано только человеку. Как Он за нас любит, так и мы можем за Него умереть. Умереть не обязательно кровью и жизнью. А тот, кто победил силой Божьей в себе силу греха и наклонность ко греху, вот это и есть, дорогие братья и сестры, совоскресение с Ним. Мы не просто верим, дорогие братья и сестры. Просто многие вещи в духовной жизни не принято говорить вслух. Но немножко опять же подчеркну. То, что многие из вас в разной степени воцерковления все читали Евангелие, и должны каждый день читать Евангелие. Каждый день по главе, а то и по более, потому что в Евангелии открыты все тайны спасения. Кажется, как удивительно, на одном и том же повествовании, где описывается трехлетнее пребывание на земле Бога-Человека Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Вот представьте себе, в этой канве повествования заложены все откровения, все тайны спасения каждого из нас. Поэтому надо помимо молитвенного правила каждый день нужно читать хотя бы одну главу Евангелия.

Так вот, это первичная, первая ступень к спасению и познанию Бога. Следующая ступень, дорогие братья и сестры, через таинства Церкви, через молитву, покаяние, милосердие. Сегодня вы, наверное, слышали, если кто внимательно слушал чтение Апостола. Сегодня удивительные слова были произнесены при чтении святого Апостола, что апостол Павел говорит, что милостью и милосердием благоугождается Бог. Легко запомнить — милостью и милосердием. Вот корень христианства, вот что Бог принес на землю — кротость и смирение, мир и жертвенную любовь. Все, что мы видим вокруг Христа и вокруг православия, везде, где царствует сатана, везде попирание свободы, чести; везде призыв покоряться, как рабам. А что Господь, обращаясь ко всем верующим, говорит? «Не называю вас рабами», слышали? Сейчас очень много провокаторов в соцсетях или либо глупых людей, либо сознательных врагов-провокаторов, которые говорят: что там православие, оно всех называет рабами. Это значит, что эти люди никогда Евангелие не читали, либо сознательные провокаторы. Господь говорит в Евангелии: не называю вас более рабами; называю друзьями, потому что раб не знает воли господин своего. А Я вам все сказал для спасения. И еще более страшные слова, будьте внимательны. Господь это сказал, но ни один ум не может это охватить. Что Он сказал, Господь? Кто исполняет волю Отца Моего Небесного, значит и волю Христа, Его святые заповеди, то Мне брат, сестра и мать.

Ну, где эти люди, которые говорят, что христианство сделало из людей рабов? Бог им судья. Как у них язык подлый поворачивается. Нельзя сказать, что не читали Евангелия, либо плохо. Почему я и говорю, каждый день надо, каждый день неотступно в дороге, в пути, в доме, где угодно. Лежа, сидя читайте, потому что это не обязаловка, а это требование жизни. Потому что вы будете только руками всплескивать, будете удивляться: ну как просто все тайны открыты в одной маленькой книге. Она небольшая книга — Евангелие. Это богослужебное Евангелие для торжества в окладе выносят большое. А так она небольшая, в ладошку вместится. Это не много там читать, но как будет легко жить. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». В какую честь возводимся все мы, все вы. Это для всех сказано. Нет перед Богом избранных. А если кто-то и хочет вдруг, напомни такому человеку, что Господь говорит: кто хочет из нас быть первый, да будет последний, кто хочет быть первым, да будет всем слуга.

И посмотрите, какая правда Божия безмерная. Вот как надо всегда задумываться, читая Евангелие, насколько безмерно благ Господь. Он это сказал, и Сам о Себе говорит: Я не пришел, чтобы Мне служили, Я пришел, чтобы послужить для людей и спасти многих. И что Он сделал перед крестными страданиями? Он стал на колени перед Своими учениками и вымыл не только им, но и всем вам ноги. Это не только апостолы. Что еще надо? Люди беснуются, что еще надо вам — рабы, не рабы. Ноги умыл всем вам! Всем умывает, всем грехи омывает. Но не будем об этих людях. К сожалению всем хочется по братски, чтобы люди познали истину, пришли и имели совершенную радость вечную в Боге. Потому что Бог — Он наш Отец, Родитель и Создатель. Это абсолютная красота. Ну, посмотрите на мир. Это тюрьма, братья и сестры. Весь мир, в котором мы не можем насладиться этой красотой — это зона, в которую всех выслали с неба. Это что думаете, красота. Апостол Павел говорит, что это тень грядущих благ. Вселенная, кто ее измерил? Я не буду повторяться. Есть техническое перечисление видовых животных, пресмыкающихся, птиц и так далее. Но кто это создал эту красоту-то? И это все называется тенью будущей жизни. Вот что сатана у людей крадет. Говорит: либо Бога нет, либо самого сатаны нет. И люди, как дурачки ходят, как индюки блаженные. Вот вся их жизнь перед ними. Как преподобный Амвросий говорит, что гордый человек подобен жуку, который летит и говорит: мои леса, мои поля, все мое. И вдруг грянул гром, налетел ураган, и бедный наш жук самодовольный прижался под лист и говорит: Боже, не спихни меня. Перед смертью.

