Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра истории и культурологии Учебно-методическое пособие по курсу «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» для студентов очного отделения специальность 030402 «Историко-архивоведение» Тула 2007 Вепренцева Татьяна Алексеевна Региональная история: Уч. - метод. пособие по курсу/ Вепренцева Т. А.; Тульский государственный университет.- Тула: Издательство ТулГУ, 2007.- 25 с. Пособие охватывает всю тематику лекционных и практических занятий по курсу «Региональная история». В нем даются практические рекомендации изучения студентами тем, выносимых на лекции, рассматриваемых на семинарских занятиях и предусмотренных для самостоятельной работы. В каждой теме приводится список литературы и словарь терминов. В конце пособия представлены образцы тестов по курсу. Предназначено для студентов очного отделения, изучающих курс «Региональная история» по специальности 030402 «Историко- архивоведение». ©Вепренцева Т. А. ©ТулГУ Общая характеристика курса и методические рекомендации по лекционным, практическим занятиям и самостоятельной работе студентов Региональная история - часть исторической науки, в которой важнейший исследовательский акцент направлен на анализ исторических изменений в территориальной организации природных условий, населения, хозяйства, культуры, позволяющих вскрыть генезис современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни современных процессов. Социополитическое и социокультурное состояние российского общества в настоящее время характеризуется значительной регионализацией общественной жизни. В результате четко обозначилась проблема востребованности региональной истории и, прежде всего, провинциальной культуры, что объясняется, в немалой степени, непрерывностью культурной традиции, инвариантностью ее по отношению к смене властей, а подчас и политических режимов. Хронологически курс включает в себя исторический период от вхождения региона в состав Русского государства до настоящего времени или до 1990-х гг., т.е. до образования на территории независимых национальных государств. Курс «Региональная история» состоит из 36 часов аудиторных занятий (18 часов лекций и 18 часов семинаров). На самостоятельную работу студентов отводится 44 часа. Лекционный курс охватывает всю тематику дисциплины согласно рабочей программе. Первая лекция имеет своей целью ввести студентов в суть дисциплины: познакомить с предметом изучения, задачами, основными понятиями. Здесь же дается характеристика источников по региональной истории. Следующая лекция посвящена вопросам историографии региональной истории с XVIII в. по 1990-е гг. При этом второй вопрос плана «Основные направления изучения региональной истории во 2-ой половине XIX – начале ХХ вв.» освещается лектором весьма схематично, так как он выносится в качестве отдельной темы первого семинарского занятия. На этом занятии студенты рассматривают различные аспекты изучения региональной истории дореволюционными историками (А. П. Щаповым, Т. Н. Грановским, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, Н. Е. Забелиным), так же преподаватель рекомендует для дальнейшего самостоятельного изучения некоторые их работы. В рамках третьей лекции рассматривается история и особенности развития Центральной России, при этом особое внимание уделяется памятникам истории и культуры в разных местностях региона. На семинарском занятии по соответствующей теме берется более широкая проблематика, так как добавляется изучение истории развития Черноземья, в частности, рассматривается вопрос о строительстве здесь Засечной черты в XVI веке. В данной теме рекомендуется особенно широко использовать краеведческий материал. Четвертая лекция посвящена рассмотрению вопросов по развитию Севера и Северо-Запада России. Так как первые краеведческие общества возникли именно на Русском Севере, этот аспект в лекции рассматривается особенно полно. Так же подчеркиваются особенности развития Северо- Запада – древней земли России. На семинаре №3, посвященном истории данного региона, в качестве вопросов, наиболее характеризующих развитие Севера и Северо-Запада России, выделяются вопросы о монастырях Русского Севера, а так же возникновение Петербурга и его влияние на развитие Северо-Запада России. В освещении материалов пятой лекции делается акцент на изучении экономического развития Уральского региона и своеобразия его материальной и духовной культуры. На семинаре студентам предлагается дать характеристику некоторых, наиболее крупных, уральских городов, а так же определяется тематика сообщений, которые студенты готовят заранее. Это такие темы как «Пребывание и убийство царской семьи в Екатеринбурге» и «Промышленность Урала в годы Великой отечественной войны». Шестая лекция рассматривает особенности освоения и развития Сибири в составе Русского государства, а так же специфику развития культуры Поволжья в разные исторические периоды. На семинаре выделяются вопросы о колонизации Среднего и Нижнего Поволжья, особенности возникновения и характеристика городов Сибири и Поволжья. В качестве сообщений предлагаются темы: «Старообрядческая и казачья субкультуры Поволжья», «Этноконфессиональная картина Среднего и Нижнего Поволжья». Лекции 7 и 8 читаются обзорно. Особое внимание уделяется вопросам вхождения в состав России и развития взаимоотношений России с такими странами как Украина, Белоруссия, страны Балтии, Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. На семинарских занятиях №№6 и 7 история, особенности культурного развития и межкультурных контактов этих стран рассматриваются в качестве докладов и сообщений студентов, наиболее проблемные и интересные вопросы по ходу сообщения отмечаются, а затем выносятся на обсуждение в группе. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении научных источников и литературы, рекомендованной преподавателем по конкретным темам (к семинарским занятиям или лекциям в качестве предварительного ознакомления). Студенты самостоятельно изучают некоторые вопросы, не рассматриваемые в рамках лекционных и практических занятий (по заданию преподавателя) или те вопросы, которые не изучаются достаточно подробно. Так, например, студентам рекомендуется самостоятельно изучать труды по региональной истории А.П. Щапова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.Е. Забелина. Самостоятельно студентами рассматриваются вопросы, связанные с анализом общественно-политической ситуации в стране в конце 1920-х – начале 1930-х гг. и ликвидацией краеведческих обществ. История российских городов, не изученная в рамках курса, рассматривается студентами самостоятельно. Кроме этого, история отдельных стран (бывших союзных республик), изучаемая в рамках курса довольно бегло, отдается студентам на самостоятельное исследование. Лекция 1 Введение в предмет Источники по региональной истории 1. Региональная история как область научного гуманитарного знания. Цель, задачи курса, основные понятия. 2. Источники по региональной истории: а) письменные; б) картографические; в) изобразительные. Словарь понятий и терминов Региональная история - часть исторической науки, в которой важнейший исследовательский акцент направлен на анализ исторических изменений в территориальной организации, природных условий, населения, хозяйства, культуры, позволяющих вскрыть генезис современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни современных процессов. Историко-культурная область (или историко-этнографическая область) - крупное территориальное образование, которое подразделяется на регионы. Например, Сибирская историко-культурная область делится на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регион (водоразделом служит р. Енисей). Регион (от лат. «область»). Регион делят на малый (село, район, город) средний (республика, край, область) и крупный. Универсального определения понятия «регион» не существует, при этом, чаще можно встретить определения, в которых, в первую очередь, выделяется географический критерий. Регион – область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико- географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения. Местность: часть территории, характеризующаяся общностью каких- либо признаков (природных, исторических, культурных и др.). Край: 1) первоначально местности на окраинах государства (отсюда название); 2) в последствии значительная по размерам территория Российской империи, состоящая из нескольких губерний (наместничеств или генерал-губернаторств); 3) в РФ с 1924 г. – крупная административно- территориальная единица. Локус – населенная местность с заданной степенью гомогенности внутренней среды и внешних связей. Провинция – (от лат. provincia - провинция, область). В России административно-территориальная единица в XVIII в. Упразднены "Учреждениями о губерниях" 1775. Провинция - особое социокультурное пространство, своеобразный внутренний организм, ориентированный на мир человеческой повседневности (Данилов А. А., Меметов В. С.). Литература 1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учебное пособие. М., 1980. 2. Богословский М. Областная история России, ее назначение, обоснование и современные задачи.//Отечество. Краеведческий альманах. № 4. М., 1993. 3. Гончарова Н.Н. Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века: Из собрания ГИМ. – М.,1998. 4. Готье Ю. В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II, т. 1-2, М. - Л., 1913. 5. Данилов А. А., Меметов В. С. Интеллигенция провинции в истории и культуре России. Иваново: ИвГУ, 1997. 6. Кусов В. С. Картографическое искусство Русского государства М., 1989. 7. Кусов В. С. Русский географический чертеж XVI-XVII вв. Сводный каталог. М., 1989. 8. Машковский В. П. Проблемы региональной истории как фактор культуры в современном мире.//Культурологические исследования в Сибири. - Вып. 1. - Омск, 1999. 9. Сотникова С. И. Памятники отечественной картографии XVII в.// Памятники науки и техники. 1987-1988. М., 1989. С.176-201. 10. У истоков фотоискусства. Собрание дагерротипов Государственного Исторического музея: Каталог/Авт.-сост.: Т.Г. Сабурова, И.А. Семакова. – М.: Арт-Родник, 1999. Лекция 2 Историография региональной истории (XVIII век – 1990-е гг.) 1. Изучение региональной истории и краеведения в XVIII – 1-ой половине XIX вв. 2. Основные направления изучения региональной истории во 2-ой половине XIX – начале ХХ вв. (семинар) 3. Историография региональной истории в 1917 – 1990-х гг. Словарь понятий и терминов Кунсткамера - первый в России естественно-научный и исторический музей, основан в 1704 г. по инициативе Петра I. Вольное экономическое общество - первое русское научное общество, основано в 1765 г. в период правления Екатерины II. Академические экспедиции - исследования природы, хозяйства и населения России, организованные Российской Академией. Генеральное межевание - проведение точного определения границ земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников земли в Российской империи с 1766 г. по середину XIX века. Были проведены обмеры и хозяйственное описание земель 19 губерний. Русское географическое общество - одно из старейших географических обществ мира, основанное в Петербурге в 1845 г. Организовывало в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю и Центральную Азию географические экспедиции, которые сыграли большую роль в освоении этих регионов. С 1851 г. В ряде городов открыты филиалы общества. Губернские статистические комитеты - начали образовываться в первой половине XIX века в каждом губернском городе, функционировали до начала ХХ века. Имели своей задачей собирание и первоначальную обработку статистических данных, касающихся разнообразных сторон административной и общественной жизни губернии. Топографические описания - важная форма исследований XVIII века по истории регионов. Они носили официальный характер и охватили большинство губерний европейской части России. Описания отличались энциклопедическим характером. Они включали географические, статистические, исторические исследования. Русское историческое общество – создано в Петербурге в мае 1866 г., существовало до 1917 г. Главная цель общества состояла в собирании, обработке и публикации материалов и документов по отечественной истории из государственных и частных архивов. «Золотое десятилетие» отечественного краеведения - период с 1918 по 1928 г. Тогда краеведческое движение развивалось более быстрыми темпами, чем в дореволюционный период и превратилось в важное явление

