Устная история: метод, источник и направление исторических исследований

Что такое устная история? Условия и факторы формирования устной истории

Устная история - довольно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся в середине XX в., однако истоками она уходит в далекое прошлое. В ее определении существует много дискуссионных моментов. Во-первых, сложно точно указать предмет изучения. Во-вторых, часто поднимается вопрос о самостоятельности устной истории как научной дисциплины: кто-то воспринимает «устную историю» как устную информацию в разных формах - от слухов и воспоминаний до былин, кто-то признает ее новым методом исторических исследований, другие видят в ней новационное направление исторических исследований или новую историческую дисциплину.

Устная традиция, бесспорно, является самой древней формой трансляции информации от человека к человеку, от поколения к поколению. Устный источник был первым историческим источником, нашедшим применение в исследовательской практике. Свидетельства очевидцев событий в своих трудах использовали еще древнегреческие и римские историки: Геродот, Плиний, Тацит и др. После появления письменности и письменных источников, книгопечатания и архивохранилищ приоритет устной традиции был утерян, устный источник отошел на второй план.

Вторая половина XX столетия стала периодом становления устной истории как самостоятельной отрасли исторической науки. Иногда историки называют этот период «ренессансом» или «возрождением» устной истории. Среди целого комплекса причин, условий и факторов ее оформления следует выделить три. На первом месте стоит появление и совершенствование технологий записи и хранения аудио-и визуальной информации. Появление фонографов на рубеже XIX–XX вв., массовое производство магнитофонов со второй половины XX в., появление доступной цифровой аудио-и видеотехники с конца XX в. сделало фиксацию устных свидетельств надежной и доступной для широкого круга исследователей и сняло проблему недоверия к исследователю, ранее фиксировавшего устную информацию вручную.

Вторая причина, гносеологическая, заключалась в наступившем в середине XX в. кризисе традиционной позитивистской истории и в так называемых междисциплинарных переворотах второй половины XX в. (лингвистическом, социологическом, антропологическом и др.), приведших к пересмотру предмета, методов, принципов, теорий, методологий и источников исторических исследований. В поле зрения академической науки попали ранее игнорировавшиеся проявления прошлой жизни - образ жизни людей, их поведение, ментальность, идентичность, этничность, жизненные установки, представления, оценки ими событий, слухи, повседневность и др. Расширение и усложнение исследовательского поля привело к усилению междисциплинарных связей истории с другими социальными и гуманитарными науками. На стыке междисциплинарных исследовательских технологий и/или вследствие заимствования методов исследования этих наук зарождались новые субдисциплины или направления исторических исследований. Устная история обязана своим возникновением взаимодействию истории прежде всего с социологией, лингвистикой, культурной антропологией.

На третьем месте среди факторов формирования устной истории стоит комплекс проблем, связанных с состоянием Источниковой базы исторических исследований. В силу объективных и субъективных причин сформировавшиеся на протяжении нескольких столетий фонды государственных архивохранилищ оказались не готовы к новым запросам историков. Во-первых, они были укомплектованы преимущественно официальными документами, отражающими государственную жизнь, делопроизводственной документацией, статистической информацией по функционированию государства, больших социальных групп, экономическому развитию и т. п. В них отсутствовал «человеческий материал», необходимый для полноценной реконструкции исторической жизни. Во-вторых, советские государственные архивы в условиях тоталитаризма, волюнтаризма, партийно идеологической цензуры XX в. жестко контролировались. Регламентировался доступ ко многим тематическим коллекциям документов, засекречивались дела и фонды. Во многих темах образовались так называемые «белые пятна», или «лакуны». В результате документы даже по такому массовому историческому явлению, как раскулачивание и репрессии, оказались недостаточно пригодными для исторического анализа. Большинство их написано по единому шаблону и различается только именами, фамилиями, датами и местами рождения. Трафаретностью отличаются и немногочисленные документы личного происхождения, например воспоминания красных партизан, ветеранов войны и труда. В-третьих, крайне скудно комплектовались архивы в 1990–2010 гг. В результате совпадения двух процессов: реструктуризации и децентрализации архивов, с одной стороны, и начавшейся приватизации, реструктуризации предприятий, учреждений, организаций, с другой стороны - значительная часть документов погибла. Это создало огромные трудности для историков, занимающихся постсоветской историей. Практически остались без письменных документов все перестроечные и постсоветские эксперименты в банковской и промышленной сферах, в аграрном секторе и т. д.

Эти и еще целый ряд причин и условий способствовали возникновению устной истории сначала как нового подхода к изучению исторического прошлого, а затем как самостоятельной исторической дисциплины. Наиболее простое и доступное определение принадлежит А. И. Филюшкину, который определяет устную историю исключительно как «научную дисциплину, обладающую собственным методом исследования - интервью, с помощью которого осуществляется фиксирование субъективного знания отдельной человеческой личности об эпохе, в которой жил человек». Однако оно не дает характеристики аспектов, позволяющих признать устную историю самостоятельной дисциплиной. Можно было бы ограничиться формулировкой, согласно которой устная история как сфера социогуманитарных исследований изучает человеческое общество, а как сфера исторических исследований - его прошлое. Но правильнее сказать, что устная история изучает не столько прошлое человеческого общества, сколько человеческое общество в прошлом, а точнее, представителей конкретного сообщества или социума, составляющих единое общество в определенный отрезок времени.

Конечно, как известно, «определение границ конкретного общества столь же неразрешимо, сколь и задача разграничения исторических эпох». Но особенностью устной истории является изучение не только людей того или иного исторического времени, но и - вместе с ними - самого этого исторического времени, что позволяет видеть прошлое совершенно по-новому: не так, как оно интерпретируется в официальных изданиях, схематично излагается в учебных пособиях или оценивается политиками или идеологами. В определенном смысле устная история не столько вооружена конкретными фактологическими (событийными) знаниями об обществе, сообществе, сколько формирует иное восприятие исторической действительности, дает иные способы оценок прошлого.

В этом смысле устная история не является дисциплиной с устойчивой суммой знаний, которые можно передавать, как это делает бытовая, экономическая или политическая история. Устная история, как и ментальная, гендерная или повседневная история, отличается собственным путем исследования и проникновения в прошлое, при этом, как и все дисциплины, она имеет свои методы получения данных и их анализа, тематику и проблематику, собственную источниковую базу, теоретические и методологические подходы. Это позволяет определить устную историю как историческую дисциплину, отличающуюся собственным концептуальным подходом к изучению исторической действительности через «человека в истории», «историю изнутри» в интерпретации ее массовыми участниками («история снизу», демократический подход) и представителями «высших этажей» общества (элитарный подход), изучающую «человеческое измерение истории» и имеющую собственные методы исследования, основанные на опросе, прежде всего путем организации исследовательских интервью с участниками и очевидцами исторических событий, явлений и процессов, для создания нового типа источника - устных исторических источников, содержащих массовые или индивидуальные исторические представления о недавнем прошлом.