Это кратко, дорогие братья и сестры, касаясь, что значит, а то видите Пасха, она никогда не заканчивается. Христос воскрес. Как апостол Павел говорит, что «начаток умершим бысть». Он первый из смертных. И самое главное, видите, в Ветхом Завете есть множество воскресений силой Божьей, действием Святаго Духа. Но никто себя не воскресил. А пророки воскрешались силой Божьей. Не они, а Бог через них. А себя кто мог воскресить? Только Бог. Самое главное свидетельство истинности богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — Его воскресение. Самовоскресение. Он как Бог Себя …. . Он об этом и говорит в Евангелии задолго до распятия: «область имам положити ю (душу) и область имам паки прияти ю ». То есть по-русски: имею власть жизнь за вас всех положить и как Бог имею власть Себя воскресить, чтоб никто в Нем не сомневался. Какие боги дают такую силу и славу? Вот Он, Христос.

Но это Он сотворил со Своей стороны. Теперь наша задача, видя Его любовь безмерную жертвенную к нам, заботу, попечение и то, что Он дает все необходимое в Церкви, как в больнице, поликлинике. Все священники — это врачи. Таинства Церкви — это инструментарий, все необходимое для исцеления человеческой души. Теперь шаг за нами. То есть со Своей стороны сделал Бог все не только возможное, но и невозможное. Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом. Это по существу он унизил Себя, но показал тем самым, до какой степени Он нас любит. Для чего Он это сделал? Чтобы показать, что Он хочет, чтобы все мы без исключения были как Он. И наше тело тоже, как Он. Потому что никогда Себя, вторая ипостась, тело не снимет. Вот почему апостол пишет, что в том веке, кто сподобится в тот мир войти, мы увидим Его тогда лицом к лицу в прямом смысле слова.

Почему? Потому что в древности фотоаппаратов не было, и пишут красками до сих пор. Если бы тогда был фотоаппарат, то мы бы имели снимок. Так вот тело Его настоящее какое есть, если мы сподобимся, будем всегда видеть настоящего, а не воображаемого, Того, Который принял плоть на Себя, чтобы показать, в какое величие и славу Господь возводит все человечество, прощая грех Адама, прощая личные грехи и преступления, лишь бы мы покаялись, лишь бы мы исправились, лишь бы мы себя очистили. Тот образ — зеркало души, чтобы мы могли не только отражать, но иметь в себе Солнце-Бога, Слова, Господа нашего Иисуса Христа.

Завершая свое слово, дорогие братья и сестры, хотел бы к вам обратиться за молитвенной помощью, за посильную какую-то помощью. Обратитесь ко всем своим близким и дальним, к знакомым, ко всем, кто вам близок, чтобы общей молитвой Господь благословил, начиная с этого праздника памяти святителя Христова Чудотворца Николая воссоздать великую святыню русского народа. Где эта святыня находится? 35 километров от нас, вы может быть слышали. Был такой самый знаменитый, самый чудотворный, самый великий образ святителя Чудотворца Николая, который назывался Никола Гостунский. К сожалению вот не слышали. А вот здесь от Оптиной Пустыни по прямой если, то 35 километров, а если через Белев ехать, то километров 45 будет. Максимум пятьдесят. В конце 15-го века в селе Гостунь было удивительное явление. Селяне увидели, как с неба спустился огненный столб, и это свечение продолжалось день. И когда свечение закончилось, селяне подошли на это место, а это излучина, край села, восточная часть, то они увидели образ святителя Николая. В знак благодарности они построили на этом месте храм.

