Многим известны произведения Константина Георгиевича Паустовского прививающие маленьким читателям любовь к природе и животному миру. В его текстах оживают даже предметы быта, они имеют свой характер и историю. Во 2-3 классах ученики знакомятся с работами писателя и записывают свои отзывы о прочитанном. В данной статье опубликовано краткое содержание для читательского дневника наряду с другими атрибутами: жанр, год написания и главные герои. Почти к каждому произведению прилагается мультфильм. Информация может помочь родителям в проверке домашнего задания или в помощи детям с таковым.

Паустовский – читательский дневник

Здравствуйте уважаемые родители, рада приветствовать вас на блоге . Прошло лето и я представляю отчет о работе сына с произведениями Константина Паустовского. В каждой школе своя программа, обычно их задают после 2-3 класса, некоторые проходят даже в 5-ом. С каждым из них мы работали развернуто. Подробно о работе с литературой я писала в статье . Кстати, если вашему ребенку задано данное произведение, не поленитесь перейти и прочитать план работы над ним.

Сегодня не буду повторяться, иначе статья из девяти сказок и рассказов станет безграничной. Все будет коротко и по делу. Только уточню что не придерживаюсь требования 5-6 предложений. Скажу больше – мне не понятно педагогическое требование урезать пересказ ребенка, втиснуть его мышление в рамки. Стараюсь научить сына “не размазывать” повествование, но в то же время определить главные моменты прочитанного.

Окончанием статьи станет описание двух совершенно разных книг по которым мы работали. Одна напоминает посещение музея искусств, вторая выполнена в привычном для всех нас варианте. По ходу чтения, по фотографиям к описанным произведениям, вы заметите разницу. Если желаете иметь в домашней библиотеке К.Паустовского, внизу прочтите мой отзыв, надеюсь он поможет вам в выборе. Приступим!

Паустовский “Стальное колечко” – читательский дневник

Название: Стальное колечко
Жанр: сказка
Написано: 1946 год
Число страниц: 22

Главные герои

  • Дед Кузьма;
  • девочка Варвара;
  • два бойца;
  • воробей Сидор.

Дед Кузьма с внучкой Варей жили в селе Моховом. Дедушку мучил кашель и, чтобы ему полегчало, Варя пошла в соседнее село за махоркой. Там она встретила двух бойцов и одного из них угостила дедушкиной махоркой. Чтобы отблагодарить ее, боец подарил стальное колечко и объяснил какие чудеса оно принесет. По дороге домой Варя потеряла подарок и воткнула в снег еловую ветку, чтобы вернуться позже. Девочка очень расстроилась, что кольцо не может помочь деду Кузьме выздороветь. Она попросила старого воробья Сидора отыскать колечко, но птичка отказалась. Весной Варя вернулась на то место и нашла пропажу под растаявшим снегом. Она надела стальное колечко на средний палец и пожелала здоровье для дедушки. И он выздоровел.

Мое мнение

Девочка Варя смелая, добрая, заботливая, а еще она верит в чудеса. Она очень любит дедушку и свое село. Даже желание, которое она хотела загадать, было о здоровье ее деда. Сказка Паустовского учит нас заботиться о близких, любить место в котором мы живем и верить в чудо.

В произведении нет волшебства, тем не менее автор отнес его к жанру сказки. По всей видимости Константин Георгиевич хотел, чтобы дети прочли его предвкушая чудеса, которые происходят вокруг нас постоянно.

Фильм

Отличным закреплением материала является просмотр видео. Пожалуйста, делайте это только после прочтения текста и ни в коем случае не основывайте свой отзыв в читательском дневнике исходя из просмотренного. Фильмы достаточно ярко раскрывают для ребенка суть, но зачастую в них имеется дополнение или изменение к оригиналу.

Читательский дневник – Паустовский “Дремучий медведь”

Название: Дремучий медведь
Жанр: сказка
Написано: 1947 год
Число страниц: 17

Главные герои

  • Мальчик Петя;
  • бабка Анисья;
  • медведь по прозвищу Дремучий.

Второстепенные герои

  • Бобры;
  • дятел;
  • ворона;
  • шмели и пчелы;
  • куст ежевики;
  • ерш по имени Шипояд;
  • окунь.

Жил с бабушкой Анисьей ее внук Петя-маленький. Мальчик был сиротой. Бабка звала его дичок, потому что он необщительный. Но Петя был любознательный, внимательный, добрый и любил природу. Бабушка устроила внучка пастухом телят около Высокой реки, где у него была возможность наблюдать за зверями, насекомыми, птицами и общаться с ними. Петя не обижал живых существ и за это они его любили. Однажды старый медведь хотел съесть одного из телят. Пастушок не мог справиться сам со зверем и попросил помощи у природы. На его просьбу отозвались все: растения, рыбы, звери, птицы, насекомые. Медведь отступил и весь побитый, без хвоста пошел впадать в спячку осенью.

Мое мнение

Эта сказка учит любить природу, не обижать ее. А также просить о помощи, когда тебе грозит опасность. Между мальчиком и обитателями реки сложились дружеские отношения, которые спасли ему жизнь. Дружба – огромное богатство.