При этом необходимо отметить, что устная история как консолидированное самостоятельное направление исторических исследований опирается на прочные междисциплинарные связи, а дифференцируясь по тематическим и предметным полям, она может использоваться как метод и источник в других, таких же синтезированных исторических дисциплинах и направлениях, а также социогуманитарных исследованиях (социальная история, историческая психология). Однако устная история вторгается и в такие сугубо консервативные исторические дисциплины, как экономическая история, история науки и техники и др. В синтезированном или интегрированном виде она вбирает в себя все эти междисциплинарные связи и образует самостоятельное предметное поле. Любой устноисторический тематический проект или научно-исследовательская программа в комплексе отражает прошлое глазами очевидцев и участников истории новейшего времени. Следовательно, дальнейшее развитие устной истории и совершенствование научно-методического материала способствует развитию других исторических дисциплин и социально-гуманитарных наук, равно как и успехи самой устной истории зависят от них. На современном этапе устная история имеет колоссальное развитие в мире и получила признание в академической науке.

Из книги Правда Виктора Суворова автора Суворов Виктор

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

1.4. Метод датирования исторических событий Поскольку наша теоретическая модель подтвердилась на экспериментальном материале, мы можем теперь предложить новую методику датирования древних событий. Хотя она, конечно, не универсальна. Опишем идею метода.Пусть Y -

Из книги Собибор - Миф и Реальность автора Граф Юрген

Глава 8. «Газовые камеры» Собибора в свете «свидетельских показаний» и «исторических исследований» На процессах против ревизионистов, подвергающих критике общепринятую версию судьбы евреев в годы Второй мировой войны, судьи и прокуроры регулярно как молитву,

Из книги Новая Хронология Носовского-Фоменко за 1 час автора Молот Степан

2.8.3. Метод упорядочивания исторических текстов во времени Данный метод позволяет находить хронологически правильный порядок отдельных фрагментов текста, обнаруживать в нем дубликаты на основе анализа, например, совокупности собственных имён, упомянутых

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

§ 4. Типизирующий метод интерпретации исторических источников Ввиду сложного характера исторических источников при интерпретации их нельзя довольствоваться одним из вышеуказанных методов: обыкновенно комбинируя психологический метод с техническим, историк пытается

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Глава 8 Устная история в системе социогуманитарных наук Устная и социальная история: перспективы взаимодействия, или устная социальная история Социальная история как направление исторических исследований и самостоятельная отрасль исторической науки в отечественной

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная и социальная история: перспективы взаимодействия, или устная социальная история Социальная история как направление исторических исследований и самостоятельная отрасль исторической науки в отечественной практике окончательно оформилась в 1990-е гг. За рубежом ее

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история как источник и метод этнографических исследований Устная история как опросный способ получения информации не только об историческом прошлом, но и культуре, обычаях, мировоззрении народов известна с давних времен. Если в исторических исследованиях с

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история в военной антропологии: возможности и перспективы исследований В последнее время получило широкое распространение такое направление исторической науки, как военно-историческая, или военная, антропология. По определению историков, она является

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история и история ментальностей: взаимопроникновение и взаимодополнение История ментальностей рассматривает влияние внутренних механизмов поведения человека и общества, заложенных на психологическом уровне, на исторические процессы. Научное направление

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история и история повседневности: методические и методологические перекрестки История повседневности (everydaily или every day life story), как и устная история, является новой отраслью исторического знания. Предметом ее изучения является сфера человеческой обыденности во

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история как метод Количественные и качественные методы исследования. Методические рекомендации по составлению вопросника. Типы вопросов: открытые и закрытые; общие, уточняющие, провоцирующие, наводящие, зондирующие и др. Вопросы, направленные на поиск смысла.

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история как источник Актуальные проблемы источниковедения в устной истории. Определение источника устной истории. Специфика устного исторического источника. Преимущества устного исторического источника. Проблемы репрезентативности устных источников.

автора Коллектив авторов

Глава 3 Объект источниковедения: исторический источник – система видов исторических источников – эмпирическая реальность исторического мира 3.1. Система видов исторических источников как проекция культуры Ряд факторов исторической науки, среди которых выделим

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

Глава 2 Сравнительный метод в исторических теориях XVIII–XX веков На протяжении XVIII – начала XXI в. задачи и метод сравнительно-исторического исследования развивались от прагматического сравнения отдельных фактов до сравнения крупных социокультурных структур

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

2.2. Формационная модель как основание метода сравнительно-исторических исследований Теория общественно-экономических формаций К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса – по сути, классический образец стадиальной теории. В своем модельном виде она предполагает, что все народы

), заявлявшего о своей работе над огромной книгой «Устная история нашего времени», полностью составленной из записи рассказов разных людей. В г. центр устной истории был открыт при Колумбийском университете . В г. была создана Ассоциация устной истории США, двумя годами позже аналогичная организация появилась в Великобритании.

Значительную роль в развитии и пропаганде метода устной истории сыграла книга английского историка Пола Томпсона «Голос прошлого» (англ. The Voice of the Past: Oral History ; , 3-е издание ).

В России одним из первых устных историков можно считать доцента филологического факультета МГУ В. Д. Дувакина (1909-1982), который делал свои записи, беседуя с людьми, знавшими поэта В. В. Маяковского . Впоследствии тематика записей значительно расширилась: он записал на магнитную плёнку беседы с более чем 800 респондентами о профессорах МГУ, их работе в университете, научной жизни. В 1991 году на основе его коллекций в структуре Научной библиотеки МГУ был создан раздел устной истории.

Примером научно-исследовательской работы в области устной истории является создание коллекции интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет-проекта А. В. Драбкина «Я помню» и серии книг «Я дрался…»

Материалы устной истории в последние десятилетия рассматриваются как один из важнейших источников исследования малых народов, и активно используются этнографами и социальными антропологами. См, например, об исследовании этнической истории цыган .

Источники

Ссылки

  • Несколько слов о предмете «устная история» . А. В. Драбкин .
  • Велимир Хлебников в размышлениях и воспоминаниях современников (по фонодокументам В.Д. Дувакина 1960-1970 годов)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Устная история" в других словарях:

    УСТНАЯ ИСТОРИЯ - (oral history) метод исторического исследования, особенно социальная история, путем сбора воспоминаний живущих людей (например, Томпсон, 1981). Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, ценный архив и для… …

    УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ - (oral tradition) аспекты культуры общества, передаваемые устным путем. Некоторые общества (см. Неграмотное общество) могут полагаться только на этот метод документирования своей истории и генеалогии через песню, поэзию, повествование. В грамотных … Большой толковый социологический словарь

    ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ - (life history and life history method) социологическое, историческое, психологическое изучение, произведенное на основе интервью лицом к лицу (см. также Устная история) или личных документов дневников, писем … Большой толковый социологический словарь

    Кельтские предания, естественно, передавались из уст в уста, и лишь в первые века после появления христианства на землях кельтов кельты начали записывать на собственном языке различные тексты, будь то легенды, поэзия, история или законодательные… … Энциклопедия мифологии

    Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на древесной коре, костях или камнях. На известной… … Литературная энциклопедия

    История литературы и методы ее изучения - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на… … Словарь литературных терминов

    - (Мьянмы) долгая и сложная. На этой территории проживало много различных народов, самый древний из которых моны. В IX веке бирманцы мигрировали из юго западного Китая в долину реки Иравади и через некоторое время стали составлять большинство… … Википедия

    История: «История» (или «Музы») книга греческого историка Геродота История гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом… … Википедия

    История радиовещания описывает события, связанные с историей радиовещания Содержание 1 Предыстория 2 История радиовещания в России 3 См. также … Википедия

    Описывает события, связанные с историей радиовещания Предыстория Основная статья: Хронология радио 1877 Эдисон создал фонограф, изучением волн занимается Герц. 1895 Попов выступил с докладом о передаче звуков, грозоотметчик. 1896,… … Википедия

Книги

  • Российское китаеведение - устная история. Сборник интервью с ведущими российскими китаеведами. Том 1 , . Российское китаеведение - устная история. Сборник интервью с ведущими российскими китаеведами XX-XXI вв. Том 1 Книга представляет собой 1-й том новой книжной серии и содержит тексты интервью…

«Устная история» - это новое научное направление, интенсивно развивающееся со второй половины ХХ в.