И настолько святитель Христов Николай Чудотворец излил безмерную благодать через эту икону, что как сказано в летописи, летописцы не успевали записывать чудеса, которые совершались от этой иконы. Эта такая слава была от этой иконы, что князь великий запереживал: как это, где-то в далеком селе находится такая святыня. Через несколько лет, в 1506-м году Василий Иванович Третий, отец Ивана Грозного, перенес крестным ходом эту икону в Кремль в Москву и построил храм. Если войти в Кремль через Спасские ворота, то с левой стороны напротив Вознесенского монастыря был этот храм. Он небольшой был. И предварительно построив храм, в 1506-м году крестным ходом перенесли эту икону. И она находилась в Кремле до самой революции. После революции она пропала.

Просьба какая, что на месте явления этой иконы храм, который построили в 16-ом веке, он, к сожалению разрушен. В 2002-ом году провалилась кровля. И теперь только четыре стены и алтарная часть сохранились, и сохранилась в идеальном состоянии колокольня шатровая. Храм начала 16-го века. Поэтому дорогие братья и сестры, в день памяти великого угодника Божия, а то, знаете, на сердце больно. Конечно, величайшее счастье, что тысячи храмов открыты, уже тысячу монастырей открыто. Это милость Божия безмерная, это чудеса. Но как больно, когда вот такое святое место, не просто поругание, а, видите, вы даже не слышали об этом. О нем забыли. Зато каждый день и час: святитель Никола, помоги. А в России это место номер один. Нет более святого места в России, чем это место — Никола Гостунь. Это кстати повеление Василия Ивановича третьего не просто называть село Гостунь, а Никола Гостунь.

Просим ваших святых молитв, дорогие братья и сестры. И будем молиться и надеяться, что в будущем храме также воссияла божественная благодать спасительная, чтобы и там пели «во веки веков» в том храме и здесь в Оптиной и во всех православных храмах мира пасхальную песнь: Христос воскресе! Воистину воскресе!

Архимандрит Владимир (Милованов)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, когда Господь проповедовал на земле слово Божие, то Его окружали и теснили тысячи людей. Ближе всего к Нему теснились ученики Его; были и другие, жаждущие послушать святую проповедь, были и те, кто пришел с тайной надеждой обрести исцеление от многоразличных своих недугов. Словом, скорбь человеческая рекой стремилась к стопам Милосердного Учителя. И Он, по совершении исцелений, став на ровном месте и отверзши уста Свои, произнес на все времена неизменные Божественные заповеди: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 20-23).

Откликнулось человечество на эти святые призывы своего Спасителя? Да, откликнулось - в лице Апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех истинных последователей Христовых. Смиренные сердца их приняли Его заветы и принесли богатые и обильные плоды. Смирение стало корнем, из которого произрастают прочие плоды святой веры. Смирение вознесло людей, низвело на них многоразличные дары благодати и прославило их в Царствии Небесном. Вот в числе таких смиренных и кротких делателей и подвижников добродетели и является чествуемый ныне Церковью Святитель Христов Николай, великий угодник Божий, который, услышав о Христе и о Его спасительном учении, пошел неуклонно и верно за Ним, в точности исполняя евангельские заповеди и во всем стараясь подражать своему Владыке.

Родившись в Ликийской стране от благочестивых родителей Феофана и Нонны, Святитель Николай с детства рос смиренным и богобоязненным отроком. Воодушевленный простой, но живой и сердечной верой, он в своей ревности по славе Божией был подобен иным великим ревнителям ее - пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну. Его ревность по славе Христа Бога проявилась и в том, что он на первом Вселенском Соборе, не стерпев еретического кощунства, еретика Ария ударил по щеке, за что Отцами Собора был осужден. Но Господь, явившись вместе с Пресвятой Богородицей некоторым из Святых Отцов, оправдал его и восстановил в епископском сане: Отцы видели в видении, как Спаситель Сам вручил ему Евангелие, а Матерь Божия - омофор. Оправдал, ибо поступок его был не следствием порочности сердца или грубости нрава, но следствием ревности по славе Божией.


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

В другой раз его праведная душа, возмущенная неправедным осуждением невиновных, воспламенилась ревностью о спасении их, и он, полагая душу свою за ближних, избавил их от смерти. Так же он и в темницах заключенных посещает, и в море погибающих чудесно спасает.