30 октября 2013 г. на заседании Президиума Российского исторического общества принята Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

Среди задач, которые ставятся перед новым учебно-методическим комплексом, - создание условий для получения выпускниками "прочных знаний по истории России", формирование представлений об основных этапах развития многонационального российского государства и раскрытие "сути исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян". Учебник также должен "показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса". При этом авторы подчеркивают, что исходят из того, что "российская история - это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи".

В Стандарте предлагается использовать при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников, в которых, по мнению ученых, необходимо обращать внимание на события и процессы всеобщей истории в части их синхронизации с российскими, применить новый подход к истории российской культуры "как к непрерывному процессу национальной идентичности". Также обращается внимание на необходимость "исключить возможность внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России". Требованием к учебникам, указывают авторы концепции, должны быть "доступность изложения, образность языка". .

«Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

(ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ)

Козаева Р.С.

БПОУ «Торгово-технологический колледж», г. Элиста

Разработка новой концепции исторического образования в конце XX в. в Российской Федерации строилась с учетом достижений современной науки на основе исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологического подходов. При конструировании исторического образования был обеспечен баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминировании общенациональных (государственных) ценностей.

Одной из актуальных задач в образовательной политике государства является гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонента: преподавание истории народов, развитие самобытных культур, языков. Знание родной истории необходимо каждому человеку, чтобы он не потерял связи со своим народом, с национальной культурой, обычаями.

Знакомство с концепциями национально-регионального компонента исторического образования, разработанными учеными и педагогами в республиках, краях и областях Российской Федерации, свидетельствует о том, что в этом направлении идет активный и в ряде случаев плодотворный поиск. Этот вопрос рассматривается в работах педагогов - практиков: Вяземского ЕЕ., Стреловой О.Ю. (г. Хабаровск), Гайфуллина ВТ. (Республика Татарстан), Лянцевича В.М. (Республика Коми), Шарапова Я.Ш. (г. Йошкар-Ола), Цыренова М.Г., Номогоева В.В.(Республика Бурятия), Курнешова Л.Е. (г. Воронеж), Кузнецова Ф.С., Зверева В.А (г. Новосибирск), Богоявленского Б., Будаева М.М. (г. Москва) и т.д.

Для нас одной из дисциплин национально-регионального компонента является история Калмыкии, которая рассматривается нами как часть и компонент мировых, общероссийских процессов, и в то же время выявляется ее своеобразие.

Волна интереса к родной истории, поднявшаяся в середине 80-х годов XX века в различных регионах страны, продолжает держаться на весьма высоком уровне

В концепциях, разработанных в республиках РФ до 90-х г.г. XX в. , единообразно использовался термин «национально-региональный компонент» и, как правило, провозглашался его приоритет над федеральным компонентом государственного

образовательного стандарта. Региональное пространство, в целом, совпадало с границами национальных субъектов федерации, но в документах акцент делался на национальной (этнической) составляющей содержания гуманитарного образования. Декларировались идеи обучения и воспитания учащихся в поликультурной и многонациональной среде на основе взаимного уважения, межнационального мира и согласия, приобщения к истокам национальной культуры, формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма, сохранения и обогащения социокультурных ценностей и традиций своей республики, своего народа. Однако для многих концепций национальных школ был характерен моноэтнический, монокультурный подход, проявляющийся во внимании к этнопсихологическим особенностям познавательных процессов детей только титульной нации, в консервации этнических норм традиционного общества в преимущественной разработке курсов по истории и культуре доминирующего этноса и т.п. Особенно это проявилось в начале 90-х гг., в период так называемого «периода парада суверенитетов».

