С какой стороны подобраться к незнакомому языку? Делать упор на грамматику или на разговорные навыки? Немного интересных идей о традиционных и не очень способах погружения в иностранную речь.

Классика жанра

Первый метод изучения языка можно назвать классическим. С ним нас знакомят в школе. Нам рассказывали правила грамматики, мы расширяли лексикон, в упражнениях мы закрепляли эти правила.

Эта методика применялась, когда я учил немецкий, английский, китайский, японский и, сейчас, в тибетском.

Это метод можно назвать формальным. Вы учите форму, вырабатываете у себя навыки, учитесь одеваться в одежду другого языка. Здесь применяется чаще не конкретно-образное мышление, а абстрактное. Мы изучаем язык как бы со стороны, изучаем его законы, а потом тренируемся на материале.

Все бы ничего, да только способность переходить от абстрактного к конкретному не так-то и проста. Можно надолго застрять в концептуальном уровне, так и не познав жизни.
Зато станешь асом-теоретиком, гиком или техническим специалистом. Всякое может в жизни случиться.

В целом такой подход в обучении приводит к тому, что мы много знаем, но мало применяем. А в изучении иностранных языков - к тому, что ты его не выучишь, скорее всего.

Всё-таки язык - это что-то живое, а не набор сухих правил.

Общение

Вторым методом изучения языка стал метод коммуникации.

Мы садились в круг вместе с преподавателем, который был координатором, а не лектором. С первого же урока мы беседовали друг с другом на разные темы в рамках той или иной ситуации. Ситуации и набор реплик задавал учебник.

Это изучение языка через речь, языковые игры. Контекст задавал правила, а ученики в игровой форме, но по-настоящему составляли фразы, задавали вопросы и отвечали. Можно сказать, что они проживали, а язык был одним из средств.

Язык учился по ходу, и лексика, и грамматика. Правда, последней мало уделялось внимания, если сравнивать с первым методом.

Этот подход даёт больше свободы. Свободу от формальностей, свободу играть, проживать и чувствовать. Здесь речь течёт раздольно. Никто тебя не одёргивает за ошибки. Ты летишь и крылья расправляются. Ты дерзаешь и уверенность в своих силах растёт, а вместе с ней - мотивация двигаться дальше.

Можно подумать, что этот метод слишком сосредоточен на конкретном и мало на отвлечённом. Но общение даёт столько сил, что проштудировать грамматику не составляет особого труда.

Когда я учился так, был лишь один недостаток, не было носителя языка, чтобы брать с него пример, а не придумывать свой эталон.

У меня было мало занятий по такому методу, чтобы посмотреть к чему он приведёт. Зато родилась мотивация на многие годы.

Трудности перевода

Третий метод входит в классический набор, но давайте его выделим в отдельный. Это перевод на родной язык иностранного текста.

Здесь важно переводить не ради изучения языка, а ради того содержания, которое вы хотите узнать. То есть, иметь заинтересованность в том, что будете читать.

Например, вы искусствовед и нашли биографию любимого художника, а переводов нигде нет, а прочитать-то хочется, вы берётесь и переводите. Узнаете много чего про художника и заодно язык учится. Конечно, поначалу можно и без интереса к тексту переводить, но с определённого этапа заинтересованность в содержании будет равно успеху в освоении языка этим методом.

И никаких адаптированных текстов! Это слишком отвлечённо, так как в одиночестве с книгой что-то там можно не туда. А если это будет ещё и не оригинал, а отредактированное чтиво, то все, деньги на ветер. Это машина, это смерть мотивации.

Каллиграфия - наше все

Четвёртый метод я использовал, когда учил китайский язык. Переписывание иероглифов, ничего сложного. Это метод для этого языка. Ты как художник оттачиваешь мастерство и запоминаешь иероглиф. Необычные ощущения возникают, когда много раз кистью и тушью нарисуешь один и тот же иероглиф. Да, похоже на каллиграфию.

Китайский недолго был в моей жизни, и я тоже не могу сказать вам, к чему привело бы его изучение описанным образом. Зато, модификацию этого метода я применил в изучении тибетского.

