Единой методики проведения практических занятий не существует, каждое учебное заведение использует собственные разработки. Однако основных положений придерживаются все. Проводят практическое занятие преимущественно в такой последовательности: вступительное слово преподавателя, объяснения непонятных студентам вопросов, запланирована практическая часть, завершающее слово преподавателя.

Для каждого занятия чрезвычайно важной является вступительная часть. Чем она более динамична, тем быстрее студенты настроятся на восприятие новой дисциплины и будут готовы к творческой работе. Важное напоминание основных требований, правил на занятии, объявления задание на следующее занятие с короткой аргументацией. Это следует делать с учетом того, что в начале занятия студенты внимательны и сконцентрованиши.

Преподаватель напоминает студентам цели и задачи занятия, определяет формы работы на уроке, время на проведение отдельных видов деятельности, то есть предоставляет занятию конструктивно прагматичный характер, привлекает аудиторию.

Иногда практические занятия начинают с короткого обобщения главных научно-теоретических положений, которые должны служить исходным моментом в работе студентов. Чаще всего это делает преподаватель, поскольку определить самое важное, точно сформулировать научно-теоретические положения или охарактеризовать методы работы студенту не всегда удается. Однако иногда такое обобщение поручают делать студентам, заранее предупредив их об этом.

После обобщения преподаватель должен дать ответы на отдельные теоретические вопросы, возникшие у студентов в процессе подготовки к занятию. Важно, чтобы этот процесс не затянулся. Преподаватель в таком случае может также предложить студентам обратиться к учебнику, учебного пособия, перенести объяснения на консультацию. Действия преподавателя зависят от сложности вопроса, наличии литературы.

После освещения теории вопроса переходят к собственно практического занятия. Обычно по каждой теме лекционного курса на практические занятия выносят индивидуализированные темы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту шире применить полученные знания, а с другой - подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Для преподавателя такие комплексные задачи служат также способом проверки уровня усвоения учебного материала студентами.

Однако, индивидуализируя задачи, преподаватель должен установить определенный средний уровень, который бы соответствовал задачам высшей школы и непрерывно от занятия к занятию по мере педагогической целесообразности рос. При этом студент должен чувствовать шаг за шагом повышения уровня своей подготовки. Иначе практические занятия будут ему неинтересными. Индивидуализируя задачи, необходимо сохранять целостность системы практических занятий, их взаимосвязь и последовательность, рассматривать их как единое целое, подчиненное содержания лекций. Каждое занятие должно представлять собой тематически завершенную звено учебной программы.

Несмотря на то, что на подведение итогов занятия нужно 3-5 минут, преподаватель может заранее спланировать время на рассмотрение каждого вопроса, проблемных заданий, упражнений, ситуаций, то есть соблюдать регламент, дисциплинирует студентов, приучает к экономии времени. Отсутствие регламента разрушает схему занятия, приводит к потере логики, взаимосвязей.

Практические занятия должны быть разнообразными. Если студенты поймут, что все их учебные возможности исчерпаны, то резко снизится уровень мотивации. Необходимо организовывать практические занятия так, чтобы студенты чувствовали рост сложности задач, приводило бы положительные эмоции от собственного успеха в обучении, способствовало бы творчества, поискам.

Важное значение в процессе практических работ имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал. Поэтому при разработке задач и плана практического занятия следует учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта, не удручать самостоятельности и инициативы студентов.

В процессе подготовки и проведения практического занятия выделяют (В. Литвинюк) пять этапов.

На первом этапе преподаватель отвечает на вопросы, которые возникли у студентов в процессе выполнения их индивидуальных домашних заданий. Иногда на вопросы отвечают специально организованные группы студентов. Поэтому все студенты сдают свои домашние задания. их проверку осуществляют следующим образом: вызванным к доске двум-трем студентам предлагают выписать из домашнего задания определенную решенную задачу или пример. Студент в течение 5-7 минут характеризует основные моменты. Это приучает студентов к четкости и последовательности ответа. Допущены ошибки сразу же исправляют. Другие студенты в это время решают предложенные преподавателем новые задачи.