Аудиосказка

Если ваш ребенок лучше воспринимает информацию на слух, советую дать ему прослушать аудиосказку через день или два после прочтения. Так текст лучше запомнится.

К. Паустовский “Кот-ворюга” – читательский дневник

Название: Кот-ворюга
Число страниц: 7
Жанр: рассказ
Написано: 1935 год

Главные герои

  • Рыжий кот по прозвищу Ворюга;
  • рассказчик;
  • Ленька – сын деревенского сапожника;
  • Рувим – друг рассказчика.

Рыбаков постоянно обворовывал бездомный кот. Ребятам не терпелось рассмотреть ворюгу, но он умел отлично прятаться. После нескольких краж дети пришли в отчаянье. Они хотели поймать вора и хорошенько вздуть. Наконец-то кот попался, но когда его рассмотрели, увидели тощее и голодное существо. Вместо взбучки пойманному дали вдоволь наесться. Кот остался жить у рыбаков и больше никогда не воровал.

Мое мнение

Рассказ Паустовского учит нас доброму отношению к животным. Если бы люди наказали кота жестокостью, то он бы всё еще добывал пропитание воровством. Теперь я буду задумываться почему человек или животное сделали плохой поступок, и как я мог бы повлиять на их дальнейшее поведение.

Информативный урок

Уважаемые родители, если сомневаетесь как проводить обсуждение со своим маленьким учеником, посмотрите видео ниже. Учительница начальных классов обращает внимание на все нужные моменты и подводит ребенка к главной мысли произведения.

Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника

Название: Жильцы старого дома
Число страниц: 14
Жанр: рассказ
Написано: 1944 год

Главные герои

  • Такса Фунтик;
  • кот Степан;
  • петух Горлач;
  • худая черная курица;
  • маленькая зеленая лягушка;
  • мастер Гальвестон – воображаемый герой;
  • скворец;
  • часы-ходики;
  • музыкальная шкатулка;
  • автор-рассказчик.

Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.

Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.

Мое мнение

Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.

Мультфильм

Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.

“Прощание с летом” Паустовский – отзыв для читательского дневника

Название: Прощание с летом
Число страниц: 5
Жанр: рассказ
Написано: 1940 год

Главные герои

  • Рассказчик;
  • Рувим;
  • дед Митрий;
  • животные.

Автор со своим другом Рувимом проживают в старом домике в селе. Уже прошло лето, идет конец ноября, но ребята все еще вспоминают о тепле. Ведь за окном дожди, рано темнеет и только огонь в печи, чай из самовара, да чтение книг дают почувствовать уют в осеннюю пору. Кот и такса Фунтик всё больше спят. Как-то ночью рассказчик и Рувим проснулись, и увидели, что за окном всё бело. Их потрясла тишина зимы после продолжительных шумных дождей. В гости пришел дед Митрий попить чаю и поговорить. После чего ребята пошли к реке и любовались первым зимним днем.

Мое мнение

Не все любят пасмурную осень, но жители дома смогли найти положительное даже в ней. Мне кажется, что рассказ называется “Прощание с летом” потому что пока не выпал снег, мальчики все еще вспоминали летнее тепло. Но зимняя пора тоже хороша и ребята провели ее так же прекрасно как лето.

Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника

Название: Теплый хлеб
Число страниц: 15
Жанр: сказка
Год написания: 1945

Главные герои

  • Мальчик Филька;
  • мельник Панкрат;
  • вороной конь.

Второстепенные герои

  • Бабка Фильки;
  • ребята и старики из деревни;
  • старая сорока;
  • метель и лютый мороз;
  • теплый ветер.

Кавалерийский отряд оставил раненого коня в деревне Бережки. Все в деревне уважали коня и подкармливали чем могли. Однажды Филька по прозвищу Ну Тебя, обидел животное ударив его по губам и бросив хлеб в глубокий снег. В тот же момент началась метель и ударил лютый мороз. Бабка рассказала внуку о таком же морозе сто лет назад, который случился из-за злобы людской. И Филька осознал, что должен исправить свою ошибку, иначе погибнут жители деревни. После этого он пошел к мельнику Панкрату за советом, но тот попросил его найти решение как спасти людей самому.

На следующее утро мальчик уговорил ребят ломать лед, чтобы заработала мельница. Теплый ветер, который позвала сорока, также помог людям. Мельница заработала и в каждом доме пекли хлеб. Филька взял булку свежевыпеченного хлеба и принес ее коню. Хотя не сразу, но конь принял подарок и положил морду на плечо мальчика. Так они и помирились.

Мое мнение

“Теплый хлеб” не слишком похоже на сказку, события происходят во времена Великой Отечественной войны. Итак, эта сказка учит нас не унижать ни человека, ни животное. А также осознавать свои ошибки и исправлять их. Еще просить прощения и прощать. Думаю, что мальчик Филька изменился после этого случая и стал добрее.

