Фет Афанасий Афанасьевич принадлежит к движению чистого искусства. Приверженцы этого направления считали, что искусству надлежит стоять в стороне от политических и социальных проблем, оно должно существовать не для того, чтобы призывать к чему-либо, учить или решать какие-то проблемы, а ради себя самого. В противовес поэтам чистого искусства гражданские лирики утверждали, что писатель не может быть равнодушным к проблемам, которые есть в стране. Спор этот ведется на всем протяжении существования художественной литературы, но особенно обострился он в годы жизни А.А. Фета - во второй половине 19-го века. Подробный анализ "Я пришел к тебе с приветом" - одного из самых ярких произведений Фета - доказывает, что автор был представителем чистой поэзии.

Тема и идея стихотворения

Определить тематику стихотворений Фета, с одной стороны, очень легко, но с другой - бывает порой непросто. Это связано, во-первых, с тем, что у Фета всего три темы: любовь, природа и красота. Казалось бы, запутаться в них невозможно. Однако порой они так причудливо переплетаются в одном стихотворении, что увидеть, где заканчивается одна тема и где начинается другая, практически невозможно. Именно таким является стихотворение "Я пришел к тебе с приветом".

На первый взгляд, это произведение принадлежит к разряду любовной лирики. Это понятно по первой строке, но дальше Фет продолжает описанием картин весенней природы. Так что же выходит на первое место? Ответить нельзя, так как Фет своим стихотворение в очередной раз показал, что человек и природа неделимы. Все, что происходит в природе с приходом весны, находит отражение в душе каждого земного обитателя.

Содержательный анализ. "Я пришел к тебе с приветом" как произведение чистого искусства

Основное средство выразительности, которое использует автор в этом произведении, - это олицетворение. Вся природа изображена им как некое живое существо. Читатель представляет себе картины весенней природы, то, как проснулся лес от зимнего сна. Таким образом, автор подводит читателя к самой важной для него категории - категории красоты. Красота в первую очередь заключена в природе, а потом уже в человеке, так как он тоже часть природы.

Творчество Фета обладает одной важной особенностью - вниманием к частным деталям. Это легко можно увидеть в данном тексте. Лирический герой заметил все: каждый листик и веточку, он смог уловить даже само настроение, которым наполнен весенний лес. Как ему это удалось? Очень легко, ведь такое же настроение и в душе самого героя. Он готов к тому, чтобы жить, творить, работать и любить.

Средства выразительности

Как показывает анализ, "Я пришел к тебе с приветом" - произведение не насыщенное Автор прибегает к олицетворениям: "лес проснулся", "встрепенулся", "полон жаждой". Есть в тексте метафора - "веет весельем". Вместо теплого весеннего ветерка лирический герой ощущает саму радость и веселье пробуждающейся природы.

Следует сказать, что данное произведение очень созвучно всему тому, что написал Фет о природе. Обычно он немногословен, использует не слишком много средств выразительности, а природу наделяет всеми человеческими качествами.

Афанасий Афанасьевич Фет: стихи о природе и о любви

Итак, в произведениях Фета практически всегда переживания лирического героя перемежаются описаниями картин природы. Какие-либо движения в окружающей среде порождают череду переживаний, воспоминаний. Именно так происходит в стихотворении "Я пришел к тебе с приветом". То же мы можем увидеть в произведении "Дул север. Плакала трава". Однако в этой работе не видно гармонии, счастья. Лирический герой испытывает не самые приятные чувства, он изображен в момент страдания о

Порой автор призывает людей, которые забыли, что они тоже творения божии, обратиться к самой земле за помощью. Подобный мотив мы находим в стихотворении "Учись у них - у дуба, у березы". В нем также есть мотив весеннего пробуждения.

Яркий образец лирики чистого искусства - стихотворение "Шепот, робкое дыханье". В нем Фет Афанасий Афанасьевич воплотил свою основную идею о неделимости всего сущего. Детали окружающего мира тесно сплетены с движениями, эмоциями его лирического героя. В стихотворении нет ни одного глагола, однако из-за этого оно не стало скучным и бессобытийным. Мы видим картину в динамике. Фет использует отглагольные существительные, мы, словно вживую, видим "изменения милого лица".