Второй этап - проверка теории. Студенты пишут небольшую контрольную работу продолжительностью 8-10 минут. Оценку ее объявляют на следующем занятии. Проводят также опрос с формулировки определений и теорем.

На третьем этапе преподаватель объявляет тему нового занятия, его цели и значение в курсе. Первая задача, которую решают по этой теме, является типичной и рассматривается в качестве примера. После анализа задачи к доске вызывают студентов. Цель этого этапа состоит в том, чтобы научить студентов математического метода решения задач по теме, убедиться, ицо большинство студентов тему усвоили. Ответы студентов, которые работают у доски, следует оценивать.

Четвертый этап длится 2-4 минуты. Это объявление домашнего задания: тема практического занятия с детальным планом. Индивидуальное домашнее задание состоит из двух частей: первая - задачи по изученной теме, объем которых не превышает 70% от решенных в аудитории, вторая - проверка домашнего задания другого студента из предыдущей темы с целью повторения изученного.

Пятый этап является завершением практического занятия. На этом этапе преподаватель дает самостоятельную работу по изученной теме. При написании самостоятельной работы возможные беседы студентов между собой. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Активность студентов на практических занятия, растет при условии, что их деятельность осуществляется в процессе поиска путей дополнительного усвоения теоретических знаний. В них формируются практические навыки и умения в области решения прикладных задач, построения схем, графиков, чертежей, выполнение расчетно-графических задач, закрепляются и совершенствуются уже имеющиеся умения, развивается способность самостоятельно использовать весь багаж знаний для совершенствования определенных действий и тому подобное.

В учебном процессе используются две формы проведения практических работ:

Фронтальная, при которой после выкладки на лекции теории все студенты группы выполняют одновременно одну практическую работу на одинаковом оборудовании; в таком случае имеется единый план и одинаковая последовательность действий для всех студентов группы;

Индивидуальная, при которой студенты группы, разделены на бригады, выполняющие разные по тематике, содержанию и планом практические работы. К такой форме прибегают при отсутствии надлежащей материальной базы для реализации фронтальной работы студентов.

Обе формы проведения практических занятий имеют преимущества и недостатки. К преимуществам фронтальной формы проведения

практических занятий ученые (Б. Мокин, В. Папьев, А. Мокин) относят:

Непосредственная связь с изученным учебным материалом, способствует формированию практических умений и навыков; реализуется принцип систематичности и последовательности;

Благоприятные условия работы преподавателя: фронтальный инструктаж перед работой и в процессе ее выполнения; подготовка учебно-материальной базы, контроль за ходом работы, проверка его результатов, возможность обсуждения результатов работы группы на текущем или следующем занятии.

К недостаткам фронтальной формы проведения практических работ эти ученые относят:

Простое оборудования (приобретение сложного оборудования, то есть 25-30 однотипных комплексов для одноразового использования в группе нецелесообразно экономически, а также создает сложности по их размещению в лаборатории)

Возможность возникновения психологического дискомфорта у студентов в случае если по каким-то причинам перед практическим занятиям не состоялась начитка теоретического материала.

Единственным преимуществом индивидуального практикума является возможность -использование сложного современного оборудования, которое вуз имеет в одном экземпляре, а основным недостатком является то, что некоторые практические работы студенты должны выполнять тогда, когда им по тематике этих работ еще не было подано теоретического материала и его нужно изучить самостоятельно.

Итак, фронтальную форму проведения занятия можно использовать для работ ознакомительного или познавательного характера, а для более сложных практических работ, которые требуют значительных затрат времени и использования дорогостоящего оборудования, целесообразно проводить практические работы в форме индивидуального практикума циклического характера, при котором студенты работают на одном и том же оборудовании бригадами по графику, что позволяет выполнить все запланированные работы, предусмотренные учебной программой.