Так прославился Святитель Христов Николай своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Ведь мы, в силу своей немощи, большей частью обращаемся к Богу и святым Его за помощью в своих телесных и душевных нуждах, и более всего к тем из святых, которые явили особенно много дел милосердия и помощи страждущим. Имея суровый, строгий и молчаливый внешний вид, Святитель Христов обладал редкой душевной добротой, сердцем нежным и сострадательным ко всем скорбящим и страждущим и всегда спешил на помощь призывающим его. Поэтому и пользуется он особенною любовью и почитанием, и не только среди православного народа, но и среди евреев, магометан и других иноверных. Вся подсолнечная полна его чудес, щедро даруемых всем, в скорбях обращающимся к нему.

Святая Церковь в своих песнопениях прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся его жизнь представляет собой непрерывный ряд благодеяний, оказанных страждущим людям.

Вот один из таких примеров. Один несчастный человек разорился и, имея трех взрослых дочерей, в отчаянии вознамерился поправить свои дела гнусным способом - продажей чести девушек. Святитель узнает о бедственном положении семьи и, не дожидаясь просьбы, стремится предотвратить грех и бедствие, хочет спасти и душу, и тело невинных девиц от позора. Под непроницаемым покровом полуночи приходит он к жилищу бедняков, тайно опускает в оконце мешочек с золотыми монетами и незаметно скрывается. Он следит за тем, как отец девушек распорядится его даром, и, убедившись в разумном его употреблении, еще дважды повторяет свое благодеяние, пока все три девицы не были устроены. Но благодарный отец на третий раз подстерег своего тайного благодетеля, бросился ему в ноги со словами: "Чем благодарить мне тебя, человек Божий!". "Молчанием", - отвечал Святитель.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господи братья и сестры, всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником – днем памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, с праздником всегда очень радостным, теплым. Какие бы ни были наши жизненные испытания, всегда этот праздник сглаживает все, потому что мы знаем и верим, и ощущаем, что он еще один молитвенник, еще один реальный ходатай в жизни тех, кто к нему обращается с верой, надеждой и любовью, а таких, наверняка, миллионы. Нет такого храма, нет такого дома, где бы не было иконы святителя Николая.

Все мы знаем о его дивном житии, о его подвигах. И хотелось всего несколько слов сказать на одну тему, которая преподносится нам святой нашей матерью Церковью в тропаре, посвященном святителю Николаю. В этом тропаре Церковь называет его «правилом веры». И каждому из нас надо задуматься о своей вере и просить святителя Николая об укреплении этой веры.

Апостол Павел говорит, что “вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1) . И наградой за эту веру, есть возможность увидеть когда­нибудь это невидимое тем, кто до конца пронесет ее, эту веру в своем сердце, и, мало того, будет молиться об укреплении этой веры и стараться об ее умножении. Как апостолы молились: “Господи, умножь в нас веру”, как отец одного болящего ребенка молился: “Верую, Господи! Помоги моему неверию” (Мк.9:24) . Потому что, с одной стороны, вера – это дар Божий, с другой стороны это и труд человека по укреплению в себе веры. Движение навстречу Богу – это двоякий процесс, потому что без почвы ничего не бывает, сначала малюсенький фундамент должны положить мы сами.

Один из знаменитых протоиереев сказал: “Все последователи Христовы назывались не иначе как учениками, и ты, если не хочешь учиться вере, то ты и не последователь Христов. Ты и не ученик Его. Я даже не знаю, как и кем ты называешься”. Апостол Павел, обращаясь к ученику своему Тимофею, говорит: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16).

Однажды я приехал к великому старцу Украины, уже ныне покойному схиархимандриту Зосиме, которому тогда было 56 лет. Он мне сказал: “Ты знаешь, Мелхиседек, а я до сих пор учусь, и учусь всю жизнь. Еду в какой­нибудь монастырь, замечаю там что­нибудь хорошее, еду в какой­нибудь храм, спрашиваю: “Есть ли у вас какие­либо благочестивые обычаи”. О. Зосима служил в глухой деревне, в с. Никольское под Донецком, в Москве у него был помощник, который все вновь изданные книги покупал и отсылал ему, так что его келья всегда была завалена книгами. Он смотрел на них и говорил: “Мечтаю, когда пойду на пенсию, буду их читать, а сейчас только пролистываю”. До пенсии он, конечно, никакой не дожил, в 59 лет “сгорел в Церкви”, в том смысле, что вся его жизнь была посвящена Церкви, и он, не жалея себя, служил день и ночь, будучи очень больным человеком. И в 59 лет этой опоры Церкви, опоры Украины, не стало. Ему было 56 лет, а он говорил: “Всю жизнь учился”. У нас один человек прочитает какую­нибудь книжку и думает, что он уже все знает и может учить других. Все знает только невежда.