Выводы

Творчество Фета представляет собой гимн красоте. Он восславил величие показав все ее прекрасные черты. Он не изображал что-то необычное. Темой его творчества становились ежегодные изменения природы, обычные чувства симпатии и любви между людьми. Но поэту удавалось воплотить это в необыкновенно поэтичную форму. Как показал анализ, "Я пришел к тебе с приветом" - стихотворение, на сто процентов соответствующее творческой системе поэта. Как и в других его произведениях, здесь жизни человека и природы показаны параллельно. Если в природе весна, то и у человека в душе наступает пробуждение. Если в мире тепло и красиво, то и человек готов творить и работать, любить и переживать.

Поэзия Фета, не столь широ-кая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Она неповторима по своему мелодическому рисунку, насыщена бесконечными сочетаниями цветов, звуков, красок. В своем творчестве поэт предвосхищает мно-гие открытия «серебряного века». Новизна его лирики ощущалась уже современниками, которые отмечали «умение поэта ловить не-уловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А.В. Дружинин).

Действительно, лирику Фета характеризует импрессионистич-ность (от франц. impersion — впечатление). Это особое качество ху-дожественного стиля, для которого характерны ассоциативные обра-зы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цель-ную и психологически достоверную поэтическую картину. Таковы, по сути, все стихотворения Фета.

Слова у поэта многозвучны и многозначны, эпитеты показывают не столько прямые, сколько косвенные признаки предметов, к ко-торым они относятся («тающая скрипка», «благовонные речи», «се-ребряные сны»). Так эпитет «тающая» к слову скрипка передает не качество самого музыкального инструмента, а впечатление от ее звуков. Слово в поэзии Фета, теряя точный смысл, приобретает осо-бую эмоциональную окраску, при этом стирается грань между пря-мым и переносным смыслом, между миром внешним и внутренним. Часто все стихотворение строится на этой зыбкости значений, на развитии ассоциаций («Ярким солнцем в саду пламенеет костер…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»). В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу в потолок…» целый ряд ассоциаций нанизывается друг на друга: кружок от лампы на потолке, слегка вертящийся, вызывает ассоциацию с кружащимися над садом грачами, которые, в свою очередь, навевают воспомина-ние о расставании с любимой женщиной.

Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения помогли Фету подойти вплотную к решению проблемы «невыразимости» по-этическим языком тончайших движений человеческой души, над ко-торой бились Жуковский, Лермонтов, Тютчев. Ощущая, подобно им, «как беден наш язык», Фет уходит от слов в стихию музыкальности. Звук становится основной единицей его поэзии. Композитор П.И.Чайковский даже назвал Фета поэтом-музыкантом. Сам поэт говорил: «Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музы-кального настроения — нет художественного произведения». Музы-кальность лирики Фета выражается в особой плавности, напевности его стиха, разнообразии ритмов и рифм, искусстве звукового повтора. Материал с сайта

Можно сказать, что поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя. Для каждого стихотворения Фет находит ин-дивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные соче-тания длинных и коротких строк («Сад весь в цвету, / Вечер в огне, / Так освежительно-радостно мне!»), звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах (в стихотворении «Шепот, робкое дыха-нье…» ассонансы на -а: соловья — ручья — конца — лица — янта-ря — заря), разнообразные размеры, среди которых особо выделяют-ся трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов («На заре ты ее не буди…», написанное анапестом). Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.

Художественные открытия Фета были восприняты поэтами «се-ребряного века». Александр Блок считал его своим непосредствен-ным учителем. Но далеко не сразу такая необычная, ни на что не похожая лирика Фета завоевала признание читателей. Выпустив первые сборники своих стихов еще в 1840-1850-х годах, Фет надолго уходит из литератур ной. жизни и остается известен только узкому кругу ценителей. Интерес к нему возрос на рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии. Именно тогда творчество Фета по-лучило заслуженную оценку. Он по праву был признан тем, кто, по словам Анны Ахматовой, открыл в русской поэзии «не календар-ный, настоящий двадцатый век».

Конспект урока литературы в 5 классе

Афанасий Афанасьевич Фет. В художественном мире поэта. Анализ стихотворения «Весенние воды»

Цель деятельности учителя: ввести учащихся в поэтический мир А.А. Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения, способность наслаждаться красотой природы.

