Многие считают профессиональных фотографов обеспеченными людьми, которые живут в полном достатке и могут позволить себе путешествия по всему миру. На самом деле всё совсем не так. Подобного успеха добиваются единици, но и им приходится очень много работать. Фотограф Келли Вич (Kelly Weech) подобрал 33 не верных суждения о жизни и работе фотографа и рассказал, как всё происходит на самом деле.

Фотограф просто нажимает на кнопку

Некоторые люди уверены, что современные технологии позволяют создавать очень умную автоматику, которая позволяет лишь наводить камеру на объект съемки и нажимать на кнопку спуска затвора. На самом деле, если пользоваться только автоматическими режимами, то результаты будут посредственными и не всегда смогут тягаться даже со снимками, сделанными на бюджетные фотоаппараты.

Каждый обладатель зеркалки - профессиональный фотограф или с легкостью может им стать

Профессиональный фотограф должен не только уметь пользоваться фотоаппаратом, но и уметь настраивать свет, строить композицию, общаться с моделями и заказчиками, обладать художественным видинием и еще многими качествами, включая владение на профессиональном уровне компьютером и графическими редакторами.

Можно не задумываться о настройках и всегда ставить короткую выдержку

Профессионал должен знать, как влияет освещение на сцену, должен следить за движением в кадре и, исходя из всего этого, выбирать определенное значение диафрагмы и выдержки. Очень важно сразу устанавливать правильные настройки, так как при репортажной съемке каких-то событий или при съемке свадьбы переделать снимки не получится.

Все вежливы и учтивы

Это не совсем так. Есть фотографы, которые не осознают, что работая с клиентом, он должен учитывать его пожелания.

Снимки профессионалов гарантировано будут лучше, чем работы любителей

Это не совсем так. Многие любители обладают гораждо лучшими навыками фотографирования и фотографического видения, чем профессионалы. Одозначно тут сказать ничего нельзя. Всё дело вкуса и личных предпочтений, но наличие статуса "фотограф-любитель" не говорит о том, что снимки будут не качественными, а профессионал не обязательно создает шедевры.

Photoshop - лекарство от всех болезней

Если исходная фотография плохого качества, модель перекошена и выражение лица не самое художественное, ни какой Фотошоп не поможет.

Наличие диплома гарантирует, что фотограф профессионал

Фотограф совершенствует свои навыки во время работы. Человек, получивший только что диплом, имеет мало опыта. У него есть лишь перспектива стать хорошим фотографом.

Фотограф свадеб работает один день в неделю - в субботу

Отчасти это правда, но не стоит забывать, что на обработку фотографий уходит несколько дней. Кроме того, нужно сформировать альбом и заниматься поиском новых заказчиков, организовывать встречу для выяснения нюансов проведения следующей свадьбы и т.д.

Nikon лучше, чем Canon, нет, Canon лучше, чем Nikon

Это техника одинакового уровня, поэтому такой спор не сможет закончиться никогда. Каждый делает для себя выбор из каких-то своих персональных суждений. Объективного превосходства нет ни у одного из выше упомянутых производителей фототехники.

Фотограф всегда имеет хороший гонорар

Это не так. Часто фотографам приходится работать за копейки или вовсе бесплатно, чтобы доказать свою профессиональность.

Пресеты всё исправят

Фотоошоп не всесилен. Пресеты призваны облегчить труд по коррекции и украшению фотографий, но исправить глобальные недостатки можно только тяжелым ручным трудом.

Фотографы ведут гламурный образ жизни

Фотограф не только занимается съёмкой. Ему стоит заботиться о своей бухгалтерии, выполнять различную офисную, организационную работу. Кроме того, многие фотографы снимают на природе в агрессивных условиях.

Ваши снимки говорят за вас

Среди фотографов очень большая фотография, поэтому чтобы добиться успеха, нужно не только хорошо снимать, но и уметь общаться с людьми, заводить полезные знакомства и поддерживать отношения со многими людьми.

Чем больше размер, тем лучше

Это не так. Важен не размер, а качество и умение использовать. Второе важно в большей степени, чем первое. Большинство фотографов не используют самую дорогую фототехнику.

Профессионал сможет справиться с любым сюжетом

Каждый фотограф определяет свой стиль фотографии и свою нишу. В пределах этой ниши он развивается и совершенствуется, но если вы заставите фотографа дикой природы снимать в студии модель, то ничего хорошего из этого не получится.

Фтографы зарабатывают лёгкие деньги

Если вы занялись фотографией исходя из данного суждения, то вы долго не продержитесь, так как на самом деле, чтобы добиться успеха, нужно очень много трудиться.

Профессионал должен лишь уметь хорошо фотографировать

Фотографу стоит уделять внимание не только тому, какого качества снимки он создаёт, но и какие средства он для этого использует. Чем свободнее вы ориентируетесь в своей работе, чем быстрее принимаете правильные решения, тем выше ваш профессиональный уровень.

Качество камеры определяет качество ваших снимков

Качество фотографии можно условно разбить на ехническую и художественную составляющую. Высокая резкость, красивое боке и отличная детализация это лишь малая часть того, что нужно для качественной фотографии. Посмотрите на работы мастеров времен черно-белой фотографии. Они и представить не могли того, что у нас умеют делать мыльницы. Но при этом их работы являются шедеврами.

Eсли сказать, что вы профессионал, вы им станете

Человек становится настоящим профессионалом тогда, когда его признают таковым люди.

Цена - это отражение качества

Многие фотографы слишом рано начинают чувствовать себя профессионалами и поднимают цену на свои услуги. Если вы ищите профессионального фотографа, не смотрите на цены. смотрите на отзывы и портфолио.

Признается: «За много лет у меня сложилось стойкое ощущение, что вся фотографическая деятельность очень мифологизирована и там шагу нельзя ступить, чтобы не вляпаться в какие-то очередные «городские легенды» или «сказания народов мира». Причем мифы лезут прямо из каждого утюга: с равным успехом они могут передаваться как сокровенное знание из уст в уста и печататься большими тиражами в книжках по фотографии. Мне надоело бороться с каждым мифом отдельно, поэтому я с энтузиазмом воспринял идею собрать самые докучливые из них и постараться прихлопнуть их разом».

1. Мифы о технике

1.1. Плёнка дисциплинирует.

Очень часто в разговорах всплывает фраза, что, мол, раньше была плёнка и она дисциплинировала фотографа. Дескать, в катушке было мало кадров, проявка и печать стоили недёшево, да и процесс был не такой быстрый. Вот и приходилось снимающим думать над каждым кадром. А сейчас, кхе-кхе, кряхтят в этом месте ностальгирующие фотолюбители, у каждого флешка на стоттыщгигабайт и камеры снимают по 100500 кадров в секунду! Вот и щелкает молодёжь все подряд бездумно - не то что в былые времена, когда деревья были выше, водка вкуснее, девушки моложе, и все такое прочее. А как предложишь такому «старому солдату, не знающему слов любви» купить себе флешку на 500 мегабайт, да экранчик скотчем заклеить, чтобы фото можно было посмотреть только дома, -так нет, все в отказ уходят. Никто не хочет дисциплинироваться, хоть ты тресни!

На самом деле, если фотограф дружит с головой - то, снимая на цифру, он тоже будет думать над каждым кадром. Или, как вариант, он использует преимущества современной техники для того, чтобы на месте зафиксировать как можно больше, а уже дома выбрать из этого большого количества кадров один-единственный, который лучше подойдет для его задумки. Выигрыша в ограничениях нет никакого. Но миф процветает.

