Мировоззрение

Говорят, что немецкий канцлер Отто Бисмарк по пути в Петербург нанял ямщика, но усомнился, что его лошади могут ехать достаточно быстро. «Ничего-о!» - отвечал ямщик и так понесся по дороге, что Бисмарк забеспокоился: «Да ты меня не вывалишь?» - «Ничего!» - отвечал ямщик. Тут сани опрокинулись, и Бисмарк упал в снег, в кровь ободрав лицо о пень. В ярости он замахнулся на ямщика стальной тростью, а тот загреб ручищами пригоршню снега, чтобы обтереть окровавленное лицо Бисмарка, и все приговаривал: «Ничего… ничего-о!» В Петербурге Бисмарк заказал кольцо с надписью «Ничего!». А когда «железного канцлера» упрекали за слишком мягкое отношение к России, он отвечал: «В Германии только я один говорю «ничего!», а в России - весь народ».

О личности и деяниях Отто фон Бисмарка уже более столетия идут ожесточённые споры. Отношение к этому деятелю менялось в зависимости от исторической эпохи. Говорят, что в германских школьных учебниках оценка роли Бисмарка менялась не менее шести раз.

Неудивительно, что и в самой Германии, и в мире в целом реальный Отто фон Бисмарк уступил место мифу. Миф о Бисмарке описывает его как героя или тирана, в зависимости от того, каких политических взглядов придерживается мифотворец. «Железному канцлеру» нередко приписываются слова, которых он никогда не произносил, в то время как многие действительно важные исторические изречения Бисмарка мало кому известны.

Отто фон Бисмарк родился в родовом поместье Шенхаузен 1 апреля 1815 года в семье прусских землевладельцев. Представители этого рода с середины XVII века служили правителям провинции Брандербург. Предки Бисмарков - рыцари-завоеватели - обосновались в этих местах еще во времена правления Карла Великого. Все поколения этой семьи служили правителям Бранденбурга на мирном и военном поприщах.

Вильгельмина, мать Отто, была из семьи государственных служащих и принадлежала к среднему классу. Подобных браков в XIX столетии становилось все больше, когда образованные средние классы и старая аристократия начали соединяться в новую элиту. По настоянию матери Отто и его брат были отправлены в Берлин для получения образования. За 10 лет обучения он сменил три гимназии, но особого интереса к знаниям не обнаружил. И только в гимназии «У Серого монастыря», куда Отто перешел в 1830 году, он почувствовал себя свободнее, чем в предыдущих учебных заведениях. Из всех предметов молодого юнкера больше всего интересовали политика прошлых лет, история военного и мирного соперничества различных стран.

В 17 лет Бисмарк поступил в Геттингенский университет, где изучал право. В бытность студентом получил репутацию гуляки и драчуна, отличался в дуэльных поединках (впоследствии он не раз хвастался победами в 27 дуэлях). Науками же будущий канцлер себя вообще не утруждал, отдавая большую часть своего времени фехтованию и пивным. Запустив учебу, Отто перевелся в Берлинский университет, но и здесь больше числился, чем учился, поскольку лекций почти не посещал, а пользовался в основном услугами репетиторов, подтягивающих его перед экзаменами.

Тем не менее университет он закончил и с ходу попытался поступить на дипломатическую службу, однако получил отказ - сказалась его «разгульная» репутация. И тогда Бисмарк решил начать с самых низов и стал чиновником Берлинского судебного ведомства.

В 1837 году Отто занимает должность податного чиновника в Ахене, годом позже - ту же должность в Потсдаме. Там он вступил в Гвардейский егерский полк. Осенью 1838 года Бисмарк переехал в Грейфсвальд, где, помимо исполнения своих военных обязанностей, вдруг начал изучать методы разведения животных в Эльденской академии.

Врожденное отвращение к образу жизни прусского чиновника заставило Бисмарка в сентябре 1839 года уйти в отставку и принять на себя руководство семейными владениями в Померании. В частных беседах Отто объяснял это тем, что по своему темпераменту не подходил для должности подчиненного. Он не терпел над собой никакого начальства: «Моя гордость требует от меня повелевать, а не исполнять чужие приказания».

За девять лет, в течение которых Отто управлял родовыми землями, их ценность возросла более чем на треть!

Правда, иногда за вечер Бисмарк проигрывал в карты все, что удавалось сберечь за месяцы кропотливого хозяйствования. А порой любил пошалить: например, извещал друзей о своем прибытии выстрелами в потолок. За буйный нрав в те годы он получил свое первое прозвище - «бешеный Бисмарк».

Однако в интеллектуальном отношении «бешеный Бисмарк» далеко превосходил своих соседей-юнкеров. В поместье Бисмарк продолжил свое образование, принявшись за труды Гегеля, Канта, Спинозы, Давида Фридриха Штрауса и Фейербаха. Отто прекрасно изучил английскую литературу, так как Англия и ее дела занимали Бисмарка более, чем какая-либо другая страна.

И все же Бисмарк не мог быть просто помещиком. Мечта о политической карьере стала реализовываться в 1847 году, когда Отто фон Бисмарк стал депутатом Соединённого ландтага прусского королевства.

Середина XIX века стала временем революций в Европе. Либералы и социалисты добивались расширения прав и свобод, закреплённых в конституции. На этом фоне появление молодого политика, настроенного крайне консервативно, но при этом обладающего несомненным ораторским мастерством, было полной неожиданностью. Революционеры встретили Бисмарка в штыки, зато в окружении прусского короля отметили интересного политика, который в будущем мог принести пользу короне.

Надо отдать должное Бисмарку: он не изменял своей избирательной платформе почти полвека. Защищал прусских юнкеров и короля, который «один обладает властью от Бога вершить политику страны». Его внутреннюю политику позднее назовут «постоянной дуэлью народа и правительства».

С 1851 года Отто фон Бисмарк, «бешеный депутат», как его теперь называли, представлял Пруссию в союзном сейме, который заседал во Франкфурте-на-Майне. Он продолжил изучать дипломатию и с успехом применял на практике полученные знания.

