Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы"

Цель:знать определение синонимов, о различие синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, о словарях синонимов; о роли синонимов в речи;

уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарями развивать их логическое мышление; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. После работы выполняется взаимопроверка).

    Все слова языка (лексика).

    Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).

    Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

    Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

    Слова с переносным значением (метафора).

    Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

    Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (омофоны).

    Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

III. Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

(Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

Задание:

    Луна – небесное тело.

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)

    Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

Задание: объяснить пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

IV. Объяснение нового материала.

Учитель:

Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

Посмотрите на рисунки: какой из них вы подписали бы словом луна, а какой – словом месяц? Почему? (в разговорной речи и в художественной литературе луну называют и луной, и месяцем. Но обычно, если слышим или читаем слово «месяц», то представляем луну «молодую, серповидную, двурогую. И определения при слове месяц так же будут: молодой, новый, озорной).

Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.

Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».

Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Учитель:

И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.

Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.

Учитель: что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию).

V. Знакомство со словарными статьями словаря синонимов.

VI. Закрепление материала.

1. Синонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, выразить мысль более точно. В первоначальном варианте одного из своих стихотворений Ф.Тютчев написал: «С горы бежит ручей проворный».

В последствии, работая над стихотворением, поэт заменил слово ручей на синоним. На какой? (Поток) Докажите, что данные слова являются синонимами.

Как вы думаете, почему поэт заменил слово? (Слово поток изображает стремительное и быстрое течение воды с гор, оно образнее, чем слово ручей.

2. Выразительное чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

Вьюга снежная, пурга
На пряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

Учитель:

Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.

(Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).

Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

Учитель:

Для чего используют синонимы в речи? (Ответы детей).

3. Посмотрите сценку-миниатюру «Синонимы» из книги Ф.Кривина «Принцесса Грамматика».

Давайте разберемся, кто кому – синоним, а кто – антоним.

Синонимы:

свежий – теплый (о хлебе),
черствый – холодный (об отношениях к товарищам)
холодный – прохладный, свежий (о воздухе)

Антонимы:

свежий – черствый (о хлебе)
свежий – теплый (о воздухе)

4. Физкультминутка (дыхательная гимнастика)

А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

5. Игра: «Назовите слово». (Какое единое слово можно употребить для выделенных слов?)

а) Вспыльчивый человек, страстное желание, напряженный день (горячий).
б)Безошибочное суждение, справедливый человек, нормальное биение сердца (правильный).
в)Железная воля, незыблемое решение, крутой характер (твердый).
г) Прочный стол, насыщенный раствор, глубокий сон, здоровый организм, верная дружба (крепкий).

6. Игра: (Назовите слова, которые определены следующим образом)

а) в одном значении синоним слово множество, в другом – антоним слова суша (море)
б) синоним луны и омоним двенадцатой части года.(месяц).
В) синоним слову победа и омоним слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
Г) синоним к фразеологизму на краю света, антоним к в двух шагах (за тридевять земель).

VII. Обобщение материала.

Над какой темой работали?

Что такое синоним?

Для чего употребляются синонимы в речи? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке? Могут ли знания по данной теме пригодиться нам в жизни?

VIII. Домашнее задание: решить кроссворд из тетради.

Тема: Синонимы.
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
­ обучающие: научить различать
синонимы с разными оттенками значений;
эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
­ развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать
синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
­ воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование интерес к русскому языку;
Метапредметные УУД: развитие логического мышления: сопоставление, анализ,
навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение работать индивидуально и в группе, находить
общие решения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определение цели
предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценка достигнутых
результатов.
Предметные УУД: расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью
практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными
оттенками значения.
Тип урока: расширение и закрепление полученных знаний.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Синонимы – это точность, выразительность, богатство
нашей речи.
I Оргмомент
Ход урока
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике
Ищите те пути,
Которые вас к знаниям
Помогут привести.
­ Сегодня на уроке мы продолжим осваивать просторы страны Лексики. Вчера мы
познакомились с новой ее губернией, которая называется …?
­ Верно, Синонимия.
Запишите в Путевых заметках дату. Во время нашего вчерашнего путешествия несколько
районов губернии Синонимии осталось неисследованными, мы сегодня отправимся знакомиться с
ними. Нам предстоит узнать, какую роль играют синонимы в речи, какими богатствами обладают и
что дарят тому, кто умеет пользоваться их богатствами.