На практических занятиях студентам следует придерживаться принципа максимальной самостоятельности. Они должны самостоятельно выполнить работу, оформить протокол и дать интерпретацию результатов. Конечно, при возникновении существенных трудностей в процессе работы студенты могут консультироваться у преподавателя.

Оценки, полученные за отдельные практические занятия, преподаватель учитывает при выставлении итоговой оценки по дисциплине. Оценка работы студентов в процессе занятия способствует контролю и активизации учебно познавательной деятельности.

Каждое занятие целесообразно заканчивать кратким выводом и рекомендациями преподавателя относительно дальнейшей работы. В таком случае практические занятия вместе с лекциями способствовать созданию перспективы в работе студентов.

Важное значение для практических занятий имеет использование активных методов обучения: неимитацийних (дискуссии, экскурсии, выездные занятия), имитационных неигровых (анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, разбор документации, действия по инструкции), имитационных деловых, ролевых игр, игрового проектирования.

Эффективность практического занятия во многом зависит от умения преподавателя владеть вниманием студентов, внедрять элементы состязательности между ними, осуществлять дифференцированный подход при подборе групп для совместной деятельности на практических занятиях, обеспечивать прямое руководство (планирование, специальное конструирование задач, контроль) и опосредованное (влияние на мотивы, установки, цели студента).

Термин «практическое занятие» используется в педагогике как родовое понятие, включающее такие виды, как лабораторную работу, упражнение, семинар в его разновидностях. Аудиторные практические занятия играют исключительно важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями. На младших курсах практические занятия носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией или двумя-тремя лекциями. Почти весь лекционный курс в его основной, наиболее сложной части на дневных и вечерних отделениях проходит через лекции и практические занятия, которые логически продолжают работу, начатую на лекции.

Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания, в связи с чем, упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.

Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия. Не может быть и речи об эффективности занятий, если студенты предварительно не поработают над конспектом, учебником, учебным пособием, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.

Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. Структура практических занятий в основном одинакова — вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно практическая часть, заключительное слово преподавателя. Разнообразие возникает в основной, собственно практической части, включающей рефераты, доклады, дискуссии, тренировочные упражнения, решение задач, наблюдения, эксперименты и т. д. Опыт показывает, что нельзя на практических занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков, техникой решения задач, построения графиков и т. п. Студенты должны всегда видеть ведущую идею курса и связь ее с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе жизненный характер, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает их с практикой жизни.

Студенты, как правило, отдают себе отчет в том, в какой мере им необходимы данные практические занятий для предстоящей профессиональной деятельности. Если студенты поймут, что все учебные возможности занятий исчерпаны, интерес к ним будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, что ведет к переживанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует студента. Если же студенты замечают «топтание на месте», уровень мотивации может заметно снизиться.

Преподаватель должен проводить занятия так, чтобы все студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Каждый студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, поэтому при разработке плана занятий и индивидуальных заданий преподаватель должен учитывать подготовку и интересы каждого студента. Преподаватель при этом будет выступать в роли консультанта, наблюдающего за работой каждого студента и способного вовремя оказывать педагогически оправданную помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы студента. При такой организации проведения занятий в аудитории не возникает мысли о том, что возможности занятий исчерпаны.

При проведении практических занятий особенно важно, как, впрочем, и в учении вообще, учитывать роль повторений. Однообразие примеров, иллюстраций, субъективное ощущение повторения как замедления движения вперед значительно ухудшают усвоение. Поэтому важно проводить повторения под новым углом, зрения, в новом аспекте, что, к сожалению, не всегда используется в практике вузовского обучения.

(Лекции Соломатиной+ответы прошлых лет серым из Инета)

Семинар

Функции семинара:

· текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов;

· овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения;

· обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера;

· выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.);

· выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже коррекции.

3 типа семинарских занятий:

· Просеминар (1курс) Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.