Модификация заключалась в том, что я переписывал или набирал на компьютере не одно слово много раз, а просто текст. Текст - это же что-то осмысленное. Так или иначе, к семантике ближе, чем просто формальная зубрёжка. Этот метод позволяет стать смелым в язык, письменность которой нам незнакома. Так я стал на «ты» с тибетским.

С нашим сознанием, заточенным на кириллицу и латиницу, тибетский трудно воспринять. И переписывание - это такой обходной манёвр, чтобы обмануть наш ум и сделать привычным то, что таким не является.

Ум думает, ну раз я это написал, значит, это уже часть меня. Конечно, это далеко не так, но первые барьеры будут сняты.

Слышу и пою

И, наконец, пятый метод!

Этот метод основан на аудировании или повторении за носителем языка. Визуальное повторение четвёртого метода не сравнится с аудиальным. Визуальное повторение так не затрагивает нас так глубоко. Глубоко, значит, до ощущения души языка, переливов речи, структуры языка. Язык начинает оживать и перестаёт быть набором сухих правил.

Я часто слышал, что люди думают на иностранном языке. У меня такого не было, потому что 2 и 5 метода было мало в моей практике. Второй - был недолго, когда учил английский. Пятый метод я стал применять недавно в изучении тибетского и результаты не заставили себя долго ждать.

Кстати, моя учительница тибетского так и выучила его. Теперь является переводчиком, преподавателем и разрабатывает авторский курс изучения.

Раньше я не любил метод повторения, видел в нём механистичность, которая казалось тупой и неэффективной. Оказалось, что повторение бывает двух видов формальное и музыкальное. Первое ориентировано на глаз-руки-ум, а второе на ухо-рот-сердце. И результаты одного и того же метода диаметрально противоположны.

Подтверждение этому методу я нашёл сначала у Франка (чтение по Франку), а потом ещё ближе подошёл к истине наткнулся на группу в ВК «Испанский по методу сторителлинг». Особенность этого метода в том, что вы слушаете и повторяете законченные истории. В повествовании больше жизни и семантики, чем просто диалоги.

К сожалению, я пока не нашёл историй на тибетском, чтобы так его учить. Также у меня нет друзей, кто бы учил тибетский и с кем бы можно было общаться. Поэтому два самых живых метода у меня страдают. Один в отсутствии материалов. Другой в отсутствии единомышленников. Выкручиваюсь как могу.

Как выучить иностранный язык?

Эффективное изучение языка зависит от того в каких пропорциях подобраны методы. На мой нынешний взгляд идеально, когда соотношение такое:

Аудирование-повторение - 30%
Общение - 30%

Правила и лексика - 15%
Перевод - 20%
Переписывание - 5%

Суперсекретный ингредиент

Не все языки, за которые я брался, я выучил. Хотя материалов и разнообразных методов очень много - это не единственный фактор, способствующий изучению языка. Что еще важно?

1. Учитель. Без учителя трудно не заблудиться. А заблудившись, уже вряд ли найдешь желание учить язык.
2. Учитель, который умеет мотивировать. Бывает, конечно, не умеет, но мотивирует. Наверно, любит, что делает и сам учится.
3. Единомышленники. Когда вокруг хаос интересов, и эти интересы… не буду давать оценку. То трудно удержаться в одиночку, против течения.
4. Мотивация. Если хорошенько не ответишь себе на вопрос зачем. То, скорее всего, рано или поздно плохо кончишь, остынешь к учебе.

Иногда студенты обращаются к преподавателю иностранного языка с таким вопросом. Прежде чем дать им ответ и высказать свое мнение, эксперты — лингвисты и методисты просят студентов ответить на следующий вопрос:

ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА?