Существует довольно таки много определений устной истории:

Устная история – научная дисциплина, в рамках которой с помощью интервью производится фиксация субъективного знания отдельной личности о прошлом.

Другое определение устной истории гласит, что это – практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами.

Следующий вариант. Устная история – это записанные на цифровые насотели воспоминания людей о своей жизни и событиях прошлого, свидетелями которых они были.

И, наконец, еще одно определение. Устная история – это научно организованная методика интервьюирования участников прошлого с целью записи и сохранения устными свидетельствами их персональных памяти и опыта.

Уже в древности создатели исторических сочинений прибегали к выявлению фактов с помощью устных опросов свидетелей и участников событий, или просто тех, кто мог рассказать о легендарном прошлом. Например, еще античные авторы Геродот, Плутарх, Фукидид, средневековые хроникеры и древнерусские летописцы использовали воспоминания очевидцев для создания своих сочинений.

Дореволюционные российские историки и писатели, в частности И.И. Голиков, В.Н. Татищев, А.С. Пушкин, Н.И. Надеждин, В.О. Ключевский, П.И. Бартенев также прибегали к устным источникам (былинам, песням и другим фольклорным произведениям). Так, во многом благодаря собранным в Поволжье и Оренбуржье устным воспоминаниям Пушкин написал свой единственный научный исторический труд «История Пугачевского бунта».

Однако устная история получила статус научной дисциплины только в ХХ веке. Предпосылки ее становления сформировали два важных фактора.

Во-первых, развитие технических средств, фиксирующих воспоминания о прошлом. И таким образом, с помощью технических средств устная история возродила древний метод исторического исследования и создания источника, превратив его из мифа в знание, в полноценный исторический документ.

Во-вторых, возникло антропологическое направление в исторических исследованиях, сконцентрированное на изучение духовного и материального мира людей во всех их аспектах. В связи с тем, что историков все больше интересовали биографии рядовых участников истории и судьбы тех социальных слоёв, которые редко оставляют свои письменные воспоминания, метод магнитофонной записи воспоминаний приобрел большее распространение.

В Советском Союзе одним первых серьезных устных историков являлся ученый-филолог из Московского государственного университета Виктор Дувакин (1909 – 1982), который первоначально собирал воспоминания, беседуя с людьми, знавшими поэта В.В. Маяковского. Впоследствии тематика записей значительно расширилась: он записал на магнитную пленку беседы с 850 респондентами, деятелями науки, литературы и искусства. В 1991 году на основе его коллекции в структуре Научной библиотеки МГУ создали раздел устной истории.

На сегодняшний день в целом ряде университетов за рубежом и, в России, существуют и активно работают научно-исследовательские центры устной истории.

Итак устная история мы выяснили что это – актуальное направление в методологии истории XX–XXI вв. Главной ее отличительной особенностью является реконструкция исторических сюжетов на основе устных источников –воспоминаний и свидетельств современников и участников событий.

Рассмотрим какие бывают источники у устной истории.

Все многообразие устных исторических источников можно разделить на три группы: 1) отражающие индивидуальную историческую память. Свидетельства конкретных участников и современников событий, их ближайших потомков

2) отражающие групповую коллективную память. Семейные предания и легенды, городские слухи.

3) отражающие общественную, общенародную память. Героический эпос, исторические песни.

Каждая группа устных источников отличается содержанием исторических сведений и назначением (ролью) в культуре, помогает наиболее полно изучать какой-либо аспект жизни людей. Устная традиция находит свое применение в первую очередь в семейной истории. Устная биография незаменима при написании биографии отдельного человека или многих лиц, объединенных общим делом. Устная история широко применяется в историческом краеведении, при описании конкретных объектов города или края, а также при описании исторических событий, участниками, очевидцами или современниками которых являются опрашиваемые историком люди. Однако, помимо свидетельств о событиях личной и «большой» истории, все группы устных источников воплощают духовный мир человека, его ценности, традиции, стереотипы, страхи, надежды и позволяют искать ответы на вопросы об особенностях мировоззрения людей.

Типологическими особенностями устных исторических источников являются:

крайняя субъективность, обусловленная мировоззренческими установками рассказчиков, их социальным опытом, мерой участия в данном историческом событии, принадлежностью к определенной конфессии и другими факторами. Но если устные исторические источники выступают основой для изучения сконструированной в сознании очевидцев (участников, их потомков) картины исторического события, и исследователю, в том числе школьнику, важно понять механизм преломления индивидуальным сознанием исторической реальности, то субъективность устного исторического источника выступает его достоинством;

наличие проблемы установления степени достоверности . Данная проблема возникает тогда, когда устные источники используются для реконструкции прошлого – деятельности, переживаний, чувств людей в конкретный исторический момент. Однако если предметом внимания историков выступают индивидуальные или коллективные образы (интерпретации) истории, то проблема степени достоверности устных свидетельств теряет смысл;

информационная «многослойность ». Интонации, оговорки, мимика, жесты, сопровождающие устное изложение, не только существенно дополняют историческую информацию, но и сами являются источниками информации об отношении говорящего к предмету своего высказывания;

двойная природа. Устный источник рождается в результате диалога двух лиц: очевидца-рассказчика и человека, фиксирующего его воспоминание, который активно влияет на процесс припоминания.

На этапе создания устного исторического источника востребованы методы сбора устной информации, а именно:

1. Интервью (массовое или индивидуальное). Массовое интервью – это один из опросных методов обширного исследования. Его атрибутами являются четкие и всегда одинаковые формулировки интересующих исследователя вопросов, задающихся большому количеству человек. Индивидуальное интервью – это набор тщательно сформулированных вопросов определенной тематики, задающихся интервьюером в определенной последовательности участнику, очевидцу или свидетелю исторического события в процессе длительного и / или многократного общения. 2. Беседа, которая в узком смысле является видом неформального интервью; в широком смысле – разговором на заранее заданную тему с современниками или свидетелями исторического события. В этом разговоре респондент и интервьюер выступают полноправными участниками диалога. 3. Наблюдение – метод сбора первичной информации о собеседнике путем непосредственного восприятия, в первую очередь, особенностей его речи (интонации, пауз, оговорок), а также невербальных знаков (мимики, жестов, эмоциональной реакции).

Фиксация устных свидетельств производится в форме аудио- и видеозаписи, а также ведения протокола интервью или беседы. Аудиозапись сохраняет не только голос респондента, но способна донести до слушателя его интонации, тон и тембр, манеру и характер речи, и тем самым передать информацию о возрасте человека, его образовании, физическом и душевном состоянии, эмоциях, которые он испытывал в момент записи. Видеозапись позволяет увидеть мимику и жесты респондента, которыми сопровождается его устная речь. Ведение протокола может быть осуществлено в виде стенограммы, конспекта, плана.