Только в конце 1990-х гг. в национальных регионах начинают разрабатываться вопросы «диалога культур» в содержании школьного образования, сопряженности этнической истории и культуры с историей и культурой всей России.

Государственная Дума РФ IV созыва по инициативе Министерства образование и науки РФ на своем заседании в ноябре 2007 года приняла Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», основной сутью которого является отмена существовавшей до этого трехкомпонентной модели организации содержания образования в общеобразовательных школах и усиление роли федерального компонента. И если раньше национальный компонент наряду с федеральным носил обязательный характер, то после принятия указанного закона обязательным компонентом остается только федеральный.

30 октября 2013 г. на заседании Президиума Российского исторического общества принята Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

Среди задач, которые ставятся перед новым учебно-методическим комплексом, - создание условий для получения выпускниками "прочных знаний по истории России", формирование представлений об основных этапах развития многонационального российского государства и раскрытие "сути исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян". Учебник также должен "показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса". При этом авторы подчеркивают, что исходят из того, что "российская история - это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи".

В Стандарте предлагается использовать при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников, в которых, по мнению ученых, необходимо обращать внимание на события и процессы всеобщей истории в части их синхронизации с российскими, применить новый подход к истории российской культуры "как к непрерывному процессу национальной идентичности". Также обращается внимание на необходимость "исключить возможность внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России". Требованием к учебникам, указывают авторы концепции, должны быть "доступность изложения, образность языка". .

«Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.» .

Таким образом, курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Значительную перспективу для проектирования содержания курса отечественной истории предоставляют современные культурологические исследования, касающиеся диалога культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»). Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике.

Так, в действующих ФГОС третьего поколения названы следующие задачи изучения истории:

Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

В Торгово-технологическом колледже изучение истории Калмыкии достигается с помощью синхронизации с курсом истории России, начиная с конца XVI века, т.е. с момента вступления калмыков в состав России, до наших дней. Мы считаем, что идея интеграции региона в общенациональную (общероссийскую) и мировую историю должна доминировать над стремлением выделить, возвысить историческое прошлое отдельного народа или региона, противопоставить его общему пути развития страны. Таким образом, история Калмыкии изучается как часть общероссийской истории.

400 лет назад Россия приняла в подданство наших предков, осознавая, что ойраты с их природными качествами воинов - это значительная военная сила, которая могла бы охранять рубежи России. Царская администрация знала о хорошем экономическом состоянии калмыков (неисчислимые стада всех видов домашнего скота, особенно лошадей). Раздвигая свои границы, Россия проявляла гибкую мирную дипломатию, предлагая взаимовыгодные условия, свое покровительство. Профессор Пальмов писал: «калмыки не были побеждены силой русского оружия, но добровольно признали государственную власть страны, где они поселились» .

Но это не единственное мнение прихода калмыков на берега Волги в XVII в.

На уроках по теме «Развитие политического строя и управления в XVII в.» рассматриваются причины прихода калмыков в Россию, причины, определившие движение калмыков к Волге. Обучающиеся должны изучить две существующие концепции:

  1. Авторы Бичурин Н.Я., Броневский В., Позднеев А. объясняют этот приход осуществлением «обдуманных планов хитрых замыслов», с целью «восстановления империи Чингис-хана».
  2. Бакунин В., Рычков П., Нефедьев Н. придерживаются концепции движения калмыков на Запад, к Волге «печальной для них необходимостью».

Обучающиеся, анализируя исторические источники, документы, в ходе дискуссий убеждаются в том, что главными причинами прихода на Волгу были земельная теснота, потребность в пастбищных угодьях. Кроме того, ими двигало стремление получить выход на рынок, потому что кочевой народ, занимавшийся скотоводством и охотой, постоянно нуждался в обмене своих товаров на предметы промышленного и земледельческого производства.

Изучая темы развития экономики, обучающиеся должны уяснить не только основные черты хозяйственного развития калмыков, но и их хозяйственные и торговые отношения с живущими рядом русскими крестьянами, рыбаками, жителями городов. Обучающиеся знакомятся с особенностями хозяйственного развития калмыков: не развивалось земледелие, отсутствовала промышленность. Основным занятием было скотоводство. В XVIII веке структура хозяйства калмыков изменяется. Например, обучающиеся, анализируя исторические источники, получают возможность составить таблицу.

Таблица

Новые занятия

Причины

Земледелие

(бахчевые культуры, просо,

табак, рожь)

Соседство и контакты с оседлым населением, желание знати не зависеть от русского рынка, бедняки - поддержать свое скудное существование.

Сенокошение

Калмыки, перешедшие на оседлый образ жизни, а также для подкормки скота в особо снежные зимы.

Рыболовство

Сокращение пастбищных территорий, падеж скота: эпизоотии, бескормица, погодные условия. Источник существования.

Отходничество (нанимались к рыбопромышленникам, в бурлаки, грузчики, на рубку мяса и т.д.).

А) поиск заработка - источник существования;

Б) уход от эксплуатации нойонов и зайсангов.

Но только после Октябрьской революции калмыки переходят полностью к оседлости, развивается земледелие, промышленность.

В темах, посвященных развитию культуры народов России, особое внимание уделяется развитию калмыцкой культуры. В XVII в. была создана национальная письменность великим просветителем и ученым Зая - Пандитой, после чего появились в печатном варианте сургалы, сборники сказок, пословицы. Развитие буддизма в Калмыкии рассматривается во взаимосвязи с духовной культурой народа.

Темы, связанные с защитой Отечества от иноземных захватчиков, охватывают период с момента вступления калмыков в состав Российского государства.

Например, Петр I использовал калмыков для охраны южных рубежей во время Северной войны, использовалась калмыцкая конница и в борьбе с Османской империей за выход к Черному морю. При изучении темы «Полтавская битва» приводится много документальных материалов об участии калмыков в битве у деревни Лесной Петр I писа приближенным: «… оного неприятеля сломив, побили наголову, так что трупом с 8000 на месте осталось (кроме того что по лесам от ран померло и калмыки побили); обоз весь с 2000 телег, 16 пушек, 42 знамя и поле осталось нам…. Достальные шведы побежали вниз по реке Соже и в шести милях вплавь реку переплыли, за которыми сзади калмыки гнали и зело много побили».

Первая мировая война, Великая Отечественная война показывают обучающимся множество примеров патриотизма, любви к Родине наших земляков.

Отдельные уроки посвящены трагическим страницам в истории калмыцкого народа:

На уроке по теме «Россия во второй половине XVII в.» рассматривается вопрос ухода части калмыков во главе с Убуши-ханом в Джунгарию в 1771 году. Причины этого исхода, связанны с политикой правительства Екатерины II, которая ограничила власть хана коллегиальным органом Зарго, введя в действие в 1762 г. «Положение о Зарго». « Согласно этому документу, Зарго был реорганизован и фактически стал государственным учреждением в Калмыцком ханстве, входящим в систему государственных органов России. Царская администрация рассматривала Зарго как «общенародное калмыцкое правительство» с определенным штатом чиновников, получавших государственное жалование».