Мультфильм

Я бы сказала одна из самых похожих на оригинал анимация, но в ней также есть изменения. При этом, как мне кажется, изъята самая суть. Если не прочесть сказку, вряд ли поймешь главную мысль автора. А вот как повторение советую к просмотру.

Паустовский “Квакша” – краткое содержание для читательского дневника

Название: Квакша
Число страниц: 14
Жанр: сказка
Написано: 1954 год

Главные герои

  • Таня пяти лет;
  • дядя Глеб;
  • древесная лягушка;
  • ласточка.

Второстепенные герои

  • Работница Ариша;
  • злая подслеповатая курица;
  • отец девочки – агроном.

Стояла летняя засуха от которой страдало всё живое. В деревенском доме проживала маленькая девочка Таня. Она была добрая, любознательная и внимательно слушала разговоры взрослых о жаре. С ней также жил дядя Глеб – заядлый рыбак, которому Таня задавала множество вопросов. Однажды местная лягушка забралась в погреб и разорила запасы червей для рыбалки. Дядя хотел отдать воровку на съедение злой курице, но девочка заступилась и спасла квакшу. По этой причине лягушка очень хотела отблагодарить свою спасительницу. Она знала как люди ждут дождь, поэтому обратилась к ласточке за помощью. Та пообещала помочь, а квакша начала так громко квакать, что разбудила всю деревню. Наутро множество маленьких птиц пригнали дождевую тучу, и начался ливень. В заключение все стали с уважением относиться к лягушке: Глеб делился с ней червями, Ариша перестала ее бояться, а Таня играла с ней в саду в прятки.

Мое мнение

В сказке девочка является самым добрым персонажем: она кормит злую курицу, спасает квакшу, плачет о засохших растениях. Не удивительно, что лягушка ответила ей добром.

Мультфильм

Хорошо поставленный мультик, в котором отсутствует половина персонажей. Ну сами подумайте, снимался он в 1973 году, разве можно было показать, что у колхозного агронома имеется домработница? Несмотря на это советую к просмотру.

Паустовский “Барсучий нос” – читательский дневник

Название: Барсучий нос
Жанр: рассказ
Написано: 1935 год
Число страниц: 4

Главные герои

  • Рыбаки;
  • мальчик девяти лет;
  • барсук.

Рыбаки расположили свой лагерь неподалеку от озера, в котором ловили рыбу. Они жгли костер днем и ночью, чтобы отпугнуть зверей. Однажды вечером на запах жареной картошки пришел маленький барсук. Несмотря на присутствие людей, он прыгнул к сковороде, в которой жарилась картошка и очень сильно обжегся. Зверьку было больно, он убежал крича на весь лес. На следующее утро мальчик, приехавший с рыбаками, увидел как барсучонок лечил пострадавший нос. Он сделал дырку в старом пне и туда где было мокро и прохладно сунул свою морду. Через год рыбак увидел зверька вновь, у того остался шрам после ожога.

Мое мнение

Меня удивило, что барсук решился так близко подойти к людям. Мне стало жалко зверька, когда он обжегся, ведь он только хотел покушать. Больше всего восхитила наблюдательность мальчика. Может быть он что-то выдумывал, а может действительно видел вещи о которых рассказывал взрослым. А в конце поразило как зверь нашел спасение от боли. Но создалось ощущение, что барсуку не нравились люди, он фыркал и сердито чихал, когда видел их.

Озвученный диафильм

По сути этот диафильм является хорошо иллюстрированной версией текста. Как уже писала раньше – смотрите только после чтения ребенком произведения в оригинале. Но если у вас нет данного рассказа в книге и вы собираетесь искать его онлайн, то уж лучше выключить звук компьютера, и пусть ученик прочтет и рассмотрит картинки в этом видео. После чего составляет отзыв.

Паустовский “Заячьи лапы” для читательского дневника

Название: Заячьи лапы
Жанр: рассказ
Написано: 1937 год
Число страниц: 9

Главные герои

  • Заяц;
  • Ваня Малявин;
  • дед Ларион;
  • сельский ветеринар;
  • бабка Анисья;
  • Карл Петрович – городской врач;
  • аптекарь.

После сильнейшего лесного пожара, к сельскому ветеринару пришел Ваня с пострадавшим зайцем. Но врач выгнал его, не захотев помочь зверьку. Когда бабка Анисья увидела как мальчонка плачет, посоветовала отнести больного в город к Карлу Петровичу. Дед с Ваней пошли туда на следующее утро, но не могли найти врача. Тогда один аптекарь подсказал им адрес, но выяснилось, что идут они к педиатру. Дед Ларион уговорил доктора помочь зайчонку, которого потом оставил у себя жить. Только через время он рассказал внуку, что если бы не заяц, дедушка сгорел бы в том пожаре.

Мое мнение

Этот рассказ о людской доброте и отзывчивости. Здесь хорошо подходят пословицы: “Жизнь дана на добрые дела” и “Долг платежом красен”. Почти все отнеслись с сочувствием к пострадавшему зверьку, люди хотели помочь зайчонку, то есть совершить добро. Автор учит милосердию. Только один ветеринар оказался равнодушным к чужой боли. В жизни тоже встречаются такие люди. Но дед не сдался, он вылечил зайца и так отплатил ему за спасение своей жизни.