В 1859 году брат короля Вильгельм, бывший в то время регентом, направил Бисмарка посланником в Санкт-Петербург. Там он сблизился с российским министром иностранных дел князем Горчаковым, который содействовал Бисмарку в его усилиях, направленных на дипломатическую изоляцию сначала Австрии, а затем и Франции. Горчаков прочил Бисмарку великое будущее. Однажды он сказал, указывая на Бисмарка: «Посмотрите на этого человека! При Фридрихе Великом он мог бы стать его министром». В Петербурге Отто фон Бисмарк не просто освоил русский язык, но сумел понять характер и менталитет русского народа. Именно из времён работы в Петербурге выйдет знаменитое предупреждение Бисмарка о недопустимости для Германии войны с Россией, которая неизбежно будет иметь пагубные последствия для самих немцев.

Новый виток карьеры Отто фон Бисмарка произошёл после того, как в 1861 году на прусский трон взошёл Вильгельм I. Последовавший за этим конституционный кризис, вызванный разногласиями короля и ландтага по вопросу расширения военного бюджета, заставил Вильгельма I искать фигуру, способную к проведению государственной политики «жёсткой рукой». Такой фигурой и стал Отто фон Бисмарк, занимавший к тому времени пост посла Пруссии во Франции.

Крайне консервативные взгляды Бисмарка заставляли сомневаться в подобном выборе даже самого Вильгельма I. Тем не менее 23 сентября 1862 года Отто фон Бисмарк был назначен главой правительства Пруссии. Спустя неделю он произнес в ландтаге знаменитую речь: «Великие вопросы времени решаются не речами и не постановлениями большинства, а железом и кровью». Не считаясь с либеральной оппозицией, Бисмарк завершил военную реформу и усилил германскую армию.

В течение следующего десятилетия политика Бисмарка, направленная на объединение Германии и возвышение Пруссии над всеми немецкими землями, привела к трем войнам: войне с Данией в 1864 году, после которой к Пруссии были присоединены Шлезвиг, Голштиния (Гольштейн) и Лауэнбург; Австрией в 1866 году; и Францией (франко-прусская война 1870-1871 годов). Итогом этих войн стало объединение в 1867 году германских государств в Северо-Германский союз, в который наряду с Пруссией входило еще около 30 стран.

Все они, согласно конституции, принятой в 1867 году, образовали единую территорию с общими для всех законами и учреждениями. Внешняя и военная политика союза была фактически передана в руки прусского короля, который объявлялся его президентом. С южно-германскими государствами вскоре был заключен таможенный и военный договор. Эти шаги ясно показывали, что Германия быстро идет к своему объединению под главенством Пруссии.

Следует отметить, что после разгрома австрийских войск Бисмарк сумел добиться отказа от аннексионистских претензий Вильгельма I и прусских генералов, желавших вступить в Вену и требовавших крупных территориальных приобретений, и предложил Австрии почетный мир (Пражский мир 1866 года). Бисмарк не позволил Вильгельму I «поставить Австрию на колени», оккупировав Вену.

Будущий канцлер настоял на сравнительно легких условиях мира для Австрии с тем, чтобы обеспечить ее нейтралитет в будущем конфликте Пруссии и Франции, который год от года становился неизбежным, так как вне Северо-Германского союза остались южные немецкие земли Бавария, Вюртемберг и Баден. Франция делала все возможное, чтобы помешать Бисмарку включить эти земли в состав Северо-Германского союза. Наполеон III не хотел видеть на своих восточных границах объединенную Германию. Бисмарк понимал, что без войны эту проблему решить не удастся.

Вспыхнувшая в 1870 году франко-прусская война, спровоцированная Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, завершилась полной катастрофой как для Франции, так и для самого Наполеона, оказавшего в плену после сражения под Седаном. Ни одна крупная европейская держава не вступилась за Францию. Это было результатом предварительной дипломатической деятельности Бисмарка, сумевшего добиться нейтралитета России и Англии. Франции пришлось отдать Эльзас и Лотарингию и выплатить крупную сумму репараций.

18 января 1871 года Отто фон Бисмарк провозгласил создание Второго рейха (Германской империи). В зеркальном зале Версаля прусский король Вильгельм I, ставший благодаря Бисмарку германским императором, надписал на конверте адрес - «канцлеру Германской империи», утвердив тем самым право Бисмарка управлять империей, которую тот создал и которая была им провозглашена.

Оценивая свою роль в объединении страны, Бисмарк говорил, что он всегда радовался, когда ему хоть на шаг удавалось приблизиться к единству Германии каким бы то ни было путем. Победоносные войны и образование единой империи примирило Вильгельма и Бисмарка с большей частью оппозиции, которая с того момента стала восторженно приветствовать завоевательную политику первого канцлера.

«Железный канцлер» - так стали называть Бисмарка. Он управлял Германской империей почти 20 лет. За это время Бисмарк провел реформы германского права, системы управления и финансов и реформы образования (именно последние и привели к конфликту с римской католической церковью). Борьба против засилья католической церкви (а германские католики составляли около трети населения страны и крайне негативно относились к почти целиком протестантской Пруссии) получила название «Культуркампф» (Kulturkampf - «борьба за культуру»). В ходе ее многие епископы и священники были арестованы, сотни епархий остались без руководителей. Теперь церковные назначения должны были согласовываться с государством; клирики не могли находиться на службе в государственном аппарате.

Вместе с тем Бисмарк провел социальные законы (о страховании рабочих на случаи болезни и на случай увечья, о пенсиях по старости и инвалидности), заложившие основы социального страхования. При этом Бисмарк выступал против любого законодательства, регулирующего условия труда рабочих.

В области внешней политики Бисмарк прилагал все усилия, чтобы поддержать мир в Европе, но при этом Германская империя должна была оставаться одним из лидеров международной политики.

Бисмарк, строго говоря, вообще никогда не рвался за пределы европейского континента. Как-то он заявил, что если бы Германия гналась за колониями, то стала бы похожа на польского шляхтича, который хвастается собольей шубой, не имея ночной рубашки.

Бисмарк умело маневрировал на европейском дипломатическом театре. «Никогда не воюйте на два фронта!» - предупреждал он германских военных и политиков. С этой целью Бисмарку удавалось успешно справляться до самой своей отставки, однако его осторожная политика стала вызывать раздражение у германской элиты. Новая империя хотела принять участие в переделе мира, для чего была готова воевать со всеми. «Железный канцлер» начинал мешать новому поколению политиков, мечтавших уже не о единой Германии, а о мировом господстве.

1888-й год вошёл в историю Германии как «год трёх императоров». После смерти 90-летнего Вильгельма I и его сына, Фридриха III, страдавшего раком горла, на трон взошёл 29-летний Вильгельм II, внук первого императора Второго Рейха.