При изучении темы «XX съезд КПСС» затрагивается тема депортации калмыцкого народа в Сибирь в 1943 - 1957 гг.

Обучающиеся имеют возможность сделать вывод, что причины этих трагических событий различны, а вот последствия практически одинаковы для калмыцкого народа: лишение своей государственности, резкое сокращение численности калмыцкого населения, снижение экономического потенциала, моральные и культурные потери (литературные источники, религиозные ценности).

Обучающиеся используют в учебном процессе различные типы исторических источников, материалы периодической печати, монографическую литературу, которые позволяют реализовывать возможности региональной истории для выработки у учащихся личностного отношения к изучаемым событиям. Особенно ценны материалы, изложенные в работах Бакунина В.М., Бичурина И.Я., Беликова., Златкина И.Я., калмыцких ученых-историков.

Передача опыта регионализации исторического образования субъектами РФ оказывается полезной и эффективной в тех случаях, когда масштабные проекты не строятся на исключительности своего региона, не ставят целью просто дополнить содержание федерального компонента или поднять качество образования в отдельном регионе на уровень мировых стандартов.

Изучение истории Калмыкии способствует освоению исторических традиций калмыцкого народа, народов проживающих на территории республики, интегрированию в государственную целостность, идентификации себя как гражданина России, создает условия для осознания исторического единства народов Калмыкии, для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления прошлого своего региона, способствует становлению личностной позиции гражданина РФ. Поэтому в своей работе мы обращаем внимание на полинациональный, поликультурный состав населения, добровольный характер вхождения калмыков в состав России, их интеграцию в общенациональную и мировую культуру, на демографические и социальные проблемы современного общества. Только в этом случае изучение региональной истории будет иметь воспитательное значение.

Библиографический список

  1. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: каким он видится на местах? [текст] - Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 5.
  2. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, пункт Многоуровневое представление истории. (30 октября 2013)
  3. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, пункт Историко-культурологический подход: пространство диалога. (30 октября 2013) http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/11/2013.10.31-Концепция_финал.pdf
  4. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, пункт Многоаспектный (многофакторный) характер истории. (30 октября 2013) http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/11/2013.10.31-Концепция_финал.pdf
  5. Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
  6. Пальмов Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков. XVII- XVIII века, [текст]- Астрахань, 1926 -1932.- Ч. III. -С. 1-5.
  7. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635 - 1758). [текст] - М.. 1964.
  8. Максимов К.Н. Основные этапы в процессе добровольного принятия калмыками Российского подданства, [текст]- Теегин герл. 2008. № 6. С. 58.
  9. Соловьев С.М. Сочинения.-Кн.VIII: История России с древнейших времен. Т. 15-16.-С.199.
  10. Эрдниев У.Э., Максимов К.Н. Калмыки: историко-этнографические очерки. – Элиста, 2007. – С.146.
  11. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени, [текст] -Элиста., 1991.

Страхов Н.И. Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением калмыцких законов и судопроизводства…. – СПб., 1810.

Бентаковский И.В. Жилища и пища калмыков Большедербетовского улуса// Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь, 1868.

Бакунин В.М.Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутовского, и поступков их ханов и владельцев; Сочинение 1761 гю – Элиста, 1995.

Позднеев А., Астраханские калмыки и их отношения к России до начала нынешнего столетия// Журнал Министерства народного просвещения.-1866. Ч.СС XІV.

Златкин И.Я.История Джунгарского ханства (1635-1758). – М., 1964.


Булыгина Т.А.

Ставропольcкий государственный университет

Изучение региональной или, если угодно, местной истории, предполагает выбор определенной теоретической парадигмы. По нашему мнению, ключевым понятием, определяющем научные поиски историка в региональном пространстве, будет концепт «регион». В наибольшей степени распространенное представление о регионе связано с его территориально-географическими и административными характеристиками. Поскольку регион в его словарном толковании – ϶ᴛᴏ «территория, выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков и явлений», то определяющим для его истории чаще всего будет территориальное измерение, а не изучение данных связующих «совокупностей» и их более широкий контекст.

Справедливости ради надо отметить, что продуктивное накопление материалов по местной истории России в конце XIX века в основном в позитивистском ключе стало основанием для теоретических поисков новых возможностей краеведения отечественными историками 20-х гг. Изменения политической конъюнктуры и последовавший за данным запрет на краеведение прервали эту теоретическую работу. Возрождение краеведения в середине XX века опиралось на дореволюционную традицию, модернизированную в духе советской идеологии, предавая полному забвенью оригинальные методологические наработки в ϶ᴛᴏй области в первые годы советской власти. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что возобладал стереотип упрощенно-географического подхода к пониманию региона и региональной истории.

Именно под таким углом зрения проблемы местной истории привлекали внимание отечественных исследователей второй половины XX века. Так начиная с 60-х гг., в советской историографии стало бурно развиваться краеведение. В основе краеведческого изучения местной истории была заложена эрудитская модель историописания, когда в рамках общей схемы российской истории шло накопление эмпирического материала по истории региона. В те годы сложился почти стабильный набор жанров местного историописания. Так, по рекомендации высшей партийно-государственной власти стали обязательным два типа краеведческих публикаций. Это истории местных партийных организаций и исторические обзоры в контексте всероссийской истории – «N-ская область (край) в истории СССР».

Наряду с данным, стали выходить тематические материалы и сборники источников, посвященные революционным событиям и Великой Отечественной войне в регионах. На местах стали создаваться как профессиональными историками, так и краеведами-энтузиастами истории отдельных населенных пунктов, биографии знаменитых земляков из недалекого и далекого прошлого. В 70-е годы наметился бум диссертационных исследований по местной истории в основном историко-партийной тематики, охватывающей не только описание местных партийных организаций, но и различных сторон социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни регионов. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в последние три десятилетия советской истории была проделана немалая работа по собиранию и описанию источников и фактов региональной истории, заложившая обширный фундамент антикварного комплекса в советском варианте.

Десятилетие идеологической растерянности, методологического смущения, потери экономических возможностей, связанное с событиями «перестройки», привело вначале к ослаблению потока местных историописаний. При этом вскоре кризис обернулся новым подъемом. Новый расцвет краеведения в России приходится на рубеж тысячелетий. Разнообразие краеведческой литературы превысило уровень доперестроечных изданий по местной истории, уступая им в тиражах. При ϶ᴛᴏм следует учесть, что развитие краеведения в наше время связано не столько с переосмыслыванием теоретических проблем и методологических подходов, сколько с возможностями закрасить «белые пятна» местной истории новыми фактами. Немалую роль в ϶ᴛᴏм подъеме краеведческого движения играли местные политические амбиции, спровоцированные «парадом суверенитетов».