Приведу ответ студентки, которая изучает английский онлайн. Она рассказала, что искала групповые занятия в языковой школе, но также хотела заниматься с преподавателем индивидуально. В итоге, она остановилась на онлайн занятиях , потому что это оказалось удобно, так как это позволяет заниматься из дома и в любое время. Она также сказала, что начала изучать язык исключительно для себя. Ей не нужно сдавать экзамены или использовать его на работе. Т.е. изучение английского языка стало своего рода увлечением, которое разнообразило ее жизнь. Она занимается один раз в неделю по 45 минут, но занятия языком доставляют ей удовольствие, кроме того, над ней не висит дамоклов меч установки: надо! Она не чувствует эмоционального напряжения ни на уроке, ни после него. В течение недели она повторяет все, что было сделано в виртуальном классе, слушает аудио записи, выполняет домашнее задание.

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Спросите любого преподавателя, что его огорчает в работе со студентами, и большинство скажут вам, что это своего рода гонка, в которую попадают почти все студенты, изучающие иностранный язык. Часто это происходит, потому что они вынуждены строго следовать определенному графику, установленному языковой школойили курсами. В их рекламных объявлениях написано, что на курсах практикуется индивидуальный подход, а занятия проходят в небольших группах. Но во многих случаях, оказавшись в аудитории, студенты сосредоточены на выполнении определённых упражнений, но не на самом языке. А ведь изучение языка - это еще и изучение культуры, новый взгляд на окружающий мир. В чем это выражается? В выборе новых книг англоязычных авторов, новых песен и исполнителей, если вы увлекаетесь музыкой, это просмотр новых фильмов на языке оригинала, знакомство с зарубежной кухней, знакомство с людьми из стран изучаемого языка. И это лишь несколько примеров того, как происходит знакомство с иностранным языком через культуру.

Изучение иностранного языка должно происходить параллельно с открытием новых культурных реалий, новой языковой среды. Иностранный язык – это не просто набор новых слов и правил, это новый мир, который позволяет овладеть языком. И требуется время, чтобы изучение языка проходило именно в таком направлении. А как быть, если студент говорит:

МНЕ НУЖНО ВЫУЧИТЬ ЯЗЫК В СЖАТЫЕ СРОКИ.

Такая ситуация встречается часто, и тогда многие эксперты в области методики преподавания дадут следующий совет: помимо уроков сделайте язык частью вашей повседневной жизни. Если вы любите танцевать, выбирайте видео с англоговорящими исполнителями. Можно не только практиковаться в чтении текстов песен, но и заучивать их наизусть. Если вы увлекаетесь кулинарией, спортом, путешествием, рисованием и т.д., вы всегда можете найти тематические публикации на сайтах СМИ и телевизионные программы на английском языке.

В чем идея такого подхода? Ответ простой: если вы увлечены каким-либо предметом, вы пытаетесь как можно больше о нем узнать. А при изучении иностранного языка появляется возможность получать интересующую вас информацию на другом языке.

Старайтесь как можно больше узнать о стране или странах, в которых говорят на языке, который вы изучаете. Например, вас могут заинтересовать история, флора и фауна, памятники, города, промышленность, образование, туризм и т.д. Также, важно общаться с носителями языка, и для этого совсем необязательно выезжать в страну изучаемого языка, потому что найти носителей языка можно на различных языковых и профессиональных форумах. Самое главное, нужно заниматься языком так, чтобы вам не было скучно, и чтобы процесс не был утомительным.

Процесс изучения языка не может зависеть только от преподавателя , который, конечно же, контролирует процесс. Многое зависит от вашего отношения к языку и его изучению. Важно помнить, что для того, чтобы выучить язык недостаточно записаться на курсы и посещать занятия. Недостаточно также внушать себе, что «я учу язык, потому что без языка у меня не будет будущего.» Вы должны признаться себе, что вы занимаетесь языком не для того, чтобы пополнить словарный запас и овладеть грамматикой языка, вы занимаетесь языком, чтобы интегрироваться в другую культуру и стать ее носителем.

Существует множество способов и методов как для эффективного изучения карт Таро, так и для извлечения пользы и получения положительных эмоций. Как и предыдущие упражнения, эти методы следует использовать регулярно, даже после нескольких лет п (учения карт Таро. Вот несколько золотых правил, о которых следует помнить как во время изучения курса Таро, так и по его окончании:

Помните, что вы никогда не сможете узнать о Таро абсолютно все. Это огромная система, к которой всегда есть что добавить и которую всегда можно переосмыслить на ином уровне.