II. Актуализация знаний
Поскольку пропуск на территорию этой губернии мы оформили ещё вчера, то сегодня нас
ждёт только небольшая лингвистическая разминка, помогающая освежить знания.
Вставьте недописанные слова.
 Все слова языка _________________ (лексика).
 Раздел лингвистики, изучающей лексику _______________ (лексикология).
 Слова, имеющие одно лексическое значение ___________________(однозначные).
 Слова, имеющие несколько лексических значений _____________ (многозначные).
 Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению ____________
(омонимы).
 Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению
___________________________
 Являются ли синонимами слова радость, смеяться? Почему?
III. Тренировочные упражнения.
1. Редактирование текста + индивидуальное задание по карточке
­ И вот мы вышли на улицу. А здесь…
Проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
­ Понравилось ли вам такое продолжение нашего рассказа о путешествии?
­ Давайте исправим его.
(Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.)
­ Что мы использовали, исправляя предложение?
­ В чем помогли, для чего послужили синонимы?
Вывод 1: Синонимы используют, чтобы не повторять одно и то же слово, чтобы избежать
повторов.
2. Роль синонимов и повторение однородных членов.
­ Предложение стало, конечно же, лучше, но на улице все равно шум и суета. Давайте
проедем за город и очутимся в зимнем лесу.
Красиво? Нам придется описать увиденную красоту.
Выберите из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий для данного
предложения.
Зимний лес
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются,
вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели
(укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И
(дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
­ Почему мы не могли использовать все синонимы, данные в скобках, как однородные
члены, записывая все подряд? Что различает эти синонимы в этих рядах?


3. Проверка индивидуального задания по карточке
Карточка
Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова
На нас смотрит симпатичное,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза
заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное,…настроение
передается нам, и, наверное, поэтому так приятно,…смотреть на эту девушку, любоваться ее

одеждой.
Платье девушки из прозрачного,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость
Арсеньевой, ее изысканный,…вкус.
Ощущение радости,… остается от этой картины.
Слова
задорная,
справки:
для

хитринкой;
приятное, милое; просвечивающий, просторный; веселый, задорный, оживленный, радостный,
ликующий,
утонченный,
тонкий; отрадный, милый; ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.
Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания и для чего.
Вывод 2: Синонимы служат, для более точного описания предмета, явления или
оптимистичный;
лучезарный,
кокетливая,
сияющий,
светлый;
бодрый,

состояния. Для тонкого разграничения оттенков смысла.
Слово учителя: Это портрет Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей
Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта
картина написана известным русским художником­портретистом Владимиром Лукичом
Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II.
4. Знакомство с понятие «градация»
­ Но посмотрите, пока мы с вами записывали вывод, в лесу что­то изменилось.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
­ Найдите синонимы. Подчеркните их.
­ Одинаковы ли они в своем лексическом значении? В чем отличие? (Степень проявления)
­ Выпишите эти слова в порядке возрастания проявления признака.
Перед вами пример градации.
­Посмотрите на экран
Слайд
Дерево ­ большое, огромное, громадное.
­ Как располагаются данные синонимы? (по мере возрастания признака).
Зёрнышко – маленькое, крохотное, ….. Продолжите ряд.
­ Как располагаются слова? (по мере убывания)
Это тоже градация
Градация ­ расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или
ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается
особая выразительность, сила впечатления. Это ещё одно средство выразительности.
­ Для чего ещё используются синонимы в речи, чаще в художественных произведениях?
Вывод 3: Синонимы придают особую выразительность речи.
5. Индивидуальная работа по карточкам для слабоуспевающих
Карточка
Расположи по мере возрастания следующие синонимы:
Торопиться, спешить, бежать
Храбрый, отважный, смелый.
Свирепый, лютый, злой (враг).
6. Знакомство с понятием «контекстные синонимы»

А давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке». Сколько раз ходил старик к морю? А
море при этом оставалось одинаковым? Понаблюдаем.
Вот пошел он к синему морю;
Видит,­ море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
Помутилося синее море…
Пошел старик к синему морю;
Не спокойно синее море…
Старичок отправился к морю,
Почернело синее море…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Подчеркнём слова описывающие состояние моря. Они близки по значению, но отличаются
степенью проявления признака. То есть, какое средство выразительности использовано? Но
помимо степени проявления признака их различает ещё что­то. Можем ли мы их назвать
синонимами в прямом значении этого слова? (Нет. Они синонимичны только в этом тексте.)
Это контекстные синонимы.
­ Какими новыми понятиями обогатилась наша речь?
­ На каком уроке нам особенно пригодятся эти знания?
­ Как вы думаете, почему менялось море?
­ Только ли старухиной о жадности говорил А. С. Пушкин? О чем говорит его известное
высказывание о сказках? Каков «намёк» и «урок» в данной сказке?
7. Объяснение домашнего задания: Поработайте дома со сказками и подберите 3
примера градации или контекстных синонимов.
8. Исследовательский проект учащегося
А теперь продолжим путешествие с целью освоения новых богатств синонимов.
Оказывается, у них есть ещё одна особенность, о которой расскажет …….. (стилистическое
употребление.)
Состав синонимов русского языка изучается уже более 200 лет (первый синонимический
словарь вышел в 1783 г., его автором был известный русский писатель Д.И. Фонвизин).
Современная наука достигла больших успехов в изучении и описании лексической синонимии.
Особую ценность представляют словари синонимов. Писатели и переводчики отдают предпочтение
«Словарю синонимов русского языка» З.Е. Александровой (первое издание 1968 г.)
В непосредственной речи повседневного общения мы также употребляем синонимы, но не
задумываемся о их значении. А они между тем служат для выражения наших чувств и эмоций,
могут показать наш уровень культуры.
Например,

любой:
женщина,

ребенок,
Упасть может
слово).
Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над своей
неловкостью.
Рухнуть – стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает
«упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».
Пожелание, чтобы человек ушёл так же может быть выражено по­разному.
Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, и выдаёт уровень
(нейтральное
старик

культуры говорящего)
Вывод 4: Синонимы могут обладать стилистической и эмоциональной окраской.
IV. Итог урока
1. Прочитайте, что получилось у нас в записях о синонимах?
­ Как наши выводы перекликаются с эпиграфом к уроку?
2. Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. И жители губернии Синонимии
хотели бы узнать, насколько хорошо вы поняли и оценили их богатства. Для этого следует решить
небольшой тест.
1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание
Б) сражаться
В) борьба
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный
Б) опрятный
В) аккуратно
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность – молодеть
­ Взаимопроверка и выставление оценки. Коллективная проверка и авыставление оцнки
самому себе.
V. Рефлексия
Закончите строчку
­ Сегодня я повторил(а) ______________________________________________________________
­ Сегодня я познакомился­(ась)________________________________________________________
­Я узнал(а), что_____________________________________________________________________
­Считаю, что_______________________________________________________________________
­Мне было интересно_________________________________________________________________
­ Мне было неинтересно______________________________________________________________
VI. Домашнее задание
Закончилось наше сегодняшнее путешествие, но мы не прощаемся со страной Лексикой. На
следующем уроке нас ждет знакомство с новой её областью. Подготовимся к встрече с ней,
выполнив домашнее задание:
в художественной литературе найти примеры градации или контекстных синонимов.(3
примера) или упражнение

Синонимы

Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение целей урока.

Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли,что опоздали.)

Не сердитесь на нас.

Не обижайтесь.

Не дуйтесь.

Где вы были?-спрашивает учитель.

В школе, тут близко.

Совсем недалеко.

Рядом.

Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.

Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Синтаксическая пятиминутка.

Кусты опушились блестящим инеем.

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Какие орфограммы есть в этом предложении?

Какими ещё словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся).

Одинаковое или разное значение у этих слов?

Совпадает ли у них звучание и написание?

Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.

Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.

3. Упражнение на экране.

Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

(в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)

А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.

Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.

Игра »Третий лишний»

Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, озорник, тихоня.

Физминутка

Запишем слова в два столбика.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

Неразговорчивый рассеянный

Невнимательный молчаливый

Неправильный простой

Неудачный безуспешный

Несложный легкомысленный

несерьезный ошибочный

Продолжить загадки

Простое слово »промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …(антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим… (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена).

Упражнение 351(самостоятельно).

Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.

(В.Крупин)

О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов(добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)

Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова? Какие задания для вас были лёгкими, трудными? Что больше всего понравилось на уроке?

Отройте дневники, запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.

Цели:

  • познакомить с понятием “синонимы”,
  • учить находить сходство и различие слов - синонимов,
  • развивать речь учащихся,
  • формировать навыки работы в парах и группах,
  • воспитывать положительное отношение к учебе.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами,
  • предметные рисунки,
  • карточки со словами синонимами,
  • карточки с тестовыми заданиями,
  • учебники, тетради.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые знания.