Типичным отражением изложенной выше ситуации будет состояние изучения региональной истории на Северном Кавказе. Наряду с выпуском обзорных изданий различного жанра по истории региона особое место занимает изучение казачества, городов, культуры, социальных структур, а также разработка национальных историй северокавказских народов. Развитие краеведения - важное направление в отечественной исторической науке, кᴏᴛᴏᴩое, несомненно, обогащает наши исторические представления и занимает важное место в воспитательном процессе нашей молодежи. К сожалению, большинство данных краеведческих изданий страдают старыми болезнями идеологизации и эрудитства. К примеру, в последние пять лет в нашем крае вышли два солидные исследования, подготовленные профессионалами-историками (1) Великолепно изданные и содержащие немалый фактологический материал, данные книги, расширив эрудицию читателя, не дали ему новых представлений о Ставропольской истории. Издания не стали новым шагом на пути исторического познания, так как авторы не смогли преодолеть давление устоявшихся методологических рамок, а в ряде случаев и идеологических догм.

Зачастую «новизна» подхода в изложении местной истории в книге «Край наш Ставрополье» обеспечена формальным использованием отдельных терминов, бытующих в современной историографии, вроде «модернизации» или «радикализма». Это особенно ярко проявилось при изложении событий 1917 года на Ставрополье. Отметим, что текст со всей очевидностью демонстрирует, что приоритетным для ряда авторов будет не познавательная, а воспитательная задача в духе исповедуемой всю жизнь советской идеологии. Даже попытка обновления авторского взгляда на события 1917 года оборачивается очередной идеологемой. Акцент на том, что население губернии на выборах в Учредительное собрание, проголосовало «за социалистические парии, а не за кадетов», оставляет в тени факт проигрыша большевиков на данных выборах.

Образцом формального подхода к изучению истории населенных пунктов региона стал объемный и в ϲʙᴏем роде уникальный справочник «История городов и сел Ставропольского края». Задуманный как фундаментальное научное издание, он грешит отсутствием целостной научной концепции, неясностью социокультурной составляющей населенного пространства, недостаточностью данных об истории формирования значительной части конкретных населенных пунктов.

Отдельного разговора требует современная национальная историография Северного Кавказа, ряд творцов кᴏᴛᴏᴩой создают новую политическую мифологию на основе старых исторических мифов. Важно заметить, что один из исследователей ϶ᴛᴏй проблемы обращает внимание на приемы, с помощью кᴏᴛᴏᴩых исторический текст используется как средство формирования исторических этногенных мифов. Это тенденциозный и ограниченный подбор источников, а также их абсолютизация и изолирование от исторического контекста, утверждение изначальной заданности и неизменности определенных психологических черт того или иного народа. (2) В наибольшей степени четко, на наш взгляд, социальный и исследовательский аспект ϶ᴛᴏй проблемы сформулировал профессор В.А. Кузнецов: «Вульгарная, околонаучная историография стала на Северном Кавказе и в других регионах заметным социальным явлением, пускает корни в массовом сознании, способствует межнациональному отчуждению, и ученые не вправе, получив вызов, уходить в тень» (3)

До конца 90-х гг. XX в. российская гуманитаристика переживала теоретический кризис, когда единая теоретическая модель, кᴏᴛᴏᴩая носила тоталитарный и идеологизированный характер и не удовлетворяла творческие потребности гуманитариев, была разрушена, а поиски новых путей развития отечественной исторической науки проходили драматично, с примесью политики, идеологии, ущемленных самолюбий. Из ϶ᴛᴏго кризисного периода научное сообщество вышло на новый уровень в понимании ϲʙᴏих задач, кᴏᴛᴏᴩые диктовали выработку разнообразных принципов и методов добывания социогуманитарного знания. Этим обстоятельством можно объяснить начало поисков новых подходов к исследованию региональной истории в отечественной историографии.

Истоком иного подхода стал новый взгляд на объект изучения, когда регион рассматривается в виде «микросообщества», главными характеристиками кᴏᴛᴏᴩого выступают деятельность и отношения людей в их социальном и личностном взаимовлиянии в локальном пространстве. Это сообщество отличается относительной автономностью, что позволяет при изучении локальной истории увидеть ее особенности, уникальные проявления, ϲʙᴏйственные именно данному социокультурному полю. При всем этом такой подход к изучению региона позволяет увидеть его обитателей как часть макросообществ и как представителей всего человеческого сообщества, делая локальную историю открытой в общероссийский и мировой контекст.

Представляется перспективным разработка местной тематики с позиций описанного выше подхода на базе проблемных советов Российской академии наук и Международных институтов общественных наук (МИОНов), открытых в регионах. Программы советов и МИОНов обеспечивают возможности междисциплинарных исследований регионов, что ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует мировой парадигме гуманитарной науки. Это дает возможность использовать современные исследовательские методики при изучении социальной, политической, культурной истории регионов, как в целом, так и отдельных аспектов и вопросов местной истории.

Свидетельством более продуктивного подхода к местным историям будет их изучение в контексте проблемы «Центр-Провинция». Это весьма плодотворное направление, так как позволяет выявить уникальность локального мира, именуемого российской провинцией и одновременно понять механизм взаимодействия и взаимовлияния регионов и Центра, кᴏᴛᴏᴩый и составляет существо российской истории. При ϶ᴛᴏм познание местной истории в рамках ϶ᴛᴏго направления предполагает мультидисциплинарный подход. Примером ϶ᴛᴏго может служить конференция, прошедшая в Санкт-Петербурге в 2001 году (4) Ее участники не ограничились описанием конкретных сюжетов из истории локальных сообществ. Были рассмотрены методологические проблемы изучения региона как социокультурного пространства, в частности, роль социокультурной парадигмы в изучении региона (5)

Задавшись целью прояснить провинциальные компоненты общероссийского духовного развития, особенности психологии провинциалов и столичных жителей, феномен провинциализма (6), ученые, пытаясь раскрыть самобытность российской провинции, особое внимание обращали на неразделимость понятий «провинция» и «центр», как составляющих элементов общероссийской истории и действительности. Материал опубликован на http://сайт
Изучая оппозицию «Центр-провинция» в ее историческом аспекте, авторы ставили и практическую задачу – выявить условия, при кᴏᴛᴏᴩых возможно преодолеть противопоставление элементов единого российского пространства и создать предпосылки их гармоничного развития. Показательно, что материалы конференции были подготовлены представителями различных социально-гуманитарных наук: историками, философами, социологами. Подобное содружество стало символом междисциплинарного изучения региональной истории в свете новых теоретических направлений.

