Основополагающий принцип в классическом психоанализе. Принцип основывается на идее, что целью любой психической активности является поиск удовольствия и избегание неудовольствия (первая, экономическая модель психики по Фрейду). Эта идея основывается на том, что в психике имеется определенное количество энергии, и что возрастание уровня энергии или напряжения, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие , а устранение напряжения - удовольствие . Избыток энергии, ощущаемый как неудовольствие, и побуждает индивида к действиям, что по своей сути и есть жизнь . С другой стороны, понижение этого избытка энергии, воспринимается как удовольствие.

Принцип удовольствия регулирует потребность в воссоздании с помощью действия или фантазии любой ситуации, которая принесла удовлетворение благодаря устранению напряжения.

Его регулирующая роль в психическом функционировании рассматривается также в связи с реакцией Эго (Я) на сильную тревогу, предостерегающую о наличии опасности. Поскольку тревога всегда неприятна, приводится в действие принцип удовольствия-неудовольствия и активизируются различные функции психики, необходимые для того, чтобы справиться с воспринятой опасностью.

Невозможность воссоздать ситуацию, которая принесла удовлетворение, с одновременным нарастанием напряжения, или при увеличении уровня тревоги, без возможности обезопасить себя, может вызывать субъективное ощущение отсутствия энергии, что приводит к апатии и депрессии . Так, как бы это не казалось парадоксальным, переполнение (запруженность) энергией (либидо) приводит к бессилию (см. ).

Принцип удовольствия-неудовольствия имеет биологическое и психологическое значение.

Биологической моделью фрейдовского понятия удовольствия послужил принцип константности (гомеостаза) - термин введен основоположником экспериментальной психологии Фехнером. Согласно этому принципу, равно как и принципу удовольствия-неудовольствия, организм стремиться избегать или устранять чрезмерное напряжение и сохранять напряжение стабильным на максимально низком уровне.

В психологическом аспекте также предполагается, что люди стремятся удовлетворять различные потребности, что равносильно получению удовольствия, и устранять чрезмерное напряжение, обычно сопровождаемое неудовольствием. В то же время, Фрейд отмечал, что в определенных ситуациях, таких, как предварительные любовные ласки, напряжение, создаваемое сексуальным влечением, усиливает ощущение удовольствия. Он пришел к выводу, что соотношение между напряжением от влечений и удовольствием-неудовольствием не является столь простым, как он считал вначале, и что ритм и скорость аккумуляции (накопления) и разрядки могут определять субъективное переживание удовольствия или неудовольствия. (В общем случае, чем выше напряжение, тем острее переживание удовольствия при удовлетворении - и в этом смысл предварительных любовных ласк.)

Не следует рассматривать Эго , Супер-Эго и Ид в качестве неких антропоморфных исполнительных органов (подобным отдельным личностям внутри личности человека) или в качестве частей головного мозга. Эти понятия отображают только полезный способ осмысления базовых аспектов человеческого поведения.

примечания

Эго (Ego , Я , ich )

В современном употреблении термин Эго принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Эго как одной из трех составных частей психики (Эго , и ). В более ранних работах Фрейда понятие Эго ближе к тому, что сегодня называют Самостью . В ранних работах Фрейда в русском переводе в данном смысле принято использовать термин Я .

Эго - единственная часть психики человека, имеющая сознательную составляющую.

В русском языке понятие я принято сопоставлять с сознательной частью психики. Мы говорим я хочу , но мне хочется . Хотя Эго располагает сознательными компонентами, многое из того, что мы приписываем нашим осознанным желаниям и результатам продуманных решений, является производными бессознательных механизмов психики. Значительная часть Эго бессознательна . Бессознательны, прежде всего . Бессознательны и основные "желания" Эго (т.е., по сути, наши желания), которые являются компромиссом между требованиями Супер-Эго и влечениями Ид (см. также статью Ч. Бреннера ). Поэтому, можно сказать, сознательная часть Эго весьма относительна, как зыбка грань между словоформами я и мне (я хочу и мне хочется ).

Функции Эго многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые люди очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (например амбициозные, энергичные, успешные руководители, не переносящие требований, ассоциирующихся у них с родительскими; или образованные и прекрасные ученые, до смешного не приспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Эго (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Таким образом, адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Эго , может принимать самые необычные формы.