II. Каллиграфическая минутка.

С чего мы обычно начинаем урок? Буква, над написанием которой мы будем работать, обозначает непарный согласный твёрдый звук в словах, которые вы сейчас записали.

На что надо обратить внимание при написании строчной буквы эр ?

На второй строчке напишите сочетание букв –оро- ? На что посоветуете обратить внимание здесь? (Соединительный штрих.) В каких словах встречается сочетание -оро-?

III. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Какую букву надо запомнить?

Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

2. Закончите стихотворение:

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ----------- смех. (И.Суриков. “Детство”)

Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал?

Запишите слово ребята.

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему?

3. Посмотрите на рисунок и скажите, как то, что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда)

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

Составьте предложение с этими словами.

(Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде.

Тёплая одежда спасает ребят от мороза.)

Одно предложение запишите в тетрадь.

Кто хочет написать предложение с комментированием на доске?

IV. Ведение в новую тему.

Что вы сейчас записали? (Предложение)

Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.)

Чем текст отличается от предложения?

Прочитайте то, что записано на доске.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите.

V. Работа над новой темой.

Поработайте в парах над вопросами:

Чем отличаются тексты? Какой интереснее?

(Ответы учащихся.)

Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.

Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Малыши, дети, детвора.

Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.

Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)

Откройте учебники (стр.40), прочитайте

О чём вы узнали? Как называется тема урока? Синонимы.

Запишите её в тетрадь.

Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?

VI. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40.

Рассмотрите вначале рисунки. (см. рисунки 1-4)

Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова

Работа в группах. Проверка.

(На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть.

От каждой группы выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку).

Что объединяет эти слова и чем они различаются? (В каждой группе приведены

слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.)

VII. Физминутка.

Дует ветер, ветки гнёт,
А потом затихнет.
Вдруг деревья шевельнёт
И совсем утихнет.

VIII. Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.

Упр. №2, стр. 41, часть 1.

Прочитайте задание.

Расскажите, что будете делать.

Как называются слова, записанные в скобках?

Что значит изменить форму слова?

Самостоятельная письменная работа.

Взаимопроверка.

IХ. Выполнение задания в тестовой форме.

1. Отметь галочкой слово с непроверяемой орфограммой.

Холод
стужа
мороз

2. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.

Дети
ребята
малыши

3. Отметь галочкой синоним к слову друг. Х. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...

Задайте вопросы по теме урока классу.

ХI. Д. з.: правило на стр. 40-41.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Люксюгунская основная общеобразовательная школа»

Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)

«Синонимы»

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Выполнила учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

Пахомова Екатерина Владимировна

Люксюгун, 2017.

Тема: Синонимы.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

Приветственное слово учителя:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

личностные, коммуникативные .

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

УУД:

Регулятивные (п оиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание , выражение собственного мнения).

Определение темы и целей урока.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Формулируют тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания .

- Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, х ижина, курень, изба, коттедж, вилла).

Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка.

Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД :

Коммуникативные ( взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Е.А. Быстрова, Русский язык 5 класс).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Закрепление знания

    Предлагает выполнить упр. 349 (по заданию):

Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара,; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы.

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

    Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте.

Не море, не земля,

Пароходы не плавают

И ходить нельзя. (Болото).

На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному пишется и произносится, является одной и той же частью речи).

Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

Что сильнее - метель или буран?

Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регулятивные (анализ текстов)

    Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой ). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Рассматривают словари

Познавательные

    Знакомство с определением синонимического ряда

- Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

    Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

    Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

Познавательные:

(использование знако-символических средств)

Регулятивные

(контроль)

Коммуникативные

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой, влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Играют

Коммуникативные

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

    Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы ? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

    Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все... противника.

Вся природа ждала... весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил... с родителями.

Он оплатил на почте... по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый... на море.

В романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

    Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец Своеобразие

Схематизм Высказывание

Несгибаемость Шаблонность

Индивидуальность Стойкость

Текст Скульптор

Абзац Отступ

Ваятель Пурпур

Задание выполняется на доске

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

10 .

Контроль усвоения материала

Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные ( контроль, коррекция, оценка)

11.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно - эстетическое оценивание)

12.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (а декватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

13.

Домашнее задание

Повторить правила §67, упр. 353

Записывают домашнее задание

Личностные

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png