В наш храм пришла одна детская группа – первоклассники. Пришли вместе с учительницей. А учительница была проста сердцем, но очень богомудрая, потому что только “чистые сердцем Бога узрят”. Не просто книжная начитанность делает человека крепким в вере, а нравственная жизнь. Чудак, даже прочитав сотню книг, чудаком и останется, если ничего из этих книг не исполняет и не делает в жизни. Нам святые отцы дали девиз: “Исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь”. А у нас в одно ухо влетело, а в другое вылетело, потому что мы ничего из того, чему учат нас святые отцы, не знаем и не делаем. Мало того, спроси сейчас кого­нибудь из стоящих в храме простую, элементарную вещь: знание нашей веры. И не надо далеко ходить: Символ веры – знаете ли вы наизусть. Я не буду просить, чтобы подняли руки, кто знает, чтобы не упасть с амвона. Большинство только читают, а надо его знать наизусть, чтобы он стал неким стержнем нашей жизни.

Есть катехизис митрополита Филарета (Дроздова), в нем изложен потрясающий синтез веры святых отцов. И самое главное: нужно вникать в нравственно­практические вещи, существующие в нашей Церкви. Что значит Церковь, богослужение и его символика, смысл икон, смысл облачений, порядок и исполнение богослужения, смысл Символа веры, смысл заповедей блаженств, заповедей Моисея, смысл и толкование молитвы “Отче наш” ­ все это растолковывается святыми отцами, и сейчас эта литература доступна. Но только всегдашняя “нехватка времени”, всегдашняя “занятость” не дает нам этого читать. На телевизор, на какой­то сериал времени у всех хватает, а это каждый день один час. А если бы этот час был бы посвящен Евангелию, был бы посвящен книгам, то мы сами были бы уже профессорами богословия.

Так вот, приходят первоклассники в храм вместе с учительницей, стоят, разглядывают стены и говорят: “А что это такое?”. А около Крестилки у нас изображена фреска «Тайная вечеря” знаменитого греческого художника и иконописца 14 века Панселина. Дети смотрят и говорят: “Татьяна Ивановна! А кто это?”. И она говорит: “Это Иисус Христос с учениками”. Они отвечают: “Татьяна Ивановна! Какие же это ученики, когда у них бороды?”. А она говорил: “Бог – бесконечен, и поэтому христиане учатся вечность, т.е. всю жизнь”. ­ “Поняли. А это – ученики?” ­ “Ученики”. – “А почему их тогда так мало?”. А учительница и говорит: “А вот среди вас послушных детей много?” ­ “Нет”. “Ну вот, и за Ним ходили только послушные, а послушных, по жизни, меньше, вот их и так мало. Зато все послушные”.

Вот эта сердечная искренность, такая глубина духовной мудрости, конечно, дается человеку, который вникает в смысл веры и пытается по ней жить. Мы должны еще знать, что способствует умножению веры. Расскажу вам из личного опыта.

В повседневной жизни, если нет каких­то особых испытаний, трудностей, сложностей, все течет своим чередом, и за это слава Богу. Но мы как­то не особо замечаем силы и действенности молитвы, потому что именно молитва, искреннее обращение к Богу и ответ на эту молитву, способен умножить и укрепить эту веру. Но я заметил: паломничество по святым местам укрепляет веру. Почему? Потому что сложно все сочетать и транспорт, и какие­то неудобства. Но, (и это бывает почти в каждую поездку) чувствуешь особую силу Божию: автобус к автобусу, поезд к поезду, опаздываешь на 20 минут, а водитель, хотя и должен был уехать, в это время меняет колесо. И он задерживается именно на те 20 минут, на которые мы опоздали. А в это время все паломники читали Акафист святителю Николаю. И так каждый из нас может вспомнить большое количество ситуаций, когда все вроде бы было сложно, но вдруг незаметным дивным образом сложилось одно к одному. И мы уже здесь видим, что это не простое совпадение, это не простые случайности, а это ответ на наше молитвенное обращение, на наше молитвенное воздыхание к Богу.