Другой важной функцией Эго являются мыслительные (ментальные) процессы. Но они тоже не исключительно сознательны. Подтверждением этому может быть типичное выражение: Ко мне в голову пришла мысль . Откуда? Надо признать, что основная часть мыслительной деятельности человека тоже бессознательна. Этому подтверждением являются примеры из истории науки, когда решение сложной задачи приходило во сне (таблица Менделеева, бензольное кольцо Кекуле).

Но дискурсивное мышление (формально-логическое) принадлежит исключительно сознательной части Эго. Это основное завоевание эволюционного развития психики человека, открытие которого признано за Аристотелем, сегодня является единственным способом научного мышления, несмотря на то, что само творческое (креативное) мышление почти полностью бессознательно. Именно поэтому (по убеждению Юнга) открытие логики Аристотелем (и изучение логики в высших учебных заведениях) оказывается малозначимым для творчески мыслящей личности.

Супер-Эго (Super-Ego , Сверх-Я , superego , суперэго , Ueber-ich )

Понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из инстанций структуры психики ( , Супер-Эго и ).

В работе Я и Оно Фрейд впервые выделил три структурные составляющие психики, позднее эта система получила название структурной или триединой модели (ранее Фрейдом были уже описаны первая, экономическая и вторая, динамическая или топографическая модели психики). В этой работе впервые встречается понятие Супер-Эго .

«Супер-Эго – репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(Зигмунд Фрейд. “Я и Оно”)

В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи (в ранних работах Фрейда, прежде всего "Толкование сновидений", эта инстанция психики называется цензором , именно цензор является инициатором вытеснения - см. ). Но, конечно, понятие Супер-Эго не исчерпывается тем, что мы ощущаем как совесть - проявления Супер-Эго гораздо шире, чем муки совести, которые могут нас пугать, руководя нашими поступками. В общем и целом, следствием формирования Супер-Эго являются наши осознанные переживания собственной виновности в чем-либо и переживания недифференцированной тревоги (непонятной тревоги, которая может относиться на счет каких-то опасностей со стороны окружения). Но важнейшим следствием существования Супер-Эго является бессознательное чувство вины , которое может обрекать человека на хронические неудачи в качестве бессознательного искупления вины перед Супер-Эго (невезучесть - это не рок судьбы, а результат "гонений" собственного Супер-Эго).

Фрейд называл Супер-Эго "осадком" эдипова комплекса, "растворяющегося" к 6-7 годам. В этом смысле Супер-Эго есть ничто иное, как квинтэссенция требований родителей, интернализованных к концу существования эдипова комплекса (воспринятых и интегрированных как часть психики). До окончательного формирования Супер-Эго как инстанции психики ребенка - роль Супер-Эго выполняют родители (внешнее Супер-Эго ). Родители в процессе воспитания своего ребенка выполняют ту функцию, которую в дальнейшем будет исполнять Супер-Эго: требуют следовать некоторым принципам, несмотря на то, что они могут идти в разрез инстинктивным желаниям ребенка, апеллируют к общепринятым нормам социума, стыдят и грозят наказанием, вызывая тревогу. В отсутствии родителей маленький ребенок часто нарушает требования внешнего Супер-Эго. Это происходит все реже и реже, поскольку ребенок научается предвосхищать реакцию своих родителей на те или иные свои поступки. Желание получить одобрение со стороны родителей и страх наказания делает его послушным их требованиям. С годами большинство требований родителей оказываются внутренними принципами ребенка - внешнее Супер-Эго интернализуется . Этот процесс - не просто глубокое "восприятие" родительских запретов и повелений, не просто результат перевода внешнего во внутрипсихическое, а следствие преодоления эдипова конфликта . От того, насколько этот конфликт преодолен и разрешен - зависит завершенность формирования Супер-Эго и его интеграция в систему мировосприятия и сознательных убеждений личности.