В контексте вышеуказанного направления в последнее время ведутся интересные исследования провинциальной историографии. В наибольшей степени интенсивно, на базе современных методов исторической науки различные стороны и периоды местной историографии разрабатываются учеными Омска. В частности, проблемы провинциальной историографии сквозь призму методов новой интеллектуальной истории подняты В.Г. Рыженко и О.В.Кузнецовой (7)

В западной историографии история региона, как и история в целом делает упор на изменение предметного поля исследования, что, в ϲʙᴏю очередь, ведет к переменам методологических ориентиров. Результатом таких изменений и одновременно их показателем стало провозглашение поворота к изучению «новой истории». Декларирование принципов «новой истории» предстает как осознанный вызов в ответ на традиционную исследовательскую традицию, когда господствовала «история сверху», замкнутая на истории великих людей и великих событий, а повседневная жизнь и обычные люди оставались исключительно историческим фоном. «Новая история» изучая все формы человеческой деятельности в социокультурном пространстве, ставит перед собой задачу исторической реконструкции любых проявлений человеческой жизни, кᴏᴛᴏᴩые могут быть соотнесены с любыми другими элементами в едином историческом пространстве. Это ведет к расширению и разнообразию тематики, кᴏᴛᴏᴩая приближает исследователя к возможности широкого исторического синтеза и на базе ϶ᴛᴏго к созданию открытой модели исторического познания и историописания.

Принципы «новой истории» легли в основу работы созданного в 2002 году Научно-образовательного Центра «новой локальной истории» СГУ. Локальная история как «история места» изучается в данном случае на базе нескольких тесно связанных общими методологическими подходами направлений (субдисциплин), использующих разнообразные познавательные методики в междисциплинарном пространстве. Речь идет о микроистории, интеллектуальной истории, «новой биографике», истории повседневности, устной истории, источниках и историографии местной истории кᴏᴛᴏᴩые позволят понять ежедневный социальный опыт обычного члена локального сообщества в его исторической реальности (8)

В последнее время по понятным причинам возрос интерес гуманитариев к такому региону как Кавказ, в т.ч. и к его истории. Я. Гордин в ϲʙᴏей книге о Кавказской войне (9) попытался переосмыслить известные источники с позиции антропологической истории. В ряде работ отечественных историков по истории Кавказа могут быть использованы приемы исторической психологии, семиотики, герменевтики. Так С.А. Панарин выявляет связи позиционных факторов и исторических событий на Кавказе. В предлагаемой им паре антонимов «преграда-мост» явственно прослеживается вариант теории «контактных зон» (10)

Надо заметить, что в западной, особенно американской исторической науке последних десятилетий приобретен богатый историографический опыт изучения таких специфических регионов в национальных историях, как пограничные области. «История пограничных областей», интенсивно разрабатываемая в американской историографии заслуживает особого внимания со стороны исследователей отечественной локальной истории, особенно кавказской истории, так как исследовательские принципы и методы, применяемые в пределах выше обозначенного направления, представляются весьма плодотворными для такого поликультурного, полиэтнического региона, насыщенного контактами и столкновениями многообразного характера.

Интересны исследования американского историка Г. Болтона, кᴏᴛᴏᴩый на базе изучения уклада жизни и отношений, господствующих на американском юго-западе, сделал важный вывод о том, что в пределах США сформировалась область и культура, живущая собственной идентичностью (11) Художественные образы, жилые и хозяйственные постройки, социальные традиции явились для Болтона материальной очевидностью ϶ᴛᴏго. Подобный исследовательский подход открывает новые возможности исторического прочтения Кавказа и, в частности, Ставрополья как пограничных областей России. Не менее интересны для нас как исследователей локальной истории опыты Барбары А. Дрисколь, кᴏᴛᴏᴩая изучала производство текстов о жизни данных пограничных мест и о прошлом пограничных областей (12)

По нашему мнению, подходы «истории пограничных областей» дают широкие возможности использования междисциплинарных подходов, о чем свидетельствует школа Чарльза Лумиса (мультидисциплинарная группа исследователей), объединившая социологов, политологов, культурологов, лингвистов, психологов. Изучение пограничных регионов рассматривается, таким образом, с позиций многообразия культурных, экономических, повседневных, геополитических взаимодействий этнических и микросоциальных групп.

Используя многообразие исследовательских методик, лежащих в поле зрения истории пограничных областей в качестве объекта изучения сотрудники Центра «новой локальной истории» СГУ избрали историю зон культурного обмена и контактов между коренными жителями Северного Кавказа и переселенцами других этносов, прежде всего, русских и украинцев. Речь идет об изучении этнического, демографического, культурного, хозяйственного развития не столько в географическом, сколько в социокультурном контексте Северокавказского региона, когда граница предстает во всем многообразии ее восприятия и осмысления различными людьми. На основе сравнительного анализа представляется перспективным изучение пограничных областей не с позиций региональных конфликтов (данные вопросы успешно изучаются социологами и этнологами), а с точки зрения контактов, взаимовлияния и взаимодействия народов, их традиций и навыков, их гендерной и повседневной истории, их интеллектуальной жизни, их творчества и созданных текстов и т.д.

Региональная история в современной исторической науке

О.И. Лазарев, ГБПОУ АТСП г. Арзамас, Россия

Одной из особенностей Отечественной истории является то, что она имеет свои особенности развития. На развитие России оказывало огромное количество факторов. Природа и климат, соотношение площади территории и её заселенности, многонационально-религиозный состав населения, необходимость освоения территории, огромные внешние факторы. История Отечества, это история, которая осваивала новые территории, присоединяла новые народы.

Границы России сформировались к середине XIX в. И главным итогом стало то, что наша страна в середине XX века занимала почти 1/6 часть суши, на территории которой проживало более ста наций и различных народностей, которые исповедовали практически все мировые религии и имели свою культуру.

Отсюда следовало, что одной из актуальных задач в образовательной политике будет, является грамотное сочетание федерального и национально-регионального компонента: преподавание истории народов, развитие самобытных культур, языков.

В изучении истории России невозможно рассматривать события и явления только «сквозь» историю крупных городов. Являясь неотъемлемой частью отечественной истории, история отдельных регионов России подтверждает тот факт, что политический и цивилизационный выбор на местах мог существенно отличатся от крупных городов, демонстрировать как общие, так и особенные черты.

Рассматривая концепции национально-регионального компонента исторического образования в республиках, краях и областях РФ, свидетельствует о том, что в этом направлении идет активный поиск. При этом региональную культуру не стоит рассматривать как «слабый» элемент истории России. Это особая история, которая во многом отличается от истории крупных городов и столиц. «Россия сильна провинцией» - это авторитетное мнение великого историка Николая Михайловича Карамзина актуально по-прежнему.

Региональная история как дисциплина охватывает все, относящееся к региону, его историю и современность. Но если краеведение привлекает к себе всех интересующихся настоящим и прошлым родного края, то второе - дело профессионалов-специалистов как гуманитарных, так и естественных отраслей знаний. Можно выделить, что курс отечественной истории должен включать в него и историю Российского государства, населяющих его народов, и историю регионов и локальную историю (краеведение). Именно этот подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан РФ, жителей своего родного края, родного города, и самое главное как хранителей и правопреемников традиций рода и семьи.

Огромную перспективу для создания содержания курса отечественной истории предоставляют современные культурологические исследования. Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике.