Время от времени рассматривайте карты Таро взглядом новичка, для того чтобы избавиться от стереотипов.

Путешествие под названием «Таро» не имеет конечной точки, но это путешествие к вершине. Наслаждайтесь им и не бойтесь добраться до конца!

Дневник Таро

Дневник Таро - это не просто увлекательный и эффективный способ изучить карты Таро, но также метод фиксирования ваших успехов, мыслей и открытий. Изучая карты Таро, удобно держать все записи в одном месте. Дневник Таро - это хранилище мудрости, которую вы получаете в процессе изучения, а также собственных взглядов и опыта. Если у вас остались записи предыдущих упражнений, вы можете поместить их теперь в чистый дневник (в частности, «изложение миссии» из предыдущего урока) и сделать его своим личным дневником Таро.

Дневником Таро может стать что угодно: простая тетрадь, красивая записная книжка или же блокнот на кольцах. Последний вариант может оказаться самым удобным, поскольку вы сможете распределять записи по секциям и быстро отыскивать нужную вам информацию. Возможно, вам удобнее набирать текст на компьютере, чем писать от руки, однако такой способ будет не очень эффективным при выполнении некоторых упражнений и создании набросков.

Что можно записывать в свой дневник Таро?

Значение карт: это могут быть карты, выбранные вами во время толкования, или же те, которые случайно попали к вам в течение дня; карты, которые вы увидели в книге или Интернете, или же значения, данные картам другими людьми. Поэтому полезно посвятить каждой карте несколько страниц своего дневника.

Рассуждения по поводу карт: это позволяет расширить значение карт и включает в себя, как правило, сцены из фильмов, отрывки из книг и стихов, цитаты, которые могут показаться подходящими и помочь понять значение карты. Вы посмотрели «Звездные войны» - и вам в голову пришла аналогия с картой Смерти? Запишите свои мысли!



Толкования: при возможности записывайте свои толкования, чтобы иметь возможность взглянуть на них позже и понять, насколько точными они были. Этот метод эффективен не только для оценки своих навыков, но и для осознания тех случаев, когда значение карты можно истолковать немного иначе.

Ежедневные наброски: см. упражнение 2.4.

Философия: включает в себя ваши размышления о том, что такое карты Таро, как они работают, как их можно использовать и т. д. Эти размышления будут развиваться по мере того, как вы будете изучать карты Таро, поэтому полезно записывать их хотя бы для того, чтобы разобраться в своих собственных мыслях.

Соотношения: включают в себя элементы астрологии, Каббалы, алхимии и других систем символизма и то, как они относятся к картам. В следующих уроках вы увидите, что существует множество других систем символизма, имеющих отношение к Таро.

Изучение определенных колод карт Таро: если у вас есть несколько колод карт Таро, которые вы хотели бы использовать, подумайте над тем, чтобы завести для них отдельный раздел в своем дневнике. Таким образом вы сможете разграничить изучение символизма определенных колод, которое может изменяться по ходу изучения курса.

Изображения, которые, как вам кажется, особенно хорошо отображают значение карты. Их источником могут быть журналы и фотографии, собранные вместе.

Расклады: включают в себя расклады, созданные лично вами, и расклады, которые встретятся вам в книгах, Интернете или о которых вы узнаете от других толкователей. Постарайтесь посвятить один из разделов своего дневника раскладам, чтобы вы быстро могли найти нужную информацию.

Упражнения: все упражнения, которые, как вы считаете, могут быть полезны вам (включая те, что приведены в данной книге), следует записывать в дневник, чтобы вы имели возможность вернуться к ним в случае необходимости.



Списки книг: если вам посоветовали определенную книгу, но в данный момент вы не смогли ее достать, почему бы не записать ее название в конце дневника и не начать тем самым список книг, с которыми вам бы хотелось ознакомиться? Таким образом, вы, по крайней мере, не забудете название книги, к тому же у вас под рукой будет список, который можно вручить родственникам и друзьям накануне дня рождения! Дневник Таро - вещь личная, и никто не должен видеть его. Он поможет вам развиваться как толкователю карт Таро, предоставляя возможность создавать свое собственное понимание карт. Со временем ваш дневник Таро может даже стать отдельной, полноценной книгой, которая поможет другим в их путешествии под названием «Таро».