Конечно будет неправильно утверждать, что Супер-Эго как инстанция психики ребенка полностью и окончательно формируется к 6-7 годам. Процесс развития Супер-Эго продолжается до конца подросткового возраста и не заканчивается в полной мере до конца жизни, однако ядро Супер-Эго к 6-7 годам можно считать сформированным. Также неверно полагать, что процесс формирования Супер-Эго начинается с 3-х лет, с началом образования эдипова конфликта. Дальнейшие исследования психоаналитиков, прежде всего Мелани Кляйн и ее последователей, показали, что эдипов конфликт в своей ранней, архаической, форме возникает в очень раннем возрасте, также как и формирование Супер-Эго происходит значительно раньше. Влияние архаичного садистского Супер-Эго может иметь свои последствия, руководя и жестко детерминируя поведение взрослого человека, сильно ограничивая его свободу выбора и возможность получения удовольствий, приводя к ангедонии и алекситимии и, к так называемому, моральному мазохизму , формируя мазохистический характер . Очень жесткое Супер-Эго может изматывать человека, запрещая ему получать любое удовольствие - и тогда единственное, что ему оказывается позволенным, это страдания . Опираясь на эти исследования, теперь принято различать классический эдипов комплекс и классическое Супер-Эго , и ранний , архаический эдипов комплекс и архаичное Супер-Эго . Ранний эдипов конфликт таким образом становится основой для развития классического эдипова комплекса , а архаичное Супер-Эго оказывается внутренним ядром, вокруг которого формируется более позднее, классическое Супер-Эго .

Понятие Супер-Эго - основное в концепции психоанализа о внутрипсихическом конфликте . От требований Супер-Эго в основном и защищается Эго , формируя свои психологические защиты , компромиссом этого могут являться невротические симптомы .

Ид (Оно , Id , Es )

Одна из трех составляющих психики человека ( , и Ид ), модель которой была предложена Фрейдом в 1923г. (работа Я и Оно ) при пересмотре собственной теории психического аппарата. Понятие Ид охватывает психические репрезентации (сознательные и бессознательные представления) инстинктивных влечений и некоторых, но не всех, содержаний системы бессознательного. (Понятие бессознательного уже было рассмотрено Фрейдом в предшествующей модели функционирования психики, называемой динамической или топографической . Надо подчеркнуть, что многие функции Эго и большинство функций Супер-Эго также бессознательны.)

В широком смысле слова Ид включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. В Очерке о психоанализе (1940) Фрейд отмечает, что Ид охватывает все унаследованное, данное от рождения, заложенное конституцией, то есть прежде всего влечения , проистекающие из соматической организации и здесь [в Ид] находящие первое психическое выражение в формах нам известных .

В той же работе Фрейд постулирует существование недифференцированной матрицы, дающей начало и Ид, и Эго.

Соотношение между Ид и Эго описано также с помощью красочной метафоры: всадник и конь - когда куда большая сила коня (Ид ) должна удерживаться под контролем всадника (Эго ).

Супер-Эго также описывается Фрейдом как погруженное своим "хвостом" в Ид и черпающем из него силы. В работе По ту сторону принципа удовольствия Фред спекулирует, что Супер-Эго является представительством инстинкта смерти . Спекуляция об инстинкте смерти имела дальнейшее развитие Мелани Кляйн и ее последователями британской школы психоанализа, получив значительное распространение среди психоаналитиков, в том числе и московских, но не стала общепризнанной в психоанализе.

Ид функционирует на основе первичного психического процесса , содержит свободную психическую энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия .

Это темная, недоступная часть нашей личности; то темное, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Эго. Мы приближаемся к Ид при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела Ид открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям Ид наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Ид не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения, объединяясь в компромиссные образования. В Ид нет ничего, что можно было бы отождествлять с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Ид нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Ид, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Ид, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.

(Зигмунд Фрейд. Продолжение лекций по введению в психоанализ.)

© 2004-2012 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу

Я уже написал одну статью, которая касается подсознательных процессов и собираюсь написать еще несколько, в основном по поведению детей и подростков. И тут мне задали вопрос по защитным психологическим механизмам, о которых вскользь упоминалось в статье — «а что это?». Поэтому я решил написать об основе психологической структуры подсознания — Ид, Эго, Супер-Его и защитных механизмах.

Теория личности или структуры психики Зигмунда Фрейда

Конечно существует масса теорий подсознательных процессов но, на сегодняшний день в научном мире более популярна теория Зигмунда Фрейда 1 . Почему? Эта теория имеет много врагов, многие ее считают очень «странной». Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, как у фашистов — его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена. По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны.

Известная пародия на Зигмунда Фрейда и его учение. Надпись можно перевести: «Что у мужчины на уме»; или: «Что у человека на уме».

Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Никто до сих пор не заглянул в подсознание, благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам, в том числе и мы во время нашей частной медицинской практики.

По теории Фрейда мы рождаемся с Ид 2 . Ид отражает первичные процессы (удовольствие, агрессия итп), фактически — требования и желания. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Id уже заложена или «запрограммирована» в нас.

Представим этот компонент психики как ребенка, который все время говорит: «хочу, хочу..», «хочу прямо сейчас…», «дай мне это», » я хочу это».

Знакомьтесь — Ваше Ид. Оно импульсивное и глупое, и запросы у него: «Хочу, дай, хочу это, дай мне…»

В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики — Суперэго 3 . Обратите внимание на возраст и запомните его. Супер-Эго уже отражает мораль, что можно делать, а что нет. Супер-Эго в отличии от импульсивного и глупого Ид, начинает понимать что хорошо и что плохо. Казалось бы вот и замечательно, у нас появилась мораль. Все было бы хорошо, но от импульсивного Ид, Супер-Эго отличает другая крайняя черта — оно обладает крайне подавляющим характером. В то время, как Ид говорит: «хочу это, хочу», Супер эго отвечает: «нет нельзя, ты не заслужил(ла), страдай, страдание для тебя лучше. Поэтому представим Супер-Эго этакой занудной и поучающей старушкой, оказывающей психологическое давление.

Знакомьтесь это Ваше Супер-Эго. Этакая занудливая, чрезвычайно правильная старуха. Она подавляет все желания глупого Ид: «Нельзя! Ты не заслужил(ла)…».

С одной стороны Ид тянет сделать что-нибудь, например исполнить «что хочется» и не важно допустимо это или нет. С другой стороны Супер-Эго подавляет любую инициативу, как хорошую, так и не допустимую в обществе. Другими словами они воют между собой. Долго так продолжаться не может, ведь мы должны в конце концов принять решение.

И вот на помощь приходит Эго 4 , оно развивается между этих двух крайностей (Ид и Супер-Эго). Эго как дипломат, сотрудничает с ними обоими, пытается их примерить и выработать оптимальное решение, приемлемое для всех.

Эго, Ваш дипломат, который находится между Ид и Супер-Эго, помогает найти правильное и рациональное решение.

Для этих целей Эго использует защитные психологические механизмы 5 . Защитные механизмы это инструмент «в руках» Эго для решения конфликта между Ид и Супер-Эго. Когда сверх активный, глупый и инициативный ребенок и занудливая «сверхправильная» старуха начинают спорить, Эго подбирает наиболее приемлемый защитный механизм в данной ситуации, чтобы погасить конфликт между ними. Эго учитывает и инициативу Ид и мудрость Супер-Эго и в идеале схема должна получиться такой как на картинке ниже.


Защитные механизмы

И вот наконец настала очередь поговорить об инструментах, которое использует Эго — защитных механизмах, т.е. к чему мы и шли. Почему они защитные? Потому, что они защищают психику от неприятных переживаний, когда происходит внутренний, подсознательный конфликт, между знакомыми уже Вам: Ид и Супер-Эго.

Вот несколько главных принципов подсознательных защитных механизмов:

  • Все психологические защитные механизмы — подсознательные. Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете — это не защитный механизм.
  • Защитные механизмы изменяются со временем.
  • Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
  • Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.

Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты — психологические защитные механизмы ? Если бы Эго работало идеально, ты и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение…

Весь подсознательный процесс еще зависит и от того: насколько Ид инициативно и насколько развито Супер-Эго. Кроме всего прочего в этих процессах, хоть они и подсознательны, важную роль играет возраст. Помните я говорил Вам запомните возраст развития Супер-Эго? Если Вы помните, то сразу же можете ответить с какого возраста ребенок начинает (только начинает ) понимать что такое хорошо и что такое плохо. До этого возраста ребенок просто адаптируется. Ребенок запоминает, когда его похвалили, а когда поругали. До развития Супер-Эго ребенок не понимает, что лезть гвоздем в розетку плохо и опасно — просто помнит, что его ругали и опять будут ругать. В этом случае Ид не будет больше проявлять инициативу, ведь Ид все старается делать, чтобы получить удовольствие, а какое же тут удовольствие если будут ругать или накажут?

Вернемся к защитным механизмам. Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты… Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм? Не извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?