Способами хранения устных источников могут быть как специально организованные аудио-, видео- и библиотеки при кафедрах и НИИ, занимающихся проблемами устной истории, так и размещение устных источников в Интернете

Примером исследовательской работы в области устной истории на общественных началах является создание коллекции интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет-проекта «Я помню» Артема Драбкина (биолог по образованию). На основе собранных материалов Драбкин издает серию книг «Я дрался… (на Т-34, По-2,…)», основанных на устных воспоминаниях.

Устная история, как правило, развивается в двух направлениях, либо фиксирует воспоминания великих деятелей и подробности знаменательных событий, либо реконструирует жизнь, менталитет простых, незаметных людей, и даже маргиналов. В любом случае, перед нами неофициальная история, зачастую без цензурных запретов, и тем, она ценна, потому что дает возможность увидеть прошлое «снизу», с точки зрения отдельной личности.

Возможности и перспективы развития устной истории заключается в нескольких направлениях деятельности исследователей. Во-первых, она позволяет проводить коллективные массовые комплексные исследования с вовлечением большого количества исследователей и свидетелей прошлого. Во-вторых, устная история вполне может реконструировать историю «людей с обочины», которую нельзя создать, опираясь только на письменные документы. В-третьих, вся эта деятельность дает большие возможности для формирования огромной базы информации с целью организации новых архивов и источниковой базы.

Не стоит забывать, что устная история отличается междисциплинарностью и тесно связана с социологией, семиотикой, лингвистикой, психологией и другими науками. Таким образом, можно констатировать, что устная история – самостоятельная научная дисциплина, в рамках которой с помощью других наук создаются и анализируются новые персональные исторические источники и на этой основе происходит реконструкция прошлого.

Понятие устной истории . Устной историей называется способ получения исторических знаний из устного источника, т.е. путём опроса осведомлённых лиц.

С понятием устной истории связывают:

1. Особый тип исторического знания , передающегося изустно, – то, что фиксирует специалист по устной истории.

2. Особые методы исторического исследования (беседа, интервью, в некоторых случаях наблюдение).

3. Полученные в результате применения названных методов устноисторические источники , зафиксированные в форме аудио- и видеозаписей, а также в письменной форме.

4. Научную дисциплину , занятую вопросами формирования, интерпретации (т.е. изучения, объяснения) и использования устноисторических источников.

Отличительные особенности современной устной истории. Историки издревле использовали в своих трудах устные свидетельства очевидцев исторических событий. Лишь в XIX в. такие источники в практике научного исследования были вытеснены письменными документами, считавшимися более достоверными. Научная реабилитация устноисторических источников как масштабное явление началась во второй половине XX века. В настоящее время данное направление исторической науки является широко востребованным и быстро развивающимся.

Современную устную историю отличает особое внимание к методологии создания и изучения устных исторических источников, в частности к технологии проведения опросов свидетелей событий, фиксирования процесса и результатов этих опросов. Это позволяет увеличить степень достоверности устного источника и возможности его более глубокого изучения.

Для чего нужны устноисторические исследования? Существует несколько объяснений интереса исследователей и общества к устной истории.

Во-первых, свидетельства устной истории способны восполнить информацию , которая отсутствует или недостаточно представлена в существующих исторических документах. Пользуясь методами устной истории, специалисты «конструируют» необходимые им исторические источники. При этом возможность задать вопросы и получить ответы непосредственно от участников и очевидцев изучаемых событий является важным преимуществом устноисторического метода.

Во-вторых, устная история способна представить альтернативную главенствующим версиям точку зрения на те или иные исторические события: например, мнение этнических меньшинств, социальных аутсайдеров («неудачников», обездоленных, маргиналов) и др. Это позволяет посмотреть на полученные ранее знания под другим углом, способствует более полному и разностороннему пониманию сути происходившего.

Особенно часто устную историю соотносят с так называемой «историей снизу»,историей «маленьких» людей , т.е. с точкой зрения рядовых участников исторического процесса. В таком качестве её противопоставляют официальной истории – версии событий, зафиксированной в документах органов власти, правящих элит. Таким образом, устная история приобретает качества народной истории и, подвергая сомнению официальную версию, позволяет более реалистично и объективно воссоздавать картину прошлого.

В-третьих, популярность устноисторических исследований объясняется ихпростотой , они подвластны не только высококвалифицированным специалистам, но и историкам-любителям. Даже юные исследователи, жители больших городов и маленьких деревень, могут быть уверены: занимаясь опросом свидетелей эпохи по методам устной истории, они выполняют важную научную и общественную миссию. Подчеркнём социальное значение этих практик: востребованность в нашей стране и за рубежом устноисторического метода объясняется тем, что его используют также для обучения и воспитания молодёжи, укрепления контактов между поколениями, он приобретает черты общественного движения, нацеленного на «возвращение» народу своей истории.

Какие исторические проблемы можно решать с помощью устной истории? Исследования в этом ключе могут проводиться в отношении любых проблем и исторических событий большей части XX – начала XXI века, очерченных памятью и осведомлённостью живых свидетелей прошлого.

Особенно перспективно использование устноисторических исследований в тех сферах, которые непосредственно касаются жизненного опыта «обычных людей», при изучении:

· истории повседневной жизни в разные периоды времени, в том числе военной повседневности;

· истории семьи; женской истории; истории детства, юности, межпоколенных взаимоотношений;

· этнической истории и истории межэтнических контактов;

· истории профессий, предприятий;

· локальной истории (истории населённых пунктов, районов, улиц и пр.);

· истории местного природопользования;

· области взаимоотношений власти и народа (включая историю коллективизации, политических репрессий);

· истории ментальности, исторической психологии (тех проблем, которые касаются представлений, эмоций, стереотипов поведения участников событий);

· истории памяти, т.е. каким образом фиксируются исторические события в памяти народа и т.д.

Последовательность действий в устноисторических исследованиях. Любое качественное устноисторическое исследование состоит из четырёх этапов:

1. Подготовительный: формулируется тема и исследовательские задачи, изучаются опубликованные материалы, составляются вопросники, ведётся обучение начинающих участников проекта.

2. Опрос очевидцев события: определяется круг рассказчиков, происходят встречи с ними, процесс опроса особым образом записывается.

3. Обработка результатов: составляются описания полученных в результате опроса новых исторических источников, ведётся их расшифровка, маркировка и др.

4. Исследования, публикация и хранение устноисторических источников.

Необходимые условия для устноисторических исследований .

1. Определение темы и задач исследования.

2. Участники проекта, прошедшие необходимую подготовку.

3. Предполагаемый план бесед, вопросник.

4. Круг лиц, способных ответить на интересующие исследователей вопросы.

5. Место и время встречи, удобные для интервьюирования.

6. Техническое обеспечение проекта, в первую очередь – средства фиксации интервью: ручки, общие тетради или блокноты, в идеале – средства аудио- и видеозаписи (диктофоны, видеокамеры, ноутбуки с соответствующими функциями); компьютеры и принтеры для составления и распечатки аннотаций и расшифровок интервью.

7. Место хранения полученных источников, приспособленное для работы с ними (музейные фонды, архивы, библиотеки и т.п.).


Похожая информация.


Методы исследований в устной истории. Основными методами устной истории считаются две формы опроса – интервью и беседа. В отдельных случаях используется наблюдение.

Научное интервью – способ получения информации с помощью устного опроса, в ходе общения между участником исследования и осведомлённым лицом. Интервью отличается установленным распределением ролей: один в основном спрашивает, другой – отвечает. Задающий вопросы в ходе интервью называется интервьюером, корреспондентом. Человека, с которым беседует ученый, могут именовать респондентом , информантом, опрашиваемым, интервьюируемым, информатором . Интервьюер задает вопросы, руководствуясь определённой целью и определённой тактикой ведения опроса (о методике проведения интервью см. ниже).