Подход в преподавании региональной истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности обучающихся. В действующих ФГОС ООО названы задачи изучения истории:

Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации;

Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

Развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

Региональная история включает в себя, все, что относится к региону, в прошлом, настоящем и будущем. Регионоведение - комплекс более широких и обобщенных знаний, чем краеведение, сосредоточенное преимущественно на местных особенностях: природных, исторических, художественных, собственно мемориальных, то есть напоминающих о выдающихся событиях, уроженцах, местных деятелях, монументах и т. п. Но заниматься региональной историей дело профессионалов-специалистов. Краеведение же занимаются, как правило краеведческие музеи, научно-исследовательские учреждения, местные органы самоуправления. В учебном краеведении главная роль в изучении родного края отводится учащимся при непосредственном руководстве педагога. Изучением края может заниматься и самодеятельное население, непрофессиональные краеведы, народные музеи. Но в то же время при занятиях региональной историей не ограничиваются обычно территорией собственно региона: важны взаимосвязи с другими регионами, со столицей, определение места региона в территориальной

Школьными программами по истории России предусмотрено изучение истории Нижегородского края с древнейших времен и до современности. Региональный материал стал обязательной частью при изучении курса Отечественной истории.

Преподавание истории Нижегородской области в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для изучения региональной истории должен быть сформирован перечень исторических тем, основанных на балансе между историей Отечества, социума и отдельных личностей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

Региональная история - это не самостоятельный предмет, а курс включающий принцип обучения и воспитания личности на основе истории Нижегородской области. Современное общество требует от выпускника учебного заведения умений практически применять знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества.

Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края.

Отсутствие регионального компонента очень обедняет курс истории, остается только политическая история в центре страны. А жизнь народа, культура разных народов не доходит до обучающегося.

Выходные данные сборника:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ НАУКИ

Калинченко Светлана Борисовна

д-р ист. наук, доцент кафедры философии и истории

Ставропольского государственного

аграрного университета, г. Ставрополь

METHODOLOGICAL APPROACHES OF THE REGIONAL STUDY OF THE HISTORY OF SCIENCE

Svetlana Kalinchenko

Doctor of historical sciences

Associate Professor of philosophy and history

of the Stavropol State Agrarian University, Stavropol

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются некоторые методологические подходы изучения истории науки. Особое внимание уделяется рассмотрению науки как социального института. Дана характеристика экстернализму и интернализму, макроаналитической и микроаналитической стратегии науки. С помощью методологии новой локальной истории рассмотрены региональные составляющие развития науки.

ABSTRACT

The article analyses some of the methodological approaches for the study of the history of science. Special attention is paid to the review of science as a social institution. The characteristic of èksternalizm and externalism, makroanalitichesky and mikroanalitichesky strategy of science. Using the methodology of the new local history reviewed the regional components of the development of science.

Ключевые слова: методология; история науки; социальный подход; экстернализм; интернализм; региональные факторы; локальная история.

Keywords: methodology; history of science; social approach; èksternalizm; and externalism. regional factors; the local history.

Одним из наиболее позитивных явлений организации интеллектуальной деятельности за последний период времени является регионализация научной сферы. Фактически осуществляется процесс реальной модернизации научной системы на региональном уровне. Поэтому изучение регионального аспекта становления и функционирования научного пространства является перспективным направлением науковедческого анализа.

С точки зрения науки как всеобщего духовного феномена, наука в социальном плане не может быть ни региональной, ни национальной, поскольку познавательные законы носят всеохватывающий характер. Но при рассмотрении науки как социального образования и института культуры необходим анализ тех ее формообразований, которые связаны с национально-государственными и этнокультурными характеристиками общества, в том числе регионального.

Возрастание роли науки в обществе обусловило устойчивый интерес к науковедческой тематике. Основной проблемой исследования стал процесс взаимодействия науки и социума в ходе их исторического развития. Она была поставлена еще во второй половине ХIХ начале ХХ вв. в трудах К. Маркса, А. Декандоля, М. Вебера и др., когда стала заметнее общественная роль науки. В 20-30-е годы ХХ века эта проблема охватила достаточно широкие круги историков науки, как в СССР, так и за рубежом. Среди приверженцев исследования таких аспектов выступала Д. Бернал, В.И. Вернадский, Б.М. Гессен, Т.И. Райнов и др. Но если для первого из указанных периодов свойственен постановочный характер вопросов, то во второй – началось активное осмысление роли социальных факторов развития науки. С этого времени в мировой историко-научной мысли отчетливо обозначились два подхода к вопросу о движущих силах научного прогресса, а значит и к проблеме взаимоотношения науки и общества. Это так называемый экстернализм (признание определяющих для науки внешних, социальных воздействий) и интернализм (позиция, согласно которой развитие науки обусловлено действием внутренних когнитивных закономерностей, а социальное является лишь фоном) .

Каждый из двух подходов имеет свои сильные и слабые стороны. Положительной стороной интернализма является попытка выявить и проанализировать внутренние механизмы науки и элементы ее самоорганизации, но явно несостоятельно стремление вывести науку за пределы общества как системы. Напротив, экстерналисты рассматривают науку как одну из общественных структур, но при этом лишают науку права на относительную самостоятельность, фактически не уделяют должного внимания особенностям научной деятельности.

Марксистская методология, став господствующей в СССР к 30-м годам XXвека, предопределила значительное влияние экстерналистского подхода, который временами выступал в виде вульгарного социологизирования. Вместе с тем было бы ошибкой видеть в этом процессе отрицательные моменты. Экстернализм явился закономерным этапом в становлении социальной истории науки. Не случайно с середины 60-х годов ХХ века появился «бум» экстерналистских публикаций на Западе . Нельзя не согласится, что марксизм выработал четкие методологические принципы анализа науки как социального феномена. Однако в период 30-х гг. ХХ века сложность системы «наука-общество», с неизбежностью определила метафизическое понимание механизма их взаимодействия и, по сути, не могла не свестись либо к декларациям, либо к упрощенчеству. Но и такое положение в значительной степени стимулировало поиск в этом направлении. О возможности продуктивного использования разных подходов при анализе исторических фактов убедительно высказался В.П. Булдаков. Сославшись на всемирно известного историка Ф. Броделя, призвавшего историков не фокусироваться на единственной концепции, а «суммировать» их, Булдаков предлагает «проблему методологии свести к вопросу сбалансированного взаимодействия исследовательских методик» . Он предлагает использовать не только опыт «макроисториографии», который основывается на выявлении объективных закономерностей развития человечества и тесно связан с экономической историей, но и пропагандирует новые для историографии советского общества подходы и методы. В их числе антропологический подход, связанный с переносом центра тяжести на изучение «истории повседневности», «микроистории», т. е. на более углубленное постижение личности.

Предметом социальной истории науки является закономерности развития науки в связи с развитием общества, взаимодействие науки на разных этапах ее истории с экономикой, идеологией, политикой, культурой и т. п. Как справедливо отмечал английский историк естествознания Д. Найт, «прошли те времена, когда в истории науки господствовали ученые, которые следили за прогрессом теории или экспериментов, важных только для них, или философы, которые исследовали структуру аргументации, но мало интересовались историческими ситуациями» . В современных условиях только специалист-историк может восстановить «историческую ситуацию», являющуюся переплетением внутринаучных и социально обусловленных моментов.