Новый кайзер рос горячим поклонником «железного канцлера», но теперь хвастливый Вильгельм II считал политику Бисмарка слишком старомодной. Зачем стоять в стороне, когда другие делят мир? Вильгельм считал себя великим геополитиком и государственным деятелем. На одном из банкетов он заявил: «В стране есть один лишь один господин - это я, и другого я не потерплю».

В марте 1890 года 75-летний Бисмарк был отправлен в почётную отставку, а вместе с ним в отставку ушла и проводимая им политика. Всего несколько месяцев спустя осуществился главный кошмар Бисмарка - Франция и Россия заключили военный союз, к которому затем присоединилась и Англия.

Отто фон Бисмарк покинул Берлин, и толпы народа провожали его, признавая заслуги перед Германией - уже при жизни он стал предметом поклонения и подражания.

Умер Бисмарк в своем имении Фридрихсруэ 30 июля 1898 года, не успев увидеть, как Германия на всех парах мчится к самоубийственной войне. Тогда ещё никто не знал, что Вильгельм II, отбросив все советы и предупреждения Бисмарка, втянет Германию в Первую мировую войну, которая положит конец империи, созданной «железным канцлером». Новому кайзеру, который хотел править единолично, хватило 28 лет, чтобы потерять все…

Отто фон Бисмарк похоронен в собственном имении. Надпись на могильной плите гласит, что здесь покоится преданный слуга немецкого кайзера Вильгельма I.

Памятники Бисмарку стоят во всех крупных городах Германии, его именем названы сотни улиц и площадей. Его называли «железным канцлером», его называли Reichsmaher, но если это перевести на русский, получится - «создатель рейха ». Лучше звучит - «создатель империи » или «создатель нации ».

Цитаты Бисмарка:

Даже самый благополучный исход войны никогда не приведёт к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии. Эти последние, даже если они вследствие международных договоров будут разъедены, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят этот путь к друг другу разъединённые капельки ртути.

Великие вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, но железом и кровью!

Всякий, кто хоть раз заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну.

Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.

За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек.

Политика — наука о возможном. Все, что лежит за гранью возможного, — это жалкая литература для тоскующих вдов, которые давно потеряли надежду выйти замуж...

Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но можно привить ложные ценности, и тогда они победят сами себя!

Горе тому государственному деятелю, который не позаботится найти такое основание для войны, которое и после войны еще сохранит свое значение.

Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов.

Печать — это ещё не общественное мнение.

Когда кончаются доводы, начинают говорить пушки. Сила — последний аргумент тупицы.

Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Единственная здоровая основа великого государства есть государственный эгоизм, а не романтика, и недостойно великой державы бороться за дело, не касающееся ее собственного интереса.

Революцию замышляют романтики, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются мерзавцы.

Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной.

Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить.

Жизнь научила меня много прощать, но еще больше — искать прощения.

Глупость — дар божий, но не следует им злоупотреблять.



– прозвище первого рейхсканцлера германской империи князя Отто фон Шёнхаузена Бисмарка (1815-1898), осуществившего объединение Германии.


Смотреть значение железный Канцлер в других словарях

Железный — железная, железное. 1. Прил. к железо. Я полюбил тебя, рокот железный, стали и камня торжественный звон. Гастев. Железная лавка (торговавшая железными и др. металлическими........
Толковый словарь Ушакова

Канцлер — м. первый министр; в России: высший гражданский сан, равный генерал-фельдмаршалу; главный начальник Капитула Орденов. ша, жена, супруга канцлера. ов, ему прнадлежщ.; канцлерский,........
Толковый словарь Даля

Канцлер — канцлера, м. (нем. Kanzler) (офиц.). 1. Председатель совета министров в Германии и Австрии. || Титул, присваиваемый министрам в нек-рых странах. Министр финансов в Англии именуется........
Толковый словарь Ушакова

Лорд-канцлер — лорд-канцлера, м. Председатель палаты лордов и высшее судебное должностное лицо в Англии.
Толковый словарь Ушакова

Вице-канцлер М. — 1. Заместитель канцлера.
Толковый словарь Ефремовой

Железный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: железо (1,2), связанный с ним. 2. Свойственный железу (1,2), характерный для него. // перен. разг. Обладающий сильной волей. // перен. разг. Не допускающий........
Толковый словарь Ефремовой

Канцлер М. — 1. Высший гражданский чин (обычно дававшийся руководителям внешней политики в Российском государстве до 1917 г. // Лицо, имевшее такой чин. 2. Одна из высших должностей в........
Толковый словарь Ефремовой

Лорд-канцлер М. — 1. Председатель палаты лордов и высшее судебное должностное лицо (в Великобритании).
Толковый словарь Ефремовой

Вице-канцлер — } -а; м. Заместитель канцлера. В. ФРГ.
Толковый словарь Кузнецова

Железный — -ая, -ое.
1. к Железо (1-2 зн.); богатый железом. Ж-ая руда. Ж-ые сплавы. Ж-ые квасцы. Ж-ая стружка.
2. Сильный, крепкий. Ж-ая рука у тебя! Ж-ые мускулы. Ж. организм. Ж-ая хватка.........
Толковый словарь Кузнецова

Канцлер — -а; м. [нем. Kanzler]
1. В России до 1917 г.: высший гражданский чин (установлен в 1709 г.), который давался особо важным должностным лицам, имевшим чин первого класса; лицо, имевшее........
Толковый словарь Кузнецова

Канцлер — (нем. Kanzler) - одно из высших должностных лиц в ряде государств (напр., в Австрии и Германии федеральный К. - глава правительства).
Политический словарь

Железный Закон — концепция, согласно которой средняя
воспроизводство рабочей силы. Этот
........
Экономический словарь

Железный Экономический Закон — -
концепция, согласно которой средняя
заработная плата определяется величиной затрат, обеспечивающих существование и
воспроизводство рабочей силы. Этот........
Экономический словарь

Закон Железный — закон Ф.Лассаля, в основе которого лежит концепция издержек производства, состоящих из труда и капитала, формирующих цену продукта. Трудовые издержки должны включать........
Экономический словарь

Канцлер — (нем. Kanzler) -1) в ряде государств - одно из высших должностных лиц (например, в Германии и Австрии федеральный К. - глава правительства; в Великобритании К. казначейства -
........
Экономический словарь