Надеюсь Вы хотя бы немного поняли структуру подсознательных процессов, зачем нужны психологические защитные механизмы и что это. В других статьях мы уже рассмотрим конкретные защитные механизмы в практических случаях.

1 — Зигмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud) австрийский психолог, психиатр и невролог. Родился в 1856 г. в еврейской семье. В 17 лет поступил в Венский университет, медицинское отделение, в 1881г. окончил его. На его труды оказали большое влияние Йозеф Брейер и Жан Мартеном Шарко. У Зигмунда Фрейда родилось шесть детей. Одна из дочерей пошла по стопам отца и основала детский психоанализ. В 1930 Фрейд получает Приз Гете за вклад в психологию и культуру немецкой литературы. В 1933 году после присоединения Австрии к Германии его труды запрещают, книги сжигают. Его семьей начинает интересоваться гестапо, начинаются допросы. Четырех из пяти сестер Фрейда посылают в концлагеря. Он решает «умереть на свободе». Ему помогает нацист Anton Sauerwald, он ранее был учеником одного из профессоров, который часто играл с Фрейдом в карты. Уже в Англии в 1939 году Зигмунд Фрейд в просит своего врача и друга «помочь уйти из жизни», т.к. страдает раком, что вызывает мучения. «Уйдя из жизни» он оставил 24 тома своих научных трудов, но он был не только чистым теоретиком. У него было много пациентов, включая известных людей. Подробно о жизни и трудах Зигмунда Фрейда, Вы можете почитать .

2 — От лат — Id. В русскоязычной литературе — Оно. Зигмунд Фрейд использовал термин «das Es», он взял его от другого немецкого врача — Georg Groddeck. Англоязычная литература, да и в мире в целом, принято использовать латинский термин, т.е. «Id’. Не путайте с английским понятием «Ай-ди» т.е. indentification. Термин Id в психоанализе взят из латыни и произносится как «эд».

3 — Супер-Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином Сверх-Я. В англоязычной Super Ego (лат). Термин самого Фрейда — «das Über-Ich» (нем.).

4 — Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином «Я». В англоязычной — Ego (лат.). У Фрейда это было «das Ich» (я — нем).

5 — Психологические защитные механизмы, или часто просто «Защитные механизмы». В англоязычной литературе — defence mechanisms.

По теории Зигмунда Фрейда, личность человека состоит из трех составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Взаимодействуя между собой, они формируют сложные модели поведения человека.

Супер-Эго - это моральные установки человека. Представления его о том, что он должен делать в обществе, а что нет. Совесть, стыд - это проявления Супер-Эго. Подробнее об этом элементе структуры личности читайте далее в статье.

Общая терминология

Итак, разберемся сначала, что это такое - Супер-Эго.

В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).

Ид - это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.

Ид - это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.

Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.

Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.

Эго - это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.

  • Супер-Эго.

Супер-Эго - это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества. Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.

Супер-Эго - это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы - мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.

В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.

Взаимодействие трех элементов

Иногда между этими тремя компонентами личности может возникнуть конфликт. В психоанализе существует специальный термин «сила Эго», согласно которому человек с сильным Эго способен успешно справляться со стрессом, возникшими проблемами и трудными ситуациями. Те, у кого оно развито чрезмерно, могут быть слишком неуступчивыми, у кого слабо развито - слабовольными.

По мнению Фрейда, у здоровой личности присутствует баланс между тремя компонентами личности.

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

Проявление

Итак, Супер-Эго - это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык - Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Методика "Супер-Эго"

Не так давно компанией «Супер Эго» разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

Знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго - взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.

Ид

Ид - единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

Эго

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире . Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности , который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу , созданному Ид в первичном процессе.

Суперэго

Последний компонент, который развивается в личности - Суперэго. Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют:

  • Эго-идеал , который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения . Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
  • Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям , наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент . Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