Основная задача социальной истории науки – не только понять «изобретение знания, детерминируемого обществом в данный исторический период», но и связать саму возможность получения нового знания с конкретным историческим моментом и с ценностными ориентирами государственных институтов, неизбежно подстраивающихся под исторические реалии.

Возникновение и утверждение социальной истории науки определило два подхода в ее изучении. Макроаналитическая стратегия делает своим объектом взаимоотношение социальных структур и научного знания, влияния социальных изменений на сдвиги в научном знании, на взаимоотношение науки как социального института с другими социальными институтами, дисциплинарное научное знание и научное сообщество, научные дисциплины и их роль в трансляции знания в институциях образования и т. д. Социальная система, взятая в целом, рассматривается как матрица, в которой формируется, функционирует и развивается научное знание.

Сторонники микроаналитического подхода стремятся уйти от глобальных социологических схем и ограничиться осмыслением конкретно-исторических ситуаций роста научного знания в определенной культуре. Предметом их исследований являются отдельные научные открытия, полемика между учеными, выдвижение гипотез, построение теорий в определенном социокультурном контексте. В поле зрения анализа включается аспекты повседневной жизни ученого, его мировоззрение, поведение в научном сообществе и другие проблемы .

В основе сущности социального подхода лежит отношение к науке как особой форме деятельности, виду духовного производства. Этим социальный подход отличается от традиционного представления о науке как системе знаний. «Недостаток» последнего состоит в том, что при таком подходе упускается социальная сторона явления. Сейчас преодолено размежевание двух подходов, хотя специалисты, принадлежащие к разным дисциплинарным областям, сохраняют свои приоритеты.

В настоящее время значительное внимание в проблематике истории науки уделяется региональным факторам, поэтому необходимо определить основные элементы региональной науки.

Рассматривая региональную составляющую развития науки, следует учитывать ряд факторов, определяющих структуру, функции, пространственное размещение научной системы общества. Так, М.Д. Розин выделяет следующие черты становления и развития региональной науки. К ним относится: политико-административная составляющая, т.е. особенности политического устройства данного государства, его административное деление, специфика управления государством его отдельных территорий. Демо-экономическая – указывает на особенности системы расселения, уровень развития городской системы и размещения производительных сил, количество крупных социокультурных и экономических центров. Природно-интегральная - определяет агроклиматические условия, природные ресурсы, ландшафтные характеристики. Этнокультурно-социопсихологическиая - ориентирует на особенности психологии народа, систему его мировоззренческих установок, конфессиональную специфику, культурные традиции и т. д. Различаясь по своему значению данные черты, тесно связаны между собой, взаимообусловлены и в своей совокупности определяют не только основные параметры научного пространства, но и все другие черты социальной жизни. В своем развитии указанные факторы сохраняют влияние на формировании и функционировании научного процесса в регионах, определяют его социокультурную и национальную специфику .

В функционировании государственного научного пространства существенную роль играет центро-периферийное структурирование. В соответствии с ним выделяется столичная (центральная) и провинциальная (периферийная) наука. Соотношение названных составляющих оказывает влияние на формирование и развитие регионального научного пространства. Такие параметры научного процесса, как уровень концентрации научного потенциала, общей научной инфраструктуры и элитных учреждений в столице, воздействуют на научное развитие всех регионов страны. Многонациональный характер России, наличие в ее составе районов, обладающих этнокультурной спецификой, стали причиной того, что региональная наука существенно различалась между собой.

На пространственное развитие науки, функциональное размещение научных учреждений, их отраслевую структуру существенное воздействие оказывают перечисленные выше факторы. Политико-административный – определяет уровень самостоятельности региональных научных учреждений в своих исследованиях, их комплексный характер; демо-экономический – саму пространственную структур размещения учреждений науки; природно-интегральный – влияет на отраслевую структуру науки; этнокультурный - характеризует специфику научных направлений, межличностную коммуникацию в пределах регионального научного сообщества .

Однако региональное развитие науки в пределах одной государственной научной системы имеют общие черты в рамках общего научного пространства. Поэтому указанные процессы следует рассматривать как соотношение общегосударственного и регионального формирования и развития науки, как социального института в ее российском варианте.

Различаясь по своему характеру, данные особенности только в совокупности и взаимообусловленности определяют основные параметры научного пространства. Одновременно сама наука оказывает активное воздействие на социальную жизнь локального сообщества региона.

Одним из ведущих методологических подходов исследования региональной науки является новая локальная история.

Под «новой локальной историей» мы подразумеваем изучение истории региона в исследовательском поле общероссийской истории, с позиций междисциплинарного подхода, т. е. посредством применения к историческому объекту методов, выработанных гуманитарными науками в конце XX - начале XXI вв. При этом история региона рассматривается, прежде всего, как диалог с российской и мировой исторической наукой. Таким образом, «новая локальная история» выступает открытой моделью исторического познания.

Прежде всего, социокультурные процессы являются контекстом нашей исследовательской и образовательной деятельности. В этом случае «Регион» выступает не столько как территориально-географическое понятие, сколько как «микросообщество» в социокультурном пространстве, выступающее как единая система, обусловленная жизнедеятельностью человека в предложенных условиях историко-природного ландшафта и усилиями человека по изменению этого ландшафта. «Новая локальная история» изучает деятельность и отношения людей в их социальном и личностном взаимовлиянии в локальном и общероссийском пространстве. Это сообщество, в том числе и северокавказское, отличается относительной автономностью, что позволяет при изучении локальной истории увидеть ее особенности, уникальные проявления, свойственные именно местной социокультурной истории

Повышенный интерес к локальной истории в современной России, несомненно, обусловлен теми процессами регионализации, которые развернулись на постсоветском пространстве. Задача общественных и гуманитарных наук - способствовать развитию и решать современные проблемы общества.

Список литературы:

  1. Булдаков В.П. Октябрь и ХХ век: теории и источники // 1917год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., Наука,1999. 123 с.
  2. Булыгина Т.А., Маловичко С.И. Культура берегов и некоторые тенденции современной историографической культуры // Новая локальная история. Вып. 2. Новая локальная история: пограничные реки и культура берегов. Материалы второй Международной научной Интернет-конференции. Ставрополь, 2004. 218 с.
  3. Келле В.Ж. Наука как компонент системы. М., Наука, 1998. 112 с.
  4. Косарева Л.М. Внутренние и внешние факторы развития науки. - М., Наука, 1983. 96 с.
  5. Огурцов А.П. Социальная история науки: стратегия, направления, проблемы // Принципы историографии естествознания: ХХ в../ Отв. Ред. С. Тимофеев. Спб., 2001. С. 34-67.
  6. Розин М.Д. Научный Комплекс Северного Кавказа. Ростов - на- Дону, Издательство СКНЦ ВШ, 2000. 228 с.
  7. Тимофеев И.С. Гуманизация истории естествознания: аксиологический подход // Ценностные аспекты развития науки. М. Наука,1990. 154 с.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png