Канцлер Казначейства — министр финансов в Великобритании.
Экономический словарь

Лорд-канцлер — - глава Палаты Лордов (верхней палаты
парламента Великобритании), а т.ж. председатель верховного суда и высший юридический советник правительства Великобритании.
Экономический словарь

Федеральный Канцлер
Экономический словарь

Железный Экономический Закон — - концепция, согласно которой средняя заработная плата определяется величиной затрат, обеспечивающих существование и воспроизводство рабочей силы. Этот закон был........
Юридический словарь

Канцлер — (нем. Kanzler) - 1) в ряде государств одно из высших должностных лиц (напр., в Германии и Австрии федеральный К. - глава правительства; в Великобритании К. казначейства - министр........
Юридический словарь

Канцлер Казначейства — - министр финансов в Великобритании.
Юридический словарь

Лорд-канцлер — - глава палаты лордов (верхней палаты парламента Великобритании), а также председатель верховного суда и высший юридический советник правительства Великобритании.
Юридический словарь

Вейгерта Железный Гематоксилин — (К. Weigert, 1845-1904, нем. патолог) гистологический краситель, представляющий собой смесь равных количеств спиртового раствора гематоксилина, водного раствора полуторахлористого........
Большой медицинский словарь

Федеральный Канцлер — - название главы федерального правительства в ФРГ и Австрии.
Юридический словарь

Гейденгайна Железный Гематоксилин — (М. Heidenhain, 1864-1949, нем. анатом и гистолог) спиртовой раствор гематоксилина, выдержанный 4-6 недель на воздухе; используется в качестве красящего р-ра при окраске по Гейденгайну.
Большой медицинский словарь

Гематоксилин Железный Вейгерта — см. Вейгерта железный гематоксилин.
Большой медицинский словарь

Железный Колчедан — , см. КОЛЧЕДАН.
Научно-технический энциклопедический словарь

Ашот Ii Железный — армянский царь (914-928); разбил в 921 арабское войскоу оз. Севан, отстоял независимость Армении.

Железный Блеск — см. в ст. Гематит.
Большой энциклопедический словарь

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Архаичные бипланы « C уордфиш» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора, и «Бисмарк» остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

1 апреля 2015 года исполнится 200 лет со дня рождения прусского военно-политического деятеля Отто фон Бисмарка – человека, изменившего облик Германии. В этой связи нельзя не вспомнить о его не менее знаменитом «тезке» – линкоре «Бисмарк», получившего свое имя по доброй традиции называть корабли в честь великих исторических персоналий.

«Версальский флот» Германии

После Первой мировой войны Германия была публично унижена на Версальской конференции, став «стрелочником» планетарного масштаба. В частности, ей запретили обладать флотом открытого моря, основой которого в те годы являлись линкоры. Все основные боевые единицы германского флота или упокоились на морском дне, или достались странам Антанты. В числе последних были десять дредноутов и пять линейных крейсеров. Но шли годы, и на политический олимп Веймарской республики взошли Адольф Гитлер и Национал-социалистическая рабочая партия. Для Гитлера обладание полноценными линкорами было вопросом не только военным, но и политическим. Германия стремилась восстановить свое военное присутствие на море, которое, по мнению тогдашних флотских теоретиков, могли обеспечить только дредноуты.

Рождение гиганта

18 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. Жесткой реакции со стороны ведущих европейских государств не последовало – более того, 18 июня того же года в свет вышло англо-германское морское соглашение, согласно которому Третий Рейх получал право на постройку кораблей 1-го ранга в соотношении 100 к 35 (где 100 – доля Англии, а 35 – Германии).

В то время Германия обладала тремя линейными крейсерами типа «Дойчланд», а в 1935–36 годах на воду были спущены «карманные линкоры» с несчастливыми для германского флота именами – «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти корабли, будучи куда более мощными и крупнотоннажными по сравнению с типом «Дойчланд», все же заметно уступали британским «одноклассникам». Немецким морякам требовался прорыв – нечто такое, что разом выведет Германию на один уровень с владыками океанов – США и Великобританией. Спустя год после судьбоносного 1935-го на стапелях фирмы «Блом унд Фосс» закипела работа над постройкой самого мощного на тот момент в мире линкора типа «Бисмарк».

Линкор «Бисмарк» в Кильском проливе, 1940 год
Источник – waralbum.ru

Будучи прямым развитием «Шарнхорста», новый сверхдредноут имел на треть большее водоизмещение (50 900 т) и длину свыше 253 м. Традиционно осторожные немцы снабдили корабль чрезвычайно развитым бронированием – главный бронепояс простирался на 70% длины корпуса, а его толщина колебалась от 170 до 320 мм. Дополнительное бронирование (верхний пояс, траверсы и палуба) также впечатляли воображение: толщина лобовой брони башен главного калибра составляла 360 мм, а рубки – от 220 до 350 мм.

Тактико-технические характеристики линкора «Бисмарк»

Водоизмещение

41 700 т – стандартное; 50 900 т – полное

Длина

251 м – наибольшая; 241,5 м – между перпендикулярами

Ширина

Осадка

Бронирование

пояс – 320–170 мм; верхний пояс – 145 мм; траверсы – 220–145 мм; продольная переборка – 30–25 мм; башни ГК – 360–130 мм; барбеты ГК – 340–220 мм; башни СК – 100–40 мм; барбеты СК – 80–20 мм; палуба – 50–80 + 80–95 мм (скосы – 110–120 мм); рубка 350–220 мм; противоторпедная переборка – 45 мм

Двигатели

3 турбозубчатых агрегата; 12 паровых котлов Вагнера

Мощность

Движитель

Скорость хода

Дальность плавания

Экипаж

2092–2608 человек

Артиллерия

8 (4×2) 380-мм орудий SK/C-34;
12 (6×2) 150-мм орудий

Зенитная артиллерия

16 (8×2) 105-мм орудий;

16 (8×2) 37-мм зенитных автоматов;
20 (20×1) 20-мм зенитных автоматов

Авиационная группа

2 катапульты; 4 гидросамолета


«Бисмарк» при вступлении в строй, 1940 год
Источник – Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361–16A / Winkelmann / CC-BY-SA

На первый взгляд, артиллерийское вооружение нового линкора не поражало воображение: главный калибр – 8 орудий калибра 380 мм в четырёх башнях (создать трехорудийные установки немцы не смогли или, скорее, не посчитали нужным). Если учесть тот факт, что Вашингтонское морское соглашение 1922 года ограничило калибр на уровне 406 мм (именно такими пушками обладали англичане и американцы, устанавливая их по 9–12 штук на корабль), то «Бисмарк» не выглядит слишком устрашающе.