1.2. Пленка лучше цифры.

Вообще, с пленкой связана куча разных мифов и легенд. Некоторые из них имеют реальное обоснование. Например, история о том, что фотографирование на пленку дает живой и симпатичный результат, в отличие от унылой цифровой фотографии, - это лишь отчасти миф, тут есть понятная база.

Действительно, в свое время любительские пленки конструировались под чутким руководством искусствоведов, художников, психологов и самых разных творческих людей. Делалось это специально, чтобы у любителя сразу получались приятные цвета. Многие десятилетия труда этих специалистов привели к тому, что фотографирование на пленку дает очень симпатичные результаты. Впрочем, из цифровой фотографии тоже можно получать такие же эстетически приятные кадры - просто надо приложить усилия для их обработки. А для этого надо знать, что и как крутить, изучать соответствующие программы, ходить в музеи, получать художественное образование и так далее, и тому подобное. Поэтому цветовое превосходство плёнки над цифрой - это миф лишь отчасти.

Впрочем, тут есть и другой момент. Кадры, снятые на пленку, часто получаются не такими, как на цифру, даже не из-за их технических отличий. Инструмент накладывает свой отпечаток на результат, как это ни странно: сам процесс съемки на пленку очень отличается от фотографирования на цифру. Снимок зависит от процесса, а следовательно, и результаты будут разными. Подробнее можно почитать об этом у Паши Косенко .

1.3. Из техники покупать стоит только фуллфрейм.

Это утверждение выглядит по-разному. Иногда это что-то вроде «настоящая картинка, красивое боке, пластика, рисунок возможны только на фуллфрейме». Иногда - «когда же [название фирмы] выпустит фуллфрейм, а то все кроп да кроп, одна фигня». Но суть всегда одна: фуллфрейм объявляется королем всех размеров матриц, и только с ним фотографов ждёт безусловный успех, а без него - тлен, тщетность, уныние и упадок.

Если кратко, то «фуллфрейм» - это техника, у которой размер сенсора равен размеру 35-миллиметрового пленочного кадра (36х24 мм), а «кроп» - это фотоаппараты, у которых матрица меньше «фуллфрейма». Законы физики никто не отменял, и действительно, при прочих равных, чем больше размер сенсора, тем выше качество изображения. Однако на практике не всё так очевидно.

Когда цифровая техника только входила в обиход, делать большие матрицы было дорого, и производители повсеместно пихали «кропнутые» сенсоры в фотоаппараты для снижения цены. Сейчас выпускать большие матрицы стало не так уж и дорого. Но фотоаппараты с малым размером сенсора получаются компактнее, легче и дешевле. Причем у кропа меньше не только сама «тушка» фотоаппарата - у них меньше и оптика! А также легче и дешевле, что немаловажно. И это открыло для производителей новые возможности: теперь можно выпускать камеру с качеством изображения чуть хуже, зато она будет легче, компактнее и дешевле. Или делать фотоаппарат с большим сенсором и высоким качеством снимков, но техника будет получаться тяжелее, больше и дороже. «Большие, но по пять; маленькие, но по три», помните?

Возможно, в этом месте многие уже воскликнут: «Ну а как же физика?». Ну как-как… А вот так! Да, действительно, при прочих равных камера с большим сенсором будет давать более качественное изображение. Но конструктивно матрицы развились сейчас до такого уровня, что отличия в качестве снимков, сделанных на камеры с разным размером матрицы, довольно сложно обнаружить уже порой и профессиональным фотографам, не говоря уже о любителях. Это подтверждают многочисленные слепые тесты.

Давно уже имеет смысл отправить на свалку миф о том, что только фуллфрейм способен выдавать качественный результат. Тем более что фуллфрейм - это далеко не самые большие матрицы. Есть ещё средний формат, а для настоящих ценителей - большой. И нет предела совершенству. Если выбирать технику, следует исходить не из мифов, а из целей и условий ее применения. Надо лезть в гору? Возьмите систему с меньшей матрицей, но более легкую и компактную. Хотите высокого качества снимков, а цена, размер, вес не так важны? Берите цифровой средний формат. Требуется компактность с хорошим качеством, золотая середина? Покупайте умеренный кроп. И так далее.

Многие говорят, что для профессионалов имеют значение размер фотоаппарата и его марка. Мол, заказчики очень часто выбирают фотографа по жёстким критериям, спрашивая, какая у него аппаратура… В переводе на человеческий язык это означает, что заказчик сомневается в умении этого фотографа сделать хорошие кадры. Или ему просто наплевать кто будет снимать, лишь бы некие формальности были соблюдены. Помните, что далеко не все крутые фотографы снимают на опупенные фотоаппараты.

1.4. «Зеркалки» лучше «беззеркалок».

Эта тема распространена скорее среди начинающих. Приходит такой человек в магазин покупать первую камеру. И что надо брать? Разумеется, зеркалку! Это ж круто. На зеркалки снимают профи, да и вообще зеркалки рулят! Качество с зеркалок ни с чем не сравнить же, ну!

Для начала стоит немного разобраться с техникой. Например, нужно понимать, что на качество фотографии в современной цифровой камере влияют:

  • объектив;
  • матрица (ее размер и конструкция);
  • электронная начинка (процессоры и программы обработки сигнала).

Где тут зеркало? Нигде. Его наличие вообще никак не влияет на качество изображения. Беззеркалки сейчас оснащаются такими же объективами, как и зеркальные камеры (мало того, на них можно ставить оптику с зеркалок, а вот наоборот - нельзя). Матрицы на беззеркалках по размеру не уступают матрицам зеркальных камер (а иногда ставятся вообще одни и те же матрицы). Электроника и программное обеспечение у всех камер примерно на одном уровне.

Зеркало в фотоаппарате - это лишь способ смотреть своим глазом (да-да, одним) на мир через объектив фотоаппарата. Чем-то такой способ хорош, чем-то нет. Но по совокупности, пожалуй, способ визирования через экран все же удобнее: плюсов больше, а негативные моменты (вроде задержки при съемке) на современных камерах практически сошли на нет. При этом беззеркалки компактнее, легче и конструктивно проще.

1.5 Фотографии обязательно должны быть очень качественными.

Этот миф расположен в «техническом» разделе потому, что подразумевается, что только очень крутой техникой можно сделать качественные фотографии. Поэтому, дескать, надо срочно купить большую черную зеркалку и к ней огромные объективы с красным кантом, без этого никак.

Очень любят обсасывать этот миф в интернетиках. Сидят «эксперты» на форумах и с умным видом вещают, что на фото не должно быть пересветов, провалов в тенях, не должно быть шумов, расфокуса, что все должно быть четенько и чистенько, гистограмма там гауссиановская, баланс белого правильный и все такое прочее.

На самом деле все это по большей части хрень. Снимок может быть каким угодно, лишь бы он выполнял главные задачи: рождал эмоции или заставлял людей думать, переживать. Разумеется, хорошо, если фотография будет выполнять эти задачи и при этом будет отличного качества. Если она получится стремная, смазанная, нечёткая, но зато с отличной с идеей, - зрители простят ей отсутствие качества. А если наоборот - резкой, чёткой, с отличным динамическим диапазоном и выверенным балансом белого, выставленным по серой карте, но скучной и безыдейной - никакое качество тут не поможет, снимок забудут уже через мгновение после того, как он исчезнет с глаз долой.