Как открыть свое предназначение с помощью методики Мастер Кит компании Супер Эго »
Открыть свое предназначение с помощью методики Мастер Кит. Получи желаемое уже сегодня https://goo.gl/v8ucZY - Получи уникальный продукт по работе с подсознанием. Продукты Super Ego созданы для решения любых задач 24 часа в сутки. Продуктовая линейка предназначена как для начинающих, так и для продвинутых пользователей системы работы с подсознанием.
Что делать для того, чтобы открыть свое предназначение с помощью методики Мастер Кит:
1. Мы воспринимаем образ, т.е. трансформируем этот образ и уравниваем свое желание сознательное с подсознательным
2. Прорабатываем страхи. Страх своего предназначения, т.к. многие думают, что предназначение это что-то совершенно новое, чем никогда не занимался.
3. Далее прорабатываем обиды. Основные обиды, которые когда-либо были в нашей жизни.
4. Универсальные установки (Это установки, которые позволяют вернуть состояние ребенка, когда мы находимся в потоке) Их 6 штук
5. Прорабатываем непринятые качества, которые лишают нас энергии, ресурсов, которые заложены в каждом из нас индивидуально. С помощью методики мы выявляем в себе эти качества.
6. Сознательные установки. (Это мудрости, традиции, тенденции, которые закладываются с молоком матери из поколения в поколение). Каждый человек выписывает свои сознательные установки и с помощью методики их трансформирует.
7. Сознательный запрос. Это то, как мы меняем текущую ситуацию , которой мы не довольны на идеальную картину, которую мы хотели бы в своей жизни иметь.

Мастер Кит - это инновационная запатентованная технология работы с подсознанием. Мастер Кит включает в себя программное обеспечение для установки на компьютер, планшет, смартфон

Мастер Кит уже помог более чем 1 000 человек по всему миру, более 500 человек решили свои проблемы со здоровьем

Уникальность методики: Это не просто теория. Это практика изменения установок, которая доказала свою эффективность результатами многих людей.
=========================
Спасибо за Like и Подписку на видеоканал Super Ego: https://www.youtube.com/channel/UC_Vwl5vzwEMh6GXRQtTJfzw?sub_confirmation=1

==========================
Скачай Книгу "Как впустить в свою жизнь большие деньги" автор Дарья Трутнева - http://goo.gl/SNHLHN
==========================
ВСЕ выпуски реалити-шоу компании Супер Эго "Как заработать миллион. Сетевой маркетинг не предлагать!"
https://www.youtube.com/watch?v=RMzCRW790zo&list=PLSfPkSWtX0xWvY8geNCseddxs3AC8zW_w
==========================
Методика МастерКит - https://goo.gl/GuqFO3
Super Ego в Facebook: http://goo.gl/tLJMSv
Присоединяйся в VK http://vk.com/superegocomp
группа ВК - "Как заработать миллион?" https://vk.com/superego_million

СУПЕР ЭГО И МАСТЕР КИТ Верите ли Вы, что всё в голове? Я в этом давно убедилась, только как эту уверенность развернуть к себе лицом, как использовать это понимание на практике никак уловить не могла.. Верите ли Вы, что любое физическое проявление есть результат состояния психологического? "Все болезни от нервов", "Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт".. Знакомые приговорки? :) Конечно знакомые.. Только мы все живем в материальном мире и привыкли относиться к ним играючи - да.. так говорят.. но какое это имеет отношение ко мне? Вы знаете, что мир на самом деле очень пластичный? Всё, что мы видим и чувствуем, является нам таковым только потому, что мы верим, что события могут складываться именно так, а не иначе.. более того, мы по-сути сами и прогнозируем все события в нашей жизни.. Во всем есть причины, любые стрессы и сюрпризы на самом деле нами же и продюссируются.. Зачем? Ответ знаем только мы! Та наша часть, которая не контролируется сознанием.. Научиться диалогу с этой частью нас самих, минимизировать количество стрессов в нашей жизни, активизировать врожденные таланты и научиться рациональному распределению наших сил для получения максимального результата от минимальных действий - вот цель освоения методики Мастер Кит! По мере освоения Методики Вы обретаете гармонию с самим собой, начинаете чувствовать свои истинные желания, уже становится очевидным бесперспективность поведения в ущерб себе из желания кому-то угодить, кого-то не обидеть.. Методика дарит Вам свободу выбора! При этом Вы не отстраняетесь от социума, напротив - Вам открываются новые возможности, Вы вдруг начинаете замечать таланты других людей, Вас вдруг перестают преследовать и раздражать человеческие пороки (ведь принимая в себе всевозможные качества, Вы постепенно искореняете причины, вызывающие потребность в демонстрации Вам асоциального характера качеств).. Мастер Кит - это инструмент по освобождению от надуманного, навязанного, необоснованно прилипшего к Вам деструктивного образа жизни и мышления.. Я 6 месяцев в Методике и ни разу не пожалела о её приобретении.. Были ли у меня за это время периоды выноса (когда хотелось расслабиться и плыть по течению и ни о чем не думать, тем более что-то прорабатывать)? Да, были.. Я девочка.. Мне иногда хочется зарыться в подушки, накрыться одеялом и ничего не решать, в ожидании, что всё само рассосется:) Жалела ли я в эти периоды о том, что знакома с этой Методикой - ни на секунду! Скажу больше, именно благодаря ей, я из состояний уныния очень быстро и выходила.. Осознание главной аксиомы Методики (о том, что всё, что происходит в моей реальности - результат моих подсознательных желаний) придает силы в любом стрессе, в любом выносе, который мы сами себе устраиваем - ведь если всё, что происходит, создаю я сама, то и выход из этого хаоса способна найти я же.. Если у Вас есть причины менять свою жизнь к лучшему.. Если у Вас не вызывает внутреннего протеста сама мысль о том, что Вы способны и Вы достойны лучшего в какой бы то ни было из сфер своей жизни.. Если именно сейчас Вы ищете инструмент, который направит Вас по верному пути и при помощи которого всё сдвинется с "мёртвой точки".. Если Вы зачем-то дочитали этот пост до конца - РЕШАЙТЕСЬ! Покупайте Мастер кит и берите уже собственную жизнь в свои руки! Боитесь, что именно у Вас что-то в этой Методике не получится? Уже сегодня всё получается более чем у 3000 партнеров Супер Эго! Вы правда думаете, что настолько особенны, что станете исключением из правил? Посмотрите-почитайте отзывы.. Все пользователи - обычные люди с такими знакомыми и обычными запросами! Было бы желание! ..и всё получится! http://www.youtube.com/watch?v=vWWPno-wdtU Узнать больше, скачать Мастер кит solar.super-ego.org скачать книгу Д.Трутневой