380-мм орудие SKC-34 в составе береговой батареи
Источник – Schwerste Deutsche Küstenbatterie in Bereitschaft

Однако калибр орудия SKC-34 был почти на 100 мм крупнее калибра пушек «Шарнхорста» (283 мм), а отличная выучка немецких артиллеристов, высокое качество порохов, совершенная система управления огнем и современные прицельные приспособления превращали эти артустановки в оружие мирового уровня. 800-кг снаряд доставлялся на дистанцию свыше 36 км с начальной скоростью 820 м/с – этого было достаточно для уверенного пробития 350-мм брони с дистанции около 20 км. Таким образом, в функциональном смысле орудия SKC-34 практически не уступали «топовой» 406-мм артиллерии.

Вспомогательная артиллерия «Бисмарка» состояла из двенадцати 150-мм пушек в шести двухорудийных башнях, шестнадцати 105-мм тяжелых зенитных установок в восьми спаренных башнях, а также 37- и 20-мм автоматов ПВО.

Энергетическая установка линкора состояла из трех турбозубчатых агрегатов и двенадцати паровых котлов Вагнера. Мощность в 110 мегаватт позволяла кораблю развивать полную скорость в 30 узлов.

«Бисмарк» сошел со стапелей 14 февраля 1939 года, а его дооборудование и испытания продолжались до весны 1941 года. Первым (и последним) командиром корабля стал капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман.


Спуск «Бисмарка» на воду
Источник – history.navy.mil


«Бисмарк» на учениях в Балтийском море. Фото сделано с борта крейсера «Принц Ойген», который будет сопровождать линкор в его последнем походе
Источник – waralbum.ru

«Бисмарк» в строю: роль сверхдредноутов в боевых планах Кригсмарине

Почти одновременно с «Бисмарком» 24 февраля 1941 года в эксплуатацию был принят линкор «Тирпиц» того же класса. К тому времени мировая война бушевала уже второй год, и немецкий «Флот открытого моря» должен был противостоять, в первую очередь, британскому ВМФ. Таким образом, стальные гиганты «Бисмарк» и «Тирпиц» оказались в весьма неоднозначном положении. В «рыцарском» бою один на один они могли противостоять любому кораблю в мире с хорошими шансами на успех. Но такой бой в условиях Второй мировой войны представлялся маловероятным и скорее мог стать результатом ошибок в планировании.

Капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман
Источник –Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361–21A / Winkelmann / CC-BY-SA

В то же время, двум немецким гигантам и двум «карманным» линкорам противостояли 15 британских дредноутов и линейных крейсеров (еще 5 находились в стадии постройки), при этом среди них были такие мощные боевые единицы, как линкор «Худ» с 381-мм артиллерией, вполне сопоставимой с «Бисмарком». И, несмотря на то, что эти грандиозные силы были распылены на просторах от Тихого океана до Северного моря, соотношение однозначно складывалось не в пользу немецкого флота.

Боевое планирование Кригсмарине уготовило новым линкорам не вполне профильные задачи – колоссальные дредноуты планировалось использовать в качестве… рейдеров. Их мишенями должны были стать не боевые корабли противника, а караваны транспортов, лайнеры и сухогрузы. Запас хода линкоров, превышавший 8000 морских миль, вполне соответствовал таким задачам, а скорость в 30 узлов и вовсе стала выдающимся достижением немецких конструкторов и кораблестроителей.


Линкор «Бисмарк», современная реконструкция
Источник – warwall.ru

На первый взгляд может показаться, что нацеливание дредноутов на гражданские и транспортные суда неоправданно – орудия большой мощности должны громить броню, а не тонкие борта сухогрузов. К тому же, для крейсерской войны могли быть использованы и куда более дешевые корабли, тем более что Германия обладала впечатляющим «поголовьем» субмарин и опытом их применения . Но это только на первый взгляд. Дело в том, что в классическом эскадренном сражении два немецких сверхгиганта гарантированно встретились бы с пятью-шестью «британцами» сопоставимых размеров при поддержке целой стаи кораблей поменьше. В то же время, рейдерство на коммуникациях, помимо прямого урона экономике противника, создавало огромное напряжение в боевой работе вражеского флота. Как показал опыт единственного рейда «Бисмарка» и «прогулки» «Тирпица», появление столь мощного корабля на путях грузоперевозок заставляло противника бросать на его поиски огромные ресурсы, отвлекаясь от насущных задач, расходуя дефицитное топливо и амортизируя машины. Косвенный эффект от таких затрат разом перевешивал возможный урон, который мог нанести «Бисмарк» в открытом бою.

В то же время, остается открытым вопрос: зачем было тратить чудовищные средства на постройку одного из мощнейших кораблей в истории, если два десятка подлодок могли сделать в смысле рейдерства куда больше? Сегодня мы можем лишь рассматривать тот факт, что «Бисмарк» поднял боевой штандарт и вышел в море.

Адмирал Гюнтер Лютьенс, командующий операцией «Рейнские учения»

Охота за дредноутом Гитлера

18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» отошли от причала в Готенхафене (ныне – польская Гдыня). 20–21 мая о двух крупных кораблях радировали члены норвежского движения Сопротивления. 22 мая во время стоянки у Бергена, где немецкие корабли перекрашивали в камуфляж, а «Принц Ойген» принимал топливо, их засек английский самолет-разведчик «Спитфайр», причем дредноут был однозначно опознан как «Бисмарк».

С этого мгновения началась одна из самых впечатляющих игр в морской истории. Немцы разворачивали операцию «Рейнские учения» по прорыву своей эскадры на атлантические торговые коммуникации. В свою очередь, британский флот стремился уничтожить, или, как минимум, принудить рейдеров к отступлению. Это был принципиальный момент для Великобритании – ее экономика сильно зависела от морских поставок, смертельной угрозой которым стал «Бисмарк».


Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии
Источник – Imperial War Museums

Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии (который отвечал за территориальную оборону), приказал начать поиски. К Исландии выдвинулись линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ», а из Скапа-Флоу на севере Шотландии выступили линкор «Король Георг V» с адмиралом Тови на борту и авианосец «Викториес» – этой эскадре отводилась задача патрулирования к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс». В то же время, легкие крейсеры «Аретьюза», «Бирмингем» и «Манчестер» осуществляли дозор в районе от Исландии до Фарерских островов, а крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» взяли под контроль Датские проливы.