Озвученный диафильм

Мне показалось странным, что по рассказу с таким глубоким смыслом не сняли мультфильм. Но диафильмов зато выпущено достаточно. Я выбрала этот потому что он озвучен разными голосами, хотя на мой взгляд темп чтения немного быстрее чем нужно детям. Чего здесь не хватает? Как всегда, самого главного – концовки имеющейся в оригинале.

Книги на нашей полке

Совсем коротко расскажу о двух экземплярах, которые имеются в нашей домашней библиотеке. Первоначально я приобрела относительно простенькую и соответственно более экономичную книжку от издательства Махаон. Она же более полная по содержанию: 6 рассказов и 4 сказки. Смотрите ее в Озон . Мы с сыном почитали, поработали над Растрепанным воробьем и мне захотелось большего. Со школьной скамьи я помню такие прекрасные произведения как Телеграмма, Корзина с еловыми шишками, Подарок, которые отсутствовали у нас.

По этой причине я стала искать второй экземпляр и остановила свой выбор не совсем на том что искала… Издательство Речь выпустило великолепный подарочный сборник с иллюстрациями Геннадия Епишина. И я не смогла устоять. Помимо дополнительных сказочных историй Константина Георгиевича, мы получили эстетическое удовольствие. Здесь всё прекрасно: формат, бумага, сноски с объяснением незнакомых слов, картины художника (по другому их не назовешь). Другими словами – это один из лучших экземпляров на наших полках. Давайте сравним что внутри.

Как видите я так и осталась без того, что искала, но наше погружение в творчество автора состоялось. В итоге и родилась эта статья. Со временем обязательно приобрету недостающие произведения, уж очень мне нравится чему они учат.

Заключение

В конце скажу, что буквально получаю удовольствие от обучения сына русскому языку. Если вы впервые на моем блоге, уточню, что мы проживаем за пределами России. Всегда приятно видеть результаты своего труда, в данном случае это понимание ребенком текстов на русском языке, умение сделать их анализ и самостоятельные выводы. Запись краткого содержания для читательского дневника – это малая доля работы с произведениями Паустовского, которые мне очень импонируют. Благодаря им дитя осмысливает проблемы нравственности, доброты, заботы о других. Я наблюдаю за формированием личности моего мальчика через литературу. Разве не к этому все мы стремимся?

Константин Георгиевич Паустовский - известный русский писатель. В своих произведениях он воспевал красоту природы, говорил о необходимости бережного отношения к ней. Для писателя было интересно наблюдать за состоянием души человека, находящегося в тесном взаимодействии с природой. Паустовский был уверен, что общение с ней меняет человека, пробуждает в нем искренние чувства, делает милосердным. Примером тому могут стать многие сочинения автора, в том числе и произведение «Заячьи лапы», краткое содержание которого будет изложено в статье. Чаще всего в своих творениях автор описывал реально происходившие события.

Факты из биографии писателя

Родился 19 мая 1892 года в Москве. Отец был железнодорожным служащим. В душе он был большим романтиком и мечтателем, именно эти качества характера передались от отца сыну. Семья много раз меняла место жительства. Киев - один из городов, где довелось жить будущему писателю. Здесь он поступил в гимназию и успешно закончил ее. В годы учебы был написан и опубликован его первый рассказ.


После окончания гимназии учеба была продолжена сначала в Киевском, а затем в Московском университете. Однако с началом Первой мировой войны обучение пришлось прервать. Молодой человек работал в составе полевой санитарной бригады, которой вместе с русской армией пришлось отступать по территории Польши и Белоруссии. События Октябрьской революции и Великой Отечественной войны тоже не обошли стороной жизнь писателя. Константин Георгиевич Паустовский прожил 76 лет, его не стало 14 июля 1968 года.

Что вдохновляло на творчество

Жажда странствий никогда не покидала писателя. А после поездок и путешествий всегда рождались новые произведения. Паустовскому удалось посетить многие уголки страны, бывал он и за рубежом. Екатеринослав, Киев, Одесса, Сухуми, Батуми, Тифлис - это лишь небольшой перечень городов, где побывал писатель. А в некоторых из них он жил и работал.


Константин Георгиевич был Он попробовал себя в разных сферах деятельности, что не могло не сказаться на обогащении его жизненного опыта. Это же помогало в литературной деятельности.

Немаловажным является и тот факт, что на жизненном пути Паустовского встретились такие талантливые люди, как Илья Ильф, Валентин Катаев, Михаил Булгаков. Общение, совместная работа с ними оказали влияние на развитие писательского таланта молодого автора.

Литературное наследие писателя

Перу Константина Георгиевича Паустовского принадлежит большое количество рассказов, которые печатались как отдельно, так и в составе многочисленных сборников. Произведение «Заячьи лапы» имеет именно такую историю. Рассказ переиздавался много раз еще при жизни писателя, популярен он и сейчас. Кроме того, читателям интересны очерки, повести и романы Паустовского.