Так что рассматривать фото стоит сначала по принципу «цепляет или не цепляет», а потом уже говорить про технику исполнения. А «эксперты» почему-то считают, что одного технического совершенства будет достаточно, чтобы снимок был интересен зрителям. Или им хочется, чтобы было так: ведь тогда можно будет создавать шедевры, просто выучив некий алгоритм действий: сначала добиваемся этого технического результата, потом этого, потом пипетками и гистограммой выстраиваем цвета… Но увы: это не работает.

1.6. Объектив 50 мм показывает мир так, как видит человеческий глаз.

Обычно это звучит примерно так: «фокусное расстояние человеческого глаза равно 50 миллиметрам, и поэтому, если вы купите «полтинник», то будете получать на снимках точно такие же изображения, какие видите собственными глазами». Иногда встречаются более обтекаемые и осторожные формулировки вроде «объектив с фокусным расстоянием 50 мм, которое максимально соответствует человеческому зрению»». Откуда это вообще? Давайте разбираться.

Начать надо с того, что у нас не один глаз, а два. Это значительно усложняет оценку характеристик зрения. Еще более важный момент: люди через глаза получают не снимки и даже не последовательность кадров, а непрерывный поток информации, который анализируется и обрабатывается мозгом. И видим мы, по сути, именно мозгом, а не глазами.

Даже если оставить в стороне обработку и пристально рассмотреть только один глаз как обычную оптическую систему, то выяснится, что интересующее нас фокусное расстояние там равно примерно 23 миллиметрам. Вот же оно! Но нет. Угол зрения у человеческого глаза составляет примерно 130° (плюс-минус десяток градусов зависит от личных особенностей), что эквивалентно некоему гипотетическому сверхширокоугольному объективу с фокусным расстоянием около 6-8 миллиметров. Неужели оно?.. Тоже нет. В общем, можно не гадать: все на самом деле значительно сложнее, простых ответов тут нет.

Для фиксации изображения на сетчатке используются два основных типа рецепторов:

  • колбочки - отвечают за дневное детализированное цветное зрение. Их порядка 6-7 миллионов на каждый глаз. Практически все они сосредоточены прямо напротив зрачка, в так называемом желтом пятне. И сектор зрения, ограниченный размером этого пятна, получается примерно в районе 3-4°, что приблизительно эквивалентно объективу с фокусным расстоянием 600-700 миллиметров.
  • палочки - отвечают за ночное периферийное зрение. Их около 110-125 миллионов в каждом глазу и они хитро распределены по сетчатке: по краям их плотность намного выше, чем в центре. Палочки примерно в 100 раз более чувствительны к свету, чем колбочки. Но они не различают цвета, поэтому ночью, когда колбочки практически не работают, информация поступает только с палочек, и для нас «все кошки серые».
    • Собирая информацию, глаза находятся в постоянном движении: они сканируют поле зрения, совершая до 123 микроперемещений в секунду. Так что зрение человека можно сравнить с постоянно обновляемой суперпанорамой, которая состоит из большого количества сверхдлиннофокусных изображений, молниеносно склеенных мозгом на подложке из равномерно обновляющегося сверхширокоугольного малодетализированного изображения. Все это «на лету» собирается мозгом, обрабатывается и упаковывается в единую картину мира, дополненную другими органами чувств, памятью и разумом.

      Если гипотетически попробовать «выдернуть» один «кадр», «снятый» глазами, то окажется, что область изображения, на которой человек может сфокусироваться в каждый отдельный момент времени, соответствует «жёлтому пятну», а остальная часть изображения остаётся не в фокусе, все более размываясь к краям поля зрения.

      То есть мы смотрим на мир одновременно как сверхдлиннофокусный четкий цветной объектив (с фокусным расстоянием около 600-700 миллиметров) и как малодетализированный черно-белый сверхширокоугольный (с фокусным расстоянием около 6-8 миллиметров). Это если сильно упрощать описанное выше.

2. Мифы о композиции.

2.1. Правила нужно сначала выучить, чтобы потом их нарушать.

Один из самых ужасных и противных мифов в фотографии, который возникает чуть ли не в каждом обсуждении композиции. Причем, как правило, речь идет о бредовых «правилах композиции», высосанных кем-то непонятно из какого пальца. Вроде таких: «горизонт не должен делить кадр пополам», «человека в портрете нельзя размещать по центру, надо обязательно немного сдвинуть вбок» или «наличие геометрических фигур, кругов, треугольников, квадратов на фото повышает разглядываемость снимка». Предполагается, что нужно сначала усвоить эти правила, а потом уже их нарушать, когда понадобится. Это как научиться переходить оживленную улицу на зеленый, а потом уже будто бы можно смело перебегать ее перед мчащимися гружеными КАМАЗами на красный - знание ПДД позволит вам не попасть в ДТП при нарушении этих правил, ха-ха-ха.

Если чуть более серьёзно, на эту тему есть прекрасное видео, «Как разучиться кататься на велосипеде». Там всего семь минут, посмотрите, не поленитесь:

Если вы единожды что-то себе заложили в голову, то выкинуть это оттуда будет крайне сложно. Если вы уже забили себе голову вышеперечисленными «правилами композиции», то и нарушать их не получится. Даже чтобы осознанно нарушить какие-то заученные правила, придется прикладывать колоссальные усилия - не говоря уже о том, чтобы делать это на лету, легко и непринужденно. В результате снимки будут получаться похожими друг на друга, что не очень-то хорошо для творческих работ.

Понятно, почему люди так стремятся использовать мифы в такой творческой сфере деятельности, как фотография. Это своеобразный карго-культ - попытка бездумно, механистически повторить некие действия, чтобы получить «идеальный» снимок.

Начинающим фотолюбителям и людям с «дизайнерским» складом ума особенно хочется четких инструкций: «сделай так, потом так и вот так - и ты получишь отличный результат». Но в художественной фотографии, как, впрочем, и в других творческих процессах, подобные инструкции не работают.

Бытует еще мнение, что в использовании таких шаблонных приемов и «правил» нет ничего страшного: человек начнет, допустим, строить снимок по «золотому сечению» и в процессе кадрирования поймет, что лучше будет отойти от этого правила, нарушить его. Уже хорошо, дескать! Еще один вариант: все эти «правила» - не иначе как плацебо, ведь вреда никакого, а многим сильно помогают. Увы, это тоже неверно. Вред от заучивания правил есть, я его уже озвучил. Человек, создающий снимок по «правилам», в большинстве случаев делает вторичный продукт, который, скорее всего, не будет особенно интересен. Время, усилия и средства, потраченные впустую.

Что же делать? Готовясь делать снимок, стоит в первую очередь смотреть на идею, на задумку, выискивать главное в фотографии, пытаться ответить себе на вопрос, что же ты хочешь показать (красоту человека, некую эмоцию или явление), и дальше уже начинать пробовать снимать без оглядки на «правила». А если уж так хочется все же опереться на правила и приемы, то сначала следует внимательно изучить их на предмет доказательной базы. И брать на вооружение только те, что достаточно убедительно доказываются статистикой или научными исследованиями.

2.2. Фотографии нужно строить по правилам «золотого сечения» (или по «правилам третей»).