К Бергену, где был замечен «Бисмарк», 22 мая выслали бомбардировщики, которые слетали вхолостую, не застав эскадру на месте – линкор словно растворился среди морских просторов. Спустя сутки, 23 мая, «Норфолк» и «Саффолк» наткнулись на немецкие корабли и обменялись с ними несколькими залпами, после чего британские крейсеры благоразумно отступили в туман, продолжая следовать за противником на пределе радарного контакта.

Несмотря на то, что его эскадра была обнаружена, командующий операцией «Рейнские учения» адмирал Гюнтер Лютьенс посчитал промежуточную задачу выполненной – немецкие корабли уверенно выходили на оперативный простор. Однако фактически промежуточная задача была далека от исполнения, так как навстречу немцам от берегов Исландии устремились «Худ» и «Принц Уэльский» в сопровождении шести эсминцев.

Ранним утром 24 мая в 5–35 дозорные «Принца Уэльского» засекли «Бисмарк». Вице-адмирал Ланселот Эрнест Холланд, державший флаг на «Худе», решил не дожидаться линкоров Флота Метрополии и отдал приказ идти на сближение. В 5–52 «Худ» открыл сражение первыми залпами с дистанции в 13 миль на острых курсовых углах. Так начался бой в Датском проливе.


Линейный крейсер «Худ»
Источник – history.navy.mil

Лютьенс имел четкий приказ не вступать в сражение с боевыми кораблями, если те не входят в состав конвоя. Однако капитан Линдеман в категорической форме заявил, что не позволит безнаказанно расстреливать свой линкор. По свидетельству очевидцев, его слова прозвучали вполне однозначно: «Я не дам выбить собственный корабль из-под собственной задницы!» «Принц Ойген» и «Бисмарк» развернули башни и дали ответные залпы.

Первым попаданием смог похвастаться «Принц Ойген» с его 203-мм пушками – один из таких снарядов попал в «Худ». Выстрелы британцев заметного эффекта не имели. В 5–55 Холланд приказал сделать поворот на 20 градусов влево, чтобы задействовать кормовые орудия.

Около 6–00, когда «Худ» завершал манёвр, главный калибр «Бисмарка» произвел накрытие с дистанции около 8 миль. Судя по всему, 800-кг снаряд проломил довольно тонкую палубу британского крейсера, попав в склад боепитания. Прогремел чудовищный взрыв, разорвавший 267-метровый корпус корабля почти надвое, при этом обломки засыпали линкор «Принц Уэльский», шедший в полумиле позади. Корма «Худа» ушла под воду, а носовая часть оставалась над волнами еще несколько минут, за которые одна из башен сумела произвести последний залп. Из 1415-ти членов экипажа выжили всего три человека, которых подобрал эсминец «Электра».


Зарисовка командира линкора «Принц Уэльский» Джона Лича, приложенная к протоколу расследования гибели линейного крейсера «Худ»
Источник – wikipedia.org

«Принц Уэльский», который шел мателотом английской эскадры, вынужденно отвернул с курса, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом» и таким образом подставился под залпы сразу двух немецких кораблей. Получив семь попаданий, линкор вышел из боя под прикрытием дымовой завесы.


«Бисмарк» ведет огонь
Источник – waralbum.ru

Конец короткой одиссеи

Отправив на дно один из лучших вымпелов Британии всего за восемь минут, «Бисмарк» отделался повреждением двух топливных цистерн, а его котельный отсек №2 начал подтапливаться через пробоину в борту. Вице-адмирал Лютьенс отдал приказ идти к французскому Сен-Назеру для ремонта.

Несмотря на впечатляющую победу, ситуация для «Бисмарка» складывалась тяжелая. Во-первых, из-за дифферента на нос и правый борт снизилась скорость. Во-вторых, попадание в цистерну лишило линкор 3000 тонн топлива. В-третьих, зоркие радары крейсера «Саффолк» продолжали «вести» «Бисмарк», а значит, английский флот мог собрать силы и нанести еще один удар.

Уже вечером 24 мая девятка торпедоносцев «Суордфиш» с борта авианосца «Викториес» атаковала «Бисмарк», добившись одного попадания в главный бронепояс, которое, впрочем, не принесло серьезных разрушений. Однако активное противоторпедное маневрирование привело к срыву заплаток, в результате чего линкор лишился котельного отделения №2, которое было окончательно затоплено.

Перехват «Бисмарка» после уничтожения «Худа», которое повергло в шок всю британскую нацию, стал для флота делом чести. Беспрецедентные по размаху поисковые мероприятия дали эффект, и 26 мая гидросамолет «Каталина» нашел немецкий линкор в 690 милях от Бреста. В точку упреждения выдвинулось тактическое Соединение «Н» под командой адмирала Джеймса Ф. Сомервилля – «героя» расстрела французского флота в Мерс-эль-Кебире. Кроме того, на соединение пошли линкоры адмирала Тови («Родни» и «Король Георг V»).

Тови ошибочно рассчитал курс «Бисмарка», направив свои корабли к берегам Норвегии. Необходимо отметить, что из-за ошибки Тови ближайшие вымпелы, способные дать бой «Бисмарку», отставали от него на 150 миль, и остановить прорыв немцев к Бресту могло только чудо. И тут свое веское слово сказал авианосец «Арк-Роял» из Соединения «Н». 26 мая в 17–40 пятнадцать «Суордфишей» атаковали «Бисмарк». Архаичные бипланы с полотняной обтяжкой фюзеляжа, открытой кабиной и неубирающимися шасси, вооружались 730-кг торпедами и обладали очень низкой скоростью. Казалось, что это не может быть серьезной угрозой для стального гиганта.


Торпедоносец «Фэйри Суордфиш» – смертоносная «кошёлка»
Источник – wikipedia.org

«Суордфиши», которые летчики именовали не иначе как «кошёлками», имели возможность идти так низко над водой, что зенитчики «Бисмарка» никак не могли навести орудия на цели. Линкор искусно маневрировал, но одна роковая торпеда его все-таки настигла. Чудо случилось.