«Повесть о жизни» - главный литературный труд писателя, над которым он работал с 1945 по 1963 год. Автобиографическое произведение состоит из шести книг. Каждая из них описывает определенный этап жизни автора, которая была неразрывно связана с историей страны.

Все произведения Паустовского отличаются увлекательным сюжетом, особой манерой изложения автора. При этом не имеет значения ни возраст, ни литературные предпочтения читателя. Например, Рассказ «Заячьи лапы» не может оставить равнодушным ни взрослого, повидавшего в своей жизни многое, ни ребенка, только начинающего познавать мир.

Мещерский край

Константин Паустовский объездил все уголки страны. Многие места поражали его своей уникальностью, красотой природы. Но особенное отношение у писателя было к Мещерскому краю. Скромная среднерусская природа вдохновляла на творчество больше всего.

На протяжении многих лет писатель жил в Москве, но время от времени уезжал на Оку, в Тарусу. Именно после посещения этих мест самые вдохновенные произведения мог писать Константин Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» тоже родился в Мещерской стороне.

Востребованы ли произведения современным читателем

Произведения Константина Георгиевича Паустовского включены в программу начальной и средней школы. И это совсем неслучайно. Читая рассказы писателя, дети учатся понимать природу, менять отношение к ней. Кроме того, они учатся сочувствовать, сопереживать, что особенно важно в жизни людей.

Большой любовью у маленьких читателей пользуются такие рассказы, как «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы». Главные герои этих произведений вызывают уважение, дети искренне сочувствуют, доверяют им. У многих персонажей можно поучиться житейской мудрости.

События, описываемые в произведении, происходят в окрестностях Урженского озера. Именно в тех местах любил бывать Паустовский. После одного из таких посещений у автора родилась идея написать рассказ «Заячьи лапы». Главные герои произведения хорошо знакомы писателю. От них он и услышал историю, которая легла в основу рассказа.


Ваня Малявин и его дед - заядлый охотник - это главные герои повествования.

Однажды во время охоты старика застал лесной пожар. Как известно, огонь в лесу уничтожает все на своем пути, уцелеть в такой ситуации порой бывает невозможно. Однако дед остался жив. А своим спасителем старик считал зайца - животные лучше человека чувствуют, с какой стороны может приближаться опасность.

Заяц, убегая от огня, вел за собой и деда. Когда опасность миновала, охотник обнаружил, что заяц очень сильно пострадал - у него обгорели лапы и живот. Старик считал своим долгом вылечить зверька. Об этом и повествуется в рассказе «Заячьи лапы». Краткое содержание произведения можно выразить мыслью о том, что за добро нужно платить добром, чего бы это ни стоило. Ване и деду Лариону пришлось преодолеть немало преград, прежде чем беспомощный зверек был вылечен.

История излечения зайца началась с посещения ветеринара, который грубо отказал Ване, посмеявшись над ним и дедом Ларионом. Но на пути мальчика повстречалась сердобольная бабка Анисья. Она и посоветовала Ване обратиться за помощью к детскому врачу Карлу Петровичу, который жил в городе.

Доктор был обескуражен, когда к нему пришел старик с необычным пациентом. Решение Карла Петровича, казалось, было непоколебимым - лечением животных он никогда не занимался и делать этого не станет. Но все же настойчивость деда взяла верх - бедный зверек был излечен доктором.

Характеры персонажей произведения глазами детей

В рассказе «Заячьи лапы», краткое содержание которого изложено выше, показаны разные характеры героев. Это особо ценится в произведении, когда его рекомендуют для детского чтения.


После ответа на вопрос, кто из героев вызывает симпатию, обязательно нужно обсудить характерные черты каждого из них. Беседу можно организовать, отталкиваясь от вопросов:
  1. Чем понравился мальчик Ваня Малявин?
  2. Каким человеком была бабка Анисья?
  3. Назовите главные черты характера деда Лариона.
  4. Что можете рассказать о Карле Петровиче?

Обязательно нужно обратить особое внимание читателей на отрицательных персонажах с той целью, чтобы, анализируя их поступки, дети учились отличать негативные черты характера человека, вызывающие неприязнь у окружающих.

Характеристика деда и внука

Рассказ «Заячьи лапы» построен так, что в его содержании главных героев, их черт характера Паустовский почти не дает. Внутренний мир этих людей становится понятен из совершаемых ими поступков.

Маленьким читателям становится ясно, что старый охотник - добрый и отзывчивый человек. Его переполняет чувство ответственности и долга. Он готов вытерпеть унижения, насмешки ради спасения бедного зверька.

Стоит отметить, что внук, несмотря на возраст, обладает теми же качествами характера, что и Ларион. Сострадание к больному зайцу, чувство благодарности к нему за спасение деда заставляют мальчика бежать через лес, выслушивать унижения от ветеринара. Все поступки Вани вызывают симпатию у читателей.