Конечно же, фавориты этого списка - набившие оскомину правила «золотого сечения» и «третей»! Они встречаются чуть ли не в каждом сборнике советов начинающему фотографу. Часто они преподносятся как братья-близнецы: второе - как упрощённый вариант первого. Иногда - как отдельные и даже не связанные друг с другом правила. Но у них общий принцип: считается, что если поделить плоскость изображения согласно этим правилам, то появятся некие линии и важные части композиции должны быть расположены вдоль этих линий или на их пересечении - в так называемых «точках силы». Сторонники этих правил утверждают, что выстраивание важных частей снимка за этими точками и линиями «создает впечатление акцентирования, большего напряжения, энергии и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предметов съемки в кадре».

Разумеется, нет ни единого научного исследования, которое бы подтвердило правоту приведенных выше утверждений именно в фотографии. Нет ни намека на то, что «правило золотого сечения» может хоть как-то улучшить снимок, сделать его гармоничнее или интереснее. Существуют лишь математические умозаключения и парадоксы, связанные с «золотым сечением» и свидетельства того, что математики, зодчие и композиторы иногда использовали это правило в своих работах или подмечали некие закономерности в природе, связанные с ним. Про трети даже этого нет - это абсолютно голословное, ничем не подкрепленное «правило». Просто кому-то кажется, что оно работает, и всё тут.

Если бы эти правила работали - то, полагаю, мы бы увидели концептуально иные интерфейсы управления транспортом. Ведь бог с ней, с фотографией: не так важно, работает в ней какое-то правило или нет. Зато применение «золотого сечения» на панели управления, допустим, самолётом могло бы создать то самое «дополнительное акцентирование» на самых важных приборах. Но этого нет, не используют эти правила в самолетах. Хотя к разработке интерфейсов люди подходят куда как более продвинуто, чем к каким-то снимкам. Там внимательно следят буквально за каждой мелочью, которая может улучшить работу важных инструментов.

Забавно, что практически во всех статьях, которые я видел на тему «золотого сечения» или «правила третей», используются такие иллюстративные материалы, что у любого более или менее творческого человека должен сразу возникнуть вопрос: «А это точно то правило, следование которому приведёт снимок к гармонии?». Но нет! Ничего, эти мифы живее всех живых, а люди, проповедующие их, порой выглядят как натуральная секта.

2.3. Снимки разглядываются так, как мы читаем, - слева направо.

Часто правила опираются на то, что люди, дескать, воспринимают изображения так, как привыкли читать текст, - слева направо. Правда, ничего не видел о тех людях, у которых письмо направлено в другую сторону. Ну, не суть. Из этого постулата делают разные выводы: «Если на снимке присутствует только один объект, его желательно расположить с левой стороны кадра» - потому что, якобы, «Объекты, находящиеся в правой части изображения, человек замечает в последнюю очередь».

Встречаются ещё утверждения, что «Движение слева направо, изображенное в кадре, усиливается из-за совпадения с направлением считывания, а движение справа налево, соответственно, замедляется» и уже совсем экзотические высказывания вроде такого: «Правая часть изображения, воспринимаемая в последнюю очередь, наибольшим образом влияет на конечное впечатление от снимка» и «Левая часть изображения ассоциируется с началом изображенного действия, а правая часть – с концом».

Насколько мне известно, не существует ни одного научного исследования, которое бы подтвердило такие утверждения. А вот исследования, показывающее обратное, есть. Согласно им считывание слева направо - не более чем миф.

3. Мифы о фотопроцессе.

3.1 Все фотографы, снимающие голых женщин, трахаются с ними.

Тема, которая постоянно всплывает при общении. Узнают о фотосессии и такие: «Снимал? Ну, и как она тебе?». И подмигивают так, мол, колись, давай подробности. Мне понравилось, как в свое время на такой вопрос ответил один мой друг и коллега, который тоже снимает обнаженную натуру: «Да! Да, я снимаю ню! Да, я сплю с моделью! Потому что тяжело не спать с ней, она же моя девушка!». На тот момент он был в отношениях с моделью, как вы понимаете.

А если чуть более серьёзно, то люди занимаются сексом друг с другом не потому, что у них какая-то определенная профессия (порноактеров сейчас не рассматриваем, хотя даже они разделяют работу и занятие любовью), - а потому, что они нравятся друг другу. И хирург может спать с пациенткой, водитель - с пассажиркой, ресторатор - с ревизоррой, и так далее, и тому подобное. В том числе и фотограф с моделью. Но это совершенно не обязательно.

Скажу даже больше: фотографирование - это довольно сложный процесс, в нем необходимо контролировать сразу много разных параметров. Это напряженная деятельность, требующая большого внимания. Тут нет места флирту, как нет его, к примеру, у зубного врача, делающего сложную операцию пациентке. Массажист на сеансе массажа, вы не поверите, делает массаж. Гинеколог не трахает своих пациенток, ему есть чем заняться на приеме. Проктолог… Впрочем, хватит: я думаю, вы поняли мысль.

Поэтому на съёмочной площадке можно либо фотографировать, либо заниматься чем-то еще. Совмещение приводит к ухудшению обоих видов деятельности. Ни фотографий нормальных, ни отношений толком. И если вы думаете, что фотоаппарат на шее как-то сильно располагает моделей к сексу, то это примерно то же самое, что думать, что стетоскоп располагает пациенток к сексу с доктором. Хотите, чтобы к вашим ногам падали девицы? Купите себе нефтяную компанию, что ли.

3.2. Фотошоп - это зло.

Ну это уже классика, вроде «iOS против Android» или «Canon против Nikon». Однако до сих пор не утихают бои на тему обработки. До сих пор есть люди, которые гордо пишут под фотографией «без Фотошопа», а теперь еще добавились надписи #no_filter в Инстаграме. Для фотографа это выглядит примерно как для повара - слова «Я приготовил этот борщ без соли, перца и специй». Круто, конечно, но зачем? Какой в этом смысл? И можно ли его после этого есть?

Обработка - это неотъемлемая составная часть фотографического процесса, она возникла сразу после появления фотографии. В «пленочные» времена роль этого этапа играли выбор пленки, химия при проявке, «колдовство» в темной комнате при печати. Сейчас обработку позволяет делать софт внутри фотоаппарата и Фотошоп (или иные схожие программы обработки изображения). Обработка все равно происходит, хотите вы того или нет: либо вы делаете ее сами, в том самом Фотошопе, либо за вас ее делает программное обеспечение фотоаппарата.

И какой смысл отказываться от управления процессом, если уж он всё равно будет? Зачем гордиться тем, что вы принципиально не стали обрабатывать снимок, пустили все на самотек и доверились программам фотоаппарата, которые пишут люди, далекие от красоты и эстетики? Пожалуй, понятными причинами отказа от обработки могут служить только тотальное незнание принципов этого процесса, лень и нежелание учиться.

3.3. Постановка - это отстой.

Довольно забавный миф, который имеет свой ареал обитания: чаще всего он встречается на территории бывшего СССР. С чем это связано - пусть разбираются историки и психологи. Могу предположить, что времена социалистического реализма навязали людям стереотип, что поймать момент - это круто, а поставить кадр - фуфло.

И вот понеслось: делают плохие снимки и в ответ на удивление хреновости кадра гордо так говорят, чеканя последние слова, как заклинание: «Ну что же вы! Это же не постановка!». Будто бы не постановка - поэтому и плохо. Была бы постановка - вообще шедевр бы получился!

Полагаю, что мысли идут примерно по такому сценарию: «Непостановочное фото не требует каких-то расходов, затрат на свет, на модель, не надо договариваться, непостановочное фото - это 99% удача, остальное - умение фотографировать. Непостановочное фото - это просто, недолго, без заморочек. Хорошо, когда оно признано и им восхищаются: значит, сумел найти тот самый момент. Непостановочное фото обычно простое и нехитрое с точки зрения качества, это простое освещение, а значит, и придирки к нему быть не должно».