730-кг торпеда сама по себе не представляла большой опасности для сверхдредноута с фантастической системой непотопляемости и толстой броней. Но по стечению обстоятельств она попала в самое уязвимое место – рулевую лопасть. В один момент огромный корабль лишился управления и теперь мог маневрировать лишь за счет стопора винтов. Это означало неизбежное рандеву с превосходящими силами англичан.


«Суордфиши» над авианосцем «Арк-Роял»
Источник – history.navy.mil

В 21–45 «Бисмарк» вступил в бой с крейсером «Шеффилд», отогнав его огнем. Вслед за «Шеффилдом» подошли эсминцы «Казак», «Сикх», «Маори», «Зулус» и «Гром», также не добившиеся результативных попаданий.

27 мая в 8–00 «Родни», «Король Георг V» вместе с крейсерами «Дорсетшир», «Норфолк» и несколькими эсминцами настигли «Бисмарк». Море было неспокойным – волнение держалось на уровне 4–6 баллов, а немецкий сверхдредноут Гитлера мог давать лишь малый ход в 8 узлов и практически лишился активного маневра, будучи почти идеальной мишенью для девяти 406-мм орудий «Родни», десятка 356-мм пушек «Короля Георга» и шестнадцати 203-мм орудий «Норфолка» и «Дорсетшира». Первые выстрелы прогремели в 8–47 утра.


Линкор «Родни»
Источник – Imperial War Museums

«Бисмарк» сосредоточил стрельбу на «Родни», который держался на удалении. Почти неподвижный немецкий линкор англичане взяли в классическую артиллерийскую вилку. Пристрелявшись по всплескам недолетов и перелетов, канониры тридцати пяти орудий крупных калибров начали укладывать снаряд за снарядом в корпус обреченного корабля. В 9–02 «Норфолк» дал попадание 203-мм снарядом в главный дальномерный пост на фок-мачте, что резко снизило качество наведения орудий «Бисмарка». Спустя шесть минут шестнадцатидюймовый снаряд с «Родни» поразил носовую башню «Б» («Бруно»), полностью выведя ее из строя. Почти одновременно с этим был уничтожен пост управления огнем.

Около 9–20 носовая башня «А» получила попадание предположительно с борта «Короля Георга». Между 9–31 и 9–37 замолчали кормовые башни «С» и «Д» («Цезарь и «Дора») после чего бой окончательно превратился в избиение. Всего активная перестрелка продолжалась около 45 минут, с предсказуемым результатом – артиллерия «Бисмарка» вышла из строя почти полностью.


Орудия главного калибра «Бисмарка»
Источник – Imperial War Museums

«Родни» пошел на сближение и расстреливал врага с дистанции в 3 км, то есть практически в упор. Однако «Бисмарк» не спускал флаг, продолжая огрызаться из немногих остававшихся пушек вспомогательных калибров. Один из выстрелов поразил его рубку, убив всех старших офицеров на линкоре. По всей видимости, тогда погиб и капитан Линдеман, хотя выжившие моряки утверждали, что он уцелел и продолжал руководить боем до самого конца. Впрочем, это уже не имело никакого значения – огромный корабль превратился в пылающие руины, и только его великолепная живучесть не дала ему сразу отправиться на дно.

Всего британцы выпустили по «Бисмарку» более 2800 снарядов, добившись около семисот попаданий разными калибрами. Долгое время бытовало мнение, что «Родни» торпедировал «Бисмарк» из 620-мм аппарата, но современные подводные экспедиции этого факта не подтверждают.

Когда беспомощность «Бисмарка» стала очевидна британскому командованию, линкоры вышли из боя, оставив крейсеры доработать торпедами. Но даже несколько прямых попаданий в подводную часть немецкого линкора не привели к его затоплению. Недавняя экспедиция американского режиссера Джеймса Кэмерона на российском океанографическом корабле «Мстислав Келдыш» однозначно доказала, что вражеский огонь лишь значительно повредил линкор. Затоплен же он был собственным экипажем, не желавшим отдавать корабль на милость победителей.

Почему он утонул?

Кто именно отдал приказ о затоплении «Бисмарка», и был ли такой приказ вообще – неясно. Вполне возможно, что имела место «инициатива на местах». Кроме того, нельзя исключать вероятность, что огонь многочисленных пожаров привел к детонации части боеприпасов, которая и привела к фатальной пробоине. Исследования Кэмерона говорят об открытых кингстонах, которые, скорее всего, были раздраены трюмной командой. Как бы то ни было, в 10–39 утра «Бисмарк» перевернулся и затонул.

Из 2220-ти человек экипажа «Бисмарка» выжило 116. Среди спасенных оказался весьма примечательный персонаж – кот Оскар, продолживший службу в британском флоте. Он смог взобраться на плававший обломок, и был вытащен из воды экипажем эсминца «Казак». Впоследствии, когда «Казак» был потоплен немецкой торпедой, кот переместился сначала на борт эсминца «Легион», а после этого – на авианосец «Арк-Роял», чьи самолеты погубили его первый корабль («Бисмарк»). Позднее «Арк-Роял» погиб у Мальты, и Оскар вновь оказался на эсминце «Легион» к немалому удивлению экипажа. Заслужив прозвище «Непотопляемый Сэм», Оскар после войны жил в Белфасте, где и умер своей смертью в 1955 году.

Корабельный кот Оскар, переживший гибель трёх боевых вымпелов
Источник – 24.media.tumblr.com

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Во-первых, бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Устаревшие «Суордфиши» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора с тренированными расчетами многочисленных орудий ПВО. Во-вторых, в Германии прошла волна кадровых перестановок, отразившихся и на морской стратегии. Гросс-адмирал Эрих Рёдер лишился поста главнокомандующего, и на его место пришел Карл Дёниц – энтузиаст и видный теоретик неограниченной подводной войны. С тех пор «первую скрипку» в рейдерской войне играли немецкие субмарины, а крупные корабли оказались на вторых ролях. «Бисмарк» же остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

Будущий победитель 3-х войн, будущий первый канцлер Германии, человек, который объединил Германию, родился 1 апреля 1815 года, в семье землевладельцев, представителей особенного класса дворян – прусских юнкеров.

Произнося свою знаменательную речь, после того, как в 1862 году О. Бисмарк становится канцлером, он заявил, что все важные вопросы и принятые решения не должны обсуждаться и ожидать одобрения большинства парламентариев, а должны быть урегулированы исключительно «железом и кровью», а предыдущий опыт либерализма и демократии являлся огромной ошибкой предшественников. При этом, приоритетом для Отто фон Бисмарка было объединение германских земель в одну единую великую империю. Именно сейчас, настало то время, когда по праву можно стать достойным соперником для Австрии в вопросе господства на немецких территориях, считал канцлер.