· Собственно семинар (2-4 курсы). Цель – сформировать у студентов исследовательских подход к материалу.

· Спецсеминар (5 курс). Цель – приучить студентов работать в группах в рамках научной школы

Формы семинарских занятий:

· вопросно-ответная система;

· развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам
плана семинарского занятия;

· устные доклады студентов с последующим их обсуждением;

· обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных от­дельными студентами;

· теоретическая конференция в группе или на потоке;

· семинар-диспут;

· семинар пресс-конференция;

· семинар-панель;

· комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений;

· решение тестовых задач и упражнений, социологических кроссвордов;

· семинар по материалам социологических исследований, прове­денных студентами под руководством преподавателя;

· семинар-видеонаблюдение реальных практик;

· контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением;

· семинар-коллоквиум.



Критерии оценки качества семинарского занятия (С. Кисельгоф)

3) организация семинара;

4) активность студентов;

5) стиль проведения семинара;

6) подготовленность преподавателя и его мастерство;

7) отношение преподавателя к студентам;

8) отношение студентов к преподавателю и к изучаемому предмету.

Метод мозговой атаки (А.Ф. Осборн) - мыслетехнический метод социальной инженерии, направленным на стимулирование творческой активности и сплочение группы.

Учебная игра - разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс.

Социологический турнир - форма занятий, которая придает учебному процессу соревновательный характер, возбуждает у студентов дополнительную энергию и содействует развитию навыков интеллектуальной коллективной деятельности и публичных выступлений.

Лабораторный практикум - практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования.

Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

(Можно еще сказать, что Бордовская, Реан в своей книге Педагогика приводят разные примеры задач и метода «ситуаций» для учеников с целью их душевного, интеллектуального развития)

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Если на лекции основное внимание студентов сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Как правило, практические занятия ведутся параллельно с чтением всех основных курсов. Главной целью практических занятий является усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

По дидактической цели различают практические работы иллюстративные и исследовательские; по характеру деятельности учащегося – количественные, качественные, комплексные; по характеру организации проведения – фронтальные и звеньевые; по содержанию практические работы могут включать различные виды технологических и трудовых операций.

Формы проведения практических занятий:

Лабораторные работы

Семинарские занятия (однако, семинары могут быть направлены и на преимущественно теоретическую подготовку)

Практикумы

Лабораторное занятие – это форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ. Основные дидактические цели лабораторных работ – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, проверка формул, ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с приборами, аппаратурой и другими техническими средствами для проведения опытов. В соответствии с дидактическими целями определяется содержание лабораторных работ: изучение свойств веществ, их качественных характеристик, количественных показателей, изучение устройства и работы приборов, оборудования, их испытание, снятие характеристик и т. д. В отличие от лабораторных работ, семинарские занятия не нацелены на самостоятельную работу. Кроме того, для проведения семинарского практического занятия, чаще всего, не требуется умения обращаться со специальными техническими средствами.

Методы проведения лабораторных работ:

Наблюдение

Измерение и вычисление

Сравнение

Эксперимент

Семинарское занятие – занятие, которое проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе работы над учебной и научной литературой. Организация семинара (если он направлен преимущественно на практическую подготовку) должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия.

Методика проведения семинарских практических занятий:

Решение практических задач

Семинар по материалам исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя, либо других реальных исследований и материалов

Семинар-видеонаблюдение реальных практик

Проведение кейсов

Практикум – вид учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих от студента применения как научно-теоретических знаний, полученных при изучении различных учебных курсов, так и практических навыков, приобретенных на семинарских практических занятиях и лабораторных работах. Проводится практикум обычно в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности. Таким образом, главное отличие практикума от других форм учебных занятий – это его междисциплинарный и комплексный характер. Кроме того, практикум выполняется учащимися по заданию учителя (не под контролем учителя, как лабораторные работы), но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Все виды практикумов в зависимости от дидактической цели и соответствующие методы:

Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания (работа с учебниками, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера)

Закрепление и уточнение знаний (система упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных)

Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач (решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.)

Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации (написание сочинений, рефератов, подготовка докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.)

Таким образом, все виды практических занятий имеют общую цель – усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений и т.п. Они отличаются друг от друга, в основном, только по форме проведения и степени участия в них педагога.

– помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

– научить студентов приёмам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчётов, графических и других видов заданий;

– научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;

– упрочить образовавшиеся на лекции связи и ассоциации путём повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины (однообразные стереотипные повторения не приводят к осмыслению знаний);

– формировать умение учиться самостоятельно, т. е. овладеть методами, способами и приёмами самообучения, саморазвития и самоконтроля;

– обеспечивать развитие творческой активности личности студента, его научного мышления и речи; способствовать росту обучающихся как творческих работников;

– проверить знания студентов – средство достаточно оперативной обратной связи.

Требования к практическому занятию

1. Научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой.

2. Не только должно строго чередоваться во времени с лекцией, но и быть с ней методически связанным проблемной ситуацией.

3. Должно готовить обучающихся к очередной лекции.

4. Нельзя ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач: обучающиеся всегда должны видеть связь курса с практикой; больше показывать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и принципиальных научных концепций и положений.

5. Чем ближе лекционные сведения к материалу, рассматриваемому на практическом занятии, тем легче преподавателю вовлечь студентов в творческий поиск.

6. Чёткая согласованность подачи материала на лекции и на практическом занятии как в определении понятий, так и в изложении последовательности отдельных фактов, сокращений, обозначений и т. д.

7. Научить студентов коллективной работе, формировать групповое мышление.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с изучения исходной документации (учебной программы, тематического плана и т. д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия. У преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объёме работ, который должен выполнить каждый обучающийся.

Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.

Требования к подготовке преподавателя к практическому занятию:

– просмотреть текст лекции;

– выделить понятия, положения, закономерности, которые необходимо проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях;

– подобрать вопросы, контролирующие знания на понимание обучающимися теоретического материала;

– выбрать материал для примеров и упражнений;

– подбирая задачи и логические задания, представлять дидактическую цель: какие навыки и умения применительно к какой задаче развивать, каких усилий это потребует от обучающихся, в чём должно проявиться творчество студентов при решении данной задачи;

– выполнить или решить подобранные задачи и тесты самим преподавателем (предварительно решить и методически обработать);

– подготовить выводы из решённой задачи, подготовить итоговое выступление;

– планировать время как для решения простейших, распространённых примеров, так и для более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки;

– поддерживать ощущение увеличения сложности выполняемых заданий, что ведёт к осознанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует познавательную деятельность;

– учитывать подготовку и интересы каждого студента, чтобы студенты были заняты напряжённой творческой работой, и каждый получил возможность проявить свои способности;

– вначале давать студентам лёгкие задачи, которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения способов действий, данных на лекции для осмысления и закрепления; решение задач по образцу;

– затем предлагать задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, предполагающую умение дать анализ целесообразности данного способа действия, высказать свои соображения по поводу условий задачи, гипотез, полученных результатов, т. е. развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся;

– затем предлагать ещё более сложные задачи, т. е. комплексные, предназначенные для контроля глубины изучения материала или курса – вначале требующие отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем – полностью продуктивной (творческой);

– подобрать иллюстративный материал, необходимый для решения задач, продумать расположение рисунков и записей на доске и т. д.;

– создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке плана проведения практического занятия для каждой группы с учётом её подготовленности.

В какой форме целесообразно составить план? В той, наверное, к которой привык сам преподаватель. Он включает общие исходные данные для проведения практического занятия и содержательную часть. Необходимо отметить в плане следующее:

– сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий,

– сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы задать;

– какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности; на что обратить внимание в той или иной задаче;

– как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче (тесту);

– кого опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач;

– какие задачи предложить для решения на местах без вызова к доске;

– какие задачи предложить «сильным» студентам;

– какие задачи задать для самостоятельного решения дома.

Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы.

Лекция, в отличие от учебника, является актуальной, отражает последние изменения правового регулирования, содержит сведения, поясняющие положения семейного права, разъясняет возможности применения гражданского законодательства в профессии юриста. Лекции позволяют своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления.

В учебно-воспитательном процессе лекция выполняет несколько функций:

– информационно-познавательная – изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в юридической литературе;

– мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, точнее – определение его общего идейно-теоретического направления;

– логико-методологическая – формирование творческого мышления обучающихся, вооружение их методологией научного исследования;

– воспитательная – выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;

Исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала, меняется методика и формат лекции.

Виды лекций и особенности их использования в подготовке специалистов для судебной системы: вводная, учебно-программная, установочная, обзорная, заключительная.

Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения учебной дисциплины. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе высшего образования. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе юридических знаний. Основным методом изложения является популярное чтение лекции, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познание нового, расширение кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы обучающиеся могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся.



Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем.

Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель преподавателя на данной лекции. Широкое применение иллюстративного материала для того чтобы дать обучающимся опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов – необходимость на таких лекциях. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, постановка проблемы, расстановка ориентиров для её решения.

Академическая («базисная») лекция обладает традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность, чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения («под конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные знания теории и практики в области налогового права.

Обзорная лекция (лекция-консультация) проводится, как правило, перед экзаменами, зачётами. На ней освещаются наиболее важные темы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении обучающихся, анализируются типичные ошибки и недочёты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.



Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела. Её целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний по налоговому праву.

Практическое (семинарское) занятие – один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы эта форма занятий, проводимых под руководством преподавателя, обеспечивает качественное изучение дисциплины и овладение навыками ее применения в практической деятельности в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической сферах.

Практическое занятие предназначается для углубленного изучения дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

Практическое занятие – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и обучающиеся, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений обучающихся по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям стандарта высшего профессионального образования.

При условии соблюдения требований методики их проведения практические занятия выполняют многогранную роль:

– стимулируют регулярное изучение обучающимися первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

– закрепляют знания, полученные обучающимися при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

– расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии;

– позволяют обучающимся проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное;

– способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии;

– прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают обучающихся свободно оперировать терминологией, правовыми понятиями и категориями;

– предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы обучающихся над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях;

– позволяют изучить мнения, интересы обучающихся, служат средством контроля преподавателя не только за работой обучающихся, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.

Ведущая функция практического занятия – познавательная.

В процессе обсуждения на занятии конкретных правовых проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания обучающихся. Даже само углубление знаний, движение мысли от сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям обучающихся более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.

Воспитательная функция практического занятия вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование правового мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев.

Функция контроля, присущая практическому занятию, проявляется в проверке содержательности, глубины и систематичности самостоятельной работы обучающихся. Она является вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям.

Типы семинарских занятий : традиционный семинар, семинар-дискуссия, коллоквиум, семинар-исследование, тренинги др. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта слушателей.

Просеминар – занятие, готовящее к семинару, с целью ознакомить студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними:

– особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой и творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару);

– подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

Собственно семинар :

– развернутая беседа по заранее известному плану;

– небольшие доклады студентов магистратуры.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

– узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

– вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Более серьезные задачи решаются на спецсеминарах , которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу. Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.

Спецсеминар:

– приобретает характер научной школы;

–приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству, предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики;

– важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов (например, моделирования ситуаций);

– на итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

Академический семинар предполагает взаимодействие преподавателя с группой как с целым (обучающая функция реализуется по отношению ко всем студентам);

Недостатки академического семинара:

– студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует;

– нет сотрудничества и взаимопомощи; попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины;

– нет личностного включения студентов в учебную деятельность;

– интеллектуальная активность студентов сковывается;

– студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой. Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом.

Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.

Междисциплинарный семинар:

– выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, юридическом, нравственном;

– могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин;

– между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме;

– метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар:

– преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы;

– накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы;

– во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем;

– позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар:

– готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах;

– студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности;

– семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный семинар:

– предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п.;

– студентам предлагается высказать свои соображения, мнение, точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения;

– метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Семинар-тренинг (использовать практикумы)

– цель: приобретение нового опыта и уяснение теоретического материала путем решения казусов, взятых из судебно-следственной практики;

– задачи: развитие методики квалификации деяний, определения признаков конкретного состава преступления, определение признаков деяния, влияющих на вид и размер назначаемого наказания;

– является важным методическим приемом, позволяющим выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентам в конструктивном режиме;

– речь идет о конструировании идеальных образцов, в соответствии с которыми будущий профессионал мог бы находить адекватные способы решения той или иной задачи с учетом быстро меняющейся ситуации.

Семинар-дискуссия:

– диалогическое общение участников;

– накануне преподаватель, ведущий семинар, должен четко определить круг таких проблем, назвать основные литературные источники. Вполне допустимо отдельные крупные проблемы разделить на несколько более мелких, поручив их рассмотрение наиболее подготовленным студентам;

– каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию;

– нужно различать «диалогоподобное» общение, когда каждый ведет свою «партию», и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии;

– включение элементов «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются. Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. (в зависимости от того, какой материал обсуждается);

– ведущий получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.;

– особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю.

Преподаватель должен:

– определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.

– подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.

– распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.

– готовить студентов к выбранному ролевому участию.

– руководить работой семинара.

– подводить общий итог дискуссии.

«Круглый стол»:

– отражает особенности современного профессионального общения;

– предполагает сотрудничество и взаимопомощь;

– каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений;

– студент занимает активную позицию.

Семинар-исследование:

– по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия;

– в течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями, готовят выступление;

– подгруппа выделяет докладчика, а остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентам и других подгрупп;

– в конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.

Деловая игра:

– представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого;

– воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной;

– воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени;

– студент выполняет квазипрофессиональную деятельность: знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда;

Разнообразие видов семинарских занятий, разумеется, не самоцель, а лишь средство обеспечения наиболее эффективного решения основных задач семинара.

Система докладов и рефератов к практическим занятиям, круглым столам и миниконференциям, которые готовятся обучающимися по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить обучающимся навыки научной, творческой работы, сформировать приемы публичного выступления, воспитать самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

Несмотря на слабые стороны этой методики (зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к занятию никто всерьез не готовится, а сами выступающие изучают лишь один вопрос), такие практические занятия вызывают определенный интерес у обучающихся. На практических занятиях подобного типа формируется готовность обучающихся к тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента.

Тематика докладов разнообразна: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно в профессиональной сфере.

На практических занятиях практикуется подготовка рефератов и их обсуждение. Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо правовой проблеме, анализу произведения или нескольких из них, проведенных обучающимся под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Обучающийся готовит выступление по своему реферату, который может быть представлен для предварительного ознакомления обучающимися.

Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две-четыре недели и более. Реферативные доклады готовятся к окончанию какой-либо большой темы, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.

Диспут в группе или на потоке, как прием практического занятия удобен для выработки навыков устной полемики. Диспут может быть как самостоятельной формой практического занятия, так и элементом других форм практических занятий. В первом случае, как правило, объединяются занятия двух или нескольких обучающихся групп, когда с докладами выступают обучающиеся одной группы, а оппонентами – другой, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные занятия всегда имеют теоретическую и практическую значимость. Диспут как элемент практического занятия в рамках одной группы может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. В ходе полемики у обучающихся формируется находчивость, быстрота мыслительной реакции, личная позиция и мировоззрение.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png