Паустовский, «Заячьи лапы». Отзывы читателей

Опыт показывает, что краткое содержание рассказа «Заячьи лапы» не способно передать все особенности сюжета произведения, индивидуальность характеров его героев. Именно поэтому настоящий отклик в душе ребенка получает полная версия рассказа. Отзывы юных читателей о нем чаще всего бывают восторженными.
Дети принимают сторону положительных героев рассказа. Они сочувствуют больному животному и радуются счастливому окончанию истории.

Что дают читателю произведения Паустовского

Познакомившись с произведением целиком или прочитав лишь краткое содержание сказки «Заячьи лапы», читатели могут почерпнуть много полезных и интересных сведений для себя.

Завораживает описание природы, которое мастерски дает Паустовский. Человек невольно начинает ощущать свое присутствие в изображаемом уголке, что положительно влияет на его эмоциональную сферу.
Произведение «Заячьи лапы» (краткое содержание или полная его версия) дает возможность почерпнуть немало знаний о природе, жизни животных. Для маленьких читателей это очень важно. Кроме того, происходит обогащение активного словаря, развивается умение разбираться в
В книге показана борьба человека со стихией огня во время лесного пожара. Но преодоление человеческой черствости оказалось таким же непростым делом. Писатель вселяет в душу читателя оптимизм, когда показывает, что справиться можно с любыми трудностями. Константин Паустовский рассказ «Заячьи лапы» писал для того, чтобы показать, что человек должен жить в окружении добра, которое он сам и создает.

Польза от чтения произведений Константина Георгиевича Паустовского огромна, и она очевидна.

Год издания рассказа: 1937

Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» совсем небольшое произведение. Это произведение номинанта на Нобелевскую премию по литературе представлено в школьной программе и во многом именно благодаря этому попало в рейтинги нашего сайта. Но творчество Паустовского востребовано не только благодаря наличию в учебной программе и высокое место писателя в нашем лучшее тому подтверждение.

Сюжет рассказа «Заячьи лапы» кратко

В рассказе Паустовского «Заячьи лапы» кратком содержании вы узнаете историю Вани Малявина, который принес маленького зайца с пожжёнными лапами и пузом к ветеринару. Но ветеринар велел зажарить зайца с луком на закуску деду и выпроводил паренька. Благо встретилась жалостливая бабка Анисья, которая посоветовала деду Вани, если он уж так хочет вылечить зайца, отнести его в город к Карлу Петровичу. Ваня вытер слезы и пошел босиком по песчаной дороге домой – на Урженское озеро. Стаяла неслыханная жара, а недавний пожар обошел озеро стороной лишь чудом. Сейчас о пожаре напоминал лишь запах гари. Ваня хотел покормить завернутого в рванную ватную куртку зайца, но тот лишь беспомощно опустил голову на листья.

На следующее утро Ларион Малявин одел новые лапти, взял посох, краюху хлеба и отправился в город. Ваня нес зайца сзади. В городе было пусто и знойно. Долго расспрашивали главные герои рассказа «Заячьи лапы» Паустовского о Карле Петровиче, но некто нечего о нем не знал. Помог им аптекарь, который сказал, что Карл Петрович Корш – это детский врач, который не принимает вот уже 3 года. Живет он на Почтовой три. Карл Петрович играл на рояле, когда его озадачили странной просьбой. Он сначала долго не хотел лечить зайца – ведь он не ветеринар. Но затем дед рассказал ему историю как этот заяц спас его. Тогда Карл Петрович согласился. Дед ушел, а Ваню оставили ходить за зайцем. Через два дня весь городок гудел о том, что Карл Петрович лечит зайца, который спас деда. На третий день к врачу пришел молодой человек, который представился сотрудником московской газеты и просил рассказать о зайце.

Вскоре главного героя рассказа Паустовского «Заячьи лапы» вылечили, и Ваня отправился домой. Напоминанием о этой истории стал только московский профессор, который настойчиво просил продать ему зайца. Но дед продиктовал Ване письмо, в котором говорил, что живая душа не продается. Ваня же узнал всю историю с зайцем уже октябрьской ночью. Деду не спалось, а заяц с порванным ухом спал в сенях. Время от времени он стучал во сне задней лапой по прогнившей половице.

В августе дед пошел на охоту. Жара стояла страшная. Вдруг на деда выскочил зайчонок с порванным левым ухом. Дед выстрелил из старого связанного проволокой ружья, но промахнулся. Дед пошел дальше, но тут услышал, что со стороны Лопухов сильно тянет гарью. Затем появился дым и ветер. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Убежать от огня было просто невозможно, ураган разгонял огонь до 30 км/ч. И тут выскочил заяц. Он едва волочил ноги, которые были обожжены. Звери лучше чувствуют движение огня, и дед помчался за зайцем. На берег озера они выскочили оба без сил и свалились. Дед подобрал зайца и вот он теперь живет у него. Но дед все равно чувствовал себя виноватым. Ваня удивился: «Почему?». Дед велел взять фонарь и посмотреть на зайца. У него было порвано левое ухо, стало быть именно этого зайчонка хотел подстрелить главный герой рассказа Паустовского «Заячьи лапы».