Общепринятого определения беседы как метода научного опроса ещё не выработано. Многие специалисты противопоставляют метод беседы методу интервью. В этом случае под беседой понимается более свободная, непринуждённая форма общения, выходящая за рамки предварительно разработанных плана и перечня вопросов. В ходе беседы происходит более интенсивный обмен репликами, спрашивающий и отвечающий могут меняться ролями.

Как правило, в исследовательской практике при общении с информатором интервью сочетается с беседой и нарративом (пространным монологом рассказчика).

Наблюдение при устноисторических исследованиях встречается гораздо реже: в тех случаях, когда научно значимую информацию получают без процедуры интервью, например, из случайно услышанного разговора между осведомлёнными лицами.

Ведущим методом при устноисторических исследованиях является интервью: исследователю, чтобы получить от информанта необходимые сведения, завязать с ним беседу, выслушать его рассказ, нужно задать вопросы.

Типы интервью. Чтобы лучше понять характерные черты интервьюирования в устной истории, рассмотрим основные типы интервью, выделяемые на основании различных признаков.

1. В зависимости от количества опрашиваемых:

а) Индивидуальное (или личное ) интервью – беседа ин­тервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке, как правило, при отсутствии посторонних наблюдателей.

б) Групповое интервью – беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором (т.е. посредником), с несколькими людьми.

Практика устной истории в основном предусматривает индивидуальное интервью. Общение с глазу на глаз создает атмосферу доверительности, в которой гораздо легче добиться прямоты и откровенности респондента. Важно, чтобы исследователь зафиксировал собственное мнение опрашиваемого. Присутствие на интервью других людей может помешать искренности информанта, который неосознанно будет ориентироваться более на принятые в обществе оценки явлений и событий.

Тем не менее, метод группового интервью в отдельных случаях также даёт неплохие результаты. Состав участников не должен превышать 10-12 человек. Во время группового обсуждения информаторы помогают друг другу вспомнить прошлое, вносят уточнения в воссоздаваемую картину событий. При этом обнаруживаются коллективные представления об одобряемых или неодобряемых в исследуемом сообществе нормах поведениях, о типичном для данной социальной группы восприятии событий и т.п.

2. В зависимости от количества рассматриваемых тем:

а) Фокусированное (направленное ) интервью – подробное обсуждение одной темы.

б) Нефокусированное (ненаправленное ) интервью – при отсутствии предметного единства, общей темы или исследовательского замысла.

В практике устноисторического исследования совмещаются элементы фокусированного и нефокусированного интервью. Так, корреспондент при опросе преследует определённые научные цели, имеет в виду конкретную проблематику, но в ходе беседы может обнаружиться ценная информация, выходящая за рамки тематики интервью, и которая также будет зафиксирована, что называется, для истории, для будущего изучения.

3. В зависимости от степени стандартизации вопросов, задаваемых в ходе интервью:

а) Формализованное (структурированное, стандартизованное ) интервью – беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность, конструкцию вопросов, скрупулёзно выполняемую процедуру ведения опроса и пр.

б) Неформализованное (свободное, глубинное, интенсивное, исследователь­ское, качественное, неструктурированное, нестандартизованное ) интервью – длительная беседа по общей программе, без строгого следования формулировкам вопросника, с минималь­ной детализацией поведения интервьюера.

Основным видом опроса в устной истории является неформализованное (свободное, глубинное) интервью. Формализованное интервью встречается в устноисторических исследованиях реже: как правило, при масштабных сравнительных исследованиях, когда нужно сопоставить информацию, полученную из опроса большого количества респондентов. Для достоверности сравнительного изучения важно, чтобы все вопросы программы были заданы, важно точное соблюдение порядка их постановки и формулировок, поскольку нарушения могут изменить смысл вопросов, а, следовательно, повлиять на содержание ответов.

4. В зависимости от наличия или отсутствия готовых ответов, предлагаемых респондентам для выбора:

а) Интервью с закрытыми вопросами (закрытое интервью ) предполагает, что респонденту на каждый вопрос предлагается выбор заранее сформулированных ответов.

б) Интервью с открытыми вопросами (открытое интервью ), напротив, означает то, что респондент самостоятельно формулирует ответы на поставленные интервьюером вопросы.

В свободном (неформализованном) исследовательском интервью ответы не могут быть заранее заданы – этот тип интервью является открытым.

5. В зависимости от стиля поведения интервьюера:

а) Директивное (суггестивное ) интервью характеризуется авторитарным, давящим, суггестивным (внушающим) стилем отношения вопрошающего к человеку, которого опрашивают.

б) Недирективное (несуггестивное ) интервью подразумевает мастерство доброжелательного или нейтрального опроса, нацеленного на минимизацию «эффекта интервьюера» (см. ниже).

В устноисторических исследованиях считается недопустимым использовать директивное интервьюирование , как и в большинстве других видов исследовательских опросов.

6. В зависимости от цели опроса (из многих типов интервью выделим те, которые нашли наибольшее применение в устной истории):

а) Пилотное (пробное ) интервью иногда проводится в начале широкомасштабных проектов с участием большого круга респондентов с целью уточнения возможной темы исследования, вопросов, которые следует задать респондентам и др.

б) Биографическое интервью посвящено исследованию биографии респондента.

в) Тематическое интервью нацелено на исследование определённой проблемы. Например:

«Праздники и забавы в годы детства и юности наших родителей», «Как жили люди в 1950-1980-е гг.», «Ремёсла и промыслы в нашем селе», «История улицы Садовой», «История манометрового завода» и т.д.

Биографические интервью могут быть разделены на полные и тематические. Полные – исследуют весь жизненный путь респондента, тематические ориентированы в большей степени на определённую сферу его личного опыта или период жизни. Например:

«Моя жизнь в Томске», «Моя семья и мои друзья», «Моя трудовая деятельность», «Моё участие в афганских событиях» и т.д.

Биографическое интервью является одним из важных элементов любого опроса в устной истории. Даже если исследование в целом не биографическое, а тематическое, обращение к истории жизни рассказчика необходимо, чтобы оценить степень его информированности, возможные мотивы его отношения к тем или иным событиям и т.п. В тематическом интервью особенное внимание уделяется обстоятельствам жизни информанта, имевшим непосредственное отношение к исследуемой проблеме.

7. В зависимости от количества встреч интервьюера с респондентом:

а) Многократное (пролонгированное ) интервью состоит из нескольких периодических опросов респондента в рамках одного исследовательского проекта.

б) Однократное интервью представляет собой единственную встречу интервьюера и респондента.

С человеком, обладающим большим объемом ценной для исследователей информации, предпочтительно организовать несколько встреч, чтобы не утомлять собеседника чересчур долгой беседой. Теоретически в устной истории может использоваться особый тип многократного интервью – через определённые промежутки времени с помощью опроса выясняется изменение мнений одних и тех же респондентов по поводу определённых исторических событий.

Составление вопросников. Перед началом интервьюирования необходимо подготовить вопросник. Вопросником называется серия заранее продуманных и записанных вопросов, которые исследователь предполагает (или должен) задать респондентам в процессе интервью для разрешения поставленной исследовательской задачи. Это своего рода план беседы, её опорные пункты.