Планируемые результаты изучения темы.

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении);

Предметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: репродукция картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872); мёд, чайные ложки; рисунок солнца; листы бумаги чёрного цвета в виде туч.

Тип урока: комбинированный.

Что не выскажешь словами,

Звуком на душу повей.

А. А. Фет

Ход урока:

I . Актуализация опорных знаний.

Что такое лирика?

Назовите главное в лирических произведениях.

Что такое рифма?

Какие художественные средства (тропы) вы знаете?

II . Постановка целей и задач урока.

III . Работа над темой урока.

1.«Давайте познакомимся»: сообщения о биографии поэта

(рассказ учителя или чтение учениками по учебнику)

Родился А.А. Фет в 1820 году в усадьбе Новосёлки Орловской губернии. Носил фамилию матери, немецкой подданной. Всю жизнь упорно служил, чтобы вернуть дворянское звание (незаконный сын дворянина). У него была несчастная любовь. В конце жизни ему удалось вернуть дворянское звание и фамилию отца. Но в литературу вошёл под прежней фамилией матери и сделал её известной.

В 1886 г. Избран членом Петербургской академии наук.

    Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Расстановка пауз, логических ударений (под руководством учителя).

4. Повторное чтение стихотворения учащимися.

5.Анализ стихотворения «Весенний дождь».

    Беседа:

    Какова тема стихотворения?

    Какие образы предстают перед нами? (образ солнца, воробья, дождя, сада)

    Какой образ главный?

    Как вы об этом догадались? (отражён в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, чётко, долго)

    Какие художественные средства использовал поэт?

Эпитеты : золотая пыль, душистый мёд, свежие листья.

Сравнения : и, будто в золотой пыли, опушка стоит…

    Что помогает чётче представить, ощутить художественные образы? (описание звуков, запахов, цвета)

    Напишите, какие запахи вы почувствовали (душистым мёдом тянет), какие цвета увидели (золотая пыль дождя), какие звуки услышали (трепет крыла воробья, как барабанит дождь) в стихотворении

А.А. Фета «Весенний дождь».

    Встречались ли вы когда-нибудь с тем, что авторы стихотворений старались всесторонне передать свои впечатления, представить возможность полноты ощущений и читателю?

    Можно ли стихотворение А.А. Фета представить только на картину со звуковыми эффектами и запахами? (Нет) Почему?

    Какие глаголы и глагольные формы использовал автор в стихотворении? Выпишите их. (Блещет; трепещет, купаяся; движется, качаясь; стоит; брызнули; тянет; подошло; барабанит)

    Распределите то, что описывает поэт по кадрам. (Коллективная работа.)

    Окно, за окном свет.

    Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

    Воробей купается в песке (крупный план).

    Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).

    Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

    Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

    Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.

Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? (почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам («блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», «тянет», «барабанит») мы чувствуем движение, видим изменения в природе.)

    Слово учителя с элементами беседы

Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами.

Мы как будто при помощи волшебства переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это? Прочитайте первое четверостишие.

    Какое чувство возникает у вас? (радость)

    Оно названо, обозначено словами в стихотворении, как это было в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…»? (нет)

    Как же мы его получили? (читаем между строк)

    Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство?

    Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? («Качаясь, движется завеса»…)

    Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается?

    «Творческая лаборатория»

(каждый ученик набирает в свою ложку немного мёда)

Сейчас мы попробуем попасть в это стихотворение. Для этого нужно настроиться и понять, как мы это сделаем. Я буду читать стихотворение, а вы при чтении первой строфы, не вставая с места, посмотрите в окно на яркое солнце (если хорошая погода) и представьте, что уже наступает весна (при плохой погоде на доске нужно вывесить рисунок весёлого солнца). При чтении второго куплета медленно закрывайте тучей солнце. При чтении первой строчки третьего – закрывайте глаза, на второй строчке – начинайте тихонько стучать ногами и нюхать мёд в ложке, представляя себе весенний ливень. Итак, начали.

* Кому удалось перенестись в стихотворение А.А. Фета?

* А теперь съешьте мёд из ложки и почувствуйте тепло весеннего солнышка.

7. Сопоставительная работа.

* Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872).