Практика толкования

Практика ведет к совершенству. В данном курсе не будет четкого указания, где я скажу вам: «Теперь вы знаете о Таро достаточно, чтобы приступить к толкованию». В идеале вам следует начать прямо сейчас, даже если вы ничего не знаете о значениях карт. Вашей целью не является «правильно указать значение»; ваша цель - ознакомиться с процессом толкования. Вы должны научиться распознавать символы, изображенные на картах, выбирать необходимую информацию. Вы должны научиться вплетать историю в логичность и последовательность, даже если эта история совершенно неточная.

Чтобы иметь возможность больше практиковаться, обратитесь к другу или члену семьи, которые заинтересованы в вашем успехе. Объяснив им, что в данный момент вам нужен «подопытный кролик», вы добьетесь того, что они не будут вас строго судить. Если же вы все-таки сильно нервничаете по поводу толкования карт, есть и другие способы (поэтому - никаких отговорок!):

Можно толковать значение карт для своей собаки или кошки;

Можно толковать значение карт для вымышленных персонажей. Спросите, что они чувствуют на данном этапе повествования, даже если вы знаете ответ на этот вопрос. Вы все равно сможете эффективно анализировать значение карт, а зная концовку рассказа, будете располагать необходимой информацией о том, как карты связаны с действительностью. (Я особо рекомендую Шекспира, поскольку в его произведениях очень много самых разнообразных персонажей, а также различных сюжетов, крутых поворотов событий и загадок.);

Можно толковать значение карт для самого себя.

Упражнение 2.3

Изберите хорошо известного вам персонажа из какого-нибудь рассказа, фильма или сказки: Белоснежку, Золушку, Бемби или Ромео. Теперь вытяните из колоды одну карту, которая будет представлять данного персонажа. Постарайтесь взглянуть на эту карту как на выбранного вами персонажа. Какая сцена изображена? Какие чувства выражены? I" IMIO действия? Какой символизм?

Еще раз напоминаю: если вы не имеете ни малейшего представления и значении карты, описанном в книгах или принятом согласно тра-шциям, - ничего страшного! На данном этапе важно, чтобы вы на-чмлись видеть символизм и образность карты.

Изучение книг

И нашей культуре распространено изучение нового предмета при помощи инструкции, а инструкции чаще всего взяты из книг. С появлением печатной прессы появилась и возможность людям, занимающимся искусством, ремеслами или науками, публиковать результаты своих работ, о которых узнают люди, живущие в других городах и странах. Это грандиозное достижение и развитии человечества используется в мире Таро не меньше, ч. м в других областях, и я настоятельно рекомендую каждому человеку, изучающему Таро, в полной мере использовать эти преимущества.

Возможно, вам не удастся найти в своем районе учителя Таро с хорошей репутацией для занятий в группе или персонально, или учителя, которых вам все же удастся найти, могут запросить слишком высокую плату. В таком случае выручает орошая книга по данной теме, являясь вполне доступным и удобным решением проблемы. Вы можете воспользоваться ею в любое время и в любом месте.

Ныне многие любители Таро обращаются к книгам для получения информации о значении карт, для понимания проницательности и мудрости Таро. Многие полагают, что это - еще одна форма догмы, предлагаемая учащимся. Но то же самое можно сказать и о «одушевленных» учителях Таро и о других способах изучения использования карт. Догма сама по себе встречается не и письменной или устной форме, а проявляется в желании читателя или слушателя принять ее как абсолютную истину.

Таким образом, я советую с самого начала вашего путешествия под названием «Таро» читать как можно больше литературы поданной теме. За последние десятилетия ряд блестящих авторов Таро передали свой опыт, который они приобретали годами, в письменной форме. И хотя ни одна работа ни одного автора не должна быть принята вами как непреложная истина, прочитав значительное количество книг, вы ознакомитесь с разнообразными взглядами, идеями и перспективами. Это откроет перед вами новые возможности, о которых вы, возможно, не догадывались, и позволит развить собственное понимание карт.