Королевство Пруссия, под руководством канцлера Бисмарка, славилось строжайшей дисциплиной чиновников, великой, слаженной, замечательно подготовленной и прекрасно вооруженной армией, которая наводила ужас на все Европейские государства того времени, впервые после Наполеона. Складывается впечатление, что рождение канцлера в год полного разгрома великого императора было неслучайным.

И уже через 9 лет усилия Отто фон Бисмарка по объединению Германии, увенчались успехом. Создание новой Германской империи или рейха датировано 1871 г. Бисмарк стал рейхканцлером нового государства, а императором был провозглашен Вильгельм I Фридрих Людвиг.

В течение девятнадцати лет О. Бисмарк неукоснительно и неоспоримо следовал своему первоначальному заявлению и «железом и кровью» руководил страной, присоединяя к Германии множество новых территорий и земель, постоянно добиваясь ее величия и возвышения. Именно за это, а также за твердый, местами жесткий, волевой характер, Бисмарка и назвали «железным канцлером», впоследствии ставшим, воистину, его вторым именем.

Сегодня памятники О. Бисмарку можно увидеть во всех крупных центрах современной Германии, в его честь названы множество площадей и улиц. Как писал немецкий историк, Бисмарк являлся настоящим счастьем для Германии.

Похоронен: Мавзолей Бисмарка Супруга: Иоганна фон Путткамер

Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен (нем. Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen ; -) - князь , германский государственный деятель , первый канцлер Германской империи (второго рейха), прозванный «железным канцлером». Имел почётный чин (мирное время) прусского генерал-полковника в ранге генерал-фельдмаршала (20 марта 1890).

Биография

Происхождение

В рейхстаге тем временем формировалась мощная оппозиционная коалиция, ядром которой стала недавно созданная центристская католическая партия, объединившаяся с партиями, представляющими национальные меньшинства. Чтобы противостоять клерикализму католического Центра, Бисмарк пошёл на сближение с национал-либералами, которые имели самую большую долю в рейхстаге. Началась Kulturkampf - борьба Бисмарка с политическими притязаниями папства и католическими партиями. Эта борьба негативно сказывалась на единстве Германии, но она стала делом принципа для Бисмарка.

Закат

Выборы 1881 года фактически стали для Бисмарка поражением: консервативные партии и либералы Бисмарка уступили партии «Центра», прогрессивным либералам и социалистам. Ситуация стала ещё серьёзнее, когда оппозиционные партии объединились для того, чтобы урезать расходы на содержание армии. В очередной раз возникла опасность, что Бисмарк не удержится в кресле канцлера. Постоянная работа и волнения подорвали здоровье Бисмарка - он слишком растолстел и страдал бессонницей. Здоровье ему помог вернуть доктор Швеннигер, который посадил канцлера на диету и запретил пить крепкие вина. Результат не заставил себя ждать - очень скоро к канцлеру вернулась былая работоспособность, и он взялся за дела с новой силой.

На этот раз в поле его зрения попала колониальная политика. В течение предыдущих двенадцати лет Бисмарк утверждал, что колонии суть непозволительная роскошь для Германии. Но в течение 1884 года Германия приобрела огромные территории в Африке. Немецкий колониализм сблизил Германию с её вечной соперницей Францией, но создал напряжение в отношениях с Англией. Отто фон Бисмарку удалось втянуть в колониальные дела своего сына Герберта, который занимался урегулированием вопросов с Англией. Но проблем с сыном тоже хватало - он унаследовал от отца только дурные черты и пьянствовал.

В марте 1887 года Бисмарку удалось сформировать устойчивое консервативное большинство в рейхстаге, которое получило прозвище «Картель». На волне шовинистической истерии и угрозы войны с Францией, избиратели решили сплотиться вокруг канцлера. Это дало ему возможность провести через рейхстаг закон о семилетнем сроке службы. В области внешней политики Бисмарк тогда совершает одну из своих крупнейших ошибок. Поддерживая антирусскую политику Австро-Венгрии на Балканах он самоуверенно поверил в невозможность франко-русского союза («Царь и „Марсельеза“ несовместимы»). Тем не менее он решил заключить с Россией секретный т. н. «договор перестраховки», однако только до .

Остаток жизни Отто фон Бисмарк провёл в своём имении Фридрихсру под Гамбургом , редко выезжая из него. В скончалась его жена Иоганна.

В последние годы своей жизни Бисмарк пессимистично оценивал перспективы европейской политики из-за франко-русского союза и резкого ухудшения отношений Германии с Англией . Несколько раз его навещал император Вильгельм II .

Фразы, приписываемые Бисмарку

  • Русские долго запрягают, но быстро едут.
  • Соглашения с Россией недостойны даже той бумаги, на которой написаны.
  • Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью.
  • Поздравьте меня - комедия кончилась... (во время ухода с поста канцлера).
  • Он как всегда с улыбкой примадонны на устах и с ледяным компрессом на сердце (о канцлере Российской империи Горчакове).
  • Вы не знаете этой публики! Наконец, еврей Ротшильд... это, я вам скажу, бесподобная скотина. Ради спекуляций на бирже он готов похоронить всю Европу, а виноват... я?.
  • Перед смертью, придя ненадолго в сознание, произнес: "Я умираю, но с точки зрения интересов государства - это невозможно!"
  • О Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу, и больше никогда её не сможет увидеть. Я восхищаюсь тобой!
  • предположительно: Если Вы хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко
  • предположительно: К власти легко прийти на штыках, но очень неудобно на них сидеть
  • Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Всё остальное - дело времени»

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1859 год - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 1859-1862 годы - Галерная улица, 51.

Критика Отто фон Бисмарка

Основная статья : Критика Отто фон Бисмарка

Литература

под редакцией проф Ерусалимского А. С. Бисмарк. Мысли и воспоминания М., 1940.

Ерусалимский А. С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968.

Галкин И. С. Создание германской империи. М., 1986.

Пикуль В. С. Битва железных канцлеров. М., 1977.

См. также

  • Башни Бисмарка - памятные башни, построенные в честь «Железного канцлера». Было построено около 250 таких башен в четырёх частях света.

Внешние ссылки

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png