При этом в кассы кинотеатров, в которых крутятся документальные фильмы, что-то особенных очередей не наблюдается. А вот в день премьеры долгожданного художественного фильма все бывает плотненько так: и очереди, и нехватка мест. Люди любят ходить на хорошее художественное - то есть постановочное - кино. Документальные ленты по популярности и рядом не стояли, даже если выполнены на высоком уровне.

То есть фотография может быть хорошей или плохой. Торкает она или нет, заставляет задуматься или нет, рождает эмоции или нет - вот главные критерии. А постановочная она или нет - да какая, к лешему, разница? Хотя надо сделать оговорку, что речь идет не о журналистской работе. Тут, разумеется, достоверность важнее. В остальном преимущество непостановочного фото над постановкой - это миф.

Не существует такой вещи, как плохого света. Пока есть хоть какой-то свет, у вас есть возможность сделать удивительные фотографии. Также не стоит ограничивать себя только в конце каждого дня. Наиболее неблагоприятные погодные условия больше всего подходят для создания самых красивых и необычных фотографий. Так что дерзайте!

Миф 2: На всякий случай возьму несколько объективов.

Прекрасно, если вам нравится таскать за собой тяжелую технику в течение всего дня «на всякий случай». Если вы ограничитесь одним объективом, особенно фиксированным, например , то вы сможете серьезно улучшить свои навыки в съемке. Да, это будет замедлять вас, заставит дольше искать нужный ракурс и заставит работать ногами, но и тщательно прорабатывать кадр. Кроме того, вы не пропустите интересный момент, занимаясь сменой объективов.

Миф 3: Чем больше снимаешь, тем больше хороших фотографий.

Такой подход совсем не гарантирует того, что вы получите больше хороших фотографий. В место этого лучше притворитесь, что вы снимаете на пленку и ограничьте себя 24 или 36 кадрами в день. Вы быстро обнаружите творческую силу такого ограничения. Когда на счету каждый кадр, вы получите гораздо больше интересных фотографий.

В туман можно снять хорошие пейзажи

Миф 4: Я не могу снимать, так как забыл штатив.

Штатив это полезный инструмент, но таскать его постоянно быстро надоедает. Если вы не снимаете для коммерции, освободите себя от штатива и . Есть и другие способы уменьшить сотрясение камеры, например, вы можете использовать стену или камень. Штативы, безусловно, необходимы, но проблема в том, что установив штатив, фотограф, как правило, уже не переставляет его и снимает все с одного ракурса. Будьте изобретательней и снимайте объект с разных точек. Если вы не снимаете на длинной выдержке, макро или мультиэкспозицию, попробуйте обойтись без штатива и попробовать новые ракурсы.

Миф 5: Я в творческом кризисе. Надо поехать в экзотические места, чтобы выйти из него.

У всех бывает творческий кризис время от времени. Один из способов выхода из него – это попробовать увидеть необычное в обычном, новое в знакомом. Выйдите во двор и окиньте его свежим взглядом. Дайте себе задание делать несколько необычных фото в день, придумайте фотопроект на месяц или год. Придумайте тему для ваших фотопрогулок. Снимайте с другими фотографами. Дайте камеру ребенку и посмотрите на мир их свежим взглядом. Как только вы освободите и разовьете свое воображение, вы освободитесь от творческих кризисов!

Миф 6: Я буду снимать лучше с новой лучшей камерой.

Действительно, дорогое оборудование при умелом использовании даст гораздо лучшую картинку, чем простая фотокамера типа «навел и снял». Однако, одна из , переходить на новую технику, не использовав полностью потенциал той, что у вас есть сейчас. Поверьте, в эту ловушку гонки за техникой очень легко попасть, но большинство из нас никогда не перерастают своего оборудования. Инвестируйте ваши средства в свое обучение, участие в мастер-классах и воркшопах или отправьтесь в отпуск вместо того, чтобы тратить десятки и сотни тысяч на самые последние модели камер и объективов. Если вы можете сделать и то и другое – это замечательно, но не всегда необходимо. Кроме того, есть много плохих фотографий, снятых на дорогие камеры и есть потрясающие работы, снятые на iPhone. Это вам пища для размышлений.

Миф 7: Я слишком стар, чтобы учиться пользоваться цифровой камерой.

Если у вас есть силы, чтобы держать фотокамеру и нажимать кнопку спуска затвора, вы можете научиться пользоваться цифровой камерой. Фотография – это страсть на всю оставшуюся жизнь. Никогда не бывает слишком рано или слишком поздно, чтобы начать!

Миф 8: Я зарабатываю фотографией. Я уже знаю все, что нужно об этом ремесле.

Ничто так не далеко от истины! Если вы думаете, что знаете все, вы перестанете расти и развиваться. Мир фотографии является настолько захватывающим и меняется такими быстрыми темпами, что вам всегда нужно быть в курсе новых технологий, техник и трендов и изучать их.

Миф 9: Мне нужно иметь сотни фото в портфолио, прежде чем я смогу показать свои работы клиентам.

Это просто не соответствует действительности. Что верно и действительно важно, так это стремление показать только лучшие работы. Качество всегда важнее количества.

Миф 10: Быть фотографом – это гламурная и творческая работа.

Может быть в кино это и так, но в реальной жизни все по-другому. Большинство фотографов не сразу понимают, сколько рутинной и неинтересной работы придется проделывать, как только фотография из страсти станет профессией. Для большинства из нас это 80% бизнеса и 20% съемки. Это верно для любого художника, нужно быть реалистами.

Миф 11. Все, что нужно для успеха – это талант.

Звучит заманчиво. Но вы слышали такое выражение, как «голодный художник»? Талант, при его наличии, является безусловным преимуществом, но без деловых навыков его не продвинуть. Бизнес и маркетинг являются жизненно важной частью успеха любого фотографа. Если вы в этом мало понимаете, нужно воспользоваться чьей-либо помощью или нанять кого-то для этого.

Миф 12. Профессиональные фотографы лучше, чем любители.

Тот факт, что некоторые фотографы зарабатывают деньги с помощью своих фотографий, не делает их работы лучше. Успешный профессионал может предложить стабильное качество работы. Я вижу работы так называемых фотографов-любителей каждый день, некоторые из них намного лучше работ профессионалов. На самом деле профессиональные фотографы рискуют потерять страсть к своему ремеслу, если работа станет рутиной, и это отрицательно будет сказываться на качестве их работ. Для профессионалов очень важно находить время для своих личных творческих проектов, чтобы поддерживать в себе эту страсть.

Этот список можно продолжать, поэтому не стесняйтесь писать свои комментарии!

15965 Свадебная фотография 0

Я долго думал, с чего же начать наш первый урок. Что наиболее важное в самом начале, что станет основой всего курса? Сложный вопрос. Пожалуй, начнем мы со стереотипов и заблуждений, циркулирующих как в среде фотографов, так и среди заказчиков. Почему именно с этого, спросите вы? Ну во-первых, чтобы быть готовыми эти слухи опровергнуть - в беседе с заказчиком и в работе с ним уже во время свадьбы. Во-вторых, чтобы не было заблуждения относительно того, что будет делать и не будет делать фотограф на свадьбе.

Итак, распространенные мифы о свадебной фотографии, которые необходимо опровергнуть, прежде всего - для того, кто собирается стать свадебным фотографом или кто собирается под венец.