Объём вопросника соответствует масштабу затеваемого исследования. Иные вопросники, составленные учёными, содержат более сотни пунктов. Это не значит, что все они будут адресованы каждому респонденту: их тематика во многом зависит от характера сведений, которыми обладает информант, от перипетий его персональной судьбы. План интервью для юных историков-краеведов может быть гораздо скромнее и ограничиться, например, одним, двумя, тремя десятками вопросов.

Строгих правил по составлению вопросника не разработано. Подспорьем для начинающих интервьюеров может стать несколько общих рекомендаций, предлагаемых опытными интервьюерами.

В вопроснике целесообразно указать тему и цель исследования, определить примерный круг респондентов: люди определённого возраста или профессии, или места жительства и пр., например:

– жители села Малиновка, родившиеся до 1940 года .

При составлении вопросника нужно решить три основные задачи: о чём спрашивать, в каком порядке задавать вопросы и как их формулировать.

1. О чём спрашивать? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно чётко обозначить исследовательскую задачу и хорошо представлять себе, о чём нужно узнать в ходе интервью. Необходимые для этого этапа работы предварительные сведения по проблеме изучения можно почерпнуть из опубликованной литературы и источников, из пробных (пилотных) интервью в среде людей, выбранных для интервьюирования. В случае несложного исследования интервьюеры опираются на собственный опыт, здравый смысл и свой исследовательский интерес.

2. В каком порядке спрашивать? Во-первых, по совету психологов, рекомендуется выстраивать опрос по принципу от простого к сложному и от сложного к простому . То есть в начале и в конце интервью предлагаются более простые вопросы, а самые сложные – в середине.

Во-вторых, вопросы в целом должны быть логически выстроены . Это поможет ориентироваться в них самому интервьюеру, лучше их запомнить, чтобы не слепо следовать записанному тексту (в свободном интервью такая зависимость от вопросника может обернуться сухим, формальным подходом, мешающим естественному доверительному общению). Логическая последовательность в вопрошании также поможет информатору лучше и подробнее осветить те или иные события (память человека, как правило, функционирует на основе возникающих ассоциаций – одно событие напоминает о другом, связанном какими-то обстоятельствами с первым).

Поэтому вопросы, особенно если их много, обычно группируют в тематические блоки. Последовательность тематических блоков представляет собой общий план интервью, а их содержание – более подробную детализацию этого плана.

При этом опытные интервьюеры следят, нет ли скоплений однотипных вопросов, которые могут утомить респондента, отделены ли тематические блоки «переключателями внимания», т.е. обращениями к респонденту, информирующими о начале следующей темы опроса.Например:

«Мы с Вами поговорили о Вашей службе в армии. Расскажите теперь, пожалуйста, о том, как Вы жили, когда вернулись в родное село?»

В биографическом интервью тематика блоков ориентирована на основные вехи жизненного пути человека: детство, юность, получение образования, служба в армии и т.п. В тематическом интервью сначала исследуется биография информанта, а затем ведется опрос по другим темам вопросника.

Приведём в качестве примера фрагменты из образца вопросника, составленного английским историком Полом Томпсоном для биографического интервью.

Вступление Прежде всего скажите, когда и где Вы родились? Как долго Вы там проживали? Куда затем переехали? (Запишите приблизительное время основных переездов, сопряжённых со сменой места жительства.) Вы можете припомнить, по каким причи­нам семья переезжала? ...Поколение дедушек и бабушек Может, поговорим теперь о Ваших дедушках и бабушках? Давайте сперва остановимся на родителях Вашей матери. Вы помните эту ба­бушку? А дедушку? Где они жили? (Подробные сведения о времени и ме­сте рождения, возможной миграции.) Род их занятий? Можете ли Вы описать их характер? Как часто Вы с ними виделись? Принимали ли они участие в Вашем воспитании? Вам приходилось жить у них? По­могала ли им Ваша мать (практическими делами или деньгами)? В чём, по-вашему, состояли их главные интересы? Были ли они верую­щими? Как они относились друг к другу? У Вас были с ними близкие отношения? Оказал ли кто-нибудь из них на Вас сильное влияние? Сколько у них было детей? А теперь могу я расспросить Вас о родителях отца? (Повторите пе­речисленные выше вопросы. Поговорите так же подробно об отчимах и мачехах родителей респондента, если таковые имелись.) Вы помните кого-нибудь ещё из представителей старшего поколе­ния Вашего семейства (двоюродных дедушку и бабушку, других родст­венников, в том числе и сводных)? Где и кем они работали? Как часто Вы с ними встречались? Поддерживали ли Вы с кем-нибудь из них близкие отношения? Оказал ли кто-то из них на Вас существенное влияние? (Если оказал, то расспросите о деталях.) Кто-нибудь ещё из пожилых людей сыграл в Вашей жизни важную роль? (Если да, то расспросите о деталях.) Родители …. Теперь давайте поговорим о Вашей матери. Когда и где она роди­лась? Сколько ей было лет, когда она умерла? Когда это случилось? Вы можете описать её характер? Проявляла ли она к Вам свою лю­бовь? Сердилась ли когда-нибудь? У Вас были с ней близкие отноше­ния? С ней вам легко было разговаривать? Кем она работала (до и после рождения детей)? Всегда ли она этим занималась? Продолжала ли она работать после рождения детей? Ес­ли продолжала: Кто присматривал за вами, пока она была на работе? Была ли она когда-нибудь безработной? Если была: Как вы тогда сво­дили концы с концами? Сколько у неё было детей? Вы можете вспомнить, когда они роди­лись? Каким по счету ребенком были вы? Все ли братья и сестры жили с Вами? Если не все: Где они тогда жили? Внушали ли Вам родители важность в жизни определённых вещей? Каким человеком, они надеялись, Вы станете? Приводили ли они кого-нибудь Вам в пример? Если они не одобряли какой-нибудь Ваш поступок, то какова была их реакция? Кто был с Вами строже, отец или мать? Когда он или она были особенно строги с Вами? Кто-нибудь из них когда-нибудь Вас ударил? Чьё влияние на Вас было сильнее, отца или матери? Вы не против поговорить о супружеской жизни Ваших родителей? Расскажите об истории их взаимоотношений, насколько она Вам из­вестна. При этом нужно выяснить: Как они познакомились? Сколько времени живут вместе? Состоят ли официально в браке? Что было лучшего в их отношениях? Что хуже всего? Вы помни­те какие-нибудь случаи проявления насилия в семье в Ваши детские годы? Если родители разошлись, то следует задать вопросы: Как Вы дума­ете, почему они разошлись? Вы не могли бы рассказать историю их расставания? Вам приходилось слышать, как они ссорятся? Говорили ли они когда-нибудь с Вами о своих разногласиях? Был ли кто-нибудь ещё, с кем Вы могли бы доверительно поговорить об этом? …

3. Как формулировать вопросы?

Предложенные ниже советы будут полезны не только при составлении вопросников, но и при непосредственном общении с респондентом.

Два главенствующих принципа лежат в основе формулирования вопросов. Один из них состоит в том, что вопросы должны быть понятны респонденту. Поэтому:

1. Вопрос должен быть коротким и несложным, чтобы легко можно было уловить его суть.

2. В вопросах нужно избегать двойного отрицания. Например:

«…Вы бы не уехали если бы не обстоятельства?» (неправильно).

«…Вы остались бы, если бы не обстоятельства?» (возможный вариант вопроса).