Святитель Николай не только был глубоко верующим человеком, дышал Небом, дышал Церковью, дышал Богом, но он еще и помнил слова апостола Иакова, который говорил, что “вера без дел мертва?” (Иак 2:20). И свою веру в Бога он выражал, доказывал, он жил этим, он жил интересами других людей. Он служил им, помня заповедь Христа Спасителя: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лк 6, 36).

Свт. Николай подражал Спасителю в этой добродетели – добродетели милосердия и жертвенной любви.

Вот так надо подражать ему в своей жизни. Не только в крепкой вере, но и в жертвенной, самоотверженной любви. И среди нас, прихожан этого святого храма, есть такие люди, которые живут этой крепкой верой, живут этой самоотверженной любовью ближним. В прошлом году в нашем храме состоялось награждение преподавателя Радонежской гимназии Елены Борисовны Рогожиной орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени, за труды по устройству и поддержанию молитвенно­трудового лагеря православной гимназии “Радонеж” при Свято­Введенской Оптиной Пустыни. И многие хотели бы спросить: “А почему именно ее наградили, а как же я? Не одна она так подвизается и трудится. Я тоже что­то там незаметно, а иногда и заметно, делаю для Церкви, и никто меня еще пока не заметил. Чтобы мне такого сделать, чтобы заметили?”.

Сейчас я вам расскажу, что надо сотворить, чтобы заметили. В 1946 году открылась Троице­Сергиева Лавра. Монахи до этого были разогнаны, а в 1946 году всех стали собирать в Лавру: убогих, больных, слепых, немощных стариков из тюрем, из лагерей, после войны. И в основном это были престарелые иеромонахи с беленькими крестиками, т.е. с крестами, которые даются священнику при рукоположении в начале его священнического пути. Потом уже даются некоторые награды: золотой крест, после серебряного крестика, потом священник награждается крестом с украшениями, потом митрой, игуменством, архимандритством и т.д. Обычно по времени все это очень растянуто: когда митру на голову надевают, священник уже очень стар. Но в Троице­Сергиевой Лавре, чтобы поднять ее авторитет, начали быстренько этих стареньких иеромонахов награждать: игуменством, крестом с украшениями, архимандритством, митрой. Прошло пять лет и в Лавре появилось и десять архимандритов, и двадцать игуменов. В общем, собрался некий церковный “генералитет”. И вот умирает старенький иеромонах. Приходят к игумену и говорят: “Батюшка, вот у нас такой­то умер” ­ “Как жаль, а что болел?” ­ “Да, болел очень” ­ “Ну а как его хоронить­то будем, митра то у него есть, в чем хоронить?”. А ему говорят: “Отец наместник, какая митра? У него так и остался серебряный крестик, а больше ему никаких наград и не дали” ­ “Как это так, не дали?” Т.е если перевести на наш современный язык, то умер лейтенантом. “А как же так, у него никаких наград нет?”, спрашивает игумен монастыря у благочинного. А тот отвечает: “Знаете, он такой неприметный был, такой неприметный был, что мы и забыли”. Потому что приметные сами о себе напоминают. Похоронили этого иеромонаха, наместник пожалел, что ничего не успел сделать для него, почтить вниманием, и по истечении 9 дней ему снится сон. Торжественный благолепный храм, открытые Царские врата, старенький, умерший иеромонах в благолепных священнических ризах, с крестом с украшениями, с митрой. Отец наместник смотрит на него и говорит: “Отец Сергий, а кто это вам все дал?”. А тот от стеснения надвинул митру на самые глаза, голову опустил и говорит: “Отец наместник, отец наместник, простите меня, это… это… это мне все здесь дали”. Где дали? В Царстве Небесном!

Поэтому не будем переживать, не будем волноваться: мы все делаем для Бога! А Бог в долгу ни перед кем не останется. “Живи попроще, ­ говорил старец Лев Оптинский, ­ Бог тебя не оставит”. Это очень ценно, что над нами есть милосердный, справедливый, любвеобильный, наидобрейший Господь. Каждому из вас желаю трудиться добрым подвигом веры, тихим и неприметным, чтобы и мы с вами получили небесную награду, сподобились войти в Царство Небесное, в эту ликующую, никогда не кончающуюся радость. И всех вас еще раз поздравляем с этим великим праздничным днем – днем памяти святителя Николая Мирликийского чудотворца. Аминь.

игумен Мелхиседек

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png