Миф первый : У свадебных фотографов не бывает хороших портретов.

Возможно, некоторые фотографы, в целях защиты себя от возможных неудач при съемке на свадьбе, "пугают" (вежливо предупреждают) невест и женихов, что не будет хороших портретов, и вообще - фотографии не будут такими красивыми, как традиционные, студийные. На самом деле, многие свадебные фотографы создают прекрасные портреты и работают с постановочными кадрами, если этого захочет клиент (об этом мы говорили с вами во введении к нашему курсу). Портреты свадебных фотографов, если говорить о не постановочных кадрах, имеют более естественный вид, при этом оставаясь художественными, т.к. хороший фотограф всегда фиксирует интересные композиционные элементы и моменты в окружающей среде, атмосфере праздника.

Фотограф рассказывает историю любви, историю свадьбы, и портреты будут полноценной частью этой истории.

Миф второй : Свадебный фотограф не использует искусственное освещение.

Это не соответствует действительности. Хотя стоит отметить, что свадебные фотографы принимают все меры для того, чтобы не нарушить лишний раз таинство момента присутствием, наприм ер, импульсного источника света или отражателя. При этом нужно убедиться, что искусственный свет не испортит данный снимок. Для этого применяются разнообразные методы освещения, например, использование отраженного света. При грамотном использовании этих приемов, глядя на фотографию, нельзя сказать - была вспышка использована или нет. При этом, конечно же, максимально используется естественное освещение.


Миф третий : Фотографии получаются зернистыми и размытыми.

Действительно, многие опытные фотографы специально создают размытое изображение для передачи движения в кадре, при этом подавляющее большинство их фотографий четкие. Размытые или зернистые фотографии могут являться только продуктом намеренных художественных приемов съемки, а не недостатком профессионализма.

Миф четвертый : Фотографии получаются скучными, так как фотограф не выбирает фон.


Миф пятый : Любой фотограф может стать свадебным.

Свадебный фотограф - это фотограф, который снимает с использованием нестандартного, творческого подхода, при котором изображения стараются сделать спонтанно, чтобы подчеркнуть моменты и эмоции. Это не фотографирование всего подряд как из пулемета, надеясь, что из множества снимков, по теории вероятности, найдется парочка достойных. Свадебная фотография - это высокие профессиональные навыки с использованием профессионального оборудования, стиль «снайпера» и, если хотите, талант, помноженный на отточеную способность рассказать о событии.

Миф шестой : постановочные портреты на свадьбе не нужны, пусть фотограф ловит момент.

Согласитесь, что история свадебного дня была бы неполной без настоящей портретной съемки. Грамотно срежиссированный портрет является прекрасным примером действительно искусной свадебной фотографии, сделать которую очень даже непросто. Некоторые невесты и женихи думают, что сложные постановочные портреты им не нужны и не хотят приложить немного усилий и времени для их получения. На самом деле такая категория людей просто не догадывается о том, насколько приятно им будет в последствии иметь подобные изображения.

Так же это касается родственников, которые много времени отдают на организацию самой свадьбы и которые скромно отходят в сторонку, говоря, что они нефотогеничны. Все люди прекрасны с своем естественном состоянии, особенно когда они испытывают приятные эмоции и спокойно, ничего не скрывая, выражают их. В конечном итоге, всем и каждому будет приятно иметь замечательный семейный портрет, который будет радовать своим присутствием в доме многие и многие годы.


Теперь, когда все мифы развеяны и немного приоткрылся занавес скрытой стороны работы свадебного фотографа, приступим к его выбору, выбору фотографа на свадьбу. Да-да, именно так:). Эта часть урока полезна для молодоженов, но и не менее интересна для фотографов, ведь именно вас будут оценивать и выбирать для работы на свадьбе, именно вам предстоит убедить заказчиков, что ваши услуги - лучший вариант! Через эту призму мы постараемся показать некоторые аспекты профессии.

Итак, молодые подали заявления в ЗАГС. И наступает время выбора места проведения мероприятия, свадебных нарядов и поиска фотографа себе на свадьбу. И первое, что они делают - это спрашивают своих знакомых. Приблизительно в 90% случаев среди этих знакомых оказывается фотограф (назовет его, скажем, дядя Вася), готовый сделать свадебные фотографии по дружбе ("бездваздмездна, т.е. даром!", как говорила Сова в известном мультфильме) или за достаточно низкую цену. Заманчиво? Конечно! Но молодым не стоит торопиться.

Дядя Вася нравится всем - он хороший мужик, и все в восторге от него. Он знает много свадебных приколов, ибо опыт застолий за его не столь уж и долгую жизнь у него огромный, и у него есть просто потрясные снимки этих застолий (варианты - вечеринок в клубе, дней рождения, корпоративов). Что вы скажете, если он снимет Вашу свадьбу? К тому же, у него есть классная большая полупрофессиональная (как сказал дядя Вася) камера (а есть такая?), и он говорит, что ему не нужны деньги - фотосъемка будет его свадебным подарком вам! Здорово! Звучит убедительно. Это даже слишком хорошо, чтобы быть правдой. Естественно, этот вариант рассматривается как основной и, кажется, что больше не о чем беспокоиться. В конце концов, кто откажется сэкономить. И тем не менее...

Проблемой данного подхода является то, что молодожены, как клиенты, ожидают от дяди Васи такие же результаты, как они видели в альбомах знакомых, сделанные профессиональными свадебными фотографами. Ведь каждый, у кого есть большая фотокамера - фотограф, верно?! И если это так, то почему бы не сэкономить деньги?!

Это правда, что любой человек может нажимать на кнопку спуска затвора, но есть очень большая разница в результатах, в зависимости от того, кто это будет делать. Свадебная фотография, по моему мнению, является одной из наиболее сложных и ответственных дисциплин в фотографическом искусстве. Фотограф должен быть подкован по многих направлениях, ведь у него не будет шанса переснять что-либо после завершения свадебного торжества.

Так в чем же отличия дяди Васи от профессионального фотографа? Почему нужно понимать, что ожидания результата от работы дяди Васи не могут быть оправданы? Какие преимущества есть у профессионального фотографа? Сделаем небольшое сравнение. А результаты представим, для наглядности, в виде таблицы.

дядя Вася

п рофессиональный фотограф

Опыт в фотографии

Делает замечательные фотографии семьи, цветов, закатов и птичек на озере.

Всегда носит камеру с собой и даже окончил курсы по фотографии лет 5-10 тому назад.

Любимый режим камеры - AUTO. Любит писать на форумах о преимуществах той или иной камеры или объектива.

Говорит, что покупка внешней вспышки - это бред, ведь и встроенной хватает практически в любой ситуации.

Делает еженедельно примерно от 3000 до 100000 кадров. Знает, как снимать в любой ситуации темные аллеи, солнечные пляжи, в церкви, в дождь или в снег. Может легко настроить камеру с закрытыми глазами в любой ситуации. Эксперт в использовании естественного и искусственного освещения - отраженного света, заполняющей вспышки, видео света.

Владеет знаниями в области фотожурналистики, портретной фотографии, креативной постановки и композиции. В курсе всех современных трендов в свадебной фотографии.

Несколько раз в год посещает мастер-классы выдающихся фотографов.

Является членом профессиональных ассоциаций и клубов.

Опыт в свадебной фотографии

Снял несколько свадеб Вашим знакомым.

В основном фотографирует тех людей, с которыми знаком.