Этот список покупок очень простой, занимает мало места на телефоне, выглядит современно и его удобно использовать. Основные функции: Легкое добавление новых товаров Разделение записей на те, которые требуется купить и купленные. Редактирование по нажатию на позицию Возможность увеличить экран списка Удаление по долгому нажатию Перемещение товаров…

Бесплатные 22 9

Память Мозг Игры

Улучшение эффективно ваш мозг с памятью Brain Games.Тренировка памяти будет постоянно увеличивается производительность:Укрепляйте свою способность памятиУлучшение вашего внимания и быстрый фокусУвеличьте свой интеллект и ловкостьБыстрее принимать решения и ответыТо, что верно для наших мышц также верно для нашего мозга: вы можете использовать ее ил…

Бесплатные 11 8.2

Привороты

Привороты. Вся магия любви для вас. Найти любовь или вернуть любимого будет просто!Приложение Привороты для всех, кто хочет найти свою любовь или вернуть любимого. Скачивайте приложение Привороты прямо сейчас бесплатно. Приложение работает на всех видах смартфонов и планшетов.Специальная подборка, в которую вошли все известные привороты, отвороты,…

Бесплатные 34 7

Pentagrom

***Изучай музыку так, как будто ты уже ее знаешь***Pentagrom поможет эффективно изучить музыку любому и каждому.Это как 24 часа в сутки быть рядом с учителем!Pentagrom тут же даст тебе визуальный и аудиальный фидбек каждой сыгранной ноты, сообщая о том, какая это нота, как она звучит и где записывается в нотном стане. Научись читать ноты и петь сол…

Бесплатные 26 7.6

Ад Живые Обои

Вы не должны умереть, чтобы наслаждаться обществом пресловутых мертвых королей, пап, и задира голливудских звезд , потому что мы приготовили для вас замечательный Ад Живые Обои для смартфона или планшета. Если ваш любимый номер является "число зверя" убедитесь, что вы быть сожжены заживо, но до тех пор Скачать наш величественный "Ад H…

Бесплатные 40 7.6

Последнее обновление: 01/12/2018

Согласно теории личности , личность состоит из трёх элементов. Эти элементы - известные в психоаналитической теории знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго - взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.

Ид

Ид - единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

Эго

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности , который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.

Суперэго

Последний компонент, который развивается в личности - Суперэго. Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют:

  • Эго-идеал , который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
  • Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png