Однако полного понимания карт Таро невозможно достичь лишь с помощью книг. Для этого понадобится большое количество другой литературы - необходимо читать самые разнообразные романы, классические произведения, газеты, журналы и т. д. Все они формируют наше мировоззрение и учат быть человечным. Чем больше мы узнаем об окружающем нас мире и о людях, с которыми мы пересекаемся каждый день, тем глубже мы постигаем понятия, изображенные на картах, и тем больше мы становимся готовы передать эти понятия другим.

А если вы не любите читать? Что ж, тогда смотрите фильмы! Смотрите документальные фильмы и программы новостей. Посещайте музеи и галереи. Чем больше вы узнаете об окружающем вас мире, тем лучше. Независимо от выбранного вами способа.

При приеме на работу.

Специалисты, вооруженные English, German, Spanish и прочими языками, всегда рады ходить на работу, ведь их заработная плата в разы всех остальных сотрудников.

Сегодня выучить язык можно как только душе угодно: и по , и с , и в языковой , и с , в , в и . Благодаря таким возможностям все больше людей стремятся к тому, чтобы скорее выучить иностранный язык, преодолев многочисленные барьеры. Позволим себе не согласиться с утверждением, что быстро выучить язык нельзя. Язык выучить можно. Однако быстро выучить язык можно, достигнув определенного уровня, и это тоже плюс. Главное в этом деле – специалист, имеющий желание вам помочь, и личная мотивация, которая будет вести к цели.

Однако при изучении языков стоит помнить о причинах, которые тормозят изучение иностранных языков. Итак, к ним относятся:

  • Родственники и друзья, не поддерживающие ваши начинания (или, скорее всего, завидующие стремлению прорваться в этой жизни). Совет один – начав, идти до конца и слушать свой внутренний голос.
  • Работа, которая занимает большую часть времени. В этом случае довольно сложно настроить себя на дополнительные час-полтора времени два-три раза в неделю. Но тут нужно правильно распределять свои возможности и завести привычку с утра планировать свой день, чтобы потом не оказалось, что свободное время уходит в «никуда». Совет: расставляйте приоритеты, уделяя внимание тому, что важно.
  • Нелогичный подход к изучению языка. Переход от одной формы деятельности к другой должен быть четко сформулирован и продуман, впрочем, как и распределение деятельности должно быть равномерным. Не стоит запоем «решать» учебники, переходя от одного к другому. Позволяйте мозгу переваривать информацию и усваивать ее. Распределяйте все виды деятельности поровну. , переводите, учите , слушайте, уделяйте внимание , контролируйте достигнутые цели.
  • Скука – самый большой враг для изучающих иностранный язык. Нет ничего страшнее ощущения того, что вам неинтересно. В этом случае исчезает мотивация, снижается внимательность, возрастает агрессия, особенно когда материал непонятен. Совет: выбирайте , в которого вы будете влюблены с первой минуты и никогда не ходите к тем, кто заставляет вас скучать на занятиях.
  • Отсутствие практики. Тут многое зависит от самого изучающего язык. Если есть желание, есть и практика, нет желания – нет практики. Все просто. Миллионы сайтов, тонны информации, которую просто нужно бесплатно взять и заниматься, тысячи людей по всему миру, желающие абсолютно бесплатно помочь иностранцу (мне и каждому из вас). Поэтому фраза «Я знаю правила, у меня хороший словарный запас, но нет практики, поэтому ничего не получается в этой жизни» просто заставляет голову разрываться на части.
  • Грамматика – главный «гвоздь» английского языка. Начните с тех правил, которые жизненно необходимы. Это Present Simple, Past Simple и Future Simple. И штудируйте их до тех пор, пока они не станут вам «родными». Только после этого начинайте узнавать, что за зверь такой “Continuous” и “Perfect”.

Помните, что основная трудность – это наше собственное стремление или нежелание оказаться ближе к своей цели!

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png