Рассказ «Заячьи лапы» на сайте Топ книг

Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» читать настолько популярно, что он занял высокое место в нашем рейтинге . Но немало этому способствует наличие произведения в школьной программе. Поэтому мы прогнозируем, что рассказ «Заячьи лапы» еще не раз появится в рейтингах нашего сайта .

Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

3-й класс. Урок литературного чтения.

Тема: " Константин Паустовский «Заячьи лапы» Что чувствуют и переживают герои."

Тип урока: комбинированный.

Цель: Создать условия для развития умений внимательно и осознанно читать произведение, анализировать внутренний мир героев произведения; способствовать развитию умения определять жанр художественного произведения .

Планируемые образовательные результаты :

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ход урока.

I .Орг. момент

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

II .Введение в тему.

Прочитайте эпиграф нашего урока.

Эпиграф урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости!»

Как вы понимаете эти слова?

Ребята, с произведением каких писателей мы познакомились, из­учая тему «Учимся любить»?

Проверьте себя по содержанию.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного писате­ля. А героя узнаете, отгадав загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц.)

-Найдите фамилию автора и название его произведения по содержанию. (К. Паустовский «Заячьи лапы».)

Знаком ли вам этот писатель?

(Показ портрета)

Константин Георгиевич Паустовский – великий русский писатель. Он любил путешествовать, отражал свои впечатления об увиденном, людях в своих повестях и рассказах. Его произведения о природе, животных учат людей доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю. С одним из его трудов вы познакомитесь, сегодня. Это рассказ «Заячьи лапы», который Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить читателя равнодушным.

III . Сообщение темы и цели урока.

Внимательно прочитайте тему урока.

Чему мы будем учиться на уроке?

Сформулируйте цели урока продолжив фразы:

Я хотел бы познакомиться….

Я хотел бы узнать…

Я хотел бы развить умение…

Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского "Заячьи лапы", будем анализировать внутренний мир героев произведения .

IV .Работа над новым материалом.

1. Знакомство с писателем.

Чтобы понять, почему написал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», нужно хотя бы немного узнать о самом авторе.

Константин Паустовский родился в 1892 г. в Москве. Детство про­вел на Украине у деда и бабки. Писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путеше­ствовать. Ещё будучи ребенком Костя грезил путешествиями. Со временем он осуществил свою мечту, побывав во многих странах. Впечатления от этих поездок, встреч с разными людьми легли в основу многих его очерков. Но, как признавался впоследствии сам писатель, лучше Средней России мест нет. Паустовский говорил, что он все охотнее и чаще пишет о простых безызвестных людях – пастухах, паромщиках, ремесленниках, лесных объездчиках, «сторожах и деревенских детях – своих закадычных друзьях». Вот поэтому и создал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» – рассказ, в котором мальчик и старик пытаются спасти зайчонка. Но не все так просто в этом произведении…

2. Словарная работа.

Работа в группах.

Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.

Сейчас, работая в группах найдите в толковом словаре значения слов.

1 группа ищет значение слов:

Оголец – мальчишка, молодой парень.

Пациент – больной, который лечится у врача.

Пенсне – очки, которые держатся с помощью пружинки на переносице.

Посох – длинная трость, палка для опоры при ходьбе.

2 группа ищет значение слов:

Прошамкать – проговорить невнятно из-за отсутствия зубов.

Сени, сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенской избе.

Ураган – ветер необычной, разрушительной силы.

Умреть (умрет) – диалектное; особенность произношения слов в определенной местности.

3 группа ищет значение слов:

Онучи – обмотка для ноги под сапог, портянка.

Ветеринар – специалист по лечению животных.

Лапти – в старое время крестьянская обувь, сплетенная из лыка (липа).

Коновал – знахарь, лечащий лошадей (о плохом, невежественном враче).

3 группа ищет значение слов:

Вереница – ряд сходных предметов, движущихся друг за другом цепью.

Зенит – в астрономии – точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя.

Янтарь – окаменевшая живица хвойных деревьев, от прозрачного до темно-красного цвета, обрабатывается для украшений.

Фетровая шляпа – плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.

3. Чтение рассказа Константина Паустовского «Заячьи лапы» 1-ой части учителем, 2-3-ей части учащимися по цепочке.

Понравилось произведение?

Выразите своё мнение о прочитанном рассказе одним словом.

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Чему учит это произведение?

4. Физкультминутка

4. Работа по содержанию.

Кто рассказал нам эту историю? О чем она? (О том, как дед и внук спасали зайца.)

Из-за чего произошла эта история?

Найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что лето было жаркое.

Проверим, внимательно ли вы читали текст.

Как вы думаете, заяц, которого с помощью доктора спас дед, - тот самый, в которого он стрелял? Из какого эпизода это видно?

Найдите и прочитайте, что рассказал дед доктору Карлу Петровичу. Какая деталь подтверждает, что это один и тот же заяц? (Заяц был с рваным ухом.)

Какие чувства пережил дед во время пожара? (Он почувство­вал приближение смерти.)