3. В формулировке вопросов следует использовать только те слова, которые заведомо хорошо известны респондентам, избегать специальных терминов, жаргона, необычной лексики.

4. Вопрос не должен быть множественным, т.е. не должен заключать в себе несколько вопросов, каждый вопрос должен задаваться только об одном предмете. Например:

«Почему Вы хотели учиться в вузе или в техникуме?» (неправильно).

«Почему Вы хотели учиться в вузе?» (возможный вариант вопроса).

«Почему Вы хотели учиться в техникуме?» (возможный вариант вопроса).

5. Следует избегать слов, которые можно понять по-разному, в противном случае следует уточнить их смысл. Например:

«Каков был размер вашего дохода?» (неясно, что имеется в виду, только ли зарплата или также иные источники дохода; личный или семейный бюджет и пр.).

«Из каких доходов складывался бюджет вашей семьи в течение года» (возможный вариант вопроса).

Второй принцип формулирования вопросов состоит в том, чтобы порожденные ими ответы как можно точнее выражали мнение самого респондента , а «эффект интервьюера» сводился к минимуму. Эффект интервьюера – так обозначают все погрешности при опросе, связанные с влиянием интервьюера на опрашиваемого, в результате чего снижается качество получаемых данных. Влияние, оказываемое на респондента, может не осознаваться самим интервьюером, происходить подспудно и проявляться в формулировках вопросов, в разговоре (вербальном общении ), а также в неявных формах: общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении участников разговора.

Для того, чтобы свести к минимуму эффект интервьюера (полностью исключить его невозможно) составители вопросников стараются не использоватьнаводящие вопросы , намекающие на желательный ответ, и рекомендуют придерживаться следующих правил:

1. Следует всячески избегать проявления отношения самого интервьюера к рассматриваемой проблеме, какой бы то ни было предубежденности. Например, во многих случаях нежелательно использовать выражения:

«На самом ли деле…?»

«…Согласны ли Вы с этим?»

2. Не рекомендуется использовать в вопросе слова, заведомо несущие в себе ярко выраженную негативную или позитивную окраску. Подобные выражения указывают респонденту, как относится к обозначенным понятиям сам исследователь, и тем самым невольно подталкивают отвечающего к ответу, «угодному» для интервьюера. Если данные выражения всё же используются, то следует одновременно предлагать альтернативную точку зрения на тот же предмет. Например:

«Что Вы думаете о вредных последствиях действий этих людей?» (неправильно).

«Что Вы думаете о последствиях действий этих людей?» (возможный вариант вопроса).

«…эти поступки наносили вред?» (неправильно).

«… эти поступки наносили вред или нет?» (возможный вариант вопроса).

«Вам нравилась ваша работа?» (неправильно).

«Вам нравилась ваша работа или нет?» (возможный вариант вопроса).

«Как вы относились к своей работе?» (возможный вариант вопроса).

3. Следует избегать формулировок вопросов, которые приводят к неосознанному стремлению присоединиться к мнению большинства (эффект так называемой «спирали молчания» ). Например:

«Каково было Ваше мнение по поводу того, что….?» (возможный вариант вопроса).

4. Вопросы не должны принуждать информанта давать социально неприемлемые ответы в отношении себя лично, задевать самолюбие интервьюируемого, вызывать в нём отрицательные эмоции. В противном случае респондент может отказаться от участия в опросе или сообщит неточную информацию. В рискованных случаях следует предпочесть косвенную форму вопроса , например, демонстрируя уважение к любому варианту поведения или моделируя ситуацию с другими людьми, интересуясь мнением респондента по этому поводу:

«Вы выпивали на работе?» (неправильно).

«Говорят, что многие выпивали на работе. Что Вы можете сказать по этому поводу?» (возможный вариант вопроса).

5. В некоторых случаях уместно избегать слишком интимных, «прижимающих к стенке», вопросов. В таких случаях также оказываются предпочтительными косвенные вопросы (поставленные в отношении других людей, сверстников, односельчан и пр.). Собеседник же сам решит, рассказывать ли вам про себя лично. Например:

«Что тогда вы чувствовали?» (может быть нежелательной формой вопроса).

«Что чувствовали тогда люди?» (возможный вариант вопроса).

Переходя к деликатной теме, спросите своего собеседника, хочет ли он о ней поговорить?

6. И главное – для устной истории чрезвычайно важно формулировать вопросы так, чтобы респондент как можно больше рассказывал, побуждать его давать по возможности развёрнутые ответы. Поэтому для устной истории наиболее характерными являются такие формулировки вопросов:

«Расскажите, пожалуйста, о…»;

«Что вы думаете о…»;

«Что вы можете сказать по поводу…»;

«Каково ваше мнение о…»;

«Можете ли вы описать…»;

«Можете ли вы сравнить…»;

«Как вы могли бы это объяснить?»;

«Какая история вам вспоминается в связи с этим?» и т.п.

Хорошо разработанный вопросник особенно важен в случае, если одно исследование ведётся различными группами интервьюеров: материалы взятых исследователями интервью должны быть между собой сопоставимы, т.е. все ключевые вопросы должны быть заданы каждому из респондентов.

В то же время метод свободного (неформализованного) интервью, как правило, не требует скрупулёзного воспроизведения формулировок вопросника. Вопросник в данном случае служит удобным подспорьем, в него следует временами поглядывать, чтобы не упустить из виду чего-либо существенного. Опытные исследователи могут не пользоваться вопросником и направляют ход разговора, имея в виду хорошо им известный комплекс важных для изучения проблем. В то же время при методе свободного интервью особенно требуется умение правильно и точно формулировать вопросы, возникающие в ходе беседы с информантом.

Способы фиксации и техническое оснащение интервью. Чтобы материалы интервью стали полноценным историческим источником, которым могут воспользоваться другие исследователи (убедиться в правильности выводов, сделанных на его основе, использовать его в целях иных научных исследований, например, лингвистических), процесс опроса нужно записать.

В настоящее время существует несколько форм фиксации хода интервью: 1) рукописная запись; 2) с помощью звукозаписывающей аппаратуры (магнитофона, диктофона, ноутбука с соответствующими функциями и микрофоном); 3) с помощью аппаратов видеозаписи (кинокамеры, видеокамеры, ноутбука с соответствующими функциями и встроенной камерой).

При этом следует иметь в виду, что в устноисторическом интервью фиксируются следующие элементы :

1. Нарратив (рассказ, монолог) респондента и его ответы на уточняющие, дополнительные вопросы. Рекомендуется записывать речь информанта, даже если он, по вашему мнению, в процессе опроса уклоняется от темы.

2. Вопросы интервьюера также следует запечатлеть, чтобы была ясна логика ответов, а также для оценки степени выраженности эффекта интервьюера.

3. Невербальные (не выраженные словами) реакции респондента . Что это значит? Исследователь должен обращать внимание на позу, мимику, интонации, заминки в рассказе, смех и другие эмоциональные реакции опрашиваемого во время интервью, охотно или неохотно он делится воспоминаниями. Это нужно для того, чтобы лучше понять и оценить эмоциональное состояние рассказчика, его не выраженное словами отношение к сюжету рассказа, скрытые смыслы повествования, а иногда и правдивость последнего – всё то, что зачастую неосознанно для респондента отражается в его поведении.

Таким образом, целесообразнее фиксировать весь ход интервью и запастись большим объемом необходимых средств записи.