В самый нужный момент беседует с рюмкой "чая" с соседом по столу, и, употребив, просит повторить момент "для истории".

Снимает в среднем 30-50 свадеб в год. Может показать множество примеров его работ с недавних свадеб. Имеет достаточно

опыта, что бы помочь разрешить любой вопрос, который может возникнуть в течении свадебного дня.

Снимал маленькие и большие, традиционные, выездные, современные, национальные и любые другие виды свадеб.

Знает "что и за чем" идет на протяжении свадебного дня.

Знает, где необходимо быть, чтобы заснять самое интересное с самого выгодного ракурса и всегда имеет в виду любые непредвиденные обстоятельства. Имеет подход к каждому участнику свадьбы.

Знает, как обеспечить максимальное качество изображения в любых, даже самых сложных условиях съемки.

Обычно работает либо в паре с другим фотографом, либо с ассистентом.

Используемое оборудование

У него большая камера, которую он называет "полупрофессиональной", и которую он подарил себе на свой День рождения, но вот прочитать инструкцию так и не смог.

Один, максимум два объектива на все случаи жизни.

Возможно, есть внешняя вспышка, но прочитать инструкцию все так же нет времени.

Снял аж 5000 фотографий за последний год в отпуске, а-ля "моя семья на фоне пирамид".

Запасной фотоаппарат - а зачем? - можно использовать телефон. В крайнем случае, можно одолжить фотоаппарат у кого-нибудь из гостей.

Инвестировал от 10.000$ и более в оборудование, камеры, профессиональную оптику, световое оборудование, карты памяти с резервным копированием и другое вспомогательное оборудование.

Использовал оборудование на десятках съемок и знает его вдоль и поперек. Постоянно обновляет оборудование. Следит за ним и держит его в чистоте и порядке, откалиброванным и всегда готовым к съемкам.

Всегда носит с собой как минимум еще один полный комплект запасного оборудования. Делает двойное резервирование фотографий, полученных на свадьбе (запись сразу на 2 карты памяти или копирование на ноутбук).

Постобработка, гарантии, договор,
результаты работы

Экспозиция? Обработка?? Пост... что??? Какие гарантии!? Какой договор!? Мы же друзья (родственники, коллеги, др. варианты)!

За углом печатают классные фотоальбомы по низким ценам, да и зачем обращаться в какую то типографию, когда в любом супермаркете можно найти минилаб. А красивый альбомчик там же подберем!


Вложил несколько тысяч долларов в высокопроизводительный компьютер и качественный монитор с идеальной цветопередачей.

Благодаря многолетней практике и доскональному изучению программного обеспечения обработка, каталогизация, отбор, редактирование и ретушь становится приятным и творческим занятием. Участие в профессиональных семинарах и обменах опытом с другими фотографами.

Нацелен на результат и создание альбомов, которые можно с гордостью показывать и детям, и внукам.

В договоре учтены все нюансы, вплоть до сроков сдачи материала со свадьбы и в каком виде он должен быть.

Сотрудничает с лучшими типографиями и знаком со всеми нюансами производства и печати книг для достижения впечатляющих результатов.

Мнение эксперта курса, Светланы Головиной, фотографа ТО "Vision": Отличный получился урок! Он рассматривает основные аспекты, на которые стоит обратить внимание при выборе фотографа на один из самых ответственных и радостных дней в жизни - вашу свадьбу. И, безусловно, урок полезен для тех, кто намерен стать свадебным фотографом. На мой взгляд, все моменты изложены верно, но от себя хотелось акцентировать внимание на еще один аспект.

При выборе фотографа (так же как и фотографу при первой встрече с молодыми) стоит обратить внимание на человеческий фактор, а именно: удаётся ли вам наладить контакт, появляется ли при вашем общении дружественная, непринужденная атмосфера. В первую очередь, именно фотограф при любом возникшем недопонимании должен найти подход к клиенту, разрядить обстановку, поднять настроение, подбодрить, развеять сомнения.

В моей практике был случай, когда клиент, отказавшись от моих услуг, позднее признался, что очень пожалел о своем выборе в пользу другого фотографа - профессионального, с прекрасным портфолио, но на деле - несносного грубияна, которого даже не пустили в банкетный зал. Он весь съемочный день был крайне высокомерен, не стесняясь в выражениях грубил невесте, довел её до слёз, не смог найти общий язык ни с молодыми, ни с видеооператором, что крайне затрудняло весь съемочный процесс. В итоге настроение жениха и невесты было испорчено в такой важный для них день.

На данном примере я хотела показать, что фотографу иногда нужно немного спрятать свою «корону» и стараться быть более приветливым, даже если вдруг клиент ему не совсем приятен по тем или иным причинам. А если все же контакт не ладится, думаю, рисковать не стоит, как молодым, так и фотографу, лучше расстаться на самом старте, чем потом таить обиду за неоправданные ожидания.

Психологическим особенностям работы свадебным фотографом стоить уделить отдельный урок.

Конечно же, Светлана, мы так и сделаем!

Подведем итоги нашего первого урока? После всего прочитанного, я думаю, у вас не осталось сомнений в выборе: стать ли свадебным фотографом или нет, работать с профессионалом на своей свадьбе или нет. А это и было целью этого занятия!

Просто учитывайте возможные последствия такого выбора. Всем остальным - наши поздравления! Теперь вы знаете, какими навыками должен обладать профессиональный свадебный фотограф, и дело осталось за малым - найти его или стать им!

На сегодня - все. Всего Вам фотографического!! Не забывайте, что все вопросы, возникающие при изучении наших материалов, мы ждем от Вас на сайта.


Доброго времени суток, друзья!
Раз вы читаете эту статью, то, с большей долей вероятности, к такому делу, как фотоискусство, дышите вы не очень ровно. В этой статье я хочу развенчать популярные мифы о фотографии, которые вы часто можете встретить в статьях для начинающих фотографов.
Я просто нашла по запросу несколько десятков таких статей, выписала самые страшные пункты и попробую их разобрать. (Да простят меня авторы). Дело в том, что я сама в начале своей карьеры часто наступала на эти грабли, и некому было меня с них поднимать и объяснять что да как. Так что надеюсь мой опыт пригодится кому-то. Поехали! :)


1. Raw формат дает возможность изменения баланса белого в процессе обработки фото. А это значит, что во время съёмки мы можем не тратить время и нервы на настройку баланса белого, выставив приблизительные значения или режим автоматического замера и плюс иметь право на ошибку.


-Утверждение, что Рав за тебя и ББ исправит и борщ разогреет, в корне неверно. Он может спасти фото, если автобаланс его испоганил, а времени выставлять что-то не было. Но для хорошего и качественного снимка ББ должен быть идеальным, или хотя бы приближенным к идеалу, если не хотите растерять все цветовые нюансы. Лучше таскайте с собой серую карту, либо найдите на локации нейтрально серый участок, сфотографируйте и настройте ББ вручную с поправкой на него. (Если карты серого нету используйте окружение. Это может быть стена или асфальт, а может, чья-либо одежда, главное чтоб она была нейтрально серого цвета и не содержала вкраплений других цветов).

2. RAW прощает ошибки экспозиции. Везде пишут, что плюс-минус три ступени экспозиции, но это, конечно, перебор. Большинство своих ошибок в экспозиции находятся в диапазоне плюс-минус 0,5 ступени и корректируются без каких бы-то ни было последствий для качества фото.