Найдите подтверждение в тексте. («Смерть настигала деда...».)

Найдите самый напряженный момент в рассказе деда. Перечитайте его и подчеркните действия деда во время пожара одной чертой, а действия зайца - волнистой ли­нией.

- Что можно сказать о поведении деда? (Он был в панике и не знал, что делать.)

Как же ему удалось спастись? Прочитайте, как это объяс­няет автор.

Как вы думаете, почему дед так упорно стремится спасти зайца: ведь он хотел убить его на охоте? (Дед хотел отпла­тить спасением за спасение.)

– Зачем Ваня обратился к ветеринару? Зачем Ваня и дедушка отправились в город?

Прочитайте, как к зайчику отнесся ветеринар. Почему ветеринар отказался его лечить?

Прочитайте и кратко расскажите о разговоре деда с аптекарем.

Кто вылечил зайца? Кто и как помогал в спасении больного зверька? Зачитайте отрывок.

Почему Ваня принимает такое участие в судьбе больного зайца?

- Кто участвовал в спасении зайца? ( Ваня Малявин, дед Ларион Малявин, бабка Анисья, доктор Карл Петрович, аптекарь.)

- Что вы можете сказать о Ване? (Он добрый, чуткий, вынос­ливый, упорный, заботливый мальчик.)

Подтвердите словами из текста, постарайтесь ничего не упу­стить. ( Ваня очень переживает, когда сельский ветеринар отказывается лечить зайца. По дороге домой он старается накормить зайца мягкими листьями. Ваня бежит напрямик через лес к озеру, чтобы в жару дать напиться зайцу.)

А теперь докажите, что почти все, кто так или иначе участ­вовал в судьбе зайца, очень хорошие люди.

Какое участие приняла в судьбе зайца бабка Анисья?

Найдем на с. 164 и перечитаем разговор Вани и бабки Ани­сьи. Какие ее действия вы можете отметить? (Не прошла мимо; посочувствовала; пожалела зайца; дала совет.)

- Как эти поступки ее характеризуют? (.Жалостливая, любо­знательная, душевная, добрая.)

Какие слова подтверждают, что она пожилая деревенская жительница? («Прошамкала», «не умреть», «пущай», «сер­дешный».)

А как Ваня и дед нашли доктора? Кто им помог?

Перечитайте диалог аптекаря и деда.

- Каким вы представляете себе аптекаря? (Толстый, старый, в пенсне, нервный, раздражительный, сердитый.)

Как вы думаете, почему сначала аптекарь не захотел помочь деду? (Примерный ответ. Аптекарь, услышав историю про зайца, сначала раздумывал над тем, что неловко беспокоить старого, уже не практикующего детского врача по такому делу, но затем проникся рассказом и выкрикнул адрес.)

Кто же вылечил зайца? Почему доктор согласился лечить его?

Перечитаем разговор деда и доктора и составим словесный портрет Карла Петровича. ( Старик с седыми взъерошенными бровями, интеллигентный, образованный, строгий, добрый, умел играть на рояле.)

- Какие действия предпринял дед по спасению зайца? ( От­правился в город; выспросил адрес; убедил доктора лечить зайца.)

- Какие человеческие качества при этом он проявил? (На­стойчивость, не стал наживаться на зайце, выпустил на волю.)

Какое у вас отношение к каждому из действующих лиц?

V . Закрепление.

1. Составление плана рассказа.

О чём рассказ?

О каких событиях в нём повествуется?

Составим план рассказа перечисляя цепочку событий.

План:

    Ваня у ветеринара.

    Совет бабки Анисьи.

    Дорога в город.

    Встреча с доктором.

    Лесной пожар.

    Заяц у деда.

Работа в парах.

Ребята, посмотрите на наш план и сопоставьте эти цепочки событий. Уточните, в какой последовательности события происходили на самом деле и в какой о них рассказывал писатель.

У учащихся появляется запись.

События в рассказе. События в жизни.

    Ваня у ветеринара. 1. Лесной пожар.

    Совет бабки Анисьи. 2. Ваня у ветеринара.

    Дорога в город. 3. Совет бабки Анисьи.

    Встреча с доктором. 4. Дорога в город.

    Лесной пожар. 5. Встреча с доктором.

    Заяц у деда. 6. Заяц у деда.

Почему рассказ о лесном пожаре перенесён в самый конец повествования?

(для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать её).

(Последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нём и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные – наши друзья, к ним надо относиться бережно.

2. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.

А теперь поработаем в группах, составляя словесный портрет героев.

1 группа - Каким вы представляете Ваню?

Проверка (Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)

Речь: волнуясь шепчет

2 группа - Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?

Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

Проверка (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

3 группа - Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.

Проверка (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

4 группа - Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион?

Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

Проверка (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

(Это рассказ о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!)

VI .Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Подготовить творческий пересказ от лица героя произведения – мальчика .

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

VII .Итог урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Какие задания показались вам наиболее интересными?

Ребята, почему этот рассказ помещен именно в эту главу?

Что вас взволновало? О чем задумались?

II Х.Рефлексия.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png