Что общего между картиной и стихотворением А.А. Фета? Какие образы повторяются?

    Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения?

    Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент изображён на ней?

    Что вам ближе: картина или стихотворение? Запишите название картины и имя автора в раздел «Картинная галерея».

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

- Какие выявили «сквозные» темы, ключевые проблемы лирики А.А. Фета?

Что можете сказать о поэтической манере письма А.А. Фета? Каков «фетовский почерк»?

Можем ли мы утверждать, что в основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, её совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе?

- Соотнесите цель и задачи урока с полученными результатами.

V . Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть;

Сочинить (по желанию) стихотворения о весне, используя различные художественные приёмы и секреты автора.

Литература.

    Литература.5 класс в 2-х частях под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина; М.: Просвещение, 2013;

    Литература. 5 класс. Система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина; авторы-составители: И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. Волгоград, издательство «Учитель», 2014;

    И.Л. Челышева. Литература 5 класс. Планы – конспекты уроков. Серия «Педагогический конспект», издание 2-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015.

    Интернет-ресурсы.

1.Тема: Осень

2.Идея: В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души.

1) Осень, как и человек, способна жить (“...в крови золотолиственных уборов”), любить (“...Горящих осень ищет взоров // И знойных прихотей любви”), стареть и умирать (“...И, замирающей так пышно, // Ей ничего уже не жаль”)...

2) Осень, как и человек, способна переживать печальные моменты в своей жизни и счастливые. И, подобно человеку, осени «замирающей так пышно» «ничего уже не жаль».

3.Композиция:

Вторая часть противопоставлена первой.Здесь осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.А. Фет использует приём градации. Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами. В словах же “знойных прихотей любви” скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.

В третьей части эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только “стыдливая печаль”. Все снова затихает.

Эту композицию поддерживает и рифма : кольцевая.

4.Особенности (от импрессионизма):

  • перед нами обрывки событий, явлений, когда читателю нужно додумывать,
  • в отличие от других произведений, где все строится на смене действий, персонажей, здесь сменяются эмоции и ощущения.
  • Важно: Фет использует много прилагательных, его речь эпитетна, что закономерно при описании мгновения = импрессионист.

5.Тропы:

эпитеты: сумрачные дни; беззвучной осени и хладной; золотолиственных уборов.

метафора : в крови золотолиственных уборов.

градация: золотолиственных уборов... горящих взоров... и знойных прихотей любви.

Где еще сходное описание осени?

Александр Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

Певцом русской женщины называл себя Фет. Тема любви в его творчестве главная. Сам поэт утверждает, что это чувство «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить» . Любовь — это тот волшебный кристалл, сквозь который поэт смотрит на мир.
Была в жизни поэта женщина, ставшая на долгие годы трагической героиней его поэзии. Источником вдохновения для поэта явилась любовь его молодости — дочь сербского помещика Мария Лазич. Афанасию Фету было 28, Марии Лазич — 22. Он скоро понял, что их разговоры о романах Жорж Занд, чтение стихов перерастают в нечто иное, — в «гордиев узел любви» . Любовь их была столь сильна и высока, сколь и трагична. Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, тем не менее ее последними словами перед смертью было восклицание: «Виноват не он, а я!». Мария Лазич сгорела в огне. От брошенной спички загорелось ее кисейное платье. Пламя сбили, но ожоги были так сильны, что спасти Марию не удалось. Она скончалась на четвертые сутки в страшных мученияхТочные обстоятельства ее смерти так и не выяснены, но есть основания полагать, что это было самоубийство. Сознание косвенной вины и тяжести утраты тяготило Фета на протяжении всей его жизни, и результатом этого явилось «двоемирие» . Современники отмечали холодность, расчетливость и даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета — миром его лирических переживаний, воплощенных в его стихотворениях.
Любимая для Фета - нравственный судия и идеал. Она имеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850 году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет: "Идеальный мир мой разрушен давно". Влияние любимой женщины на поэта чувствуется и в стихотворении "Долго снились мне вопли рыданий твоих". Поэт называет себя "несчастным палачом", он остро чувствует свою вину за гибель любимой, и наказанием за это явились "две капельки слез" и "холодная дрожь", которые он в "бессонные ночи навек перенес".

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png