Верно. Но стоит учитывать, что даже рав не простит вам переэкспонировки (засветок, проще говоря). А чем темнее файл, который вы решили высветлять программно - тем больше шума вы получите на итоговом кадре. Лично по моему опыту - адекватно вытягиваются файлы до 1 стопа на засвет, и около 2 стопов на недоэкспонирование. Если нужно вытягивать больше - подумайте, настолько ли вам нужна вообще эта фотография.

3. Raw файл имеет больший запас по растяжению фото до большого формата. Не все фотографии станут постерами метр на метр, но если мы захотим отправить наши файлы на широкоформатную печать, то лучше обратится к RAW-исходникам, чем плеваться в сторону артефактов растянутого JPG-га.

Просто нелепица какая-то. В первую очередь максимально возможный уровень растяжения для печати задает физический размер и разрешение матрицы вашей фотокамеры, если опустим часть с подсчетами, то мы имеем на выходе - файл фотографии с некоторым размером сторон в пикселях, вот он то нас и интересует. Возьмем наглядный пример: Фото размером 3,200 x 2,400px при 300dpi (Пиксели на дюйм) можно распечатать в размере 20x27см. Увеличить этот размер мы можем имея камеру которая выдает фотографии большего размера, либо уменьшением параметра dpi - Это раз. Во вторых - на кой черт вам печатать унылые серые равы? Если ваше фото прошло обработку - просто сохраните его в TIFF или PSD формате и печатайте сколько влезет. И да, я знаю о чем вы думаете. Нет - вы не можете сделать из фото, изначальный размер которого 600px - высококачественную фотографию с размером как у какого-нибудь Hasselblad, который делает снимки около 7000px по длинной стороне, только лишь растянув ее в фотошопе. Не сработает, серьезно.

4. Вы, вероятно, уже слышали термин "Портретные объективы", их так называют потому, что портреты, снятые с расстояния 70-115мм смотрятся лучше всего.
Скорее нет, чем да. Это дело вкуса. Используйте любые объективы. На ширик или фишай, например, (до 35мм) получаются крутые комичные портреты. Вы можете снимать на такой объектив животных и портреты людей с яркими эмоциями, также арт (вспомните серию Тима Уокера (Tim Walker) по мотивам работ Иеронима Босха (Jheronimus Bosch), как отличный пример использования fisheye объектива в фешн фотографии).
Классический же художественный портрет подразумевает под собой использование стекла с фокусным расстоянием 35-85мм. На такие стекла снимают классики и многие нынешние портретные фотографы.

85-135мм - ФР, которое отлично подходит для бьюти и клоуз-ап (крупные планы глаз/губ, также макро фотография). Однако учитываейте, что ФР более 100мм - сильно съедает натуральные перспективные искажения, и заместо лица человека вы можете получить замечательнейший плоский блин, а потом долго убеждать плачущую модель, что она не толстая. По поводу 200мм и более, даже говорить ничего не буду, такой объектив создан для съемки, когда нужно снять что-то издалека. Птицу или дикого зверя, к примеру. И портреты, конечно, на такие стекла снимаются, но, скорее, носящие репортажный характер, и не заботящиеся о том, чтоб человек выглядел похожим сам на себя. Вот мой любимый пример, очень наглядно:

5. Нарушайте правила композиции. (в статье было неоднократно упомянуто правило третей) Когда вы фотографируете портрет, чтобы получить хороший результат, очень важны правила композиции. Однако, также важно знать, когда их стоит придерживаться, а когда нет. Ведь правила в фотографии сделаны, чтоб их нарушать. Часто, нарушив какое-нибудь правило, вы можете получить лучший результат.

Легко нарушать не зная. Во первых - забудьте о правиле третей. Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. Судя по его работам, его сложновато назвать великим мастером.
В общем, я обязательно сообщу, когда узнаю как так вышло, что правило третей популяризировали и кто настолько вдолбил его людям в голову. Хорошая композиция не имеет ничего общего с расположением объектов на пересечении неких линий. Глазу приятна та композиция, которая легко воспринимается, в которой нет отвлекающих элементов. Также вы можете смело забыть о золотом сечении, ибо математика также не имеет ничего общего с созданием визуальной гармонии. А вот ритмика, симметрия, связи, равновесие, напряжение - это то что нам нужно.

6. Покупка конкретного фотоаппарата (модель камеры имеется в виду), вероятнее всего, оставит вам простор для роста только в рамках конкретной оправы объектива.


Давным давно придуманы переходники. И с Canon на Nikon, и с Pentax на подзорную трубу. Нет, серьезно. И такие есть. Но что более того - у многих производителей объективы плюс-минус похожи, а то и вовсе копируют друг друга. Так например, в линейке всех известных производителей и даже китайцев есть весь необходимый набор коммерческих стекол. Так что никто вас не обделяет возможностями.

А если же коммерческие вам не в душу, то всегда есть возможность купить переходник и поставить любое другое стекло на любую тушку. Те же Гелиос, Зенитар, Пеленг, Юпитер, Рубинары, Такумары, Цейсы и иже с ними, о которых каждый уважающий себя арт фотограф обязан грезить. Или вовсе экзотику найти, если уж душа лежит к эксклюзиву.
Плюс - цены на старое стекло не кусаются, а минус один - фокус придется крутить ручками:))
7. Отсутствие резкости – одна из основных причин брака фотографий. Можно даже сказать, что не резкие кадры – худшее что может случиться с фото. Нерезкость заметна не только профессионалам, но и простым обывателям, для которых такое фото становится не интересно..
Ой, все! А работы Паоло Роверси в журнале Vogue видели, а Альфреда Стиглица (Этот неоднократно бомбит топ самых дорогих фотографий в мире с его музой и размазанными кадрами. Стоимость этих работ около 1,5млн долларов), Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Питера Линдберга с некоторой периодичностью. В общем, сами найдете миллион нечетких примеров при желании, в том числе на страницах современного мирового глянца, а вот в нафиг никому не нужных региональных изданиях такого вы точно не встретите, разве что в рамках косяка фотографа. Совпадение? Не думаю.
Подытожим:
Отсутствие фокуса, четкости, а также такие недуги, как шум, шевеленка, подмерзшее зеркало, заляпанный объектив и прочие радости жизни можно использовать как художественный прием. Ба-Дум-Тсс!

Photography of Tim Walker

8. Главное в портрете - Ретушь глаз (Ретушь губ/носа/селезенки) Глаза как зеркало души всегда притягивают максимум внимания, потому вам стоит обратить внимание на то, чтобы они были хорошо отретушированы.
Тут меня напугала не сколько та ванильная ахинея, которую несет автор, сколько сам факт надобности ретуши глаз. Глаза отретушируем, а прыщи оставим! Ура!
Да, глаза притягивают внимание, как и все лицо в целом. Человек видит знакомые очертания и понимает, что перед ним портрет такого же человека и интересуется им - ну, тут все понятно, психология. Непонятен тот факт - чем же отличается ретушь глаз от ретуши всего остального и почему именно ей нужно уделять внимание. Да, и вопрос на засыпку - Всегда ли нужна ретушь?... :)


Irving Penn | Mascara Wars

_____________________

Я надеюсь, что данная статья вам поможет в проведении ваших съемок, а ваш опыт подскажет вам выход из всех возникающих в процессе ситуаций!
Копалась в куче хлама, как всегда, я. Заслуживает репоста, между прочим, ну.


http://ilonaveresk.com/
Фотограф, арт-директор, продюсер рекламных фотосъемок Ilona D.Veresk. Москва 2017

Давайте дружить соцсетями!
Instagram

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png