Можно сделать вывод, что лучшей формой записи является видеозапись : именно она фиксирует все составляющие интервью. Но это предположение не во всех случаях верно. Многие люди, непривычные к камере (а таковых большинство), могут «зажаться», чувствовать себя скованно, откровенного доверительного разговора при таких условиях не получится. На студиях при создании реалити-шоу предусматривается период адаптации участников программ к видеозаписи. В условиях исследовательского интервью длительный период привыкания к работе оператора редко бывает возможен.

Поэтому употребление видеотехники в устной истории желательно, но с оговорками. Следует иметь в виду согласие респондента на съёмку, его раскованность, степень доверительности в отношениях с интервьюером, деликатность оператора и т.п. В какой-то мере зажатость респондента можно уменьшить, используя небольшую видеокамеру, сделав съёмку незаметной, ненавязчивой, ведя её методом скрытой камеры (но, подчеркнём ещё раз, – с предварительного согласия респондента).

Звукозаписывающие устройства способны передать интонации человеческого голоса, кроме того, они менее травматичны для естественности общения интервьюера и респондента. Но диктофон не способен зафиксировать позу человека, его мимику. Поэтому интервьюер, применяя аудиотехнику, по ходу интервью делает пометки в своем блокноте о поведении и состоянии своего собеседника, его позе, манере говорить, языке жестов, иллюстрирующем отдельные эпизоды рассказа и т.п.

Для записи интервью лучше всего использовать небольшой, не бросающийся в глаза диктофон, про который, как правило, быстро забывают. Причём не рекомендуется во время опроса активно возиться техникой, переключая внимание респондента, который начнёт отвлекаться и может утратить нить повествования.

Записывайте весь рассказ, без пропусков, даже если, по вашему мнению, рассказчик значительно уклонился от темы. Целостность передачи интервью повышает его источниковедческую ценность. В частности, в отклонениях от темы заданного вопроса тоже может содержаться немаловажная информация, если не по интересующей вас проблеме, то – относительно личности рассказчика и хода его мысли. Кроме того, вы можете не успеть включить диктофон в нужный момент, и смысл не полностью записанного рассказа окажется непонятным. Если же вы попросите респондента повторить эпизод для перезаписи, то, как показывает практика, получите вариант ответа, во многом уступающий первоначальному.

Реальны ситуации, когда использовать технику для записи интервью невозможно по причинам отсутствия аппаратуры или возражений информанта. Тогда приходится прибегать к рукописной записи , не упуская из виду не только речь респондента, пытаясь зафиксировать её дословно, но и все невербальные реакции рассказчика. Одновременная работа нескольких интервьюеров позволяет при сверке записей восстановить процесс интервью с наибольшей полнотой и подробностью. Если же дословное стенографирование рассказа не получается, специалисты рекомендуют записывать в основном общий ход беседы и непременно – имена, даты, отдельные ключевые слова и выражения.

В любом случае после завершения интервью, в тот же день, пока его детали не забылись, рекомендуется восстановить по памяти все пропуски, сокращения в записи (отмечая, что тот или иной фрагмент восстановлен постфактум). Тот же приём реконструкции интервью по памяти используют исследователи в тех случаях, когда у них по каким-то причинам не было возможности вести стенографирование беседы. Но качество устного источника в этом случае проигрывает: к ошибкам памяти информатора присоединяются таковые же его собеседника.

Впоследствии, если возможно, следует попросить респондента просмотреть расшифрованную запись для исправления вкравшихся неточностей и возможного дополнения. Текст такого интервью при наличии подписи респондента называется авторизованным.

Рукописные записи интервью небесполезны, даже если используется технические средства фиксации. Все даты, имена, географические названия, прозвучавшие во время беседы, рекомендуется записывать в блокнот и по окончании беседы проверить правильность их написания. Такие заметки могут сыграть роль страховки: если подведёт аппаратура, материалы интервью не будут безнадёжно утрачены и их в какой-то мере можно будет восстановить по памяти.

Обучение начинающих исследователей-интервьюеров. Чтобы исследования, проводимые методом устной истории, были успешны, участники проекта должны пройти подготовку, поскольку проведение исследовательского интервью требует некоторых навыков (минимальным их набором овладеть несложно).

К интервьюеру обычно предъявляются следующие требования:

1. Иметь представления об изучаемом периоде истории, хорошо знать цели и задачи предстоящего опроса, о чём нужно узнать в процессе беседы с информатором.

2. Владеть техникой ведения опроса: умением определённым образом направлять беседу, правильно формулировать вопросы, реагировать на слова респондента, ненавязчиво поощрять его к рассказу и откровенности и т.д.

3. Уметь фиксировать содержание опроса и условий его проведения, т.е. стенографировать, обращаться со специальной аппаратурой и пр.

4. Проявлять определённые личностные качества – доброжелательность, коммуникабельность, внимательность, гибкость реакций в процессе общения, добросовестность, ответственность, усидчивость и др.

Первый этап подготовки участников проекта заключается в их знакомстве с целями и задачами будущего исторического исследования. Задача руководителя проекта – показать важность предстоящей работы, разбудить у своих помощников исследовательский интерес. Участники проекта знакомятся с опубликованными сведениями по выбранной теме исследования, участвуют в разработке вопросников.

На втором этапе проводятся теоретические и практические занятия, на которых происходит знакомство с понятием и методами устной истории, отрабатываются практические навыки пользования записывающей аппаратурой и ведения опроса (умение задавать вопросы, внимательно слушать ответы, общаться с респондентом, следить за его реакцией, фиксировать ход беседы и пр.).

Во время практических занятий (тренингов) их участники разбиваются на группы по 3-4 человека и распределяют обязанности в небольшом (минут 5) учебном интервью: один играет роль респондента, другой интервьюера, третий и четвёртый – фиксируют ход интервью или наблюдают за соблюдением правил ведения опроса. Впоследствии участники тренинга меняются ролями.

Первоначально вопросы ставит преподаватель, ориентируясь на жизненный опыт учащихся, например, предлагая «респондентам» описать

- свои увлечения два года назад;

- обычный будничный или праздничный день;

- своих товарищей из детского сада;

- дом и занятия своей бабушки;

- отношение к системе образования;

- к памятным событиям в стране и за рубежом и т.п .

Впоследствии участники тренинга сами формулируют вопросы по темам, определённым руководителем тренинга, в результате чего постепенно овладевают техникой опроса; к ним приходит понимание, что ответ во многом зависит от формулировки вопроса; побывав на месте респондента, они впоследствии лучше понимают состояние и реакции своих собеседников.

Среди прочих навыков, получаемых во время тренинга, – умение пользоваться звуко- и видеозаписывающей аппаратурой, составлять описания устноисторических источников, заполнять протокол интервью (см. ниже).

Периодически устраиваются «демонстрационные интервью», оценивается их качество. Участники тренинга делятся впечатлениями и размышлениями по поводу своих затруднений при исполнении той или иной роли, анализируют те навыки, которыми овладели в ходе занятий.

Полезным методическим приемом является также прослушивание аудиозаписей устных воспоминаний, если таковые уже имеются, с последующим совместным анализом работы интервьюеров.

На заключительной стадии тренинга перед его участниками ставится задача – самостоятельно взять интервью (биографическое или тематическое) у кого-либо из своих знакомых или родных, правильно оформить его и представить результаты на мини-конференции участников проекта.


Похожая информация.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png